Культуротворческое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
статья по теме


Эта статья об актуальности культуротворческого воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulturotvorcheskoe_vospitanie_vlasova_tolyatti.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Культуротворческое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Власова Ирина Станиславовна

учитель начальных классов

МБУ СОШ № 47, г.о. Тольятти

Забота о подрастающем поколении, воспитание духовности, нравственности, патриотизма – характерные черты Российского государства. Вместе с тем процессы глобализации негативно отражаются на развитии социокультурной ситуации в обществе, которое характеризуется в настоящее время рядом негативных процессов, происходящих в духовной жизни детей. Исследователи отмечают девальвацию системы традиционных ценностей, резкое снижение воспитательной роли культуры и искусства, обострение социальных противоречий в обществе, а также внедрение чуждых ему, главным образом, проамериканских, ценностей. Такая социокультурная ситуация не могла не отразиться на подрастающем поколении, наименее защищенном с нравственной стороны. Налицо усиление агрессивности в детской и подростковой среде, состояние повышенной тревожности и гиперактивности, одиночества и социально-культурной пассивности, внутренняя неудовлетворенность и индивидуализм, ориентация на удовлетворение сиюминутных желаний. Кроме того, наблюдается увеличение количества детей, испытывающих неустойчивые, дискомфортные состояния, имеющих трудности в общении с педагогами и сверстниками, проблемы в творческой самореализации.  

Отрадно, что доминантою общества XXІ столетия стало обращение к культуре и духовному миру человека, в частности, ориентация на культуру как важный фактор духовного обновления общества в целом и отдельной личности, как поиск путей выхода из кризиса.

В связи с этим, актуально объявление 2014 года  Годом культуры в России  в соответствии с Указом Президента от 22 апреля 2013 года № 375. Как отмечает В. В. Путин, проведение Года культуры станет знаковым для нашей страны для повышения и укрепления роли, которую культура призвана играть в жизни нашего общества [1].

2 октября 2013 года состоялось заседание Совета при Президенте по культуре и искусству под председательством Владимира Путина. На заседании обсуждалось значение культурной политики государства в укреплении единства страны, роль отечественной культуры в укреплении российской идентичности.

Президент на заседании отметил, что нужно создать такие условия, при которых всесторонняя образованность, способность свободно ориентироваться в классической и современной живописи, музыке, литературе стала для подрастающего поколения нормой, образом жизни, насущной потребностью [2].

В сложившейся ситуации приобретает особую актуальность культуротворческое  воспитание, одно из основных направлений организации воспитания учащихся, описанное в Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях :

-  формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей [3].

Процессы культуроосвоения и культуросозидания в жизни тесно взаимосвязаны и не противопоставляются в воспитательном процессе. В целом культуротворческая ориентация воспитания позволяет включать в социокультурное пространство школы новые пласты культуры, различные стили художественного мышления, многообразие творческой деятельности и общения в контексте развития индивидуальных жизненных сил ребенка и его духовно-нравственного и деятельно-волевого отношения к окружающему миру [4].

Младший школьный возраст  деятельный, младший школьник  активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, самоутверждения. Одной из основных целей процесса формирования навыков культуроосвоения и культуросозидания  личности младшего школьника становится создание условий для творческой самореализации личности. Взаимосвязь культуры и творчества позволяет выявить закономерность между вхождением ребенка в культуру и актом творчества:  чем больше ребенок включается в творческую деятельность, тем выше уровень его приобщенности к ценностям культуры, уровень личностной культуры.

Подлинное культуротворчество связано с организацией гуманитарной образовательной среды, которая учитывает всю полноту человеческой реальности, предоставляет человеку личностную свободу и способствует развитию его самосознания, готовности преобразовывать не только окружающий, но и свой внутренний мир. Здесь главным становится самостоятельный поиск знаний, способность принимать ответственные решения, понимание себя как творца собственной жизни.

Роль школы при этом состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления личностной самоидентификации, самовыражения, самоопределения по отношению к природе, культуре, обществу, самому себе.

Возможности учебно-методического комплекса «Перспективная начальная школа» позволяет организовывать среду для культуротворчества. Один из принципов образовательной программы «Перспективная начальная школа» - принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Благодаря этому принципу создаются такие условия, которые предоставляют «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах урочной и внеурочной работы. Содержание программы «Перспективная начальная школа» определяет следующие ценностные установки: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение в творчестве и искусстве [5].  

В учебной книге по «Литературному чтению» (1-4 классы) имеется раздел «Музейный Дом», в котором собраны репродукции картин известных художников. Методическая идея этого раздела   позволяет развивать чувства прекрасного, умение видеть красоту природы, труда и творчества; развивать интерес к произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке, к занятиям художественным творчеством.

