Россия: богатырь, воин, солдат
классный час (4 класс) по теме

Банденкова Ирина Анатольевна

Встреча в литературно-художественной гостиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Россия: богатырь, воин, солдат

Автор: Банденкова Ирина Анатольевна,

МБОУ СОШ №2 воспитатель ГПД

607101 г. Навашино

поселок Силикатный д. 31

контактный телефон: 5-10-47

Место проведения: учебный класс.

Оформление: книжная    выставка   «Россия:  богатырь,  воин,  солдат», на

которой представлены книги, повествующие о событиях, упоминаемых на мероприятии.

Технические средства:

  • персональный компьютер;
  • компьютерный проектор.

Электронные пособия:

  • мультимедийная презентация, включающая все картины, которые будут упоминаться на мероприятии (см. приложение на CD-диске).

Форма проведения: встреча в литературно-художественной гостиной.

Цели:

  • повысить историко-образовательный и культурный уровень учащихся;
  • раскрыть сущность таких понятий как воин, солдат, защитник Отечества;
  • содействовать формированию нравственно-патриотических чувств и ценностных ориентаций;
  • развивать чувство сопричастности к прошлому, настоящему и будущему Родины.

Вся жизнь их – подвиг  

            неустанный.

Они, не пожалев сердец,

Сверкают темой для романа

И дали чести образец.

                    Б. Пастернак

9 мая  в России отмечается День Победы в Великой Отечественной войне. Этот праздник всегда был и остаётся символом героизма, величия национального духа, силы и мощности страны. Всем этим может гордиться любое государство.

Празднование Дня Победы  всегда вызывает единодушный патриотический подъём. Народ вспоминает защитников Отечества, годы побед и лихолетья, мужество и  честь своих прадедов, великие свершения тысячелетней истории. Защитники издавна почитались на Руси. В веках осталась память о русском воине как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству, верном в дружбе. В памяти народа бережно хранятся имена тех, кто отличился ратным подвигом за освобождение Отчизны. Деятели культуры и искусства воплощают их  образы в картинах, музыкальных произведениях, скульптурах, литературе.

Сейчас мы совершим путешествие в героическое прошлое России, запечатленное на полотнах великих мастеров-живописцев.

В далёкие-далёкие времена по берегам рек, на кручах, в необъятных степях стояли крепости-заставы. На могучих конях, в доспехах богатырских выезжали в дозоры дальние русские конники. Оглядывали они зорким глазом – не притаился ли где вражеский лазутчик, не мелькнул ли его гривастый конь.

Посмотрите на картину Васнецова «Богатыри». Богатыри занимают всё полотно. Внизу нетерпеливо топчут землю копыта их коней, шлемы их почти уходят в небо. А за ними – земля русская. Надёжно они защищают родную землю. Небо облачное, осеннее. Гонит ветер тучи, колышет пожелтевшую траву в степи, разметал гривы и хвосты богатырским коням.

  Неколебимо и твердо стоят витязи. Илья Муромец – атаман над всеми богатырями. Он сидит на вороном коне. Спокойная уверенность разлита по всей его могучей, несколько грозной фигуре. Твердый проницательный взгляд черных глаз, волевой рот, открытое лицо с широкой крестьянской бородой.

     Побратимы Ильи – Добрыня и Алеша – тоже богатыри–герои. Добрыня Никитич знатного происхождения, он благороден, рассудителен. Он умеет обходительной умной речью добиться успеха, помешать ссоре. Красивое сильное тело Добрыни облачено в богатый кафтан, меч у него в золотых ножнах. Чертами лица он напоминает самого Васнецова: светлые волосы и борода, удлиненный правильный нос и полные губы.

     Алеша Попович не так силен, как Илья и Добрыня, и действует против врага главным образом хваткой и находчивостью. Васнецов очень тонко дает характеристику Алеши. Это безбородый  юноша с лицом сметливым и задорным. Хотя он и крепкого сложения, однако, рядом с Ильей он кажется стройным, даже изящным. Вооружен он легко, но чувствуется, что он ловкостью и хитроумием свое возьмет.

