ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья (2 класс) по теме

Доклад на районном семинаре учителей начальных классов/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon g-p.v.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Щетиновская СОШ»

Доклад на районном семинаре учителей начальных классов.

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Учитель начальных классов:

Кузьминская  Нина  Николаевна

5 декабря 2013 г.

«Как нет человека без самолюбия, - так нет человека без любви к Отечеству,

и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

К.Д.Ушинский.

Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином? На каких принципах воспитывать? Какие качества личности формировать? Вот круг вопросов, которые волнуют меня, как педагога.

Я как  учитель должна:

• помочь детям увидеть, что можно изменить мир семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;

• вовлекать детей  в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.

Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью. А как «заставить» ребёнка полюбить Родину? Мой многолетний педагогический опыт доказывает, что только через личные чувства и переживания детей.

Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит,  а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Работу по гражданско-патриотическому воспитанию я организую в три этапа:

I этап. Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.

II этап. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего.

III этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества. Участие в работе органов классного и школьного самоуправления.

1 класс «Я, ты, он, она – вместе дружная семья…».

2 класс «Я  – гражданин  России»,  

3 класс «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить».

4 класс «Нас много, а родина одна – Россия».

1 класс «Я, ты, он, она – вместе дружная семья…».

В течение всего года ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.

Были проведены классные часы: «Моя семья», ”где . детям предлагается отобразить тему “Моя семья” в рисунках, подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей 

Выставки рисунков: «Я и моя семья»,

Проекты, как: “Я и моё имя”, “История нашей фамилии”, «Мой дом».

 Праздник «День матери»        

2 класс. «Я  – гражданин  России».

На втором этапе   начинается изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций.

Были проведены классные часы

 «Конституция России и права человека», «Символы страны», «Национальные праздники России»,  «Права ребёнка в новом веке».

Обсуждали  проблемную   ситуацию «Сколько « Я» у человека» (человек как члена  семьи, школы,  села).

Участвовали в  муниципальном конкурсе  «Права человека глазами ребенка», где заняли призовое 3 место.

 Фотовыставка « Красота родной природы».

 Выставка  рисунков:  «Моя деревня».

Экскурсии и прогулки являются составной частью работы в данном направлении

Предстоят  классные часы “Мой край – родное Подмосковье», «Заповедные места Подмосковья», «Моя малая Родина».

 Исследовательский проект. “Знаешь ли ты историю  своей деревни?” позволят  расширить знания учащихся о родном  поселении

Тестирование “Ты гражданином быть обязан!” выявляет представления о гражданских качествах человека.

Формирование  гражданственности  учащихся широко используются возможности учебных предметов

Ознакомление с окружающим формирует уважение к России , родном у краю, своей  семье, истории, культуре, природе нашей  страны.

В разделах « Где мы живем.»  , «Природа.», «Жизнь города и села.»

проводим экскурсии в природу,  поделки из природного материала,  проекты.

-дети посещают библиотеки,

-изучают русские народные праздники в школьном краеведческом музее «Моя малая Родина», 

-возлагают цветы к памятникам и обелискам ежегодно 9 мая

-проводятся праздники к 23 февраля.

На уроках  литературного  чтения  и  русского языка  учатся  осознавать язык, как средство общения, нормам устной и письменной речи и принципам речевого этикета,  выполняют задания творческого  и  исследовательского характера, вовлекаются в подготовку к конкурсам и олимпиадам.

Р/р  . работа над сочинением или изложением учит анализировать, сопоставлять, оценивать.

На произведениях  устного народного творчества: (пословицы и поговорки, былины).

на произведениях классиков ребята учатся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.

Эмоциональный настрой  усиливается если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).и художественное  изображение своих чувств, представлений об окружающем.

Беседа. «Роль книги в жизни человека», «Еще раз о товариществе и дружбе» В дружбе - сила»,

«Будьте добрыми и человечными»,  «Уроки доброты»,

Экскурсии в библиотеку: «В мире интересного»,

     у таких уроков значительно выше, чем у традиционных.

