Проектный метод обучения младших школьников.
материал по теме

 

У учащихся метод проектов развивает культуру работы с информацией, исследовательские навыки, что поможет впоследствии успешнее адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни.

Какие основные требования к использованию метода проектов?

  1. Значимость проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения;
  2. практическая значимость предполагаемых результатов;
  3. самостоятельная деятельность учащихся - индивидуальная, парная или групповая;
  4. структурирование содержательной части проекта.

Как показал опыт, учащиеся, включенные в исследовательскую работу, обучаются :

  • умению выявлять и формулировать наиболее значимые проблемы;
  • выдвигать гипотезы;
  • определять поэтапные задачи и методы исследования – статистические, аналитические, экспериментальные;
  • намечать план работы и следовать ему;
  • создавать «продукт» своего исследования, оформляя его в электронном варианте (с использованием программы Power Point);
  • защищать результаты исследования;
  • простой проект;
  • имеет ли исследовательское направление;
  • отвечает ли на основополагающий вопрос;
  • имеет ли проект «жизнь» в реальной школьной программе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnyy_metod_obucheniya_mladshikh_shkolnikov.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ№3 г. Сызрани Самарской области

Проектный метод обучения

младших школьников.

Учитель начальных классов

Зайцева С.В.

В настоящее время Россия переживает базисные изменения социально – экономической ситуации, суть которых  в формировании рыночных отношений в экономики и либерализации социальной сферы. Конкурентоспособность  на современном рынке труда во многом зависит от способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к иным условиям жизни. В описанной ситуации принципиально меняются цели образования. Теоретические, по сути, и энциклопедические по широте знаний, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством. Другими словами, знаниевая ориентация отечественной школы должна смениться компетентностно – ориентированным образованием. Помимо изменения целевых ориентиров школы, должны широко внедряться в образовательную практику такие педагогические технологии, которые позволят реализовать компетентностный подход к образованию. Среди них в первую очередь следует обратить внимание на метод проектов, т.к., во-первых, эта технология универсальна по отношению к предметному содержанию, во-вторых, ее эффективность подтверждается мировой практикой. Под «проектом» мы понимаем «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Однако чтобы овладеть проектным подходом в качестве средства и орудия учебы, надо сперва встретиться с ним лицом к лицу как с предметом изучения и хоть чуть-чуть самим научиться проектировать. Бывает, что иной преподаватель нетерпеливо просит:  поскорее объясните, как применять проектный подход, дайте  его методику – и я тут же примусь за дело. У проектного подхода есть своя «азбука» и «грамматика», заслуживающие самого усидчивого штудирования. Проектом («выдвинутый вперед») называют реалистический замысел о желаемом будущем. От капризного хотения, пустого мечтания проектный замысел отличается тем, что содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ (технологию) своей практической осуществимости, т.е. получить, изготовить, создать, построить или сконструировать то, в чем мы нуждаемся и чего пока не имеем, но сможем иметь, если  приложил к тому надлежащие умственные и физические усилия. Еще одно коренное свойство проектности:  целевая направленность на нечто оригинальное, новое. Проектный подход к образовательным проблемам требует ревизии одного из давних принципов обучения, именуемого инструкционизмом.  Как видно уже из названия, он состоит в том, чтобы непрерывно давать ученику какие – либо инструкции, предписания, наставлении, указания; ни на шаг не отступай от того, что тебе велено, сам от себя ничего не добавляй, лишних вопросов не задавай. Проектный метод предполагает принципиально новый подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, какими средствами можно было бы выполнить». Иными словами, необходимое знание и правильные ответы  на

возникающие вопросы  ученику нужно  добывать собственными силами – именно этому и надлежит учить в первую очередь. При таком подходе резко возрастает объем консультаций и диалогов учителя с учениками. В ходе работы над проектом учитель подсказывает лишь общее направление  и главные ориентиры маршрута поисков. Человеку свойственно ошибаться и в делах, и в мыслях. Ошибок всегда будет очень много. Но нужно  уметь вовремя их обнаружить и лучше в мыслях, в расчетах, чертежах, нежели в ходе практического их воплощения.

