"Сотрудничество семьи и школы" (из опыта работы)
материал по теме

Донскова Оксана Васильевна

Считаю, что эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Поэтому работаю в тесном контакте с родителями, вижу в них своих помощников и единомышленников. В работе использую разные формы сотрудничесмтва с родителями. Самой эффективной формой считаю работу клуба "РИД" (это содружество родителей и детей). Все наша внеклассные мероприятия проводятся  с участием родителей. Это соревнования, конкурсы, праздники, семейные вечера, поездки, проекты, где родители выступают и в качестве участников и организаторов. Для того чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за их интеллектуальным ростом в рамках работы клуба "РИД" провожу Дни Открытых Дверей. После наблюдения за работой детей в школе мы обмениваемся мнениями с родителями, а затем они получают советы и рекомендации, как использовать увиденное в семейной практике. Последний день учёбы организуем днём открытых дверей для родителей. Благодаря проведению Дней Открытых Дверей и работе клуба "РИД", родители постоянно находятся в курсе дел класса, являются не сторонними наблюдателями за учёбой и воспитанием своих детей, а активно участвуют в педагогическом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotrudnichestvo_semi_i_shkoly.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

         Сотрудничество  

семьи и школы

        (из опыта работы классного  

     руководителя с родителями)

Учитель начальных классов

Донскова Оксана Васильевна

                                       МКОУ «Новоозерская СОШ»

                                       Тальменский район    Алтайский край

                                         Ст.Озёрки     2013 год

                 

                                             

                                                 

                                                   Оглавление:

1.Актуальность.

2.Основные принципы, направления, формы сотрудничества с родителями.

3. Формы сотрудничества классного руководителя с родителями:

3.1.Знакоство с семьями.

3.2.Родительские собрания.

3.3. «Минутки содружества».

3.4. Клуб «РиД».

3.5. Дни открытых дверей.

3.Диагностика степени удовлетворённости родителей сотрудничеством  со школой.

4. Список литературы.

5.Приложения:

5.1. Семейный вечер «Моя семья- моя радость».

                                       

                                               

                                            Актуальность:

                             В «Законе РФ об образовании» говорится:

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».

У родителей ребёнок учится заинтересованному, активному, деятельному отношению к жизни, подлинно гражданскому    поведению.

И если учитель работает в теснейшем контакте с родителями, видит в них своих помощников и единомышленников, то и дети будут успешно трудиться, будут добрыми и отзывчивыми.

Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития и воспитания человека.

Социальные изменения, произошедшие в последние годы в образовании, и ориентация на принятие школами модели профильного обучения диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями обучающихся.

Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач. Что обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи.

Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребёнка, мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью и другие.

Однако тенденция «дистанцирования» родителей от школы пока сохраняется.

Причин этому немало, среди них:

  • пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим;
  • следование сложившимся стереотипам воспитания, моделям, привнесённым из собственного детства;
  • непонимание целей совместной деятельности со школой и своей роли в ней;

      Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель.

Задача классного руководителя состоит в том, чтобы вызвать к жизни и объединить позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять и обогащать друг друга.

Цель работы классного руководителя с родителями учащихся-

  • Создание воспитывающей среды.
  • Обеспечение единства требований школы и семьи.

Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку.

Плохо зная учеников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей.

          Общие дела и интересы школы :

  • сплачивают детей и родителей,
  •  помогают найти язык общения,
  • положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.

           

 Основные принципы в работе с родителями:

  • Обращение к чувству родительской любви и уважение её.

  • Позитивная оценка каждого ребёнка в глазах родителей.

Характеризуя детей, предваряющей оценкой следует выдвигать положительную. Сначала родители должны услышать и узнать о своих детях хорошее, и только после этого они с пониманием и заинтересованностью воспримут озабоченность педагога теми негативными чертами характера ребят, которые мешают им стать лучше. Неумение классного руководителя увидеть в детях положительное будет расценено родителями и как несправедливость, и как недостаточный профессионализм педагога. Он может потерять доверие родителей, и их уважение.

  • Высокое уважение личности отца и матери, их родительских забот, их

трудовой и общественной деятельности.

Это проявляется и в формах обращения классного руководителя к родителям, и в доверительном тоне разговора, и в недопустимости наставлений и выговоров в адрес родителей. Соблюдение данного принципа помогает классному руководителю прийти к лучшему взаимопониманию не только с родителями, но с учащимися, так как дети любят своих отцов и матерей, и неуважительное отношение к ним больно ранит детскую душу и отчуждает от педагога.

Направления сотрудничества с родителями:

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает следующие       направления:

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  • Участие родителей в совместной с детьми деятельности.
  • Оказание психолого- педагогической помощи родителям.

Положительные результаты работы учителя с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями.

Формы сотрудничества с родителями:

  • Классные родительские собрания.
  • «Минутки содружества»
  • Нетрадиционные встречи за чашечкой чая.
  • Посещение родителей и учащихся на дому.
  • Дни открытых дверей.
  • Клуб  «РиД»

Далее подробнее остановлюсь на используемых мною формах сотрудничества с родителями.

                Когда я принимаю незнакомый мне класс, меня в одинаковой степени волнует, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.

  С первого дня знакомства с родителями я говорю им: чтобы дети выросли духовно здоровыми, необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная откровенность в отношениях воспитателей, согласованная работа. Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по просьбе учителя мамы или папы заполняют перед началом учебного года. В период поступления первоклассников в школу стараюсь посетить все семьи моих воспитанников. Знакомлюсь с условиями проживания ребёнка в семье. Часто, за чашечкой чая , родители с интересом рассказывают о своей семье, о семейных традициях, общих увлечениях, о своём ребёнке. Делятся своей радостью, проблемами; советуются в вопросах воспитания, обучения своего ребёнка. Такая непринуждённая обстановка сближает меня с родителями, помогает ближе узнать семьи моих воспитанников, а значит лучше понимать.

           Психолого- педагогическое просвещение родителей организую через родительские собрания.

Считаю ,что родительские собрания- одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. На протяжении всех лет обучения в начальном звене ставлю перед собой задачу- проводить работу с родителями так, чтобы уходя с собрания, они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое. Каждая наша встреча даёт повод к раздумью, вызывает желание анализировать, думать, читать.

    Родительские собрания  провожу в различных нетрадиционных формах. Вот некоторые:

- Заседание семейного клуба ( «Адаптация первоклассника»)

- Родительский практикум («Как учить детей мыслить»)

- Организационно-деятельностная игра («Как помочь ребёнку стать внимательным»)

-  Ситуационная игра («Методы семейного воспитания»)

- Проблемный семинар («Непослушный ребёнок»)

- Мастерская общения («Разговор на трудную тему»)

- «Мозговой штурм» («Семейное воспитание и здоровье наших детей»)

- Диалог с элементами тренинга («Семейное воспитание»)

- Семейная гостиная («Нравственные законы семьи-законы жизни»)

- Родительский ринг («Дети и деньги»)

-Педагогическая викторина  («Кто? Как? Почему?»)…

      Перед собранием родители (а иногда и дети) отвечают на вопросы анкеты, что позволяет мне лучше узнать их интересы, компетентность в рассматриваемых проблемах.

  Наиболее интересные ответы детей на вопросы анкеты записываю, а потом озвучиваю в начале родительского собрания. Прослушав высказывания детей, родители охотно высказывают мнения по данному вопросу. Я соотношу ответы детей с ответами их родителей и получаю полное представление о стиле отношений внутри семьи.

Анализируя ответы родителей и детей, я делаю выводы, которые помогут мне улучшить воспитательную работу как с детьми, так и  с их родителями.

    Родителей всегда интересует вопрос о дисциплине. Многие родители почти полностью поглощены дисциплиной и проявляют при этом  слишком мало любви к ребёнку, не дают ему почувствовать эту любовь. Часто родители не задумываются о том, что ребёнку необходимо больше: еда, одежда или родительская любовь. Поэтому на встречах с родителями помогаю им выражать свою любовь к ребёнку. Родители знакомятся с различными способами выражения любви, предлагают свои. Самое главное, что в любой ситуации надо дать понять ребёнку, что он нужен и родителям, и учителю. Ведь часто дети не чувствуют, что их искренне любят. В приложении дана разработка родительского собрания на тему «Как любить ребёнка?»

     К собраниям подбираю и оформляю выставку книг, журналов, иллюстраций, подходящих к данной теме., готовлю различные памятки .Иногда на собрания приглашаю библиотекаря, медика, социального педагога, логопеда.

  Для осмысления итогов родительского собрания в конце выясняю отношение родителей к проведённому собранию, подготовив заранее необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей.

На собрании обязательно подвожу итоги работы родителей, благодарю тех, кто уделяет много внимания воспитанию детей в семье и выполняет работу в классе.

    В конце года я интересуюсь, охотно ли родители ходили на эти собрания, каковы их пожелания и предложения. Результаты анкеты показали, что родители –активные сторонники таких собраний.

