Воспитательная программа для младших школьников по краеведению "Мы маленькие граждане своей большой страны"
материал (1 класс) по теме

Мамина Лилия Леонидовна

Данная программа построена из трех блоков, связанных между собой: экологическое краеведение, историческое краеведение, литературное краеведение. Программа призвана изучать историю родного края, формировать патриотические чувства, любовь и уважение к своей малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedcheskaya_programma.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Судиславская основная общеобразовательная школа

Судиславского муниципального района Костромской области

Краеведческая программа

для младших школьников

2008 – 2011 год

Разработала:

учитель начальных классов Мамина Л. Л.

2008 г


        Пояснительная записка

Россия, Родина, родной край. До боли знакомые каждому человеку слова. Они у нас на устах с раннего детства. Но почему эти необходимые и дорогие для каждого русского человека слова ушли на второй план? Забывать мы стали наши русские традиции, пустились в погоню за чем-то новым, европейским. Может быть следует остановиться, вернуться к лучшим традициям нашего народа, его вековым корням. Ведь мы должны воспитать гражданина Отечества, способного сберечь и приумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить то целительное зерно, из которого произрастает русская душа.

Воспитательная программа для младших школьников по краеведению «Мы маленькие граждане своей большой страны» призвана изучать историю родного края, формировать патриотические чувства, любовь и уважение к своей малой Родине, проявлять заботу об окружающей природе и людях труда.

Программа построена из трех блоков, связанных между собой.

1 блок.

Экологическое краеведение.

2 блок.

Историческое краеведение.

3 блок.

Литературное краеведение.

Реализация программы.

Программа «Мы маленькие граждане своей большой страны» реализуется через детскую организацию «Росинка» объединение для начальных классов «Нескучный дом».

Формы реализации программы.

  • Исследования
  • Встречи
  • Поисковая деятельность
  • Экскурсии, походы
  • Проектная деятельность
  • Наблюдения
  • Сотрудничество с краеведческим музеем, детской библиотекой, редакцией газеты «Сельская жизнь», ДДТ, ДНТД, школьным музеем
  • Выставки, конкурсы, творческая деятельность.

Сроки реализации программы.

2008 – 2009 учебный год; 2009 – 2010 учебный год; 2010-2011 учебный год.

Участники программы

Ученики 1 – 4 классов, учителя начальных классов, руководитель школьного музея, родители, организаторы внеклассной работы, администрация школы, библиотекарь школы, учитель музыки, учитель биологии.

Предполагаемый результат

  • Проявление интереса к историческому прошлому родного края
  • Повышение экологической культуры
  • Формирование у детей бережного отношения к природным богатствам и уважение к труду и людям труда, любви к родному краю.

I блок

Экологическое краеведение

Цель: воспитание поколения людей, способных к рациональному природоиспользованию, к гармонизации взаимоотношения с окружающей средой.

Задачи:

  • Формировать у детей основы экологического образования через изучение краеведческого материала.
  • Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, к родному краю.
  • Учить понимать взаимосвязи, существующие в природе, осознавать взаимовлияние природы на человека и человека на природу.
  • Формировать желание беречь и охранять природу родного края, умение и стремление действовать в природе так, чтобы не принести ей ущерба.
  • Выявление местных экологических проблем.

Развитие исследований и совершенствование практики в области экологического образования учащихся привело к зарождению идеи экологического краеведения.

Экологическое краеведение направлено на познание младшими школьниками своего края в прошлом и настоящем, выявление местных экологических проблем, поиск и практическую реализацию доступных для учащихся путей их решения.

Учет особенностей данного направления краеведения учителями начальных классов повышает эффективность эколого-краеведческой работы с младшими школьниками, что позволяет подготовить их к участию в эколого-краеведческой деятельности на последующих этапах образования.

Результатом эколого-краеведческой работы является осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.

Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого-краеведческой работы с младшими школьниками.

К ним относятся: природа, хозяйство, население.

Природа – типичные и редкие виды организмов, типичные природные сообщества; охраняемые территории, памятники природы, природные ресурсы края.

Хозяйство – местные предприятия и влияние их на окружающую среду; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию (бывшие молокозавод, хлебозавод); службы благоустройства.

Население – особенности экологической культуры местного населения, отношение к окружающей природной среде учащихся школы.

Содержание эколого-краеведческой работы.

Ядро содержания эколого-краеведческой работы включает в себя четыре взаимосвязанных компонента:

  • Познавательный;
  • Ценностный;
  • Нормативный;
  • Деятельностный;

Познавательный компонент:

В понятие «природа» входят объекты живой и неживой природы. Они многообразны и взаимосвязаны.

Растения, животные, человек – часть живой природы, живые организмы. Живой организм – единое целое.

