Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы
методическая разработка по теме

Штукерт Светлана Алексеевна

На Руси книгу обычно сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровища мудрости, или с лестницой, ведущей к вершинам образованности. Поэтому, если книга займёт первостепенное место в образовательном процессе детского сада, то ребёнок научится, не просто прочитывать книгу, но и соотносить её со своими делами, мыслями и поступками. В этом и состоит основная задача воспитания чтением, воспитания книгой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povestka_dnya_pedsoveta_opublikovat.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет № 2

Тема: « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

                                                  Составила:  старший воспитатель Штукерт С.А..

Задачи педагогического совета:

1. Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы.  

2. Выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно-образовательной работы с детьми в данном направлении.

3. Совершенствовать в детском саду работу по художественно-речевому развитию дошкольников.  

4. Создать в коллективе обстановку творческого поиска, инициативы и активизации деятельности педагогов.

Предварительная работа:

- составить развернутый план подготовки педагогического совета (приложение №1, №2,№3,№4),

- организовать работу малой творческой группы,

-оказать помощь педагогу в подготовке презентации материала из опыта работы,

- оказать помощь педагогам в подготовке  материала к открытым просмотрам НОД по коммуникации и развитию речи.

План педагогического совета:

1 часть:

1.Сообщение ст. воспитателя о выполнении решения предыдущего педсовета.

2. Вступительное слово  по проблеме педсовета.

3. Презентация опыта работы воспитателя первой категории Машковой И.В. по теме: «Использование на занятиях алгоритмов по русским народным сказкам как средство развития монологической речи детей 5-7 лет».

4.Сообщение старшего воспитателя об итогах тематической проверке по теме:

«Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы».

2 часть

 Деловая игра «Что, когда и почему?»

 

 1. Игра проводится с целями:

 — уточнения знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года;

 — развития умения обсуждать и согласовывать предложенные во​просы;

 — контроля за соблюдением педагогами правил культуры рече​вого общения, тактичного поведения.

 2. Правила игры:

 — уметь слушать других;

 — вырабатывать общее решение вопроса;

 — принимать активное участие в игре;

 — не оспаривать оценку жюри;

 — соблюдать культуру речи и тактичность;

 — придерживаться регламента.

 3. Атрибуты игры:

 — эмблема команды;

   — большой куб с цифрами;

 — колокольчик;

 — песочные часы;

  Разминка :

1.Назовите формы речи (диалогическая, монологическая)

2.Какие умения развиваются у детей в диалоге (выслушивать собеседника, задавать вопрос, отвечать на вопросы).

3.Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий (описание).

4.Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени (повествование).

5. Какому возрасту соответствует задача: научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем (первая младшая)

6. Какому возрасту соответствует задача: научить пересказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии.(старшая, подгот.)

 «Знатоки детской художественной литературы».

Цель:

повысить профессиональный уровень  педагогов, активизировать  применение устного  народного творчества в  работе  с детьми;

развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  в коллективе.

1. Вспомните,  кто говорил  такие волшебные слова:

« По щучьему веленью,  по-моему,  хотенью…»

« Сивка-бурка,  вещий каурка!   Стань  передо мной,  как лист перед  травой!»

« Спи,  глазок, спи,  другой!»

« Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?»

«Как мне не печалиться,  серый волк, остался я без доброго коня…»

« Несу косу на плечи, хочу лису посечи,  слезай, лиса, с печи!»

« Козлятушки-ребятушки отворитеся,  отопритеся»

« Свет мой, зеркальце, скажи…»

2. Закончите пословицу:

« Что написано пером…»        (не вырубишь топором)

« Не плюй в колодец…»         (пригодится – воды напиться)

« Не имей сто рублей…»        (а имей сто друзей)

« Семь раз отмерь…»              (один раз отрежь)

«Что посеешь…»                      (то и пожнешь)

« Любишь кататься…»            ( люби и саночки возить)

« Хочешь, есть калачи…»       (Не сиди на печи)

« Не красна изба углами…»   (А красна – пирогами)

 Физкультминутка «Не собьюсь».

 - Если показываю красный кружок, нужно хлопать в ладоши и говорить: «Здравствуйте!» Зеленый кружок – топать и говорить : «До свидания!».