Уроки технологии  и изобразительного искусства дают возможность  создавать композиции, аппликации, объемные поделки, пейзажи индивидуальные и групповые на тематику «Мой край», «Мое село», «Моя улица», «Мой дом» и др.

позволяют учащимся выразить все свои чувства, эмоции и взгляды на мир.

«Знакомьтесь- это мы»

« На кого я хочу быть похожим.»

«Дом,  который построим мы.»

« Мы – богатство наших Я.»

«Это наша Земля.»

«Во имя сохранения Земли.»

Продуктивность

На  уроках математики воспитываются такие личностные качества гражданина, как бережливость, настойчивость, целеустремленность, стремление познать истину; формируется хозяйственное отношение к общественной и личной собственности, обращается внимание школьников на такие проблемы, как состояние подъездов  в многоэтажных домах, остановочных пунктов, оборудования дворовых детских площадок и т. д.

Формированию гражданских качеств младших школьников способствует выполнение таких заданий, как составление и решение задач, содержащих материал о родине, , о  растительном и животном мире и т. д., использование на занятиях стихотворений, пословиц и поговорок .

Большое значение имеет анализ содержания задач, в условии которых имеются сведения о нашем  микрорайоне.

На уроках физической культуры проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют

 в «Днях здоровья» и

 «Весёлых стартах».

Кл.  ч. «Спорт в моей жизни».

 Во внеурочной деятельности   эту работу я веду по направлениям:

1 « Природа глазами души ребенка».-духовно- нравственное  направление

Если ребёнок поймёт всю неповторимость нашей земли,  что  окружающий его мир – это божественный дар, он будет нежно  заботиться и охранять этот  мир.  Дети участвуют в акциях «Сбережём свой край», Практикумы: «Как помочь товарищу, если он попал в беду», «Мои добрые дела»,  «Можно, нельзя, нужно»

 Беседы. «Вредные привычки. Как от них избавиться?»,

Экскурсии   «Родная природа».         

2.» Учимся жить вместе  интеллектуальное направление и «  Юный исследователь» социальное  направление

Учащиеся участвовали в ролевой игре «Ваши права», «Я – гражданин  России»,  Дети сами подготовили и провели конкурс пословиц и поговорок «Пословицы и поговорки - богатство нации».

3. «В гостях у сказки, « Волшебный карандаш», «,Город мастеров » -общекультурное направление. Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).и художественное  изображение своих чувств, представлений об окружающем. и  поделок .,закрепляющих знания и эстетические переживания.

Беседы: «Люди, на которых хотим быть похожими»,

 «Профессии милосердия и добра».

Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников

Для беседы   служат  факты из жизни класса, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.); происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.

Классный час — он и просвещает, и ориентирует, и направляет.

Информационный час решает задачи образования (учащиеся знакомятся с событиями в мире, стране, узнают о жизни к делах своих сверстников, расширяют кругозор

экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции..

Праздник — особая форма воспитательной работы. в его основе лежит радость, положительные эмоции.

Общественные праздники разворачивают перед детьми многоцветную палитру социальной жизни людей,

Народные календарные празднуются в школе, помогая детям почувствовать себя частицей своего народа

Школьно-семейные праздники укрепляют связь семьи и школы, формируют отношение к своему роду, семье, ближайшему окружению.

Экологические праздники формируют у детей ценностное отношение к природе родного края, желание защищать все живое.

Игра — важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания.

Познавательные игры помогают  сделать познание жизни страны, ее истории более привлекательным. Подвижные игры. В каждом народе существуют игры, которые сопровождали ребенка от колыбели до взрослости

Настольные игры знакомят детей с географическим положением страны, ее достопримечательностями, этнографическими особенностями, литературными героями.

Коллективное творческое дело. В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий   настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за период обучения в начальной школе  не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС

Учителя начального звена нашей  гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Духовно – нравственное развитие и воспитание ребёнка как личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет, имеют огромное значение для человека на протяжен...