Программа "Здоровье"
учебно-методический материал по теме

Разживина Нина Ивановна

Целью программы «Здоровье»  является поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorove.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №89

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»

Составитель:

Разживина Н.И.,

зам. директора по УР

Челябинск, 2013г.

ВВЕДЕНИЕ

По данным Минздрава России, в стране лишь 14% здоровых детей, 35% больных и 51% с различными отклонениями в здоровье. Ученые полагают, что многие факторы риска, создающие психоэмоциональное напряжение, обусловлены технократическим развитием нашего государства, когда все внимание уделено развитию техники, а человек остается без необходимой защиты.

Факты говорят о том, что в стране наблюдается тенденция физической деградации подрастающего поколения. Подростки в наше время по мышечной силе и выносливости на 10-18% уступают своим сверстникам 60-х годов XX века. Акселерация заменяется деселерацией, отставанием психофизического развития организма от паспортного возраста. Болезненность детей возрастает во всех возрастных группах, а на протяжении обучения в школе здоровье учащихся ухудшается в 3-4 раза. При этом регулярными занятиями спортом охвачено не более 10% молодежи.

Поскольку специалисты показали, что одной из причин физической деградации подрастающего поколения, ухудшения его здоровья является хронический дефицит двигательной активности, для решения задачи формирования здорового образа жизни школьников нами было предложено создать комплексную спортивно-оздоровительную программу.

Статистические данные за последние три года показывают высокую заболеваемость детского населения. Анализ показал, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижением уровня здоровья родителей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

Теоретическое определение здоровья звучит следующим образом: здоровье – это не только отсутствие заболеваний, а состояние физического, психологического и социального благополучия.

Здоровье человека непосредственно зависит от факторов наследственности, экологического и социального, качества медицины и самой жизни.

Если все эти факторы четко работают как единое целое, только в этом случае можно рассчитывать на хорошее здоровье на долгие годы.

Надо много знать о самом себе. « Все усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой образ жизни, при котором организм как можно меньше приходил бы в расстроенное положение и,  следовательно, как можно реже «нуждаться в починке». Д.И. Писарев.

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть создателем в окружающем его мире.

Предметом исследования, а также целью программы «Здоровье»  является поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

I. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ « ЗДОРОВЬЕ»

Одним из факторов риска в МБОУ СОШ №89 являются временные или  стойкие нарушения здоровья учащихся. На основе данных медицинского осмотра мы можем четко отследить динамику заболеваний различного рода органов и систем у наших детей, выделить «проблемные» зоны, проследить распределение учащихся по группам здоровья, оценить качественный состав групп по физкультуре.

Мониторинг заболеваемости учащихся показывает, что ведущими заболеваниями являются болезни  опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, эндокринной системы и органов зрения (см. приложение, табл.2). Что касается распределения учащихся по группам здоровья: самую многочисленную группу составляет 2 группа (более 60% всех учащихся школы). Состав первой группы – всего 3.2% (см. приложение, табл.1).

Вопросы физической культуры и оздоровления школьников регулярно обсуждаются на педагогических советах и совещаниях, родительских собраниях. Этой проблеме администрация школы придает большое значение, так как видит взаимосвязь между здоровьем и успехами ребят в учении.

Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данного проекта.

Сейчас, как никогда, приоритетной задачей школы стала концентрация усилий всего педагогического коллектива на сохранение и укрепление здоровья учащихся с раннего возраста.

 Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  Цель: сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Основные задачи:

  1. Создание творческой группы по разработке программы «Здоровье»
  2. Популяризация здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры, спорта;
  3. Увеличение количества детских объединений спортивной направленности и привлечение учащихся к занятости в них;
  4. Воспитание у школьников патриотического отношения к школе, к своему краю, к  Родине;
  5. Дальнейшая отработка механизмов создания и подготовки сборных команд школы по различным видам спорта;
  6. Соблюдение валеологических требований на занятиях;
  7. Формирование системы спортивно-оздоровительной работы
  8. Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья учащихся учреждению.

III. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 этап- 2013-2014 гг.

  1. Изучение литературы по ЗОЖ.
  2. Диагностика состояния здоровья участников образовательного процесса.
  3. Составление программы "Здоровье".
  4. Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.

2 этап- 2014-2015 гг.

     Внедрение программы на школьном уровне.

3 этап- 2015-2016 г.