Проектный подход в общении неизмеримо более сложен и труден, чем инструкционный. Но проектное мышление необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и  заботливо культивировать. Это необходимо и взрослым, и детям. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому, т.е. быть способным проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо  изменяющимся миром. Жизнь требует  от нас, чтобы каждое новое задание, которое мы даем нашим ученикам, было бы до какой – то степени новым и для нас.

Структура проектной деятельности

Подготовительный (исследовательский) этап. Технологический этап.

 Заключительный этап.

У учащихся метод проектов развивает культуру работы с информацией, исследовательские навыки, что поможет впоследствии успешнее адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни.

Какие основные требования к использованию метода проектов?

  1. Значимость проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения;
  2. практическая значимость предполагаемых результатов;
  3. самостоятельная деятельность учащихся - индивидуальная, парная или групповая;
  4. структурирование содержательной части проекта.

Как показал опыт, учащиеся, включенные в исследовательскую работу, обучаются :

  • умению выявлять и формулировать наиболее значимые проблемы;
  • выдвигать гипотезы;
  • определять поэтапные задачи и методы исследования – статистические, аналитические, экспериментальные;
  • намечать план работы и следовать ему;
  • создавать «продукт» своего исследования, оформляя его в электронном варианте (с использованием программы Power Point);
  • защищать результаты исследования.

  • простой проект;
  • имеет ли исследовательское направление;
  • отвечает ли на основополагающий вопрос;
  • имеет ли проект «жизнь» в реальной школьной программе.

Блок 1.

Проект выполняется в программе POWER POINT.

«Визитная карточка проекта» (примерное содержание).

  1. Творческое название проекта (эпиграф, авторы, год)
  2. Основополагающий вопрос (проблемные вопросы)
  3. Дидактические цели проекта
  4. Методические задачи проекта
  5. Темы учебной программы (перечислить учебные темы, к которым проект имеет отношение)
  6. Аннотация
  7. Темы исследований (перечислить + сделать ссылки на выполненные исследования; выделить тест КМ Гиперссылка; указать файл)
  8. План работы в группах
  9. Участие в проекте (для участия в проекте учащиеся разбиваются на группы)
  10. Дидактические материалы (тест, таблица и т.п. + сде-лать ссылки: выделить текст КМ- Гиперссылка- указать файл)
  11. Этапы и сроки выполнения проекта
  12. Перспективы проекта
  13. Спасибо за внимание! (контактная информация: автор, ОУ, тел. E-mail)

Блок 3.

План работы ученика.

Блок 4.

Отчет об исследовании должен содержать:

  1. Тему исследования, информацию об авторе.
  2. Формулировку гипотезы, проблемных вопросов, целей, задач.
  3. План исследования.
  4. Обзор материала по данной проблеме (из истории, из СМИ, из энциклопедии и т.п.).
  5. Методы и результаты собственного исследования.
  6. Подтверждение (или опровержение) гипотезы, выводы.
  7. Список литературы, Интернет-ресурсов и т.д.

Методы исследования: наблюдение, эксперимент, опрос, анализ, синтез.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой метод обучения младших школьников как средство формирования коммуникативных компетенций.

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Образовательный процесс получил в настоящее время новое направ...

Стандарты второго поколения (ФГОС). Поиск новых форм и методов обучения младших школьников через организацию проектной деятельности.

На сегодняшний день главной задачей образования является формирование у подрастающего поколения знаний и поведенческих моделей,которые позволят учащимся быть успешными вне школы.Наиболее эффективным с...

Основы использования групповых взаимодействий как метода обучения младших школьников

Вся система образования в России в настоящее время находится под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, В...

Игра как ведущий метод обучения младших школьников иностранному языку

Игра как ведущий метод обучения младших школьников иностранному языку...

Игра как метод обучения младших школьников

А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всег...

Статья " Исследовательский метод обучения младших школьников на занятиях кружка « Разговор о правильном питании»

В статье раскрыта работа с детьми на кружке. Ученики активно добывают знания,ищут ответы на вопросы: откуда берут муку,что содержит картофель,что полезнее чипсы или картофель,какие фрукты и овощи раст...

Инновационные методы обучения младших школьников литературному чтению

В статье отражены результаты поиска новых методов обучения ребёнка работе с учебной книгой, любой информацией, методов  выведения в образы учебного материала....