КЛАССНЫЙ ЧАС ВО 2 КЛАССЕ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ КОНСТИТУЦИИ РФ, «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ »
классный час (2 класс) по теме

Беленева Тамара Владимировна

Используемый материал в классном часе знакомит с понятиями " государство,закон,гражданин, символика страны и др." ,способствует формированию чувства гордости за свою страну,воспитывает гражданственность и патриотизм,учит бережному отношению к историческому наследию и традициям народов России.Очень хорошо дана история возникновения гимна,герба и флага России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_vo_2_klasse.docx40.17 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС ВО 2 КЛАССЕ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ КОНСТИТУЦИИ РФ
«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ »

                                                              Разработала

                                         учитель начальных классов 1 категории

                                    Беленева Тамара Владимировна

2.09.2013г.

Г.о.Жуковский

КЛАССНЫЙ ЧАС ВО 2 КЛАССЕ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ КОНСТИТУЦИИ РФ 
«Я – ГАЖДАНИН РОССИИ » 


  Цель: познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «законы страны», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «прав и обязанности гражданина»; способствовать формированию чувства гордости за достижения своей страны; учить бережному отношению к историческому наследию и традициям народов России.
Развивать речь, память; воспитывать гражданственность, патриотизм
.


Оборудование: карта России, портрет президента России, Конституция РФ, аудиозаписи песен и гимна, герб, флаг, национальные символы России.


^ Ход классного часа
Вступительное слово.
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множеств таких маленьких родных уголков состоит наша большая общая великая Родина. Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью. Так писал Юрий Яковлев.
Мы с вами оформили стенд с фотографиями, на которых изображена маленькая Родина


Педагог. С чего начинается Родина?
(Прослушивание песни на слова М. Матусовского «С чего начинается Родина?»)
Наш классный час посвящен нашей стране – России. Как полностью называется наша страна (Российская Федерация).
- Посмотрите на физическую карту нашей страны. Есть реки: большие и маленькие. Какие реки изображены на карте?
(Обь, Енисей, Волга, Амур, Лена, Дон)
- А какие реки протекают в нашем районе, поселке?
(
Москва–река, Быковка)
- В России очень много лесов, а в Якутии огромную площадь занимает тайга. Поэтому на карте много зеленого цвета. А теперь посмотрите на политическую карту нашей страны. Назовите главный город Якутии, главный город России.
- Москва входит в число крупнейших городов мира. Это культурный и промышленный город. Здесь находится правительство нашей страны. Кто возглавляет нашу страну? (
Президент)
- Посмотрите на карту нашей страны, сколько на ней много различных городов: больших и маленьких, различных поселков.
-Какие вы знаете города?
- А в  каком городе мы с вами живем?
- Чем занимаются жители нашего горда, назовите, какие предприятия есть в нашем городе, где и кем работают ваши родители, близкие?
  Рассказ педагога о г. Жуковском
- Г. Жуковский -  это только маленькая часть большой страны, а мы жители нашей огромной России. Для того, чтобы люди в стране могли работать, учиться, отдыхать, существуют законы. Законы – это правила, которые устанавливает государство. Эти правила должны выполнять все граждане России.
- Когда наша страна отмечает день Конституции? (
12 декабря)
- Последняя действующая Конституция нашего государства была принята 12 декабря 1993 года. В этом году  Конституции Российской Федерации исполняется 20 лет. В ней записаны основные права и обязанности граждан.

- Скажите, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность?

( паспорт, свидетельство о рождении)

- Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении?

( ФИО, год рождения, место жительства, гражданство, семейное положение, дети).

- Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение  учащегося?  

( дневник)

- Какую информацию можно извлечь из дневника?

( расписание, ФИО преподавателей, домашнее задание, отметки)

- Как вы считаете,  у государства может быть подобный  документ?

( да, Конституция)

-Совершенно верно, таким документом  является Конституция. Я думаю, что вы понимаете, как наша судьба не разделима от судьбы России, в которой мы все живем, как важна тема урока « Конституция РФ».

Что же такое Конституция?

КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution  установление, устройство).