3. К какому виду творчества это относится?

« Как аукнется, так и откликнется»        (пословица – назовите пословицы о книге, о чтении)

«На дворе трава – на траве дрова»      (Скороговорка)

«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота»(Небылица.)

«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по-бежал» ( Потешка)

«В некотором царстве, в некотором государстве…» ( Сказка)

     «Ехала машина темным лесом,

За каким-то интересом.   Инте-инте-интерес, Выходи на букву С»  (Считалка)

-«Расскажу-ка я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые,

  Да про битвы, да про сражения,  Да про подвиги богатырские…» ( Былина.)

-«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)

4. Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:

Слушать рассказывание или чтение  небольших по объёму произведений, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном  слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. (1-ая младшая группа)

 Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения.   (2-ая младшая группа)

Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. (Средняя группа)

Учить различать жанры литературных произведений  и некоторые особенности  каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. (Подготовительная к школе группа)

 5. Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:

А. Барто.  «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока»,К.Чуковский. «Цыпленок»,С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке»        (1-ая младшая группа)

З.Александрова «Мой мишка», А.Барто « Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая)

«Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик». ( средняя)

Н.Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (старшая,подготовительная)

 6.Назовите автора произведения:

«Приключения Чипполино» (Д.Родари)

«Приключения Незнайки и его друзей» (Н.Носов)

«Волшебник Изумрудного города» (А.Волков)

«Цветик-семицветик» (В.Катаев)

7. назвать одним словом 

образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)

короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания  с выводом-моралью(басня)

устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях ( былина)

основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему(анекдот)

устное народное творчество, народная мудрость(фольклор)

небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения(песня)

вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)

краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)

короткая из2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).

Подведение итогов педсовета.

  Таким образом, если книга займет первостепенное место в образовательном процессе детского сада, то ребенок научиться, не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями и поступками. В этом и состоит основная задача воспитания чтением, воспитания книгой.   На Руси книгу обычно сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровища мудрости, или с лестницей, ведущей к вершинам образованности .

Решение.

-Считать работу воспитателей по развитию речи детей посредством художественной литературы на необходимом уровне.

-Продолжить работу по годовой задачи в тесном сотрудничестве с родителями: во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; поделок по сказкам, сделанные совместно с родителями и детьми.

-Во всех возрастных группах тематику занятий по художественной литературе систематически отображать в уголке книги.

- В средней и старшей группе ввести традицию «Книжкины именины».

-Продумывать при  планировании другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей).

-При планировании  воспитателям соблюдать «закон взаимосвязи» НОД,  предшествующей и последующей работы с детьми.

 

 

   Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

 

                                                                                       Приложение №1

Анализ создания условий в группах для художественно-речевого развития      детей

Перечень условий и элементов предметно-развивающей среды

№1

1мл.

№2

1мл

№3

Ран

воз

№4

Ран

воз

№5

ср

№6

под

№7

под

8

ст

9

1

мл

10

2

мл

11

ср

12

ст

13

2

мл

1.книжный центр:

1.1оборудование

(хорошо оснащенное место, стол ми стулья для детей, полочка или стеллажи для книг)

1.2.Соответствие содержания возрасту

1.3.Наличие худ.литературы, ее грамотный подбор(несколько книг одного наименования и автора, но разных издательств)

1.4.Иллюстрации по темам занятий

(ознакомление с худ. литературой)

1.5.Материалы о художниках иллюстраторах

1.6.Тематические выставки

1.7.Сменяемость материала

2.Наличие детской литературы в группе

3.Оборудование для театрализованной

Деятельности;

3.1.Ширма

3.2.Фланелеграф

3.3.Соответствие

возрасту

видов театра

3.4. Соответствие

Возрасту содержания  

Театров и театрализованных

Игр.

4.Методическая литература

Выводы и рекомендации:

   Анализ создания условий в группах для художественно-речевого развития показал, что в каждой группе  на 85% содержание соответствует возрасту.

  В уголке для родителей целесообразно помещать советы и пожелания по поводу того, что и как организовывать чтение ребенка в домашних условиях.

