Открытый урок по теме "Совесть"
классный час (4 класс) на тему

Романова Жанна Викторовна

Конспект урока и презентация  "Основы светской этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc43 КБ
Файл okrytyy_urok.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

(модуль Основы светской этики)

4 класс

Тема: «Совесть»

Составитель:

 Романова Ж.В., учитель начальных классов  ГБОУ СОШ  № 1176

Цель и задачи урока:

помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»

 

  семьи

Оборудование:

Учебник, раздаточный материал – копии рассказа Н.Артюховой «Совесть заговорила

                                     Ход урока

1.Организация деятельности  

2.Актуализация опорных знаний по теме. 

- В прошлом век жил великий педагог - Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский.  Он написал много поучительных рассказов, которые полезно почитать. По одному из них мы писали изложение. Я его вам напомню. Слайд 1.

"Стыдно перед соловушкой" В.А. Сухомлинский

Рассказ для детей

Катя  и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки   и положила в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала  Катя.- Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно... перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

 

-  Почему так ответила Лида? Разве соловей ей может сделать замечание.

- Кто ей об этом сказал, что будет стыдно? (Она сама себе сказала)

-Что помогает человеку  отличить добро от зла?

- Откроем книгу на стр.48  и прочитаем Тему нашего урока «Совесть».

 Слайд 2.

 - Сегодня на уроке мы узнаем и разберемся  …

  • Что такое совесть.
  •  Различаются ли понятия стыд и совесть?
  • Нужна ли человеку совесть?

 Работа с учебником

-Прочитаем первое предложение.

Слайд 3

-Что мы знаем о Древней Греции?

-Еще в те далекие времена людей уже волновали такие понятия.

-Читаем  ВТОРОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

     

Чувство стыда испытывал, наверно,  в жизни хоть раз каждый человек. Мы с вами о стыде говорили много на прошлом уроке. Посмотрим результаты анкетирования. За что вам бывает стыдно. Слайд 4

- Читаем дальше еще одно предложение.

Чем отличается понятия «стыд и совесть». Как вы поняли? Слайд №5

ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ НА СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД И ПОПЫТАЕМСЯ ПОНЯТЬ, ЧЕМ ДЛЯ НАС ЯВЛЯЕТСЯ СОВЕСТЬ. Зачем она нам дана. Слайд 6

 Вот как о совести сказал наш современник поэт Олег Воротынский

Зеркало - где отражается душа.

Способность отделить, добро от зла.

Это в душе - зажженная свеча.

Возможность честно, посмотреть в глаза. 

Несправедливость видя, не молчать.

Свершится злу, готовность помешать.

 

                                                 О.Воротынский

      Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука.    

 Если что-то не так, что начинает делать совесть?

  совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

-Прочитаем еще одно определение совести.

- По мнению Демокрита чего ДАЖЕ  надо стыдиться?

- Рассмотрим картинку внизу учебника. О чем нам она повествует? А с вами такое бывало. Вас мучала СОВЕСТЬ ? Что с вами в этот момент происходило.

  -Я предлагаю раскрасить первое сердечко в цвет, который может показать, что творилось  у вас  в душе, когда вас мучала совесть.

 - ПОКА ВАШИ РИСУНКИ СОХНУТ ДАВАЙТЕ ПРОЧИТАЕМ СЛЕДУЮЩЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕДРЕВНИХ ФИЛОСОФОВ.

- Философы считали, что человек рождается либо совестливым или нет, А ВЫ как ДУМАЕТЕ, КАК  можно развивать в себе чувство совести?

- НУ ВОТ, ВАШИ ЛИСТОЧКИ ПОДСОХЛИ, ТЕПЕРЬ МЫ МОЖЕМ ПОКАЗАТЬ ИХ ДРУГ ДРУГУ И ПОГОВОРИТЬ ПОЧЕМУ У ВАС ПОЛУЧИЛИСЬ ТАКИЕ ЦВЕТА.

Послушайте стихотворение хорошо вам известной детской поэтессы Агнии Львовны Барто, которое так и называется «Совесть»:

  Я кошку выставил за дверь,

Сказал, что не впущу.

