Твори добро.
классный час (4 класс) по теме

Тимрякова Ирина Петровна

Классный час на тему "Твори добро".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvori_dobro.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ТЕМА: «ТВОРИ ДОБРО!»

Цели:

* формировать нравственные качества;

* развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;

* воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям.

Оборудование:

- пословицы о доброте;

- песня Фунтика «Доброта»

- словарь Ожегова

Ход классного часа.

Звучит песня «Доброта»

 Учитель:  О чем эта песня? (О доброте) Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком.

   Учитель: О каком качестве пойдет речь?

   Дети: О доброте.

   Учитель: Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?

   Доброта… Добро… Что же это такое? Прочитаем высказывания великих людей.

Существует словарь Сергея Ивановича Ожегова. Называется «Толковый словарь русского языка». Здесь собраны краткие толкования, объяснения значения слов. Так вот, в словаре Ожегова (показ словаря), доброта определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное.

                                                                    (Л.Толстой)  

     Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид.

                                                                       (В.Розов)

Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей)

Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. А в нашем классе все добрые, совершают только добрые поступки?

   У: Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте?

     Дети называют пословицы и поговорки, подготовленные заранее. Некоторые пословицы записаны на доске. По ходу занятия дети будут находить нужные пословицы, и объяснять их смысл.

  • Спеши делать добро.
  • Добрые дела красят человека.
  • Без добрых дел нет доброго имени.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Злой не верит, что есть добрые люди.
  • Добро век не забудется.
  • Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
  • От добра добра не ищут.
  • Доброе сердце лучше богатства.
  • Доброе слово – половина счастья.
  • При солнышке тепло, при матушке добро.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Добро, сделанное втайне, оплатится явно.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • Не ищи красоты – ищи доброты.
  • Доброе дело дороже богатства.
  • Красоту уносят годы, доброту не унесут.

   У: А как много добрых слов образовано от этого слова – добро!

(доброжелательный, добродетельный, добродушный, добросовестный, добросердечный, добропорядочный, добронравный, добро, доброта, добродетель),

У: Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?

 Д: Нет.

   У: Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

У: Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на время? Дети отвечают.

Легко или трудно быть добрым? (ответы детей)

Ученик:Добрым быть совсем-совсем не просто.
               Не зависит доброта от роста,
               Не зависит доброта от цвета,
               Доброта не пряник, не конфета.
               Только надо, надо добрым быть
               И в беде друг друга не забыть.

               И завертится Земля быстрей,

              Если будем мы с тобой добрей!

Я вам предлагаю рассказать, какие добрые поступки вы совершили вчера и сегодня. (дети называют)

Молодцы!

У: Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки говорят о том, что человек хороший. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.

   Ученик 3.

Не стой в стороне добродушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

   У: Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям.

А сейчас мы проверим, как вы поступите в различных ситуациях.

  1. Твой друг  заболел , не ходит в  школу ,как ты поступишь ?

( буду навещать его , расскажу о жизни в  школе , принесу задание , объясню , помогу  выполнить его ,выполню  его просьбы, постараюсь  поднять его настроение )

  1. Ты идешь  мимо  дерутся два малыша. Твои действия?

      ( разберусь  в конфликте, постараюсь  помирить, объяснить, кто неправ  и как надо  правильно    поступать)

  1. Часто  ли  в нашем классе оскорбляют друг друга  и как ты  к этому  относишься ?

(  Иногда оскорбляют , чаще всего  мальчики . Мне  не нравится  такое поведение .Стараюсь объяснить что это не красиво и очень обидно , тому , кого оскорбили )

  1. Мальчики  играют в футбол. К ним  подошел  Андрей и спросил: « Можно мне  с вами  поиграть? » Антон  ответил: «Ты будешь должен  за это  свою  булочку». Прав ли Антон ?

     ( Конечно , Антон неправ . В  такой же ситуации может  оказаться  он сам .Думаю , что  ему  не    понравилось бы такое условие  и тогда  он  задумается  о своем плохом  поступке )

   У: Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям!

   Ребята, а где добро всегда побеждает зло?

   Д: В сказках.  И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру.

- Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой – топаете ножками.  (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Водяной, Баба Яга, Мальвина)

А кто чаще всего совершает добрые дела в сказках? (волшебники)

- Скажите, только волшебники могут делать добрые дела?