Организовывать тематические выставки; конкурсы стихов, рисунков о литературных персонажей и т.д.

                                                                                          Приложение №2

Анкета для родителей.

1. Читаете ли вы детям книги, по чьей инициативе и как часто?___________________________________________________

2. Проводите ли вы беседы после чтения?_____________________

_________________________________________________________

а) Какие вопросы задают вам дети?___________________________

_________________________________________________________

б) О чем говорите с детьми после чтения?_____________________

__________________________________________________________

в) Стремятся ли дети пересказать прочитанное?_________________

г) Делятся ли своими впечатлениями, полученными от чтения, от просмотра кинофильма, с другими?___________________________

3. Играете ли вы с детьми дома в литературные словесные игры: придумывание загадок, определений к загаданному слову, сравнений; продолжение чтения наизусть стихотворения, начатого взрослым, придумывание рифмованных слов?__________________

__________________________________________________________

4. Какое участие принимают дети в семейных праздниках (готовясь к празднику, учат ли стихи, инсценируют ли их, сочиняют поздравления)?____________________________________________

_________________________________________________________

5. Имеется ли у ребенка дома место для книг, игрушек?__________

6. Как помогает чтение ребенку в его развитии?_________________

__________________________________________________________

7. Какие положительные качества развивает у ребенка чтение?____

__________________________________________________________

8. Как Вы сами относитесь к книгам? Помогают ли они вам в воспитании детей?__________________________________________

__________________________________________________________

9. Хотели бы вы посещать библиотеку семейного чтения?________

                                             

                                                                                          Приложение №3

Анкета

по выявлению уровня готовности воспитателей к художественно-речевому развитию дошкольников.

1.Какое место в режиме  дня Вы отводите художественно-речевому развитию детей?_____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие типы речи Вы знаете?________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Какие формы организации и проведения занятий Вы используете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие формы работы с художественными произведениями Вам наиболее интересны? ________________________________________________________

__________________________________________________________________5.Знакомы ли Вы с новыми подходами к художественно-речевому развитию детей? ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

6.Умеете ли Вы подбирать, анализировать и проводить игры, соответствующие задачам обучения детей в разных возрастных группах?

(приведите  пример) ________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Учитываете ли Вы индивидуальные особенности детей при руководстве их художественно-речевой деятельности? _________________________________

__________________________________________________________________

                                                                                   Приложение №4

Подсказки для родителей.

(«Да» и «Нет»)

«Да»

  • Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь или рассказ вечером)
  • Читайте вместе со своим ребенком десять минут каждый день
  • Читайте сами, показывая пример своему ребенку
  • Разрешайте ребенку самому выбирать книги для чтения
  • Поощряйте его желание подержать, полистать книгу, «поиграть» с ней
  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг
  • Посещайте с ребенком регулярно книжный магазин или библиотеку
  • Дарите ребенку книги
  • Сделайте чтение приятным времяпрепровождением
  • Всегда хвалите ребенка, если он/она читает

«Нет»

  • Не заставляйте читать насильно
  • Не выбирайте книги для ребенка, пока он/она вас об этом не попросит
  • Не заставляйте читать слишком трудные книги
  • Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребенка не слишком быстрые успехи в чтении
  • Не критикуйте ребенка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте – и улучшение наступит быстрее
  • Не сравнивайте уровень чтения ребенка с уровнем его братьев, сестер, других детей
  • Не прекращайте чтение детям вслух, как только они научатся читать сами
  • Никогда не отговаривайте ребенка от чтения – читать что-то лучше, чем ничего не читать

  Анализ анкет «Семейное чтение» дал нам представление об организации чтения ребенка в семье, об отношении к чтению родителей, об участии родителей в этом увлекательном и сложном процессе.

  Всего было обработано 106 анкет. Из них мы увидели, что наиболее активные участники процесса приобщения детей к чтению (60семей) это мамы и бабушки. Чаще конечно мамы.

  В___ из ______семей книга входит в семью почти рождением ребенка;

В___- семьях ребенку начали читать в 1 год;

В ___ семьях  от 2 до 3 лет.

Самостоятельно дети читают с 5до 6 лет.