Весь день ищу ее теперь,

Везде ее ищу.

Из-за нее

Вторую ночь

Все повторяется,

Точь-в-точь,

Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Я прогоняю кошку прочь,

Потом опять зову.  

-А МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ИСПЫТЫВАТЬ ТАКИЕ МУКИ, МОЖЕТ НАМ НЕ НУЖНА СОВЕСТЬ И ЛЕГЧЕ И ЛУЧШЕ БЫТЬ БЕССОВЕСТНЫМ?

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ с.49 первый абзац.

Можно ли обмануть другого человека? А себя?

Какое здесь главное предложение. Слайд 7.

  - ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ.

Возьмите второе сердечко и раскрасьте его так, когда ваша совесть спокойна.

-          СЛАЙД 8  ПОКА ВАШИ РИСУНКИ ПОДСОХНУТ ПРОЧИТАЕМ ПОСЛОВИЦЫ  И ПОГОВОРКИ О СОВЕСТИ.

 

Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека (русская пословица)

 Вода все отмывает, кроме нечистой совести. (сербская пословица)

Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. (итальянская пословица)

Бессовестный любит того, у кого есть совесть, потому что его легче обмануть.(цыганская пословица)

В ком стыд, в том и совесть. (русская пословица)

Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.

Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.

Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.

Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.

 Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.

ОТВЕТИМ НА ГЛАВНЫЙ ВОПРОС УРОКА?

Слайд 9

 РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. Дочитаем содержание и найдем ответ на вопрос в учебнике.

В последнем абзаце нашей темы содержится еще один важный момент. Прочитаем.

- Приведите примеры.

- Умейте находить «Золотую середину»

 -ПРЕКРЕПИТЕ СВОИ РИСУНКИ С СЕРДЕЧКОМ К ДОСКЕ, КОГДА У ВАС СОВЕСТЬ СПОКОЙНА.  Почему  вы использовали такие цвета?

Я желаю, чтобы только такие красивые цвета отражали ваше внутреннее состояние.

 

Resource id #3208

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В.А.СУХОМЛИНСКИЙ

Слайд 2

Тема урока: «Совесть» Что такое совесть? Различаются ли понятия стыд и совесть? Нужна ли человеку совесть ?

Слайд 3

Древнегреческий философ Демокрит 460г. – 370г. до н.э.

Слайд 4

Результаты анкетирования: Стыдно за обман Стыдно за грубость к другим людям Стыдно за нарушение дисциплины Стыдно за глупую шутку Стыдно за отказ в помощи близкому человеку.

Слайд 5

Стыд – ЭТО ПРЕЖИВАНИЕ ПОЗОРА ПЕРЕД ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ Совесть – это стыд перед самим собой.

Слайд 7

СОВЕСТЬ ЗАСТАВЛЯЕТ ГОВОРИТЬ СЕБЕ ТОЛЬКО ПРАВДУ

Слайд 8

Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека. Вода все отмывает, кроме нечистой совести. Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. В ком стыд, в том и совесть.

Слайд 9

Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному. Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений. Чистая совесть даёт свободу – от злобы и душевной пустоты. Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке. Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.

Слайд 10

Что человеку необходимо, чтобы не испытывать муки совести, а жить с чистой совестью?

Слайд 11

Воспитывать волю

Слайд 12

Хвалить ? Ругать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)

Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра...

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ. Тема: "Совесть" (ОСЭ) 4 класс.

Данная презентация разработана к уроку "Совесть" (ОСЭ), курс ОРКСЭ 4 класс....

Методическая разработка урока по теме «Совесть»(технологическая карта) по предмету ОРКиСЭ модуль «Основы светской этики».

Методическая разработка урока "Совесть" (технологическая карта) предназначена учителям, преподающим курс ОРКиСЭ (модуль "Основы светской этики")...

Конспект и презентация к уроку по светской этике на тему "Совесть"

В ходе урока дети  смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд». Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, ...

Методическая разработка урока Тема: Совесть (урок 23) Класс: 4

Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определён...

Конспект урока (модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»

Цель и задачи урока:помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»Предметные результаты: усвоени...

Тема «Совесть» Модуль «Основы светской этики» урок 23.

Урок построен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо...