Классный час по теме "Кто такой Дед Мороз?"
классный час по теме

Яскевич Марина Валерьевна

Классный час позволит узнать  о Деде Морозе России и его отличии от других  братьев 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ded_moroz.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме  «Кто такой Дед Мороз?»

Цель:

-Познакомить учащихся с историей происхождения образа Деда Мороза;

-Выявить  отличительные особенности русского Деда Мороза;

-Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.  

Ход классного часа:

-Какой праздник скоро будут отмечать все люди нашей планеты? (Новый год)

-Без чего, без кого не может быть этого весёлого события? (Без ёлки, подарков, Деда Мороза)

Тема нашего классного часа «Кто такой Дед Мороз?»

-А что вам известно о нём?

-Хотя и знакомы с Дедом Морозом с малых лет, но знаем о нём очень мало. Я думаю, сегодняшний разговор будет полезен.

 -А что бы вы хотели  узнать про Деда Мороза? (Где он живёт, чем занимается в остальное время года)

 -На эти и некоторые другие вопросы мы получим ответ.

-Сегодня вы узнаете, каким был Дед Мороз, много других интересных фактов о нём.

 -Сказать однозначно, откуда родом  Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят – из Лапландии.

-Каждый знает своих предков. И у Деда Мороза они были. Считают, что прадедом Мороза был Дед Трескун. С ноября по март Дед Трескун был  хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Деда Трескуна  сравнивали с первым месяцем года – январем. Январь холодный и студёный, как и характер Деда Трескуна.

-Перед вами выставка книг. Что их объединяет? ( Это сказки, есть герой – Мороз)

-Как его называли в сказках и почему?

Его называли: Морозко, Мороз, Мороз Иванович.

-Где он жил? (В колодце, в лесу)

-Как происходила встреча  с людьми? (Они сами попадали к нему)

-Как относился к людям? Дарил ли им подарки?

 (Хоть и морозил, но  был справедливым: трудолюбивых и добрых героев награждал, был  щедрым, а ленивых наказывал)

-А можно ли определить отношение людей к Морозу по названию сказок?

Образ деда Мороза складывался веками в русских народных сказках. Мы можем отметить, что чем старше Мороз, тем он добрее.

Когда в России стали отмечать Новый год, в ночь с 31 декабря на 1 января в домах стал появляться старый дед с бородой и в валенках. Он раз в год начал  приходить сам к людям в гости.  

 Тогда Дед Мороз  был грозным, не слишком весёлым, но   справедливым. В одной руке у него был мешок, а в другой палка. Подарки он, конечно, дарил, но только умным и послушным детям, остальным хорошенько доставалось палкой.

- А какой  Дед Мороз сегодня?

Но годы шли, и Дед Мороз старел  и добрел. В наше время Дед Мороз никого не наказывает и не пугает, а раздаёт подарки и веселит всех у новогодней ёлки. Палка превратилась в волшебный посох. Добрым Дедом Морозом, без которого сейчас не проходит ни один новогодний праздник, он стал примерно 100-150 лет назад.

В Новый год к российским детям  приходит Дед Мороз, а к детям других стран  в  Финляндии – Санта Клаус, в Якутии – Чисхан, в Карелии - Паккайне.

-Посмотрите, как  выглядят Деды Морозы других стран.  С кем из них часто путают российского Деда Мороза? (С Санта Клаусом)

- Чем внешне отличается  российский   Дед Мороз?

Внешние особенности Деда Мороза:

1. Дед Мороз носит очень теплую красную, расшитую  серебром и жемчугом
шапку с меховой опушкой. Форма шапки – полуовал, как у  русских царей.

2. Нос Деда Мороза – обычно красный.  Но также допускается вариант синего носа в силу снежно-ледяного происхождения Дедушки.


3. У Деда Мороза длинная
борода. Белая и пушистая, как снег. Борода и волосы - густые, седые (серебристые) -  символ  могущества, счастья, благополучия и богатства.


4. Дедушка Мороз носит длинную толстую
шубу на меху, расшитую  серебром (восьмиконечные звёздами, орнаментом), обшитую лебединым пухом или белым мехом.. Изначально, цвет шубы был синим, холодным, сейчас красная, яркая, нарядная.

5. Руки Дед Мороз прячет в огромные рукавицы   расшиты серебром, белого цвета - символ чистоты  всего, что он даёт из своих рук.

6. Дед Мороз подвязывает шубу кушаком. В крайнем случае застегивается на пуговицы. (Символ связи предков и потомков).

(Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты).)

7. Дед Мороз предпочитает  валенки. И не удивительно, ведь при – 50 С  в сапогах даже у Снежного хозяина ноги отмерзнут.