     Могучие Богатырские кони – под стать витязям.

           В Богатырях всё подчинено главной мысли: показать благородство, огромную силу, неустрашимость и красоту русского народа.

          В былинах вымысел соседствует с рассказом о реальных событиях, происходивших много лет назад. В былинах действуют реальные люди, жившие когда-то на Руси: князь Владимир Красное Солнышко, у Добрыни Никитича есть исторический прототип – брат матери князя Владимира Святославича.

Реальными событиями, отражёнными в былинах, была и борьба с кочевыми народами, совершавшими опустошительные набеги на русские земли. Киевской Руси была нужна защита от половцев, хазар, татаро-монгольских племён.

Эта страница боевого прошлого нашей Родины образно представлена на полотнах Васнецова Виктора Михайловича, Бубнова Александра Павловича, Н. Присекина и др.

Перед вами картина В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Тема этой картины была навеяна великим произведением древнерусской героической поэзии - «Словом о полку Игореве». А «Слово» повествует о том, как отважный удельный князь Игорь в 1185 году в союзе с братом своим и сыном, выступил походом против кочевников-половцев, разорявших русскую землю.

«… А такого боя не слышано:

От раннего утра и до вечера,

От вечера до света

Летят стрелы калёные,

Сабли о шеломы гремят,

Копия трещат булатные,

В поле незнаемом,

Среди земли половецкой…»

Но князь Игорь не сумел заручиться подкреплением и после трёхдневной сечи потерпел поражение в неравной борьбе с врагами.

Перед зрителем расстилается бескрайняя южнорусская степь. Ночь спустилась над бранным полем, и багровая, будто окрашенная кровью, луна восходит из-за сумрачной мглы, освещая доблестных богатырей, сложивших голову за русскую землю.

«Разлилась тоска по русской земле»…

Большую роль в картине играют романтические элементы: орлы, сцепившиеся в воздухе, луна, облака.

Спокойны и торжественны позы павших воинов.

Даже смерть не властна над ними и не может исказить их гордого, мужественного облика. Кажется, что не погибли они, а спят; спят, как засыпали по народным преданиям витязи, чтобы в трудный час снова встать на защиту Родины.

Вот слева, широко разметав руки, лежит могучий ростом и силою богатырь. Дорого же досталась половцам победа над ним! Он пал в жаркой рукопашной схватке, так и не сомкнув глаз. Даже после смерти его вид устрашает врагов.

Прямо перед зрителем тихо замер, выпустив из рук боевую секиру, простоволосый юноша, пронзённый в грудь стрелой. Он словно прилёг отдохнуть на пышный ковёр степной травы с нежно-голубыми васильками, сиреневыми колокольчиками, белыми ромашками. На нём красивый узорчатый кафтан, сафьяновые сапожки. Не верится, что жизнь для него кончена – он почти мальчик, - и с лица его ещё не сошло выражение задумчивой мечтательности.

Лёгкий ветер разметал его кудри и колеблет полевые цветы вокруг.

Никнет трава от жалости,

А дерево с кручиною

К земле приклонилось.

В противовес русичам – половцы изображены в сведённых предсмертной судорогой беспокойных позах. Головы их запрокинуты, лица искажены. Уткнувшиеся в землю, бритоголовые полуголые фигуры кочевников олицетворяют дикую, злобную силу.

Картина «После побоища», в которой поэтически воплощены лучшие чувства русского народа, его патриотизм, самоотверженность, готовность отдать жизнь за Родину, завоевала художнику широкую известность.

Картина Бубнова «Утро на Куликовом поле» и картина Присекина «За родную землю» близки по духу и изображают события одной исторической эпохи – эпохи борьбы с монголо-татарскими завоевателями.