            В работе с родителями я опираюсь на родительский комитет, с помощью которого подключаю к работе всех родителей.

           

               Процесс воспитания настолько сложен, что большинство родителей испытывают серьёзные затруднения в этом вопросе, им требуется помощь, совет. Иногда родители стесняются обсуждать некоторые моменты на групповых встречах, в присутствии родителей. Поэтому  я организую с родителями «Минутки содружества». Это индивидуальные беседы, консультации для родителей по вопросам воспитания, обучения детей. Родитель заранее оповещает меня о желании обсудить какой- то вопрос. Мы договариваемся о месте и времени нашей встречи. Наши встречи могут проходить и в классе, когда нет детей, и в их домашней обстановке (когда приглашают в гости). Я заранее изучаю данный вопрос, проблему, готовлю памятки для родителей. При необходимости консультируюсь с нужными специалистами, либо приглашаю специалиста на индивидуальную беседу с родителем.

       

         Классный руководитель стремится установить тесный контакт с семьями учащихся, вовлечь их в совместную деятельность. Самой эффективной формой сотрудничества с родителями считаю работу клуба «РиД» (родители и дети). Многие наши внеклассные мероприятия проводятся совместно с родителями. Где родители  и участники и организаторы.

        «РиД»- это общение поколений, это содружество семьи и учителя. Это творчество учителя, родителей и детей. Причём все активные участники.

             Вся работа нашего клуба проходит под девизом «Вместе весело шагать по просторам».

Это  различные :

  • соревнования , конкурсы,
  • поездки,
  •  праздники :

--классные праздники     (посвящённые : дням рождения учащихся, различным датам: День Матери, Международный Женский День, День Защитника Отечества, «Прощай, 1 класс!», «Выпускной вечер в начальной школе»…),

--тематические праздники      («Золотая волшебница Осень», «Зимушка- Зима», «Весна-красна», «Здравствуй, Новый год!», «Четвероногие наши друзья», «Пернатые наши друзья», «Эти забавные животные», «В стране сказок и приключений», «Хлеб- всему голова»…),

-- семейные праздники, которые проводятся в конце учебного года, как итог определённому отрезку учебной деятельности (вечер «Моя семья- моя радость», Семейная гостиная «Тепло родного очага»…).

Сценарии некоторых праздников приведены в приложении.

          Перед классными мероприятиями проводится большая подготовительная работа. Оформляется тематическая выставка детских творческих работ .К выставке дети готовят свои творческие работы, как совместно с классным руководителем, так и с родителями. Наши детские праздники превращаются в своеобразные открытые уроки, так как многие из них подводят итог определённому отрезку учебной деятельности. На праздниках и во время подготовки к ним много возможностей для общения детей и родителей. В это время выявляются способности ребят, их привязанности. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создаёт атмосферу для творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии.

     

    Все самые запоминающиеся события, происходящие в классе, запечатлеваем в книжках- раскладушках. Это своеобразная летопись жизни класса. Фотографии делают сначала родители, позже им помогают дети. Многие семьи, отдельных членов семьи стараюсь постоянно отмечать благодарностями. После различных конкурсов, соревнований, праздников обычно родители и дети награждаются (призами, медалями, сувенирами, подарками…). Причём часто для родителей награды готовят их дети, а для детей придумывают сюрпризы их родители.

    В наших традициях- выпуск семейных газет, изготовление поделок, сочинение и исполнение стихов, песен и танцев. Мы выпустили классный альбом «Я и моя семья», с творческими работами детей и их родителей о своей семье. Выпустили классный сборник «Родничок», где помещены детские творческие работы, выполненные совместно с родителями (стихи, рассказы, сочинения). У нас уже стало традицией сочинять стихи ко многим классным мероприятиям и декламировать их перед всеми (родителями, одноклассниками, учителем). Причём многие дети в сотрудничестве со своими  родителями делают это с большим энтузиазмом. В приложении приведены некоторые творческие работы из альбома и сборника.

 

           Для того  чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за их интеллектуальным ростом в рамках  работы клуба «РиД» провожу  Дни открытых дверей.

       Учу родителей  ,на посещаемых ими уроках ,правильно выделять главное из всей суммы впечатлений. Во время предварительной  беседы говорю родителям, на что следует обратить внимание, например, посмотреть, как трудятся на разных уроках не только их дети, но и другие учащиеся. Когда родители побывают на уроках, послушают и посмотрят на своего ребёнка, сравнят его ответы с ответами сверстников, тогда они объективнее оценивают успехи своего ребёнка.