Конституция – Основной Закон государства, определяющий,

- Как устроено  государство,

- Как  образованы органы  власти,

- Каковы права и обязанности граждан.

-Как вы понимаете слово  «Основной» в определении термина «Конституция»?

(главный закон, на его основе  разрабатываются все  остальные законы страны)

-Конституция РФ была принята в 1993 г.   Конституция РФ состоит

 из 2 разделов, 9 глав, 137 статей).

Работа с понятиями.

I группа: Понятие «Гражданин»

– Какие значения слова гражданин вам известны?

  1. Обращение к человеку.
  2. Высокое звание, которым человека удостаивают за определённые поступки (почётный, уважаемый).
  3. Лицо, принадлежащее к постоянному населению.

Гражданин –  житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни.

II группа: Понятие  «Гражданские качества»

Каждый человек и гражданин обладает определенными чувствами.
Задание - Выберите из предложенного списка качества человека, которые на ваш взгляд являются гражданскими.

• Гуманность • Скромность • Чувство справедливости • Честность • Чувство долга
• Чувство чести • Искренность • Чувство вины • Стыдливость • Сочувствие • Милосердие
• Ответственность.
Задание - Объясните свой выбор. Ребята! Какими же качествами должен обладать настоящий гражданин?

III группа: Понятие «Патриот»

Задание – Определить, какое понятие зашифровано в данных словах?

Полезный, активный, творческий, решительный, инициативный, организованный, толерантный.

- Патриотом часто называют человека, совершившего подвиг.

- Какие памятники героям Великой Отечественной войны есть в городе?

IV группа: Понятие «Гражданство»

Задание – Выберите из предложенного списка определение понятия «гражданство»:

  1. Совокупность прав и обязанностей гражданина.
  2. Лицо, состоящее в устойчивом правовом государстве.
  3. Постоянная политико-правовая связь лица и государства, выражающая в их взаимных правах и обязанностях.

Вопрос всему классу.

-  Как можно стать гражданином России?

  1. Приобретение гражданства по рождению.
  2. Приобретение гражданства в порядке регистрации.
  3. Приём в гражданство (натурализация) – для иностранцев, проживающих на территории РФ, не менее 5 лет.

Работа над вторым вопросом.

- Рассмотрим второй вопрос. Что такое правовой статус?

Правовой статус человека составляет совокупность его прав и обязанностей

- Какие международные документы, закрепляющие права человека, являются фундаментом российской конституции? 

1948г – Всеобщая декларация прав человека;

1950г. – Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

1959г. – Декларация прав ребенка;

1989г. – Конвенция о правах ребенка.

- Что значит быть гражданином России сегодня?

во-первых, это значит иметь права, установленные юридическими нормами;

во-вторых, получая от государства гарантии соблюдения прав, быть ему в чем-то обязанным

Работа над третьим вопросом.  Групповая работа.

Быть гражданином – значит пользоваться определенными правами и исполнять  необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в основном законе страны Конституции РФ, II главе  

Основные обязанности человека и гражданина РФ:

  1. Соблюдение Конституции и законов РФ, прав и свобод других людей
  2. Защита Отечества
  3. Уплата законно установленных налогов и сборов
  4. Бережное отношение к природе и окружающей среде
  5. Забота о памятниках истории и культуры
  6. Забота о детях и нетрудоспособных родителях
  7. Получение основного общего образования.

- Что может сделать каждый молодой человек, обучающийся в школе, для процветания России и нашего города?

- Становление личности человека происходит под влиянием многих факторов, но, в первую очередь, от нас самих, от того какие цели я ставлю  перед собой, какова моя гражданская позиция, воспитываю ли я в себе примерного семьянина, достойного жителя своего города, гражданина России, человека демократического общества. Мы все граждане одной страны с названием Россия. Только в согласии и единстве наша сила.

(работа учащихся с синквейном)

Правила написания синквейна

1 строка

Существительное, обозначающее тему синквейна

«Конституция»

2 строка

Два прилагательных, раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна (российская, важная)

3 строка

Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету (обязует, защищает, охраняет)

4 строка

Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки (закон суров, но это закон)

5 строка

Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту (необходимость)

Главой нашего государства является президент. Кто сейчас возглавляет нашу страну? (  Путин Владимир Владимирович)

- Вы еще младшие школьники, но вы уже граждане нашей страны, вы – будущее нашей Родины. Запомните: гражданин – это житель страны, который признает ее законы. Он должен уважать их.