На полотне «Утро на Куликовом поле» мы видим русское войско перед одним из самых знаменитых в истории России сражений. Плечо к плечу, рука к руке стоят воины с лицами решительными, не обещающими пощады ненавистному противнику. Лес копий простирается до куда хватит глаз. Это объединённое  русское войско во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем. Солнце долго не могло рассеять густой туман. Участники предстоящей битвы напряжённо всматриваются вдаль, пытаясь рассмотреть противника и сосредоточиться. Князь Дмитрий уже объехал дружины и сказал напутственную речь: «Други мои ратные! Честная смерть лучше позора! Постоим за Русь святую!». Из летописей известно, что князь встал в ряды воинов и участвовал в сече вместе с простыми ратниками.

Картина Присекина «За родную землю» изображает саму битву. Кровь льётся рекой, тела убитых, как скошенная трава, устилают землю. Как рассказывается в одной из летописей, мёртвых было больше, чем живых и раненых. Восемь дней хоронили русские воины павших товарищей. Такова была цена победы русского воинства над войском Золотой Орды. Куликовская битва положила начало освобождения Руси от татаро-монгольского ига. В честь великой победы у реки Дон полководец князь Дмитрий был прозван Донским. Таким представил его  Илья Глазунов на свой картине.

Издревле прославилась земля русская великими полководцами. Говоря о Дмитрии Донском, нельзя не вспомнить полководца, слова которого известны каждому школьнику: «Кто к нам с мечом придёт – тот от меча и погибнет». Таким предстаёт перед зрителем витязь Северной Руси Александр Невский на полотне Петра Корина. Могучий и суровый, в стальных воинских доспехах, панцире, латах, стоит он, опираясь на тяжёлый меч. Над головой его грозно темнеет военное знамя с образом Спаса.

С именем новгородского  князя Александра Невского также связана судьбоносная для Руси битва - Ледовое побоище. Это сражение  происходило на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года между объединённым новгородским и владимиро-суздальским войском.

Рыцари Ливонского ордена, который захватил Восточную Прибалтику, попытались подчинить своему влиянию Северо-Западные земли Руси. В 1240 году немецкие рыцари захватили русский город Изборск. Жители Пскова добровольно признали власть Ливонского ордена. Стал готовиться к отпору Новгород. Положение становилось критическим. Князь Александр Ярославич собирает объединённое войско и начинает наступление на немецких рыцарей. Удача сопутствует ему. Уже освобождён Псков. Но окончательно этот военный конфликт был завершён на льду Чудского озера. Рыцарей окружили, началось их избиение. Лёд треснул под тяжеловооружёнными ливонцами. Многие из них утонули в ледяной воде. Многие были убиты. Под напором доблестных русских воинов отступили с позором рыцарские легионы. Полки Невского гнали захватчиков семь вёрст.

Великим мастером военного дела был Александр Суворов.

Это ему покорился неприступный город-крепость Измаил. «Там, где силой не возьмём, возьмём хитростью», - говорил полководец. Очень высоко ценил Суворов русского солдата, относился к солдатам с заботой и вниманием. До наших дней в основе военной науки лежат суворовские советы и наказы.

Российской истории известны случаи, когда во главе защитников Отечества вставали люди далёкие от тонкостей военного дела. Их непобедимым оружием была любовь к Родине, вера в успех правого дела и неистребимое желание видеть родину свободной. В эпоху великой смуты, когда польские интервенты уже готовы были взять власть в свои руки и растащить русскую державу на куски. Наш земляк – Кузьма Минин – обращается с воззванием к нижегородцам.

Кузьма Минин – нижегородский гражданин, продавец мяса и рыбы, земский староста и начальник судных дел у посадных людей. В Нижнем Новгороде он был «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл». В конце лета 1611 года прибыла в Нижний грамота от Троицкой лавры о том, что поляки стоят у стен Москвы, нужна помощь. Убедительно прозвучали слова Минина: «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником». В Нижнем начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства.

