«Изучение стереотипов современного общества»
статья по теме

Цой Галина Сергеевна

Цель данной работы выявить социальные стереотипы поведения и проанализировать отношение к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_stereotipov_sovremennogo_obshchestva.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Изучение стереотипов современного общества»

Введение.

Человек - существо социальное, поэтому совершая тот или иной поступок, мы оглядываемся на общество, надеясь на его поддержку и опасаясь осуждения.

С самого рождения человек познает окружающий мир и его явления, приобретая стереотипы. С одной стороны, стереотипы значительно упрощают процессы познания и творчества, позволяя широко использовать имеющиеся знания и навыки, а с другой - они же ограничивают нашу возможность познания нового, выходящего за рамки привычных понятий.

Стереотипы имеют достаточно сильное влияние на сознание людей и очень широкое распространение, границы которого трудно даже оценить. На основе знаний стереотипов основывается PR-деятельность, реклама и маркетинговые стратегии.

Определение понятия.

Стереотип - "застывший" образ, выражающий привычный способ восприятия, действия по отношению к данному объекту.

Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный,

схематизированный и чрезвычайно устойчивый

образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Нередко при определении социального стереотипа подчеркивают его целостность, ярко выраженную оценочную и ценностную окраску.

Общим местом в определениях социального стереотипа является признание его преимущественно негативным феноменом, препятствующим полному, адекватному взаимопониманию людей.

Выводы исследований.

Главные выводы исследований в области социального стереотипа:

1)  люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) грубыми и пристрастными признаками;

 2)   такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени;

 3) социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от различных изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;

 4)   социальные стереотипы становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;

 5) они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;

 6)  социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп.

Различие социальных стереотипов.

Хотя стереотип по определению имеет социальное происхождение и распространение, термин «социальный стереотип» может пониматься и в более узком смысле: как стереотипное представление о социальной группе или общности (и ее членах). В этом смысле различают социальные автостереотипы (представления о своей группе) и гетеростереотипы (представления о других группах).  Люди воспринимают многие стереотипы как образцы, которым надо соответствовать, поэтому такие фиксированные представления оказывают довольно сильное влияние на людей, стимулируя у них формирование таких черт характера, которые отражены в стереотипе.

Таким образом, социальные стереотипы — это штампы сознания, вырабатываемые социальной средой и приписывающие те или иные  ценностные и значения социальным группам и их типичным представителям. Социальный стереотип (как правило, гетеростереотип), ассоциированный с негативным отношением к той или иной группе, называется «предубеждением».

Влияние стереотипов.

Авторы исследования «Введение в Популярную Культуру», отмечают, что стереотипы являются составной частью массовой культуры. Они могут формироваться на основе возраста, пола, расы, религии, профессии или национальности. Существуют также стереотипы географические, вещевые и прочие. Стереотипы в большинстве случаев носят нейтральный характер, однако при их переносе от конкретного человека на группу людей (социальную, этническую, религиозную или расовую) часто приобретают негативный оттенок. Именно на стереотипах основаны такие явления, как расизм, сексизм, исламофобия.

Сэра Хан, профессор Университета Сан-Франциско опубликовала статью, в которой утверждает, что доверять стереотипам крайне опасно. Стереотип имеет познавательную и мотивационную функции. С познавательной точки зрения, стереотип представляет собой обоюдоострое оружие — он дает информацию в легкой и удобоваримой форме. Однако эта информация весьма далека от реальности и способна дезориентировать человека. С мотивационной точки зрения, стереотипы еще более ненадежны. Человек, основывающий свои решения на массовых представлениях, а не на фактах, серьезно рискует.

Заключение.

Под стереотипами понимаются обобщенные, шаблонные, эмоционально насыщенные, связанные с социальными ценностями и мало зависимые от эмпирического познания представления о социальных объектах, которые усваиваются индивидом в процессе социальных взаимодействий.

Стереотипы — это некая запрограммированная составляющая жизни подавляющего большинства индивидов. То, от чего сложно (а некоторым — и невозможно) избавиться. Можно предположить, что стереотипы в какой-то мере помогают жить, позволяя проходить отдельные моменты этой самой жизни — как бы «автоматом». Социальные стереотипы формируются относительно легко, поскольку наше собственное воспитание и культура порождают в нас ряд ожиданий относительно поведения и черт других людей.

Выводы:

  1. Образование стереотипов происходит не только в результате действия индивидуальных когнитивных процессов и эмоциональных состояний личности,  но и под воздействием многих социальных процессов. К таким, как мы выяснили, относятся взаимодействие и взаимное влияние людей, выработанные обществом нормы, которые человек получает при обучении,  воспитании,  а также культурной среды и политической ситуации.
  2. В результате действия этих механизмов стереотипы являются неизбежным аспектом психологической жизни человека.
  3. Наибольшее воздействие на формирование социальных стереотипов поведения отказывают средства массовой информации, что ведет к пассивному формированию мировоззрения.
  4. Во взаимоотношениях внутри собственного круга молодежь становится все более и более коммуникативной, почти исчезает барьер в общении между полами, интересы девушек и юношей сближаются.

Жизненные ценности и стереотипы сегодняшней молодёжи определяют образ нашего “завтра”. Любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества.

Проблемы изучения мировоззрения и стереотипов поведения, а также  процессов с ними связанных, необходимы в современной динамичной, нестабильной обстановке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ -НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ".

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и обла...

Ценность детского чтения в контексте развития современного общества

В статье говорится о значении книги в жизни человека. Почему утрачивает свою ценность детское чтение? А ведь чтение - это важнейший способ освоения социально-значимой информации, культурных ценностей ...

Воспитание социально адаптированного человека, приспособленного к условиям и требованиям современного общества.

В статье описан педагогический опыт воспитания и обучения детей, а так же, применяемые современные технологии....

Развитие толерантности в системе образования - как объективная потребность современного общества.

В этой работе содержится материал из опыта работы по теме "Развитие толерантности..." Толерантность это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру,взгляды и друг...

Педагогическое эссе "Роль учителя в современном обществе"

Роль педагога в современном обществе проявляется в вышеперечисленных его социальных функциях...

Деятельность учителя после прохождения 3 базового уровня курсов.Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и боль

Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и больше увеличи...