8. С собой Дед Мороз всегда носит
посох хрустальный или серебрённый "под хрусталь".  Во-первых, чтобы легче было по сугробам пробираться. А во-вторых, по легендам, Дед Мороз, еще будучи "диким Морозко", этим самым посохом народ-то и "морозил".

10. Дед Мороз передвигается по земле пешком или на санях, запряженных тройкой. Любит также рассекать родные просторы лыжьим ходом. (Случаев с использованием оленей и по воздуху не зарегистрировано.)

9
. Мешок с подарками – более поздний атрибут Хозяина зимы. Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он неглядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет.

А почему его дедом зовут?

  Да и «дедом» зовут не просто так, а потому, что он старый,  у него есть внучка.

 11. Самое главное отличие русского Деда Мороза – его неизменная спутница внучка Снегурочка. С внучкой  веселее.

-Итак,  хозяин  зимы носит  длинную шубу и высокую шапку,  он с бородой, в руках у него посох и мешок с подарками и  хотя  немного суров на вид, на самом деле  щедрый  и добрый, у  него в запасе столько шуток, игр и забав! И с таким Дедом Морозом мы хорошо знакомы!

-Это кто стучит в нашу дверь?

(Заходит Дед Мороз)

-Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

-Вы меня не ждали?

Вы меня узнали?

(Прослушивается «Песня Деда Мороза») 

-Внимательно песню мою слушали, отвечайте,  откуда я  к вам пришёл?

 ( Из Великого Устюга)

-Да, там я и живу. Вот мой дом – большой, красивый, просторный. У вас здесь тоже хорошо, мне нравится. А больше всего я люблю играть с детишками. Вставайте все, поиграем, порадуйте старика.

Сейчас, дедушка, ребята покажут, какой ты, российский Дед Мороз.

Игра

Как у нашего мороза вот такая шапка!

Как у нашего мороза вот такой красный нос!

Как у нашего мороза вот такая борода!

Как у нашего мороза вот такие варежки!

Как у нашего мороза вот такая шуба!

Как у нашего мороза вот такие валенки!

-Ух, притомился я, ребята,

Вот присяду, отдохну,

разговор я поведу,

Старый я, совсем седой,

 с белой длинной бородой.

Подскажите мне ответ:

Сколько же сейчас мне лет?

(Больше двух тысяч)

Знаю, как тебя  зовут, (обращается к Диане)

Когда твой день рождения.

Свой день рождения позабыл.

Помогите, ребята, подскажите. 

-18 ноября в России официально отмечают день рождения Деда Мороза. Дату моего  рождения  придумали сами дети, поскольку именно 18 ноября   в Великом Устюге  в свои права вступает настоящая зима, и начинаются  морозы.

В этот день ставят  специальный почтовый ящик, в который можно опустить поздравление для меня. Этой возможностью с удовольствием пользуются и местные детишки, и приезжие туристы. Поздравить меня приезжают  многочисленные родственники - Санта-Клаус из Финляндии, Чисхан - якутский Дед Мороз, карельский Паккайне. А дарят мне  новый костюм, украшенный  красивой вышивкой.
-Спасибо, дедушка, что к нам пришёл, нашёл время, ведь путь был дальний, а мы тебе подарим песенку. (Дети исполняют песню «Российский Дед Мороз»)-Пора мне домой,  дел много, к Новому году готовить подарки надо. До скорой встречи, ребята, до свидания!

-До свидания, Дед Мороз,   приходи к нам на праздник!

-Итак, ребята, напомните  тему нашего классного часа? (Кто такой Дед Мороз?)

-Попробуйте ответить на этот вопрос, используя полученную информацию на сегодняшнем классном часе, продолжив фразу:

Дед Мороз – это ……

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мы все такие разные"

Классный час рассматривает вопросы толлерантности, дружбы в классе, взаимоотношения в семье....

Классный час. Тема: Что такое зависть?

Цели: 1. Раскрыть понятие нравственной категории «зависть»;2. Воспитывать умение радоваться успехам окружающих людей;3. Развивать речь детей....

Классный час «У меня такая МАМА …»

Цель классного часа : воспитание чувства гордости за свою маму, желания делиться с ней всеми радостями и невзгодами, узнать больше о праздновании «Дня Матери» в нашей стране и в других странах, ...

Классный час "Кто я такой"

Классный час на тему "Кто я такой"...

Классный час "Мама одна такая - любимая и родная"

Классный час посвящён Дню матери, который отмечался в этом году 24 ноября. Цель: поднять престиж матерей в глазах их детей; воспитывать бережное отношение к матери....

Классный час "Я не такой как все"

Классный час по теме "Я не такой как все"...

Классный час "Мы все такие разные"

Классный час "Мы все такие разные" посвящен к всемирному дню толерантности....