- Послушаем какие добрые дела можете сделать и вы.

Ученик:                       Стать добрым волшебником
                                                                                                     Ну-ка попробуй!
                                                                                                          Тут хитрости
                                                                                         Вовсе не нужно особой.
                                                                                         Понять и исполнить
                                                                                              Желанье другого -
                                                                                                 Одно удовольствие,
                                                                                                    Честное слово!


На клумбе цветок,
Его листья повисли.
Грустит он:
О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.


                                                           А что же сестренка скучает в сторонке?
                                                       Волшебное что-нибудь сделай сестренке!
                                                              И ты обернулся ретивым конем -
                                                                        Галопом сестренка помчалась на нем!

                                                                Хоть мама еще не вернулась с работы,
                                                                                                    Не трудно узнать
                                                                                                        Её думы. Заботы.
                                                                                                                   "Вернусь,
                                                                         Хорошо бы пошить, почитать:
                                                                    Да надо с уборкой возиться опять"
                                                                        И ты совершаешь великое чудо -
                                                                                                           Пол засверкал,
                                                                                                           Засияла посуда!
                                                                                                      И ахнула мама,
                                                                                                  Вернувшись домой: -
                                                                                                 Да это, как в сказке,
                                                                                                    Волшебник ты мой!

- Каждый из вас волшебник, который может творить добрые дела.

У нас на доске висят карточки, выберите только добрые дела.

1) Думать о родителях.

2) Радоваться неудачам ближнего.

3) Стремиться хорошо учиться.

4) Завидовать.

5) Поиграть с малышами.

6) Помогать ближним.

7) Сделать кормушку.

-Молодцы

   У: Антон Павлович Чехов обратился к вам, молодому поколению, с такими словами: «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!»

Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим правила «Спешите делать добро». (на доске появляются отпечатанные правила)

  • Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
  • Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
  • Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
  • Делать добро для близких,  друзей и животных.
  • Не завидовать.
  • Не вредничать.
  • Не грубить.
  • Главное правило доброты: Сделал доброе дело – забудь! Сделали тебе доброе дело – помни всю жизнь!

Давайте ещё раз зачитаем наши правила

 

Ребята, а какие слова могут обидеть?(ответы детей)

Правильно, плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает.

Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.

В нашем саду светит солнце, но оно какое-то злое, холодное. На лучиках написаны «плохие» слова. Давайте сделаем наше солнышко добрым, красивым, ласковым. Замените злые слова добрыми. (учитель читает, а дети называют антонимы)

Грубый–ласковый
Злой–добрый
Грустный–весёлый
Горе–счастье
Вражда–дружба
Обман–правда
Невежливый–вежливый
Ненависть–любовь
Лень – труд

У: А сейчас я предлагаю вам стать художниками. У вас на столах акварели и белые листы бумаги. Ваша задача изобразить доброту. Какими цветами вы их изобразите?

   У: Какие прекрасные рисунки получились у вас. Рисунки показывают вашу доброту.

Ребята, а какие Итог занятия

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! От того какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми,  зависит только от вас. Я хочу, чтобы в заключении нашего разговора вы послушали бы небольшую притчу.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?

- Как вы думаете, что ответил мудрец?

И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.

   

- Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни.  Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки,  соблюдать  правила, которые мы сегодня сами озвучили.

Ученик: Не стой в стороне равнодушно,

                Когда у кого – то беда.

                Рвануться на выручку нужно

                В любую минуту, всегда.

                И если кому – то, кому – то поможет

                Твоя доброта и улыбка твоя,

                Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

                Что годы живёшь ты не зря!

Спешите делать добро!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»

 Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»...

Твори добро!

Анализ воспитательной работы по  духовно- нравственной  программе " Твори Добро!" Полезно будет учителям начальнах классов....

Классный час "Твори добро"

Разработка классного часа в форме устного журнала для 3 класса...

Занятие "Спеши творить добро людям"

Цель: привитие уважения к окружающим людям. Задачи:          - дать понятие слова « добро»;- мотивировать детей на добрые по­ступки,...

Презентация к классному часу "Твори добро"

Презентация к  классному часу "Твори добро"...

Твори добро другим на благо

Много славных дел ждёт наших детей в будущем, но прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться  с детства. Вежливость, честность...