             Также в такие дни знакомлю родителей с приёмами, которые помогают сосредоточить внимание учащихся на главном, демонстрирую, как активизирует учебный процесс  включение в урок игровых ситуаций. Родители узнают, как можно использовать дидактический материал.

               После наблюдения за работой детей в школе мы обмениваемся мнениями с родителями, а затем они получают советы и рекомендации, как использовать увиденное в семейной практике. Наблюдения за детьми на уроках позволяют родителям понять, на что следует обратить особое внимание, как и какую помощь оказать сыну или дочери. Если дети болеют и долгое время не посещают школу, родители знают, как помочь им, так как они побывали в школе, послушали, как я объясняю, получили консультацию.

              Постепенно родители убеждаются, что заинтересованный труд ребёнка приносит более ощутимые результаты, нежели понукание, окрик и постепенно привыкают использовать приёмы и методы, которые демонстрирую им на открытых уроках. Так , присутствуя на днях открытых дверей, родители постепенно видят продвижение своих детей в учёбе, начинают лучше понимать напряжённый труд учителя, проникаются к нему уважением.

              Последний день учёбы организуем днём открытых дверей для родителей. К этому дню мы тщательно готовимся. Уроки строим так, чтобы мамы, папы, бабушки и дедушки поняли, как многому мы научились за год. Родители видят, что дети учатся здесь не только писать, читать, считать, но и быть пытливыми, любознательными, добрыми, отзывчивыми. А достигается это благодаря совместному труду учителя, учеников и родителей.

           

             Благодаря проведению дней открытых дверей и работе клуба «РиД»,  родители постоянно находятся в курсе дел класса, являются не сторонними наблюдателями за учёбой и воспитанием своих детей, а активно участвуют в педагогическом процессе.

         Родители любят посещать уроки и внеклассные мероприятия. Дети с нетерпением ждут своих пап, мам, бабушек и дедушек, ведь в их глазах им хочется выглядеть лучше. Они очень стараются показать свои достижения в учёбе, в труде.

                                   

                                    Список литературы:

1.Азбука воспитания: советы родителям  /сост. Г. Перегибов //Воспитание школьников -2001.-№7.

2. Алексеева Л. В. В союзе с родителями  //Начальная школа  2001 г., №11

3. Алоева М. А.  Родительские собрания в 3-4 классах  /Ростов н\Д.: «Феникс», 2005 г.

4.Ануфриев А.Ф. Костромина С.Н.  Как преодолеть трудности в обучении детей  /М.: Изд-во «Ось-89», 98 г.

5.Байярд Р. Ваш беспокойный подросток. /М: Просвещение, 91 г.

6.Баркан А.И.  Практическая психология для родителей. /М.:АСТ-ПРЕСС, 2001 г.

7. Взаимодействие детей и родителей :( тесты)  // Воспитание школьников.-2001 г.-№8.

8.Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. /М.: Академический проект, 2004 г.

9.Делимся опытом работы с родителями  //Начальная школа  1994 г, № 5

10.Дереклеева Н. И.  Справочник классного руководителя. Начальная школа. / М.:ВАКО, 2003

11. Журавлёв Д.  Психическое здоровье во многом определяет физическое //Народное образование.-2004- №8.

12.Иванцов А.  Изучение особенностей воспитания в семьях  //Воспитание школьников.-2000.- №9.

13.Из опыта работы школы с родителями  //Начальная школа  1994 г, №11

14.Калейдоскоп родительских собраний  /под редакцией Е.Н. Степанова /М.:Сфера, 2003 г.

15. Калугина О.В.  Учитель- ученик- родитель (формы совместной деятельности) //Начальная школа 2007 г., №2

16. Курипко О. А.  Счастливая семья. Какая она? //Начальная школа.- 2002.- №2

17. Константинова А. И.  Нам хорошо вместе  //Начальная школа  1997 г, №5

18.Корнеева Е. Н.  Почему они такие разные?  /Ярославль: Академия развития, 2002 г.

19.Криволап Н.С.   Хаткевич О. А.  Педагогическая мастерская  /Минск.: Изд-во ООО «Красико-Принт», 2003 г.

20.Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча /Под. Редакцией О. А. Волжиной.- СПб.:КАРО, 2005 г.

21. Саляхова Л. И.  Родительские собрания , 14 классы  /М.: «Глобус», 2007 г.

22.Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей /М.:Изд. Инстит. Психотер., 2004 г.

23. Хоменко И. Советы родителям /Педология.- 2001 г.- №6.