 

На картине Константина Егоровича Маковского «Воззвание Минина» изображён именно этот эпизод отечественной истории. Нижегородцы согласились с предложениями Минина, решили создать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. Люди отдавали всё, что могли: деньги, золотую и серебряную посуду, женские украшения, ткани и даже… нательные кресты. Всё необходимое на содержание ополченцев было собрано. Минин посоветовал выбрать вождём князя Дмитрия Михайловича Пожарского, сведущего в военном деле, а сам  заведовал хозяйственной частью ополчения.

К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 года в Ярославле стояло уже громадное ополчение, а в октябре Москва была очищена от поляков. Вот так один человек смог повлиять на судьбу Родины.

Картина Маковского «Воззвании Минина» экспонируется в родном городе героя - в Нижегородском государственном художественном музее.

Неувядаемой славой покрыли себя русские воины в Бородинском сражении! Можно ли перечислить всех отличившихся на ратном поле? Это и храбрые защитники Багратионовых флешей и батареи Раевского, и отважные и умелые артиллеристы, и отчаянные и лихие кавалеристы и казаки, и мужественные и стойкие армейские и гвардейские пехотинцы.

Да, страшно идти в штыковую атаку стенка на стенку, но сколько мужества нужно иметь, чтобы несколько часов простоять на совершенно открытом месте под ужасающим огнём вражеской артиллерии, расположенной буквально в шести шагах, и не дрогнуть, не смалодушничать, не отступить?! Вот так, как вкопанные, стояли на фланге русской армии лейб-гвардии Литовский и Измайловский полки. Каждый залп неприятельской артиллерии нещадно косил их стройные ряды, а когда затихла пушечная пальба, на гвардейцев лавиной неслись «железные люди» Наполеона, как называл французский император своих кирасир. Сверкая на солнце кирасами, наполеоновские панцирники налетали на гвардейские, ощетинившиеся штыками каре и откатывались назад, не в силах преодолеть мужество русской гвардии.

Во главе русского войска на Бородинском поле стоял Михаил Илларионович Кутузов.

XX век принёс новые испытания русскому народу. 22 июня 1941 года без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города – Житомир, Киев, Севастополь и другие.

Не первый раз нашему народу пришлось иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. Красная Армия и весь наш народ вновь повели победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.

Одним из первых принял на себя вражеский удар город Брест. Его военный гарнизон, расположенный в Брестской крепости, вступил в неравный бой.  Гитлеровцы были уверены: едва они ворвутся в крепость, навстречу им выйдут с поднятыми руками русские офицеры и солдаты – ведь сопротивление бесполезно. Но русские офицеры и солдаты выбегали из домов и казарм, осматривались, оценивая обстановку, и вместо того, чтобы сдаться победителям,  прижимались к стенам домов, использовали любое прикрытие, начинали стрелять. Не раздумывая, они вступали в бой, сколько бы ни было врагов перед ними.

Защитникам Брестской крепости посвятил свою картину Петр Кривоногов. Вот уже отдельные красноармейцы объединились в группы, разрозненные выстрелы слились в залпы. Откуда-то из-за угла прямой наводкой бьёт по фашистам пулемёт. Пулемётчик знает, что долго не продержится, и торопится побольше уложить фашистов. А они всё идут и идут. Они всё ближе и ближе. В пулемётчика полетели гранаты. Но пулемёт молчал недолго: другой боец заменил убитого пулемётчика. И снова строчит пулемёт, и, растерявшись, топчутся на месте фашисты. Однако немцы не могли принять всерьёз сопротивление разрозненных, не имеющих даже связи между собой групп, и считали, что очень скоро осаждённые поднимут белый флаг. Но прошёл день, второй, и гитлеровцы поняли: русские не собираются сдаваться.