Природе свойственны сезонные явления. Краеведческий характер их динамики.

Человек и природа – многообразие связей. Один из основных видов связи – трудовая деятельность человека. Живой и неживой природе свойственные явления. Природные явления взаимосвязаны, подвержены изменениям (причинно-следственные связи природных явлений).

Ценностный компонент:

Природа – источник условий жизни для человека: питания, дыхания, труда, отдыха. Природа – источник ресурсов для народного хозяйства. Природа – источник красоты и вдохновения для творческой деятельности человека.

Жизнь, здоровье, душевное состояние человека связано и зависят от состояния окружающей природной среды.

Роль природных факторов для укрепления здоровья человека.

Нормативный компонент:

Отношение взрослых и детей к растениям, животным, окружающей природной среде.

Нормы и правила поведения человека в окружающей природной среде, их выполнение.

Мотивы отношения и поведения человека в природе. Позитивные и негативные поступки взрослых и детей в природе, отношение к этим поступкам, их оценка (самооценка). Законодательные акты по охране природы страны и края, необходимость их соблюдения.

Красная книга. Роль заповедников в охране природы страны и региона.

Деятельностный компонент:

Природа – объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленной на её рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану.

Характер трудовой деятельности человека в разное время года. Виды детского труда по улучшению и охране окружающей природной среды. Смены видов деятельности по сезонам.

Роль труда в укреплении организма человека и охрана его здоровья. Сочетание труда с различными играми.

Пропаганда идей охраны природы среди сверстников и взрослых.

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1

Поисково-исследовательская деятельность. Выявление памятников природы. Составление паспорта.

2009-2010гг.

Кл.руководители 3,4 кл.

Учитель биологии.

2

Знакомство с водоемами Судиславского района:

  • Реки
  • Озера
  • Родники

Использование человеком, охрана и забота о них.

2008-2009гг.

Кл.руководители

Экологические службы района

3

Редкие и исчезающие  животные и растения родного края. Составление Красной книги Судиславского района.

Разработка проекта «А что я могу?» (мой вклад в охрану родной природы)

2009-2010гг.

Кл.руководители

Ученики 1- 4кл.

Родители

4

Изучение природных ресурсов края. Использование их человеком:

  • Лес
  • Песок, щебень, торф

Экскурсия в карьер Столбово

2008-2009гг.

Кл.руководители 4кл.

5

Местные предприятия и влияние их на окружающую среду:

  • ООО «Среда»
  • Завод сварочных материалов

2010-2011гг.

Кл.руководители

4кл.

6

Творческая деятельность:

  • Конкурс рисунков «Планета заболела»
  • Конкурс плакатов «Сохраним родную природу»
  • Экологический праздник «День Земли»
  • Мини-сочинения «О чем шепчет природа» (в газету «Сельская жизнь»)
  • Сочинение экологической сказки «природа удивилась…»

  • Внеклассное занятие «Экологический суд»

Ежегодно

2009г. (апрель)

2010г. (апрель)

22 апреля

2008 г. (октябрь)

2009г. (сентябрь-октябрь)

2008г.

Учителя нач.кл.

Ученики 1-4кл.

Родители

Библиотекарь

Учитель музыки

Организаторы

7

Сезонные экскурсии в природу (в парк, в лес, на озеро, на речку).

Цель: изучение природы родного края, изменение по временам года.

Ежегодно

Кл.руководители

Ученики 1-4кл.

8

Экологическое просвещение населения. Выступление агитбригады перед родителями и жителями поселка с экологической тематикой (школа, ДНТД).

Ежегодно

Кл.руководители

Ученики 1-4кл.

Организатор

Библиотекарь

Учитель музыки

9

Изучение местных экологических проблем:

  • Загрязнение воздуха
  • Загрязнение водоемов
  • Загрязнение почвы
  • Вырубка лесов

2009-2010гг.

Кл.руководители

3 и 4 кл.

Учитель биологии

Экологические службы района

10

История происхождения Судиславских озер и парка Лобанка

2008-2009гг.

Кл.руководители

3,4 кл.

Экологический кружок

11

Изучение экологических правил поведения в природе. Составление своих правил юных друзей родной природы.

Ежегодно

Ученики 1-4 кл.

Кл.руководители

12

Предприятия Судиславля, прекратившие своё существование (молокозавод, хлебозавод). Какую выпускали продукцию, её сбыт.ё

2008-2009гг.

Кл.руководители

Ученики 3 кл.

13

Знакомство с разнообразием природы родного края. Экскурсия в усадьбу Следово (в лагере).

2008г. (июнь)

2009г. (июнь)

Учитель биологии

Воспитатели

14

Выявить, какова роль природных факторов для укрепления здоровья и закаливания организма человека (исследовательская работа в летний период)

2008 (лето)

2009 (лето)

Учителя нач.кл.