Учебные занятия с использованием раздела «Музейный Дом» дают возможность интегрировать такие предметы как литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, технология, а также занятия внеурочной деятельности по программам «Театр» и «Утро художника». Творческий продукт, созданный учеником в процессе культуротворческой деятельности, пополняет его эмоциональный опыт новыми нравственными и эстетическими переживаниями.

Рассмотрим один из примеров работы с разделом «Музейный Дом» в рамках культуротворческого воспитания. На уроке литературного чтения в 3 классе при изучении темы «Учимся переживать красоту вместе»  ученики знакомились со  стихотворением В. Берестова «Плащ».  В ходе беседы по вопросам к произведению ученики пришли  к осознанию того, что самой большой ценностью в жизни является ценность отношений. Это стихотворение, безусловно, не только о плаще, но и о дружбе сына и отца, об их желании быть вместе.

Для получения новых нравственных и эстетических переживаний учитель приглашает ребят в «Музейный Дом», в котором они находят репродукцию картины Винсента Ван Гога «Ботинки». Рассматривая картину, ребята рассказывают, что это рваные  мужские ботинки, скорее всего старого бедного человека, что он очень давно их носит. А вопрос «О чем могут рассказать эти ботинки?» дает детям возможность пофантазировать, применив прием олицетворения. Каждый из ребят попробует найти то, что может быть самое ценное в жизни старых ботинок[6].

Для получения учениками эмоционального опыта, развития духовно-нравственного отношения к окружающему миру   на занятии кружка «Театр» ученики составляют словесный портрет этого героя-ботинок, которого уже «оживили» на уроке литературного чтения. Практической частью занятия по театру будет мини-этюд под названием «Ботинки», который можно показать в паре или одному.  

Урок изобразительного искусства станет первым этапом культуросозидания. Ученики придумывают свою пару обуви и историю, которая с ними связана. Для создания рисунка ребятам необходимо самостоятельно продумать композицию, цветовое решение, понимать себя как творца художественного произведения.

По завершению работы школьники представляют свои произведения, их одноклассники пробуют определить, кому принадлежит нарисованная пара обуви, возраст этого человек, его достаток, характер, а может даже профессию.

Навык культуросозидания проявится в организации выставки рисунков класса для первоклассников и проведении экскурсии в рамках внеурочной деятельности «Утро художника». Эта работа  развивает  индивидуальные жизненные силы ребенка и его деятельно-волевое отношение к окружающему миру.

Ориентируясь на выход школьника в область самостоятельных творческих решений и действий, на уроке технологии ребята попробуют  найти свои способы, чтобы его обувь «не грустила». В беседе с учениками важно поговорить  о заботливом отношении к своим вещам, о помощи другим людям. Школьники попробуют воплотить свои идеи в жизнь, организую акцию «Новая жизнь моей старой обуви».

Подлинное культуротворчество явление комплексное, которое предполагает освоение культурных норм и образцов деятельности, опыт работы, личные результаты и достижения, опыт их презентации в сообществе.  Продуктом культуротворческой деятельности станет книжка с одноименным названием «Ботинки». В неё войдут истории, придуманные ребятами, их рисунки, фотографии поделок. Небольшими агитбригадами ребята выступят в классах начальной школы, перед родителями, чтобы привлечь их внимание к нашим старым вещам.

Такая работа очень увлекает детей, развивает их творческое мышление, воображение, фантазию, а также формирует мотив учения, т. е. желание учиться, потребность получать новые знания. Творческая деятельность, выбранная учениками на основе  собственных интересов и целей образования, создает органическую воспитывающую и развивающую среду.

Результатом культуротворческого воспитания становится школьник как со-творец взаимоотношений, общения, деятельности, жизни. Опираясь на достигнутый уровень культуры, он создает новые способы действий и поведения, способы и формы общения, творит в себе человека.

Литература

1. Президент России / Администрация Президента РФ // Стенографический отчёт о заседании Совета по культуре и искусству// Выступление В. В. Путина. – М.: 2013. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/19353

2. Президент России / Администрация Президента РФ // Стенографический отчёт о заседании Совета по культуре и искусству// Выступление В. В. Путина. – М.: 2013. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/19353

3. Департамент общего образования Томской области // Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. –Томск, 2013. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/search/help/el-cat.html.

4. Региональные концепция и программа-ориентир воспитания детей и молодежи Красноярского края до 2012 года (проект)/ под общ. ред. М.И. Шиловой; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2009. – 88 с.

5. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения  (на примере учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»). - М.: Академкнига/Учебник, 2010. - с.

6. Литературное чтение [Текст]: 3 класс : Методическое пособие /Н.А. Чуракова, О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская – М.: Академкнига/Учебник, 2012. - 280 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. В статье раввматриваются методы нравственного воспитания, используемые в уче...

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Советова Е. Ю., Конева В. Н.            Образовательные стандарты втор...

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности/

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Советова Е. Ю., Конева В. Н.            Образовательные стандарты втор...

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Конева В. Н., Советова Е. Ю.            Образовательные стандарты втор...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...