Оценка эффективности программы "Здоровье".

Создание модели физически здорового выпускника.

4 этап - Ожидаемые результаты.

  1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
  2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
  3. Повышение приоритета здорового образа жизни.
  4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
  5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
  6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
  7. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
  8. Обновление МТБ школы по спортивно-оздоровительной работе, строительство пришкольного спортивного городка.

1. Функции  медицинской службы школы:

  • проведение диспансеризации учащихся школы;
  • медосмотр учащихся школы,  определение уровня физического здоровья;
  • выявление учащихся специальной медицинской  группы.

2.   Функции администрации:

  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
  • общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
  • организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;
  • организация и контроль уроков физкультуры;
  • обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
  • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
  • организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения  и ее контроль;
  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
  • организация работы психологической  службы в школе.

3. Функции классного руководителя:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании,  токсикомании, табакокурения;
  • организация и проведение профилактических работы с родителями;
  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции,  конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
  • организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
  • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

4. Участники программы:

  • учащиеся
  • педагогическое сообщество
  • родители.
  • социальные партнеры (детская поликлиника №9, взрослая поликлиника №5, тубдиспансер)

5. Сроки и этапы реализации программы:

І  этап      -   2013-2014гг.  

ІІ этап      -   2014-2015гг.  

ІІІ этап    -   2015-2016гг.  

1 этап – подготовительный (1 год):

  1. Анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к  вредным привычкам;
  2. Изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
  3. Разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.

2 этап – апробационный (1 год):

  1. Внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных;
  2. Систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
  3. Выполнение оздоровительных мероприятий.

3 этап -  контрольно-обобщающий (1год):

  1. Сбор и анализ результатов выполнения программы;
  2. Коррекции деятельности.

IV.   МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:

Модель выпускника первой ступени обучения

- знание основ личной гигиены, выполнение  правил гигиены

- владение основами личной гигиены и здорового образа жизни.

- знание основ строения и функционирования организма человека;

Модель выпускника второй ступени обучения

- знание изменений в организме человека в пубертатный период;

- умение оценивать свое физическое и   психическое состояние;

- знание влияния алкоголя, курения,   наркомании на здоровье человека;

- поддержание физической формы;

- телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы,

выносливости, ловкости;

- гигиена умственного труда.        

Модель выпускника третьей ступени обучения

- стремление к самосовершенствованию,  

саморазвитию и профессиональной

пригодности  через физическое  совершенствование и заботу о своем здоровье;

- убеждение в пагубности

для здоровья и   дальнейшей жизни вредных привычек;

- знание различных оздоровительных систем;

- умение поддерживать здоровый образ жизни,  индивидуальный для каждого человека;

- способность вырабатывать

индивидуальный  образ

жизни;

- гигиена умственного труда.

V.   ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

  1. повышение функциональных возможностей организма
  2. Учащихся, развитие физического потенциала школьников;
  3. Рост   уровня   физического   развития   и   физической   подговленности школьников.
  4. Повышение приоритета здорового образа жизни;
  5. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
  6. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
  7. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении,  как здоровья школьников, так и своего здоровья.

VI. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ НАПРАВЛЕНА НА ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРЫ ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ, ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

  • культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
  • культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
  • культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру   интеллектуальную   (способность   управлять   своими   мыслями   и контролировать их);

Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

  • формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
  • формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
  • формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
  • формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

VII.  МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ:

  • проведение заседаний Методического совета школы;
  • посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по здоровьесберегающим технологиям;
  • создание методической копилки опыта;
  • мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.
  • сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
  • контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.

VII. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ

Медицинское направление предполагает:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
  • составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
  • проведение физкультминуток;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
  • планомерная организация питания учащихся;
  • реабилитационную работу:
  • обязательное медицинское обследование;
  • мероприятия по очистке воды.

Просветительское  направление предполагает:

  • организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения,  алкоголизма, наркомании;
  • организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения,  алкоголизма, наркомании;
  • пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции,
  • познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).

Психолого-педагогическое направление предполагает:

  • использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
  • предупреждение проблем развития ребенка;
  • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
  • развитие познавательной и учебной мотивации;
  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
  • совершенствование деятельности психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;
  • организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
  • широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностическое  направление предполагает:

проведение  мониторинга за состоянием здоровья,  в ходе которого выявляются:

- общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;

- текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);

- режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.