                             

                             

 Семейный  вечер

   «Моя  семья  -

                     моя  радость»

          Разработка  мероприятия

            с родителями  и  детьми

  1. класс

                         Автор- составитель:

                                       Учитель начальных классов

                                       Донскова Оксана Васильевна

                                     

                                          МОУ Новоозёрская СОШ

                                               Тальменский район

                                               Алтайский край

             

               

             

 

                             

                 «Моя  семья  - моя  радость»

 Программа «Моя семья» реализуется в течение определённого периода времени, и заключительные конкурсы являются своеобразным  подведением итогов работы с семьями.

Семейный вечер проводится в конце учебного года.

Цель :        Создать:

  • Условия для сплочения коллектива детей и родителей.
  • Предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей.

Задачи:     Способствовать :

  • Развитию  семейного творчества и сотрудничества семьи и школы.
  • Расширению представлений о возможностях семьи в воспитании младшего школьника.
  • Созданию условий для рефлексии опыта сплочения семьи на нравственных, гуманистических основаниях.
  • Воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости

                         за свою семью.

Форма :  Семейный  вечер.

Участники: Учащиеся, родители класса, классный руководитель.

Подготовительный  этап:

  • Учащиеся пишут сочинение «Моя семья», оформляют рисунки своей семьи.
  • Учащиеся берут интервью у родителей «История романтической любви».
  • Учащиеся вместе с родителями получают домашнее задание :

--создать герб своей семьи и подобрать девиз;

--подготовить рассказ о своей родословной и нарисовать генеалогическое древо своей     семьи.

  • Учащиеся готовят приглашения родителям на вечер.
  • Родители и дети готовят выставку творческих работ , фотографий «Мир семейных увлечений», «Загляните в семейный альбом».
  • Составляется программа детской самодеятельности (песни, стихи, сценки).
  • Составляется конкурсная программа для семейного вечера.
  • Определяются семьи- участницы конкурсной программы. .
  • Готовятся медали, сувениры семьям- участницам. Благодарственные письма отдельным родителям.
  • Готовятся напутственные открытки-памятки для родителей
  • Родители готовят фирменное семейное блюдо.

Оборудование, оформление:

 Классная комната оформляется празднично. Цитаты на доске «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». «Храни огонь родного очага». Используются подготовленные творческие работы учащихся и родителей. Оформляется выставка  «Мама, папа, я – моя дружная семья». Музыкальным фоном вечера служит песня О. Митяева «Как здорово!». Медали, сувениры, семьям- участницам. Благодарственные письма отдельным родителям. Подарки для детей, напутственные открытки-памятки  для родителей.

 Ход  вечера:

  1. Вступительное слово классного руководителя.

  1. Выступления семей- участниц и учащихся:
  1. 2.1 Конкурс «Представление своей семьи» и  «Моя родословная».
  2. 2.2.Конкурс «Договори пословицу».
  3. 2.3. Исполнение учащимися частушек,  стихов.
  4. 2.4. Задание «Продолжи фразу».
  5. 2.5. Конкурс «Представление герба своей семьи».
  6. 2.6. Конкурс «Семейные увлечения».

      2.7. Инсценирование  учащимися песни «Мастер- недоучка».

      2.8. Конкурс «Хорошо ли мы знаем друг друга?».

  1. 2.9. Конкурс «Семейные традиции».
  2. 2.10. Конкурс «Устами младенца».
  3. 2.11. Музыкальный конкурс.
  4. 2.12.  Домашнее задание «История романтической любви в своей семье».
  5. 2.13. Исполнение учащимися песни «Второклассники».

2.14 .Конкурс «Фирменное блюдо семьи».

  1. Подведение итогов вечера.

      4. Чаепитие.

Содержание  вечера:

Этапы

Деятельность кл. руководителя

Деятельность родителей и детей

1.Вступительное

слово кл. руково

дителя.

2. Выступления

семей-участниц

и детей.

2.1.Конкурс  «Представление своей семьи»,  «Моя родословная».

2.2. Конкурс «Договори пословицу».

2.3. Исполнение

учащимися частушек, стихов.

2.4. Задание «Продолжи фразу»

2.5.Конкурс «Представление герба своей семьи.

2.6 .Конкурс «Семейные увлечения».

2.7 .Инсценирование песни «Волшебник-

Недоучка».

2.8.Конкурс «Хорошо ли мы знаем друг друга»

2.9 Конкурс «Семейные традиции».

2.10 Конкурс «Устами младенца».

2.11.Музыкальный конкурс.

2.12. Домашнее задание «История романтической любви»

2.13. Исполнение детьми песни «Второклассники

2.14.Конкурс «Фирменное блюдо семьи»

3.Подведение итогов.