На семнадцатый день штурма фашисты объявили о взятии Брестской крепости. Но это была неправда: крепость продолжала обороняться, хотя среди её защитников не осталось ни одного, кто не был бы ранен.

Около месяца оборонялась крепость.

Гитлеровцы вошли в неё лишь после того, как все защитники крепости погибли или были тяжело ранены.

Брестская крепость находилась у самой границы, и поэтому сразу оказалась на захваченной фашистами территории. В первые же часы войны радиосвязь с крепостью была потеряна, и долгое время никто ничего не знал о её судьбе. Только в 1942 году, когда под Орлом была разгромлена немецкая дивизия и захвачен её архив, стало кое-что известно об обороне Брестской крепости. Враги не стремились в своих документах рассказать о героической обороне. Но даже из тех документов было ясно, каких трудов стоило гитлеровцам сломить сопротивление защитников крепости.

Бресту присвоено звание города-героя.

Не только на суше, но и на море стояли насмерть защитники Отечества.

С середины XIX века Севастополь стал главной базой молодого русского флота на Чёрном море, а после победы над турками под Синопом, русский флот окончательно стал господствовать над всем Чёрным морем, и значение Севастополя многократно возросло. Поэтому Севастополь был в числе городов, по которым в первую очередь был нанесён бомбовый удар гитлеровской Германией. Однако к городу они подошли лишь в начале ноября. Считая, что Севастополь не сможет оказать серьёзного сопротивления, гитлеровцы шли на город открыто, наступая по дорогам несколькими колоннами. Самоуверенность дорого обошлась им: наша дальнобойная артиллерия доказала, что севастопольцы готовы к обороне.

Ещё под Одессой поняли фашисты, как умеют драться черноморские моряки. «Полосатые дьяволы» - прозвали немцы моряков. И часто, увидев идущих в атаку бойцов в тельняшках, гитлеровцы в панике бежали, даже не приняв боя.

Картина Александра Александровича Дейнеки «Оборона Севастополя» ещё одно подтверждение стойкости, мужества и героизма русских моряков. Главное, что хотел показать художник, бесстрашный характер защитника Родины.  

Дейнека не смягчал трагизма. Он изображал, возможно, последнюю отчаянную атаку осаждённых севастопольцев. Но изображал он этот эпизод войны так, что чувству обречённости не оставалось места. Уже закончились патроны и моряки ведут рукопашный бой. С каждой минутой тают силы защитников города. Но они стоят насмерть. «Моряки дерутся до последнего человека, а последний человек – до последней капли крови», - говорили защитники Севастополя.

Севастополь, как и Брест, - город-герой.

Русский народ выстоял и в этой войне, завершив её победным штурмом Рейхстага. На картине Петра Кривоногова «Победа» мы видим этот исторически важный момент. Взметнулись в воздух руки бойцов с винтовками и автоматами, стальными касками и пилотками… Все головы подняты, все глаза устремлены в одну точку – вверх, туда, где над куполом полощется на весеннем ветру красное знамя Победы. Под сводами здания раскатывается могучее русское «Ура!». Вот они измученные лишениями,  подстерегаемые опасностями и смертью русские солдаты, но не побеждённые, не потерявшие своей чести, выполнившие свой долг воины.

В содружестве искусств живопись и литература, как две сестры, идут рука об руку. Всё то, что мы сейчас увидели с вами на полотнах художников, поэт и писатель излагают с помощью слова.  Часто при чтении поэтических или прозаических строк перед глазами встают знакомые полотна художников, хотя ни хронологически, ни географически рождение картин и литературных произведений  не совпадают.

    Вот послушайте и назовите полотна, к которым могут быть отнесены эти цитаты:

«Не скакать врагам по нашей  земле,

  Не `топтать их коням землю русскую,

  Не затмить им солнце наше красное».