IX. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

  • здоровьесберегающие медицинские технологии;
  • здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;
  • здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
  • здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

IX.  РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ

  1. Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
  2. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
  3. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
  4. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
  5. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
  6. Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
  7. Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
  8. Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
  9. Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.
  10.  В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
  11.  Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
  12.  Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

X.   ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ

1. Учет состояния детей:

  • анализ медицинских карт;
  • определение группы здоровья;
  • учет посещаемости занятий;
  • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2. Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

  • организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
  • динамические паузы;
  • индивидуальные занятия;
  • организация спортивных перемен;
  • дни здоровья;
  • физкульминутка для учащихся;
  • организация летних оздоровительный лагерей при школе с дневным  пребыванием.

3. Урочная и внеурочная работа:

  • открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;
  • открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;
  • спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы.

XI. ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Мероприятия

Ответст. исполнит.

Сроки

Планируемый результат и выполнение

1.

Медицинское направление

1.1.

Медико-педагогическая экспертиза:

- анализ основных характеристик  состояния здоровья детей

в школе;

-выявление учащихся специальной медицинской  группы;

-ведение строгого учета детей по группам здоровья.        

врач школы

ежегодно

Медицинские карты, листы здоровья в классных журналах.

Формирование групп здоровья по показателям.

1.2.

Проведение диспансеризации учащимся школы.        

врач школы

ежегодно        

1.3.

Проведение  медицинского осмотра учащихся 9-х,11-х классов.

врач школы

ежегодно        

план медосмотров

1.4.

Медосмотр учащихся школы,  определение уровня физического здоровья.        

врач школы

ежегодно        

план медосмотров

1.5.

Обеспечение и организация профилактических прививок  учащихся.

врач школы

ежегодно        

план прививок

1.6.

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах.        

врач школы

ежегодно        

классные журналы

1.7.

Анализ случаев травматизма в школе.

врач школы,

зам. директора

ежегодно        

материалы отчетов

1.8.

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.

врач школы

ежегодно

материалы отчетов

1.9.

Контроль за качеством питания и питьевым режимом.

мед. сестра        

ежедневно в течение года

1.10.

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:

проветривание;

освещение; отопление;  

вентиляция; уборка.

мед. сестра, учителя        

ежедневно в течение года

1.11.

Рациональное расписание уроков, не допускающее

перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

зам. директора

ежегодно        

справка по оценке расписания

1.12.

Постоянный контроль за школьной столовой.        

врач школы директор школы        

ежедневно в течение года        

2.

Просветительское направление        

2.1.

Организация просветительской работы с родителями (лекторий).

зам. директора        

ежегодно        

график проведения лектория

2.2.

Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни.

зам. директора        

2010-2011

уч. г.        

тематика лектория

2.3.

Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей.

админист. школы        

ежегодно        

план работы

2.4.

Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.        

админист. школы        

ежегодно

план работы

2.5.

Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Формирование здорового образа жизни»

зам. директора        

2011-2012уч. г.        

протокол педсовета

2.6.

Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы и др. виды работ).

зам. директора        

ежегодно        

план работы

2.7.

Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.

зам. директора        

ежегодно        

план работы

2.8.

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.

учителя-предметники        

в течение года        

планы

уроков

3.

Психолого-педагогическое направление        

3.1.

Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.        

админист. школы        

ежегодно        

план работы

3.2.

Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся по экспериментальным программам:

- определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье  детей;

- изучение умственного развития учащихся с целью возможности продолжения обучения

в профильных классах;

-изучение психологических

возможностей и готовности детей   к школе;

-выявление профессиональных

интересов учащихся и

способностей с целью

профессионального

самоопределения;

-  разработка и внедрение системы медико-физиологического   контроля за адаптацией

учащихся    к различным формам   обучения.        

психолог школы,

врач школы,

классные руковод.        

ежегодно        

диагностические исследования

3.3.

Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.          

психолог школы        

ежегодно

план работы психолога

3.4.

Конференция по  теме «Здоровьесберегающие технологии обучения»

зам. директора        

2010-2011 уч. г.        

материалы конференции

3.5.

Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.

учителя-предметники        

ежегодно        

планы уроков

4.

Спортивно-оздоровительное направление

4.1.

Организацию спортивных мероприятий.

учителя физической культуры

ежегодно

план работы

4.2.

Разработка   системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся.