Рефлексия

Награждение

семей, родителей.

Вручение подарков, открыток.

4. Чаепитие

-Дорогие ребята, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на семейном празднике «Моя семья- моя радость»

-А сейчас я хочу представить семьи- участницы  вечера.

-Попрошу их поприветствовать

-Встречаем: семья Фроловых.

Семья Иващенко. Семья Казанцевых.

Семья- самое главное в жизни для каждого из нас. Семья-это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви,

ответственности, заботе и уважению.

Без семьи человеку очень трудно жить, поэтому её надо ценить и укреплять.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, -это дефицит общения. Им не хватает родительского внимания, ласки, заботы. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь. Наш задушевный совместный разговор может восполнить этот пробел.

-Давайте начнём вечер песней

О.Митяева «Как здорово».

Память. Без неё человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Память-то, что связывает нас со своими корнями.

Существует такое понятие, как родословная семьи. Знать свою родословную очень важно, потому что она- связь между прошлым, настоящим и будущим.

- Предлагаю семьям- участницам представить свою семью и  рассказать о своей родословной..

-Вот как много интересного мы узнали о ваших замечательных семьях. Большое спасибо. А теперь продолжим. Издавна о доме, о семье говорили с любовью, уважением, почитанием. До нас дошли сказки, поговорки, пословицы о доме, о семье.

Я предлагаю вспомнить пословицы о семье, чтобы было полегче- я предлагаю начало пословицы, а вы- её конец:

1.В гостях хорошо-  а дома лучше.

2.Не нужен клад, когда в семье лад.

3. Умел дитя родить,  умей и научить.

4.Семья без детей, что дерево без корней.

5.Где любовь да совет, там и горя нет.

6.На что и клад, когда у мужа с женой лад.

7.Детей наказывать стыдом, а не грозою и бичом.

-Сейчас, уважаемые родители, дети подготовили для вас частушки, стихи о своей семье.

-А сейчас я предлагаю семьям- участницам продолжить фразы:

--Семейное счастье- это…

--Самое трудное в семейной жизни- это…

--У нас в семье под запретом...

--Если мы ссоримся, то…

--Если у ребёнка что-то стряслось, то…

--Главное в счастливой семье - это…

Ещё в давние времена каждая знатная семья имела свой герб и девиз. Они передавались из поколения в поколение. Накануне мы обратились к семьям  с просьбой представить свои гербы и девизы. И пусть большинство из них не получено вами от ваших предков, зато мы сейчас можем положить начало новой традиции, которую будут передавать из поколения в поколение.

-Прошу семьи- участницы

представить свои гербы и девизы.

Говорят, что все семьи счастливы по- своему. Но у большинства счастливых семей есть любимое дело, которое объединяет и взрослых, и детей.

-Предлагаю семьям- участницам рассказать о семейных увлечениях.

-Ребята подготовили песню «Волшебник-недоучка».

Давайте поприветствуем.

Итак, очень важным в счастливых семейных отношениях является понимание. А понимать друг друга- значит, прежде всего, очень хорошо знать.

Я приглашаю выйти от каждой семьи- участницы пару –взрослый и ребёнок.

Я задаю по три вопроса каждой паре участников. Взрослый пишет ответ на листе, сидя спиной к ребёнку, и передаёт лист мне. После этого младший отвечает устно. Если ответы совпадают, то семейная команда получает «домик». Тот, кто наберёт наибольшее число «домиков», победит.

Итак, начинаем.

Вопросы командам:

Команде 1

Главе вашей семьи…лет.

Профессия бабушки младшего члена

семьи…

Любимая передача  мамы..

Команде 2.

Любимый вид отдыха членов вашей семьи…

Супруге главы вашей семьи…лет.

Вкуснее всего у мамы получается…

Команде 3.

Любимый вид спорта вашей семьи..

В школе главе семьи легче всего давался такой предмет, как..

В последний раз вместе, всей семьёй вы были на отдыхе в…

Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях! Об этом нам расскажут семьи- участницы.

- А сейчас, уважаемые родители,вы должны узнать о чём идёт речь?

- А сейчас предлагаю семьям- участницам исполнить свою любимую песню.

-Ребята у своих родителей брали интервью- история их

 романтической любви. Теперь ребята вы знаете историю знакомства своих родителей.

-Предлагаю семьям- участницам рассказать историю вашей романтической любви.

А сейчас ребята подготовили для вас, родители, песню «Второклассники».

-Давайте поприветствуем наших исполнителей.

В старину говорили: красна изба пирогами.

