"Семья и школа:пути взаимодействия в совершенствовании образовательного пространства"
статья по теме

Целищева Надежда Олеговна

Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей

                                                                                        В.А. Сухомлинский 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Средняя Общая Образовательная Школа № 78

"Семья и школа: пути взаимодействия в совершенствовании образовательного пространства"

Работу выполнила

Целищева Надежда Олеговна

учитель начальных классов

89043970176

г. Нижний Новгород

2013г.

Содержание

§1. Введение ............................................................ 3-5

§2. Работа в школе и в классе ................................. 6-9

§3. Заключение .........................................................9-10

 

       §1.

 Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей

                                                                                        В.А. Сухомлинский

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья – ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.  Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок.    Отсюда следует вывод: Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.

Школа взаимодействует с родителями в следующих направлениях: информационное, воспитательное - развивающее, формирующее, здоровье сберегающее, контролирующее, бытовое. При этом полное взаимодействие невозможно без педагогического и психологического изучения семьи.
Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей.  Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальным, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя применить к другой семье
. В данных ситуациях нужно научиться избегать советов. В функции школы входит информирование, поддержка обучающихся  и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. В семье воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, на советах соседей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями. Родители не должны   критиковать ребенка в негативной форме.  Нужно научить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.  

Главное условие взаимодействия школы и семьи – разумное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Необходимо чтобы эти субъекты могли понимать друг друга, помогать в воспитании ребенка  и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу.    Идеалом, к которому стремится семья, школа и все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. С этой точки зрения и определяются основные задачи работы педагогов школы с родителями:

- систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей;

-ознакомление их с основами теоретических знаний, с практикой работы с учащимися;

-привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;

-формирование у родителей потребности в самообразовании;

- ознакомление учителей  с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

При построении взаимодействия семьи и школы должны учитываться определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей. 

Работа педагогов школ с родителями осуществляется по трем направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.  Из всего вышесказанного можно сделать вывод: решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.

§2. Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Совместная  работа с родителями  в нашей школе спланирована по трём основным блокам :

  1. Повышение уровня  психолого –педагогических знаний:

- лекции, семинары;

- индивидуальные консультации;

2. Вовлечение родителей в образовательный процесс:

     - родительские собрания общешкольные и классные;

    - помощь в укреплении материально- технической базы;

3. Участие родителей в управлении школой:

   - Совет школы;

  - Классные родительские комитеты;

Целью совместной работы  является:  расширение организованного воспитательного воздействия на обучающихся.

Задачи:

В работе с родителями:

— формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;

— формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;

— формирование  психолого-педагогической культуры родителей;

— развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;

В работе с педагогами:

— формирование понимания значимости сотрудничества школы с семьей, роли педагогов в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;

 — формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;

— освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.

Согласно этим направлениям в моем  классе происходит взаимодействие с родителями.  Один раз в месяц  проходят родительские собрания. Один раз в четверть проходят всеобучи для родителей. Форма проведения родительских собраний варьируется в зависимости от целей и задач и с использованием современных технических средств.  Это: родительские тренинги, круглые столы, практикумы, родительские вечера, лекции. Родительское собрание является одой из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний. Эта  школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив.

Классное родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:

  • Анализ учебных достижений учащихся класса.  
  • Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе.  
  • Психолого - педагогическое просвещение.
  • Обсуждение организационных вопросов.
  • Рефлексия. В конце родительского собрания подводится итог всему сказанному.

 В нашем классе посещаемость родительских собраний высокая и составляет 92%. Постоянно с родителями и учениками ведется индивидуальная работа.    Проводимая  диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. Диагностические материалы  могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку              

 Очень эффективная  форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей - классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы и совместно с классным руководителем и  планирует, готовит и проводит всю работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании   класса, организует  совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. В нашем классе заседания родительского комитета проходят каждую неделю, что позволяет организовать деятельность класса более эффективной.

Главным направлением взаимодействия семьи и классного руководителя должно стать вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность. Родители нашего  класса не только активно участвуют в классных мероприятиях, но и так же в школьных мероприятиях. Например: по собственной инициативе  рисуют поздравительные открытки ко дню учителя, новому году, являются активными участниками всех классных и школьных мероприятий, ведут летопись класса, организуют экскурсионные поездки с классом, для выступления детей шьют и покупают костюмы, с удовольствием поддерживают традиции школы и класса  и др.

Особенно приятным явилось, то что по  итогам 2012/2013 года наш  класс был признан лучшим классным коллективом и в этом большая заслуга родителей класса.

           

§3.  В заключение хочется отметить, что  работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители - это  основные участниками образовательного процесса, с которые делят с учителем  усилия и ответственность за итоги педагогической работы. Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью, поэтому родители должны чувствовать, что они нужены школе и что школа работает с ним постоянно и системно.  Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное  и планомерное взаимодействие с ней.

Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь системный подход, при котором родители вместе с педагогическим коллективом  постепенно становятся активными участниками образовательного процесса.  Сегодня в школе  есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они  ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя  в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.

Анализ воспитательной работы нашего класса показал, что в  настоящее время сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями: это родительские собрания; заседания родительских комитетов; организация концертов для родителей;  общешкольные и классные  мероприятия  с участием родителей; индивидуальная работа; организация совместных  экскурсионных поездок и т.д.

Я, как классный руководитель считаю, что  эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Именно от этого взаимодействия зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный  союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка.  

 

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия"

Семейное воспитание – это фундамент, на котором строится сам процесс развития ребенка, его вхождение в общество, принятие этого мира. Именно от семьи зависит, как ребенок будет воспринимать этот...

Семья и школа: пути эффективного взаимодействия

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал В.А. ...

Педагогический проект"Семья и школа: пути эффективного взаимодействия"

На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю,...

Выступление на педагогическом совете по воспитательной работе «Семья и школа-пути эффективного взаимодействия».

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, ...

«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия».

Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его. А ребенок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и оценить его; фразы, неосторожно произ...

" Семья и школа:пути эффективного взаимодействия"

Воспитание детей до сих пор сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной ж...

Выступление на ШМО по теме "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего потенциала младшего школьника"

В данной теме освещены актуальные ответы на вопросы учителей начальных классов:  Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с...