"Доброта дороже богатства"
классный час (2 класс) по теме

          Конспект классного часа «Доброта дороже богатства».

Составитель: учитель начальных классов ГОУ СОШ №643 Санкт-Петербурга

Никитина Светлана Юрьевна.

Цель: создание благоприятных условий для формирования уважительного отношения к людям, сочувствия, внимания к окружающим.

Задачи:

·         обучающие: вспомнить «волшебные слова» и их применение; формировать положительные чувства и эмоции;

·         развивающие: развивать умение анализировать свои поступки и поступки окружающих людей, развивать коммуникативные умения и навыки;

·         воспитательные: воспитывать доброе отношение  к окружающим людям.

Методы: беседа, рассказ, метод самопознания, анализ жизненных ситуаций.

Форма: классный час с элементами игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota_dorozhe_bogatstva_2.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

          Конспект классного часа «Доброта дороже богатства».

Составитель: учитель начальных классов ГОУ СОШ №643 Санкт-Петербурга

Никитина Светлана Юрьевна.

Цель: создание благоприятных условий для формирования уважительного отношения к людям, сочувствия, внимания к окружающим.

Задачи:

  • обучающие: вспомнить «волшебные слова» и их применение; формировать положительные чувства и эмоции;
  • развивающие: развивать умение анализировать свои поступки и поступки окружающих людей, развивать коммуникативные умения и навыки;
  • воспитательные: воспитывать доброе отношение  к окружающим людям.

Методы: беседа, рассказ, метод самопознания, анализ жизненных ситуаций.

Форма: классный час с элементами игры.

Класс: 1-2.

Оборудование: раздаточный материал (кленовые листья, облачка, карточки с буквами, карточки с пословицами), плакат «Дерево добрых дел», плакат «Солнышко», толковый  словарь.

Использованная литература:

1.Богданова О.О., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1985 г.

2. Левина С.А.,Тукачева С.И. «Физкультминутки», Волгоград «Учитель», 2005 г.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Приветствие детей. Проверка готовности к занятию.

2.Введение.

  • Упражнение «Солнышко - облачка».

На доске вывешивается солнышко.

- Какие ассоциации возникают у вас в связи с солнышком?

Ответы детей.

(Руководитель просит детей закрыть глаза.)

- Вспомните и поднимите руки те, кого когда-нибудь обижали.

- Закройте глаза, поднимите руки те, кто сам обижал кого-нибудь.

- Напишите на облачке, какие чувства вы испытывали в этот момент.

(Облачка прикрепляются на доску и закрывают солнышко). 

- Кто хочет прочитать, что он написал?

- Изменилось ли настроение в нашем классе? Каким образом?

Ответы детей.

- Наши обиды, плохое настроение портят нам жизнь, мешают нам полноценно работать и учиться.

3.Основная часть.

  • Работа в парах.

- Обсудите, как можно избежать таких ситуаций.

(Обмен мнениями)

- Все ребята высказали очень интересные мнения, а я вам предлагаю составить слово, которое называет то, что поможет в решении таких ситуаций.

В конверте лежат карточки, на каждой - одна буква.

Парам предлагается составить из них слово. (Доброта)

  • Работа в парах.

-Обсудите, что такое «доброта».

Ответы детей.

  • Работа со словарем.

-Найдем определение этого понятия в толковом словаре.

Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова
Толковый словарь русского языка.)

         - В семье слова «доброта» много родственников.

  • Работа с родственными словами по карточкам.

Качества, определяющие доброту:
- Добродетельный (высоконравственный).
- Добродушный (незлобивый, мягкий по характеру).
- Доброжелательный (желающий добра другому).
- Добронравный (обладает хорошим нравом, хорошим поведением).
- Добросердечный (обладает добрым сердцем, ласковый, участливый).
- Добросовестный (честно выполняет свои обязанности).

- Каждому хотелось бы обладать всеми этими качествами.

          - На каждую букву слова «доброта» придумайте черты, которые характеризуют доброго человека.

Душевный

Открытый

Беззлобный

Романтичный

Отзывчивый

Терпимый

Активный

  • Работа в парах.

(Ребятам раздаются конверты с карточками, на которых написаны положительные и отрицательные черты характера человека.)

Бескорыстие, великодушие, гостеприимство, безразличие, вредность, грубость, терпимость, улыбчивость, обидчивость, озлобленность, равнодушие.

  • Классификация.

- Распределите данные черты характера на две группы:

Нам помогают…

Нам мешают…

  • Анализ стихотворения «Как Вовка стал взрослым»  А. Барто.