В каждой семье есть свои любимые блюда. Сейчас нам  продемонстрируют и расскажут о своих фирменных блюдах семьи- участницы.

-Заканчивая сегодняшний вечер, хочется сказать большое спасибо всем родителям и детям и выразить

надежду, что семейный вечер помог нам ближе узнать друг друга, объединиться, сделать ещё один шаг навстречу к взаимопониманию и единству.

Сегодня, мне кажется, у нас получилась по-настоящему тёплая, семейная встреча.

Спасибо вам за искренность и любовь.

Пусть вокруг вашего семейного очага всегда будут близкие, а ваши семьи будут счастливы.

-Понравился вам, уважаемые родители, семьи –участницы наш семейный вечер?

-Чем была полезна наша сегодняшняя встреча? Поделитесь своими впечатлениями.

-А вам, ребята, понравился наш вечер?

-Что особенно понравилось,

запомнилось?

-Особенно хочется поблагодарить семьи, которые не побоялись участвовать в нашем вечере. Хочется вручить Вам медали и сувениры.

В память о нашей встрече хочется всем участникам вручить подарки, открытки для родителей. Рисунок на открытках с любовью оформили ваши дети.

-А сейчас всех приглашаем к столу- испробовать фирменные блюда семей.

Всем приятного аппетита!

Ученик читает стихотворение:

В семейном кругу мы с вами растём.

Основа основ- родительский дом.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ- родительский дом.

 

Семьи-участницы занимают

свои места за общим столом.

Включается запись песни и родители подпевают.

Семьи- участницы кратко представляют свою семью,

и рассказывают о своей родословной. Свой

рассказ сопровождают семейными фотографиями, схемами «Генеалогическое древо семьи».

Участники вечера называют конец пословицы. По желанию вспоминают другие

пословицы и поговорки о семье.

Учащиеся исполняют частушки:

Посмотрите, наши гости.

Как мы весело живём.

Мы сейчас для вас попляшем

И частушки пропоём.

У родителей ни часа

Нет с ребёнком  пообщаться,

Я на улице общаюсь,

Очень быстро развиваюсь.

-Ой,-сказала маме Катя,

Руки пачкать я должна?

Как я буду мыть посуду,

Если грязная она?!

Опоздания причину

Игорь мигом сочинит,

То попал он в паутину,

То нашёл метеорит.

По-геройски Таня с ленью

Воевала целый день,

Но, к большому сожаленью,

Победила Таню лень.

Тряс и тряс портфель Артём,

Чтоб найти тетрадки,

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в прятки.

Мы частушки петь кончаем

И, конечно, обещаем

Слушать вас всегда во всём!

Никогда не подведём.

Стихи детей о своей семье:

       Моя семья.

Папа, мама, Илюша и я-

Моя дружная семья.

Семья с нами рядом всегда и везде,

Она много значит в каждой судьбе.

Любые невзгоды пройти веселей

С любимой семьёй моей.

                           Кедря Даниил

     Моя дружная семья.

У меня очень дружная семья.

Это- мама, папа .я .

А ещё братишка есть,

Не умеет пока есть.

Я его учу, учу.

Всё никак не научу.

Как откроет рот -лечу.

И жалею и журю.

Я его всему учу.

Как умею, как могу.

Мама любит очень нас

Да и папа тоже.

Только я вот не пойму-

Кого сильнее я люблю.

Всех наверно тоже!

                 Фролов Артём

Семьи –участницы продолжают фразы, высказывают свои мысли., рассуждают.

Семьи-участницы и другие желающие родители или дети представляют герб своей семьи и девиз.

Семьи- участницы рассказывают о своих семейных увлечениях. Выступают с творческими самопрезентациями (показ видеосюжетов, фотографий).

Двое девочек и мальчик  инсценируют песню .

Волшебник-недоучка.

Мальчик:

Вычислить путь звезды,

И развести сады,

И укротить тайфун-

Всё может магия.

Есть у меня диплом,

Только вот дело в том,

Что всемогущий маг

Лишь на бумаге я.

Девочки:

Даром преподаватели

Время с тобою тратили.

Даром с тобою мучился

Самый искусный маг.

Да-да-да!

Мудрых преподавателей

Слушал  ты невнимательно-

Всё, что ни задавали тебе

Делал ты кое-как.

Мальчик:

Сделать хотел грозу,

А получил козу,

Розовую козу

С жёлтою полосой.

Вместо хвоста нога,

А на ноге рога.

Я не хотел бы вновь

Встретиться с той козой.

Девочки.

Мальчик:

Сделать хотел утюг-

Слон получился вдруг.