зам. директора        

ежегодно        

план работы кружков и секций

4.3.

Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы  к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

зам. директора        

ежегодно        

план работы

5.

Диагностическое направление        

5.1.

Мониторинг состояния здоровья детей

председатель МС        

ежегодно        

результаты мониторинга

5.2.

Подготовка и проведение семинара для учителей школы по теме «Проблемы диагностики развития».

председатель МС, психолог

2011-2012 уч. г.

материалы семинара

XII. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сентябрь

  1. Организация дежурства по школе и по классам.
  2. Налаживание работы кружков и секций, организация клубной деятельности.
  3. Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровье сбережению детей.
  4. Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровье сбережению.
  5. Организация питания учащихся.
  6. Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
  7. «Уроки чистоты».
  8. Проведение внутришкольных и участие в районных спортивно-массовых соревнованиях.
  9. Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
  10.  Старты здоровья.
  11.  Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).
  12.  Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
  13.  Организация работы спецгруппы.

Октябрь

  1. Организация работы учащихся по трудоустройству и поддержанию порядка на закреплённых участках, работа по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.
  2. Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
  3. Подготовка классов к зиме.
  4. Проведение внутришкольных и рацонных спортивных мероприятий и соревнований.
  5. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
  6. Физкультминутки (ежедневно).
  7. Подвижные игры на переменах (ежедневно).

Ноябрь

  1. Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День матери».
  2. Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Курение - вред». Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками.
  3. Экскурсии.
  4. Совещание актива по проведению физкультурных праздников, игр на местности.
  5. Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
  6. Отчёты о проделанной работе по здоровьесбережению.

Декабрь

  1. Проведение   открытых   воспитательных   часов,   мероприятий,   посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом.
  2. Первенство школы по баскетболу.
  3. Проведение конкурсов «Папа, мама, я – спортивная семья», посвященных празднованию Дня семьи.
  4. Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
  5. Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Январь

  1. Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни».
  2. «Весёлые старты».
  3. Физкультминутки и динамические паузы.

Февраль

  1. Месячник патриотической работы.
  2. День защитника Отечества.
  3. Физкультминутки и динамические паузы.

Март

  1. Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
  2. Подготовка ко Дню здоровья.
  3. Физкультминутки и динамические паузы.
  4. Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Апрель

  1. Всемирный день здоровья.
  2. Благоустройство школьной территории.
  3. День здоровья.
  4. Динамические паузы, физкультминутки.

Май

  1. Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.
  2. Мероприятия, посвященные дню  Победы в ВОВ.
  3. «Весёлые старты».
  4. Проведение экскурсий на природу.
  5. Презентация уроков чистоты.

Июнь

  1. Международный день защиты детей.
  2. Всемирный день защиты окружающей среды.
  3. Работа по плану летних каникул.

XIII. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА МОУ СОШ №89

Органы управления.

Мероприятия программы «Здоровье»

Сроки выполнения

2010-2011г.г.

2011-2012г.г.

2012-2013г.г.

Управляющий Совет        

1.  Создание временной творческой группы по разработке Программы здоровьесбережения

сентябрь 2008г.

-

-

2.  Анализ результатов медицинского осмотра участников образовательного процесса.

после прохождения медосмотра

3.  Анализ влияния состояния здоровья учащихся на качество знаний и уровень обученности.        

-

январь 2012г

январь 2013г.

4.  Анализ дозировки учебной нагрузки:

- учебные планы;

- график контрольных работ

сентябрь 2010г.

август 2011г.

август 2012г.

5.  Анализ эффективности уроков физкультуры.        

апрель 2011г.

апрель 2012г.

апрель 2013г.

6.  Итоговый анализ состояния здоровья

учащихся.        

май 2011г.

май 2012г.

май 2013г.

Педагогический Совет        

1.Обсуждение и принятие Программы здоровьесбережения.

октябрь 2010г.

-

-

2.Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.        

-

январь 2012г.

3.«Аукцион» педагогических идей (здоровьесберегающие технологии).        

-

-

октябрь 2012г.

4.Здоровьесбережение при применении ИКТ        

январь 2011г.

-

-

Методический Совет

1.Обсуждение Программы здоровьесбережения.        

август 2010г.

август 2011г.

август 2012г.

2.Составление плана работы с учетом внедрения

здоровьесберегающих технологий

август 2010г.

август 2011г.

август 2012г.

