Типологии родительских отношений. Различные типы воспитания детей.
статья на тему

Коробова Мария Александровна

Конспект родительского собрания, диагностические анкеты для детей и родителей по проблеме семейных взаимоотношений, стилей семейного воспитания. Рекомендации и памятки родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipy_vospitaniya.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

на тему: «Типологии родительских отношений. Различные типы воспитания детей»

Цель собрания:

Обсудить с родителями стили воспитания детей и их влияние на формирование личности ребёнка.

Форма проведения:

Информационный лекторий с элементами практикума.

Организация родительского собрания:

  • подготовка приглашений для родителей;
  • выставка рисунков учащихся на тему «Моя семья»;
  • предварительное анкетирование детей;
  • подготовка анкеты-опросника для родителей;
  • подбор педагогических задач для практикума;
  • разработка сценария собрания;

Ход собрания:

I. Вступительное слово классного руководителя:

Наше родительское собрание посвящено особенностям семейного воспитания. Сегодняшняя наука создала специальную классификацию типов семейного воспитания. Наша задача познакомимся с ними, примерить их на себя (соотнести со своими семейными отношениями) и сделать для себя определённые выводы.

Чтобы разговор не был отвлечённым, перейдём сразу к практике.

II. Анкетирование родителей:

(внесение результатов в сводную таблицу)

III. Выступление классного руководителя по теме собрания:

Наблюдение за воспитанием детей в различных семьях, над поведением родителей позволили психологам дать описание различных типов воспитания.

Авторитетный стиль

Родители сознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним признают право на саморазвитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители признают и поощряют автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах

Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки. Они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль

Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под их контролем. В общении с ребенком они отдают приказы и ждут,.что ребенок в точности их выполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, непритязательны и раздражимы. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Либеральный стиль

Родители слишком высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всем. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Ребенок в такой семье слабо или совсем не регламентирует поведение. Родители открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы или руководство родителей незначительно. Преобладает безусловная родительская любовь.

Индифферентный стиль

Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее - участие и поддержку с вашей стороны. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям. Они закрыты для общения, из-за обремененности собственными проблемами у них не остается сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к правонарушающему поведению.

Несомненно, приведенные типы родительского отношения гротескно заострены. В жизни никогда не бывает так, чтобы все поведение родителей от рождения ребенка до его взросления описывалось одним типом отношений, в ходе воспитания под воздействием тех или иных событий отношение родителей изменяется, приобретает те или иные черты, приближаясь более или менее к какому-то из описанных типов. Чаще всего в поведении родителей смешаны несколько вариантов отношений. Однако данный подход позволяет определить, какая именно установка на данный момент времени стала для родителей ведущей.

Необходимо иметь в виду, что эффективность воспитания зависит не только от воспитательных позиций родителей и от отношений в семье. Результат воспитания зависит в большой степени и от самого ребёнка, от типа его нервной системы, особенностей темперамента, присущих ему к данному моменту личностных качеств.

IV.  Практикум

Классный руководитель предлагает каждой группе придумать и воспроизвести варианты реагирования родителей в соответствии с различными типами воспитания в указанных жизненных ситуациях.

Ситуация 1. Двое мальчиков подрались….

Ситуация 2. Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде….

Ситуация 3.  Мама вернулась с родительского собрания, на котором говорили об отставании её дочери по математике.….

Так, что же  такое воспитание?

Важно понять: воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, интеллектуальное, духовное, нравственное) детей и взрослых, в результате чего изменяются и те и другие. Поэтому в воспитании следует пользоваться правилом: прежде чем предъявить требования к ребенку, предъяви их к себе.

 

ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И СООТНЕСЕНИЕ ИХ С РЕЗУЛЬТАТАМИ АНКЕТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ.

V.  Подведение итогов. Памятки-рекомендации.

Рекомендации родителям

  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  • Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними. Хвалите своего ребёнка особенно за достижения, которые дались ему трудом и упорством.
  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.
  • Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
  • Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Развивать самостоятельность мышления и навыки сопротивления манипулированию сознанием.
  • Воспитывайте ребёнка не столько словом, сколько собственным примером.
  • Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках. Не наказывайте ребёнка за то, что позволяете делать себе.
  • Порицайте не ребёнка, а его недостойные поступки.
  • Поддерживать ребенка в собственных его начинаниях. Предлагать ему здоровые и творческие увлечения.
  • Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказания. Заменяйте все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «иди спать» - вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через десять минут?» Другие ситуации: «Молока налить целый стакан или половину?», «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»
  • Говорите со своим ребёнком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим. Не бойтесь поделиться со своим ребёнком своими чувствами и слабостями.
  • В минуту сильнейшего раздражения на ребенка - сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?

ПОМНИТЕ! Создавая положительные традиции своего дома сегодня, вы проецируете будущте устои и нравы построения семейных отношений вашего ребёнка завтра.

ПОМНИТЕ! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!

Дети учатся жить у жизни (советы)

  1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  2. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
  3. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  4. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
  5. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
  6. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
  7. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
  8. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
  9. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

  1. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
  2. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека -наследственностью или воспитанием?

A.        Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

B.        Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2.        Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

A.        Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.

B.        Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3.        Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

A.        Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться

(Эдгар Хоу)

Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

B.        Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

4.        Считаете ли вы, что…

A.        Ребёнок должен поступать всегда только так, как ему говорят родители. Они взрослые – больше знают, у них больше жизненного опыта.

Б. Ребёнок всегда может поступать так, как сам считает нужным – ему виднее. Пусть думает своей головой. На своих ошибках учатся.

B.        Прежде чем принимать какое-либо решение, лучше обсудить его с родителями (детьми), выслушать разные точки зрения, обсудить проблему и найти иптимальное решение..

Г. Пусть ребёнок делает что хочет. У нас (родителей) и так своих проблем достаточно, ещё не хватало задумываться над чужими .

5.        Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

A.        Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

B.        Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6.        Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

A.        Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

B.        Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7.        Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

8.        Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это
не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Как вы в семье проводите свободное время?

A.        Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.

Б. Я с удовольствием провожу с ребёнокм всё своё свободное время. Я разделяю интересы своего ребёнка.

B.        Я тщательно слежу где, как и с кем проводит досуг мой ребёнок.

Г.Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство, всё остальное проложится.

9.        Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

A.        Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

B.        Расстроюсь

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10.        Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

A.        Безусловно.
Б. Стараюсь.

B.        Надеюсь.
Г. Не знаю.

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

Б

В

В

В

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

А

Б

Б

Б

В

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

Г

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

Г

Г

В

В

А

Б

Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные стили воспитания детей

Плохими дети не рождаются.Ребенок рождается, чтобы узнать мир,А не злить родителей.Ш. Амонашвили...

Типы воспитания детей

В статье рассмотрены основные типы воспитания детей...

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Семья играет огромную роль в развитии ребёнка с нарушением интеллекта. Огромное значение для поступательного развития общества имеет семья, статус которой во многом определяется уровнем и состоянием д...

«Роль детско-родительских отношений в личностном развитии детей с ограниченными возможностями»

Общеизвестно, что «формирование высшей психической дея­тельности ребенка происходит в ходе его культурно-историчес­кого развития». Особенности социального развития ребенка определя...

статья "Формирование детско-родительских отношений и эмоциональное развитие детей в раннем возрасте"

В данной статье рассмотрены особенности эмоционального развития детей раннего возраста, а также роль родителей в формировании здорового и счастливого ребенка с точки зрения детской психологии....

Лекторий «Типология родительских отношений. Искусство любить детей»

Средствами совместного обсуждения нравственных проблем в общении формировать традиции культуры проявления родительской любви....