Крылья- как у пчелы,

Вместо ушей цветы.

Ночью мне сниться сон-

Плачут коза и слон.

Плачут и говорят:

«Что с нами сделал ты?»

Девочки.

Ученица рассказывает легенду

Я расскажу вам одну легенду о семье. В давние времена жила большая дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир,

любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ удивил правителя: на листе бумаги было написано 100 раз слово «понимание»!

Родитель пишет ответ, а ребёнок устно отвечает.

Если ответы совпадают, то семья получает «домик».

Подводятся итоги.

Семьи- участницы рассказывают о своих семейных традициих.

Учащиеся загадывают, а родители узнают о чём идёт речь:

--Это когда все вместе: папа, мама, бабушка, дедушка. (семья)

--В семье это самое дорогое, её берегут, передают из поколения в поколение. (семейная реликвия)

--Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле.   (мама)

--Место, где мы бываем все вместе.

                       (дом)

--Бывает один раз в году, все его очень любят и очень ждут. Когда ты становишься старым, ждёшь его не меньше. (день рождения)

--Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его всё равно любят .(ребёнок).

--Она вяжет всем носки и печёт самые замечательные пирожки и булочки.   (бабушка).

--В них играют все дети.   (игрушки).

--Это не человек, но его любят все члены семьи.  (домашнее животное). 

Семьи-участницы исполняют всей семьёй песню.

     

Родители или ребёнок рассказывают историю.

Учащиеся исполняют с импровизацией песню:

Нагружать всё больше нас

Стали почему-то.

Нынче в школе второй класс-

Вроде института.

Нам учитель задаёт

С «иксами» задачи.

Кандидат наук и тот

Над задачей плачет.

То ли ещё будет,

То ли ещё будет,

То ли ещё будет, ой- ой, ой!

А у нас стряслась беда-

Сочиненье снова.

Лев Толстой в мои года

Не писал такого.

Не бываю я нигде, Не дышу озоном.

Занимаюсь на труде

Синхрофазатроном.

Нагружать всё больше нас

Стали почему-то.

Нынче в школе второй класс-

Вроде института.

Я ложусь в двенадцать спать,

Силы нет раздеться.

Вот бы сразу взрослым стать,

Отдохнуть от детства.

Семьи- участницы показывают приготовленное любимое семейное блюдо и поясняют.

Рефлексия.

Родители и дети делятся своими мыслями, чувствами.

Семьям –участницам вручаются медали и сувениры.

(Медали: самой активной, творческой семье; самой весёлой, неунывающей семье,

самой ответственной, аккуратной семье.)

По итогам года вручаются

грамоты, благодарственные

письма отдельным родителям

Дети получают небольшие подарки, которые подготовили им родители, а папы и мамы- напутственные открытки.

Родители и дети садятся за стол.

                                                         Литература:

1. Алоева М. А. Родительские собрания в 3-4 классах / Ростов на Дону: Феникс, 2005 г.

2.Алексеева Л. В.  В союзе с родителями  / журнал Начальная школа,  2001 г. № 11

3.Бушмина  З.П.  Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства / журнал Начальная школа,  2000 г. № 3.

4.Калугина  О. В.  Учитель- ученик-родитель  / журнал Начальная школа,  2007 г. № 2.

5.Курипко  О. А. Счастливая семья. Какая она?  / журнал Начальная школа,  2002 г. № 4.

6.Кравякова С. В.  Семейные посиделки  /журнал Начальная школа,  2001 г. № 10.

7.Константинова А. И.  Нам хорошо вместе  / журнал  Начальная школа , 1997 г. №5

8.Нечаева А. М.  Родитель и учитель как участники образовательного процесса /. журнал  Начальная школа , 1998 г. №10.

9.Саляхова Л. И. Родительские собрания. 1-4 классы  /М.: «Глобус». 2007 г.

10.Тесакова Г. Ю.  Играем вместе /журнал  Начальная школа , 1994 г. №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

Взаимодействие семьи и школы (из опыта работы)

Взаимодействие семьи и школы (из опыта работы)...

Содружество семьи и школы. Из опыта работы учителя начальных классов Алексеевой Т.А.

. Процесс воспитания –очень сложный процесс. Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заб...

Статья «Сотрудничество семьи и школы» (из опыта работы)

   В статье представлен опыт работы социального взаимодействия семьи и школы по созданию единого воспитательного пространства, обеспечивающего раскрытие личностного потенциала ребёнка...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Применение технологии сотрудничества в начальной школе (из опыта работы)"

Актуальность, плюсы и минусы технологии сотрудничества, особенности использования, советы учителям....