                                                     (Былины)

«Они дошли до стен Рейхстага –

Друзья: боец и командир,

И стены были им бумагой

Для первых подписей за мир»

    (П. Кривоногов. Победа)  

«Вы продайте всё ваше злато-серебро,

Накупите себе  острых копиев,

Вострых копиев, булатных ножей…

Пойдём-ка мы сражаться

За матушку, за родную землю,

За родную землю, за славный

                 Город Москву»

            (К. Маковский. Воззвание Минина)

«Он упал на цветы полевые

С половецкой стрелою в груди,

Смотрят в небо глаза неживые…

- Мать! Любимого сына не жди!

Озарила поля роковые

Кровяная луна с высоты,

Заглянула в глаза неживые,

На шеломы, колчаны, щиты…»

(В. Васнецов. После побоища)

«И ныне тем у нас душа горда,

Что в ратный час, в сплошной грозе орудий

Героями не только были люди,

А ими становились города»

 (П. Кривоногов. Защитники Брестской крепости)

«И груды тел. И свежих ран горячка.

И копий лес, растущий из плечей.

И конских табунов крутая скачка,

Подстёгнутая рубкою мечей.

И не закроют никакие травы

Упавших. В них – мечи по рукоять.

И не через Непрядву переправы,

И можно только до конца стоять»

(Н. Присекин «За родную землю»)

«Вы ясно поймёте, вообразите себе тех людей, которых вы сейчас видели, теми героями, которые в те тяжёлые времена не упали, а возвышались духом и с наслаждением готовились к смерти не за город, а за родину».

(А. Дейнека. «Оборона Севастополя»)

«Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась – как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…»

     ( Бородинское сражение)

Каждый народ в праве гордится своей историей. Но история русского народа – неповторимая, особенная, самобытная. Её тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей. Поэтому мы  с благодарностью  должны помнить о делах минувших дней.

Литература

  1. Былины. – М.: Сирин, 2000
  2. Пашков Б. Г. Русь – Россия - Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917 гг. – М.: ЦентрКом,1997
  3. Галёркина О. Художник Виктор Васнецов. – Ленинград: Детгиз,1957
  4. Слово о полку Игореве (любое издание)
  5. В мире прекрасного. Календарь, 1979
  6. Дмитрий Донской. – М.: Граница, 1993
  7. Серков С. «Вспомним, братцы, россов славу…» (набор иллюстраций)
  8. Помыткина Л. И. Константин Маковский. Воззвание Минина. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство,1978
  9. Смольников И. Ф. Мастерская солнца: Рассказы о советских художниках. – Л.: Детю лит., 1990
  10.  Поле Родины: сборник, 1380-1980. – М.: Мол. Гвардия, 1980
  11.  Дмитриев Ю. Д. Города-герои. – М.: Малыш, 1970
  12. Толстой Л. Севастопольские рассказы (любое издание)
  13.  Школьная энциклопедия «Руссика». История России.9-17 вв, 18-19 вв., 20 век. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа «От богатырей до солдат»

Цель:  «Формирование высокой гражданской позиции, чувства любви к Родине»Задачи:- Изучение истории России.- Формирование ценностной ориентации патриотизма.- Совершенствование физической культуры...

Доспехи русских воинов на примере трех богатырей

Рассказ о вооружении и доспехах русских воинов с использованием репродукции картины великого русского художника В.Васнецова "Три богатыря"....

Изо. искусство. 2 класс. УМК "Школа России". «Русское поле. Воины богатыри»

Цели деятельности учителя: Способствовать раскрытию в художественных образах красоты воинской доблести защитников Древних Руси; формировать у учащихся художественно – графических умений, способн...

Презентация "Курские богатыри - воины Великой Победы"

Исследовательская работа о жизни  Остащенко Сергее Михайловиче, уроженце слободы БелойБеловского уезда Курской губернии....

Курские богатыри – воины Великой Победы – наш Бессмертный полк

Курские богатыри – воины Великой Победы – наш Бессмертный полк...