Родители

Ученики

II блок

Историческое краеведение

Цель: обогащение духовного мира ребенка, формирование патриотизма, развитие эстетических чувств и художественного вкуса на основе знакомства с культурно-историческими ценностями родного края.

Задачи:

  • Познакомить с историческим прошлым Судиславской земли
  • Формировать чувство гордости за земляков, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны
  • Познакомить с обрядовыми праздниками, с местным фольклором
  • Расширить знания детей о истории родной школы.

Историческое краеведение несет в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Широкие возможности, открывающиеся в рамках исторического краеведения, вместе с тем возлагают и определенную ответственность, ведь задача учителя состоит в том, чтобы знания, переданные детям, в конечном счете стали основой духовности, правильного эмоционального восприятия.

Очень важно, чтобы за сухими историческими фактами дети ощутили пульс жизни ушедших поколений, чтобы выдающиеся люди минувших времен стали для них понятны и близки, чтобы доблесть предков затронула их души, рождая чувство гордости за родную землю.

Особенно благодатны в этом плане героические страницы прошлого, участие Судиславского края в судьбоносных для России событиях. Не менее важным является изучения истории своего поселка 9история возникновения и развития пос.Судиславль, местные традиции, историческое и культурное наследие своего поселка).

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1

Организовать сотрудничество с краеведческим музеем и школьным музеем «Родники»

2008 г. (сентябрь, октябрь)

Организаторы

Директор краеведческого музея

Руководитель школьного музея

2

Использование фондов краеведческого и школьного музеев.

Ежегодно

Директор краеведческого музея

Руководитель школьного музея

3

Поисково-исследовательская работа «Откуда пошла Судиславская земля» (история родного края)

2008-2009

2009-2010

Кл.руководители

3,4кл.

Организаторы

Директор краеведческого музея

4

Поисково-исследовательская работа «Судиславцы в годы Великой Отечественной войны»

  • Труженики тыла

  • Дети войны

  • Герои-судиславцы (к 65-летию Победы)

  • Участники Великой Отечественной войны (оставшиеся в живых)
  • Встречи с участниками войны и тружениками тыла в краеведческом музее

2009-2010

2009-2010

2010 (январь-май)

2010 (январь-май)

Ежегодно (май)

Кл.руководители

3кл.

Кл.руководители

4кл.

Руководитель шк.музея

Кл.руководители

Организатор

Директор краведеческого музея

Кл.руководители

5

Поисково-исследовательская работа «Ремесла и промыслы Судиславского района»

  • Ганчарное производство
  • Ткачество
  • Резьба по дереву
  • Мастера-плотники
  • Плетение, вышивание

Встреча с народными умельцами.

Посещение выставок в краеведческом музее.

2008-2009

Кл.руководители

Директор краеведческого музея

Организаторы

6

Знакомство с историей школы

  • Встреча с ветеранами пред.труда (презентация)

2009-2010

Руководитель школьного музея

Совет музея

7

«Моя первая книга» (создание рукописной книги «Моя родословная»)

2008-2009гг.

Кл.руководители

3кл.

Родители 3кл.

8

Памятники архитектуры Судиславского района (презентация)

2008-2009

Кл.руководители

Руководитель школьного музея

Директор краеведческого музея

9

Знакомство с обрядовыми праздниками. Составление сценариев и проведение праздников:

  • Осенние праздники и обряды «Осенины», «Покров»
  • Зимние праздники и обряды «Святочные гуления», «Крещение»
  • Весенние праздники и обряды «Масленица», «Ярмарка»
  • Летние праздники и обряды «Троица (проведение в пришкольном лагере)

2008г. (октябрь)

2010г. (январь)

2009 г. (март)

2009 г. (июнь)

Кл.руководители

3 кл.

Учитель музыки

Организаторы

Кл.руководители

4 кл.

Учитель музыки

Организаторы

Воспитатели лагеря

Учитель музыки

III блок

Литературное краеведение

Цель: развитие литературных творческих способностей учащихся

Задачи:

  • Изучать народное художественное творчество родного края
  • Познакомить с литературной историей своего края
  • Расширять кругозор учащихся
  • Воспитывать любовь к малой родине

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории кульутры родного края, помогает полнее ощутить связь литературы с жизнью.

Младшие школьники приобщаются к неисчерпаемому источнику народной мудрости, фантазии, сокровищницы души народа.

Литературное краеведение – мощный рычаг воспитания гражданственности, патриотизма, оно обогащает духовный мир человека, развивает его эстетический кругозор, прививает способность приобретать знания из книг и из жизни.