На глазах растут ребята!
Жил в стихах моих когда-то
Вовка - добрая душа.
(Так прозвали малыша!)
А теперь он взрослый малый,
Лет двенадцати на вид,
И читателей, пожалуй,
Взрослый Вовка удивит.
С добротой покончил Вовка,
Он решил - ему неловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком!
Он краснел при этом слове,
Стал стесняться доброты,
Он, чтоб выглядеть суровей,
Дергал кошек за хвосты.
Дергал кошек за хвосты,
А дождавшись темноты,
Он просил у них прощенья
За плохое обращенье.
Знайте все, что он недобрый,
Злее волка! Злее кобры!
- Берегись, не то убью! -
Пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой,
Но расстроился потом,
Закопал ее украдкой
В огороде под кустом.
Он теперь сидит на крыше,
Затаившись, не дыша,
Лишь бы только не услышать:
"Вовка - добрая душа!"

Вопросы для анализа:

-Почему Вовка решил стать злым?

-Почему вы считаете, что Вовка не прав?

-Злой ли Вовка на самом деле?

  • Анализ стихотворения «Ежик» О. Высотской.

Сережа очень нелюдим.

Ох, как бы подружиться с ним?

А может быть, напрасный труд?

Его не зря Ежом зовут.

Девчонки просят: Ежик,

Дай перочинный ножик!

А Коля крикнет, всех смеша:

-Не уколитесь об Ежа!

Но еж как будто глух и нем -

Сидит, не говорит ни с кем.

-Сережа, взять в кино билет?

А он сердито буркнет: - Нет.

-А на коньках пойдешь кататься?

-Нет, мама будет волноваться.

Но вот в начале декабря

Узнали о Еже,

Что у него совсем не зря

Так плохо на душе,

Что мама у него больна,

С постели не встает она.

И Ежик ходит за обедом

И топит печь вдвоем с соседом.

Он должен в комнате прибрать,

А иногда и постирать.

Конечно, трудно одному

Приходится  Сереже,

Решил Алеша: «Мы ему

Всей звездочкой поможем!»

Друзья стучатся у дверей:

-Открой, Сережа, поскорей!

Мы в нашем переулке

Тебе купили булки.

- И сахар взяли заодно!

-А здесь, в пакетике, пшено!

Давай готовить ужин.-

Сережа был сконфужен.

Уж не казался он ежом,

Он стал совсем не колкий,

Скорей за чайником пошел,

Достал посуду с полки.

Теперь хотел бы он дружить,

Пожалуй, с целым светом!..

Когда кому-то трудно жить,

Должны мы знать об этом.

Вопросы для анализа:

- Почему все ребята звали Сережу Ежиком?

- Отчего же он был таким замкнутым и нелюдимым?

- Как поступили ребята?

- Какие перемены произошли в Сереже?

- Какие качества проявили одноклассники Сережи?

- О доброте отзывчивости сложено много стихов, песен, пословиц.

  • Работа с деформированными пословицами.

(Детям предлагаются карточки, на которых даны начало пословицы и ее окончание).

Доброе слово лечит, злое калечит.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Доброта без разума пуста.
Добрые слова дороже богатства.

Дети читают стихи о доброте.

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
                                М. Лисянский.

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра,
Было доброе вчера,
И откуда,  спросишь ты,
В доме столько доброты?

- Всегда ли человека, который говорит вежливые слова можно назвать добрым?

- Что, по - вашему мнению, ценится больше добрые слова или добрые дела?

  • «Дерево добрых дел».

Каждому ребенку выдается  листочек, на котором ему нужно записать какое - нибудь доброе дело. (Листики дети прикрепляют к дереву.)

-Кто хочет прочитать, что он написал?

4.Подведение итогов.

- Вы сегодня узнали много хороших слов.

- Чтобы наше солнышко очистилось от тучек, каждый должен сказать какое-нибудь доброе слово.

(Каждый ребенок называет доброе слово и снимает с солнышка одно облачко).

  • Релаксация. «Сотвори в себе солнце».

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как наша звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем нам!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАЗДНИК «ДРУЖБА И БРАТСТВО – ДОРОЖЕ БОГАТСТВА».

Праздник дружбы для учащихся 2-х классов проводится с привлечением  учащихся 5-х, 6-х классов.  Учащиеся  5-х и 6-х классов готовят для второклассников мини-спектакль "Сказка о дружбе"....

Презентация по окружающему миру "Здоровье дороже богатства"

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме: "Если хочешь быть здоров"...

ПРАЗДНИК «ДРУЖБА И БРАТСТВО – ДОРОЖЕ БОГАТСТВА».

ПРАЗДНИК «ДРУЖБА И БРАТСТВО – ДОРОЖЕ БОГАТСТВА»....

Классный час на тему "Здоровье дороже богатства"

Классный час на  тему "Здоровье" очень актуален  и всегда востребован. Проводила его в 2 этапа, плюс подготовительная работа, дети участвовали с удовольствием, составляя свои рецепты здоровь...

Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе.

Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе....

"Дружба дороже богатства"

разработанное внеклассное мероприятие на тему о дружбе для 3 класса,...

Конспект внеклассного мероприятия "Здоровье дороже богатства" для 2 класса

В данном конспекте представлен материал по проведению внеклассного мероприятия с учащимися 2 класса и их родителями, носит здоровье сберегающую направленность, содержит элементы пропаганды ЗОЖ ср...