О родине сложено много пословиц. Какие пословицы вы знаете?
- Каждая страна имеет свой государственный язык. Какой язык является в России государственным?
( ^ Далее дети читают  стихотворения)

Родная земля!

Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
(Г. Ладонщиков)

 Наша Родина!

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)

 Здравствуй, Родина моя!

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)

 Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Символика России
Гимн
 – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио.
Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны. Написал слова гимна известный всем детям С. Михалков. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.
(Звучит гимн России).

Учитель: Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления – 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время – бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» – сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный». В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами С. Михалкова и Г. Эль – Регистана : «Союз нерушимый республик свободных».

Первый гимн современной России на музыку М. Глинки, появившийся в 1990 году, был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. В результате спустя ровно десять лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая и рекомендовала принять – с учетом опроса общественного мнения – в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. Тогда же «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в «Могучие крылья, расправив над нами». Но этот вариант был рабочим и, в конце концов, переродился в «Россия – священная наша держава».

- Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн.

- Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.

 1-й куплет:
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2-й куплет:
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Припев:
3-й куплет
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев:

Дата принятия гимна : 07.03.2001

Герб

Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.

С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март–ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1-, 2- и 5-рублевых монетах).

Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб.

"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

- Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика.

- Что мы знаем о создании гербов?  

 Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика. Создание герба - деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники – эмблематисты. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем - фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Попробуем прочесть герб РФ.  На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца?

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию  убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком Москвы — столицы России.

Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия — символ зла.

На Руси его именем называли детей - оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

- Что символизирует герб? Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Упал снаряд, и совершилось чудо:
На опаленной порохом стене
Возник в дыму неведомо откуда
Святой Георгий на лихом коне.

От сотрясенья обнажилась фреска,
Упала штукатурка поздних лет, -
И он возник торжественно и дерзко,
Как древний знак сражений и побед.

В сиянии возвышенного лика,
Простер десницу грозную свою.
И острая карающая пика
Пронзила ядовитую змею.

 Сегодняшний герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в нынешней истории России.


-РОССИЙСКИЙ ФЛАГ. Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

 Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года.

7 ученик. Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.
БЕЛЫЙ ЦВЕТ - БЛАГОРОДСТВО, СОВЕРШЕНСТВО.
СИНИЙ ЦВЕТ – ЭТО НЕБО, ВЕРНОСТЬ .
КРАСНЫЙ ЦВЕТ ОЗНАЧАЕТ ОТВАГУ, МУЖЕСТВО И ГЕРОИЗМ.
РОССИЙСКИЙ ФЛАГ
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка, написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете… (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в …(синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко… (красном).
- Живу в России, россиянин – я!
Я это сознаю, горжусь я этим!
Россия – это Родина моя!
Она милее мне всех стран на свете!
В России небо голубее, зеленей трава,
Здесь солнышко теплее греет!
У человека Родина всегда одна.
Поэтому и дорожим мы ею!

Поведение итогов. 

Поведение итогов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

классный час 1 сентября, посвященный дню Конституции РФ

Во время занятия дети находят ответ на главный вопрос - Что такое Конституция?Конституция - это основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу гос...

Классный час по теме: "Я - гражданин России", посвящённый Дню Конституции

Знакомство учащихся с основными государственными символами и Конституцией современной России, представление ученикам образа России как огромной многонациональной страны, во главе которой её столица - ...

Наглядный материал к классному часу, посвященному Дню Конституции.

Данный материал будет полезен для воспитателей, классных руководителей, родителей детей с ОВЗ. Презентация поможет лучше подготовиться к проведению внеклассных часов  и бесед по таким темам, как:...

Классный час, посвященный Дню Конституции

Классный час, посвященный Дню Конституции, для учащихся 3 класса...

Классный час посвященный Дню Конституции в 3 классе

Классный час посвященный Дню Конституции...