Занятия литературным краеведением помогают воспитывать у детей бережное отношение к природным богатствам и уважение к труду и людям труда, любовь к родному краю.

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1

Поисково-исследовательская работа. Сбор произведений устного народного творчества присущего конкретно для данной местности (частушки, загадки, песни, считалки, небылицы). Оформление альбома.

2008-2009

2009-2010

Кл.руководители

Организаторы

Ученики 2-4 кл.

Родители

2

Сотрудничество с местной газетой «Сельская жизнь», освещение работы школы, участие в конкурсе «Проба пера»

Ежегодно

Кл.руководители

Организаторы

3

Изучение творчества писателя-земляка Виталия Кодряна:

  • Чтение и иллюстрирование стихов
  • Конкурс чтецов по творчеству В.Кодряна
  • Встреча с женой В.Кодряна
  • Просмотр презентации «Светлый и редкий дар»
  • Мини-сочинения «Что бы я сказал Виталию Кодряну»

2008 г,

2011г.

Кл.руководители

Организаторы

4

Встреча с писателем земляком В.Травкиным и героями его книги «Дорогие мои земляки»

2008г. (март)

2010г.

Кл.руководители

3,4 кл.

5

Экскурсии по литературным местам Костромской области (поездка в Щелыково в до-музей драматурга Островского) (пришкольный лагерь)

2009г. (июнь)

Кл.руководители

3,4 кл.

6

Знакомство с творчеством Ефима Чеснякова

2008-2009гг.

Библиотекарь

школы

Промежуточные итоги реализации программы по краеведению «Мы маленькие граждане своей большой страны».

Программа успешно реализуется уже второй учебный год по трем блокам.

Экологическое краеведение.

  • Под руководством руководителя музея Кукушкиной О.В. выявлены памятники архитектуры пос. Судиславль. Составлена карта исторических памятников.
  • Познакомились с водоемами Судиславского района и их использованием человеком.
  • Составлена Красная книга Судиславского района.
  • Разработан проект «А что я могу?».
  • Провели экскурсию в карьер Столбово (полезные ископаемые родного края).
  • Провели творческие работы «О чем мечтает природа».
  • Провели внеклассное занятие «Экологический суд».
  • Изучили местные экологические проблемы.

Историческое краеведение

  • Организовано тесное сотрудничество с краеведческим музеем и школьным музеем «Родники».
  • Ведется поисково-исследовательская работа «Судиславцы в годы Великой Отечественной войны».
  • Познакомились с ремеслами Судиславского района. Провели встречи с народными умельцами.
  • Изучаем историю школы. Проводим ежегодно встречи с ветеранами педагогического труда.
  • Познакомились с историей обрядовых праздников. Провели праздники «Покров», «Святочные гуляния», «Масленица», «Ярмарка», «Троица» (в пришкольном лагере).

Литературное краеведение

  • Организовано тесное сотрудничество с местной газетой «Сельская жизнь».
  • Изучили творчество писателя-земляка В. Кодряна:
  • провели конкурс чтецов
  • встречались с женой В. Кодряна
  • иллюстрировали стихи В. Кодряна
  • представили презентацию «Светлый и редкий дар».
  • Провели встречу с писателем-земляком В. Травкиным и героями его книги «Дорогие мои, земляки»
  • Познакомились с творчеством Ефима Чеснякова. Читали и иллюстрировали его произведения.

Участие школьников в реализации программы

Работа по реализации программы будет продолжена в 2010-2011 уч.год.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая программа для младших школьников «В поисках маленького принца»

Я работаю учителем начальных классов в средней школе №5.Исходя из концепции школы главная цель учителя в начальном звене - это ПРОБУДИТЬ ДУШУ РЕБЕНКА. И это понятно, потому что характерной чертой особ...

Методическая разработка "«Проектная деятельность младшего школьника как движение к пониманию своей уникальности»

Пполезен учителям начальных классов, воспитателям гпд.  Метод поектов. Компетенции, формирующиеся у детей в процессе работы над проектом. Виды проектов....

Презентация целевой воспитательной программы для младших школьников

Система воспитательной работы "Солнышко".Презентация целевой  воспитательной программы для младших школьников....

Маленькое дело, для большой страны!

Социальный прект "Маленькое дело, для большой страны" нацелен на воспитание у  учащихся качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности. Своим...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Маленькие граждане большой России"

Данная программа описывает работу классных руководителей с детским коллективом по духовно-нравственному направлению разития личности....

Игровая программа для младших школьников "Путешествие в страну здоровья"

В данной статье приводится сценарий игровой программы «Путешествие в страну здоровья», цель которой - пропаганда ЗОЖ. Ребятам в увлекательной форме предлагается закрепить имеющиеся знания ...