3.Разработка критериев и индикаторов уровня

здоровья участников образовательного процесса для мониторинга оценки качества образования.        

сентябрь 2010г.

-

-

4.Методическая панорама «Здоровьесберегающие  технологии».

-

-

март 2013г.

5.Организация методической недели «Обучение

и  воспитание с успехом».

апрель 2011г.

-

-

6.Мониторинг влияния состояния здоровья учащихся на качество знаний по предметам.        

июнь 2011г.

июнь 2012г.

июнь 2013г.

7.Кураторство над лекторскими группами старшеклассников «Жизнь без наркотиков».        

в течение года

Общешкольный родительский комитет        

1.Ознакомление родителей с  деятельностью

школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни.        

май 2011г.

май 2012г.

май 2013г.

2.Круглый стол «Здоровье наших детей».        

-

ноябрь 2011г.

-

3.День семьи «Папа, мама и я – спортивная семья».        

февраль 2011г.

февраль 2012г.

февраль 2013г.

4.Ознакомление родителей с различными оздоровительными системами.        

-

-

ноябрь 2012г.

5.Анализ результатов работы  школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни.

май 2011г.

май 2012г.

май 2013г.

МО мониторинга здоровьесбережения        

1.Разработка анкет и проведение анкетирования по определению самочувствия учащихся в школе.        

сентябрь 2010г. -

май 2011г.

сентябрь

2011г. -

май 2012г.

сентябрь

2012г. -

май 2013г.

2.Комплектование полного пакета документов по  реализации Программы здоровьесбережения        

ноябрь 2011г.

-

-

3.Подготовка памяток для учащихся

по формированию здорового образа жизни.        

-

март 2012г.

-

4.Составление рационального режима дня для учащихся.        

декабрь 2010г.

-

-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Данная программа «Здоровье» рассчитана на 3 года и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.

      В этом учебном году следует уделить особое внимание решению следующих задач:

  • отработка системы выполнения уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;
  • создание условий для  обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;
  • просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; а также углубиться в вопросы, связанные с мониторингом спортивно-оздоровительной работы в школе.

      Успешность осуществления поставленной цели будет во многом  зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.

 


Приложение  

ТАБЛИЦА № 1  ГРУППА ЗДОРОВЬЯ

классы

осмотрено

физическое развитие

дисгармоничное развитие

группы здоровья

группы по физкультуре

1

2

3

4

основная

подготовительная

СМГ

освобождены

1

89

85

4

3

64

22

0

50

39

0

0

2

86

78

8

2

63

18

3

66

17

0

3

3

82

73

9

4

69

9

0

63

19

0

0

4

101

91

10

5

63

31

2

67

31

1

2

5

96

84

12

4

68

23

1

76

18

0

2

6

94

81

13

0

65

29

0

66

27

0

1

7

133

116

17

8

72

50

3

86

42

1

4

8

125

106

19

2

56

66

1

58

65

0

2

10

75

66

9

2

37

35

1

37

36

0

2

11

80

72

8

1

23

56

0

24

55

0

1

всего

961

852

109

31

580

339

11

593

349

2

17

% от 965

99.7

88.4

11.3

3.2

60.2

34.3

1.1

61.5

36.2

0.2

1.8

ТАБЛИЦА № 2. ВЫЯВЛЕННАЯ  ПАТОЛОГИЯ

класс

осмотрено

заболевания

органы дыхания

пищеварения

почки

опорно-двигательные

крови

зрения

ЦНС

ЛОР

эндокринной системы

печени

аллергические

1

89

67

19

1

84

0

6

8

33

2

0

1

2

86

54

3

2

70

0

11

3

19

1

0

1

3

82

44

3

0

74

0

23

1

24

2

0

1

4

101

28

4

2

62

0

21

1

9

8

0

4

5

96

41

11

1

82

0

23

1

8

24

0

3

6

94

55

4

1

89

0

21

5

21

31

1

0

7

133

54

15

2

100

0

28

3

21

39

0

5

8

125

50

19

5

110

1

36

4

15

49

1

7

10

75

37

11

4

54

0

13

1

5

36

0

3

11

80

11

12

2

69

0

17

1

7

42

0

1

всего

961

441

101

20

794

1

199

28

162

234

2

26

% от 965

99.7

45.7

10.5

2.1

82.4

0.1

20.6

2.9

16.8

24.3

0.2

2.7