В каждой семье, что очень приятно, есть домашняя библиотека, объем которой колеблется от нескольких книг до одной тысячи. Анкеты показали, что в детской домашней библиотеке преобладают сказки, далее идет познавательная литература. Но чаще был ответ: «Всего понемногу».

  Лишь десятая часть опрошенных родителей выписывают детские журналы.

  На вопрос об отношении ребенка к совместному чтению большинство родителей ответило, что ребенку этот процесс нравиться.

  При совместных чтениях родители непросто читают книги, но и помогают детям понять прочитанное. Чего же, на взгляд родителей, им не хватает, чтобы помочь своему ребенку в трудном, но увлекательном процессе-чтении?

  Из ____человек ____ответили, что им не хватает времени; ___ - знаний в области детской литературы; ____-знаний в области детской психологии; __ человек ответили, что им не хватает знания форм и приемов привлечения к чтению.

  Анкетирование родителей показало, что им  необходима помощь педагогов.

Одна из задач воспитателей ДОУ – помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у него читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры. В чем конкретно проявляется педагогическая организация по этой проблеме?

1. Педагоги должны информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения в каждой возрастной группы. Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.

2.  В уголке для родителей целесообразно помещать советы и пожелания по поводу того. Как организовывать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками:

  -«Сказка в жизни ребенка»;

- «Как и когда рассказывать сказки»;

- «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги»;

-«Личная библиотека вашего ребенка» и др.

Здесь же может быть представлена постоянная рубрика «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним.

3. Целесообразно проводить открытые занятия для родителей воспитанников

по литературным произведениям. Очень полезные подготовительные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы.

4.  Особая роль принадлежит родительскому собранию- наиболее емкой форме педагогического просвещения родителей. Здесь они имеют возможность  получить необходимую информацию, обсудить наиболее важные вопросы детского чтения, поделиться собственным опытом чтения книг в семье: показать рисунки, отражающие впечатления ребенка от прочитанного, записи детских рассказов о книгах и литературных персонажах и т.д.

  Такие собрания требуют от педагогов тщательной подготовки, точного выбора темы в соответствии с задачами воспитания и обучениями литературного развития детей, с интересами родителей.

5.  Воспитатель должен проводить индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы(как приохотить ребенка к слушанию книг, какие литературные места города можно показать детям в выходной день, как использовать книгу для развития связной речи и т.д.). Полезными бывают также разного рода рекомендации, советы, памятки по поддерживанию в детях интереса к чтению.

 

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника.

Р             Речь –великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Поэтому дошкольный возраст является сензитивным для усвоения языка. Именно в этом возрасте дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи. По мнению В.И.Селиверстова ,«отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной». Поэтому грамотное использование художественной литературы и умелое включение педагогических технологий позволяет эффективно влиять на речевое развитие детей.

О            Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.)

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

При анализе любого литературного текста педагог должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества.

На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.

Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают владение запасом грамматических средств.

Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а от сюда – и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плановость) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Художественная система русского фольклора своеобразна. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.

Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в соответственных сочинениях.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой.

Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.

Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

При чтении стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников, посредством произведений русской литературы(на примере творчества А.С.Пушкина)

Формирование  этно- культурного (русского) компонента на уроках литературного чтения (на примере творчества А. С. Пушкина)...

Отзыв о произведении художественной литературы .

Отзыв о произведении художественной литературы (план)....

Формирование нравственно-этических качеств личности посредством детской художественной литературы

Сегодня, одним из приоритетных направлений шклы, является формирование нравственно-этических качеств личности посредством детской художественной литературы....

Мастер-класс «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «Сторисек»

Мастер-класс«Развитие интереса детей к чтению художественной литературыметодом  «Сторисек»...

консультация для родителей "Развитие речевой активности детей посредством развивающих игр".

консультация для родителей"Развитие речевой активности детей посредством развивающих игр"....

Развитие лексической стороны речи обучающихся начальных классов средствами, смежными с художественной литературой.

Одной из задач современной школы является эмоционально-эстетическое развитие учащихся, формирование культуры их чувств. Поэтому на своих занятиях я стремлюсь научить обучающихся не только смотреть, но...