Воспитательная работа в начальной школе. Классный час "Хорошие манеры"
классный час (1 класс) на тему

Орличенко Марина Львовна

Правильно вести себя в обществе ребенок должен научиться как можно раньше, ведь от плохих привычек впоследствии очень трудно избавиться. Уроки хороших манер для детей могут проводиться во время занятий в дошкольных или уже школьных учреждениях, однако и сами родители должны позаботиться о развитии хороших манер у детей.

Уроки хороших манер для детей следует проводить регулярно, стараясь представить ребенку правила хорошего тона в удобной для него форме. Даже совсем еще малышам будет полезно слышать именно вежливую речь,

запоминать, как надо вести себя в различных ситуациях — а для этого мама и папа сами должны следить за своими манерами.

Дети — это родительское зеркало. Что делают родители — то и ребенок. Никогда не принесут успеха уроки хороших манер, если сами родители при этом подают плохой пример ребенку. Например, в доме, где царит хаос, ребенку будет трудно усвоить, что следует всегда поддерживать чистоту и порядок.

Хорошие манеры всегда являлись отличительной чертой воспитания детей в богатых и аристократических семьях прошлых веков. Тогда детям вменялось быть вежливыми, почтительными в обращении к взрослым, соблюдать правила столового этикета и правила ведения беседы. Сегодня, к сожалению, воспитанию хороших манер у детей уделяется не так уж много времени.

Уроки хороших манер для детей имеют огромное значение для формирования будущих личностей. Ребенок, который с детства привык хамить, ругаться и вести себя за столок как маленький поросенок, и во взрослую жизнь заберет с собой эти привычки. Но то, что еще можно простить ребенку, вряд ли будет простительно для зрелого взрослого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rabota_v_nachalnoy_shkole.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная работа в начальной школе. Классный час "Хорошие манеры"

  • Орличенко Марина Львовна, учитель начальных классов

Разделы: Внеклассная работа

Цель: познакомить детей с правилами этикета, в практической групповой и индивидуальной работе формировать умение самостоятельно пользоваться правилами поведения, закрепить и повторить знания о "добрых" словах, развивать умение применять их в повседневной жизни.

Презентация.

Создание ситуации успеха

Знакомьтесь : "Хорошие манеры". (Презентация. Слайд №1.)

Учитель: Ребята, какие хорошие манеры вы знаете? (Ответы учащихся).

Учитель: Сегодня, дети, я вам расскажу про одного мышонка, который должен был приготовить торт для праздника, но не знал правил поведения и заблудился, попав в лабиринт. Помогите ему добраться до торта, чтобы он смог его приготовить. (Презентация. Слайд №2)

Работа в парах.

У детей на партах листы с изображением лабиринта, мыши и торта.

Дети помогают мышке. Один ученик показывает путь на доске. Самопроверка.

Учитель: Все ли ребята смогли помочь мышке? (Ответы).

- Дети, а кто может ответить на вопрос: Что такое лабиринт? (Предположения детей).

Определение слова лабиринт. (Слайд №3)

Лабиринт - это задача, которая решается наугад.

Учитель: загадки бывают разного вида. Отгадайте вот такую:

Длиннохвостая лошадка 
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот - 
Открывай пошире рот. (Ложка). (Слайд №4).

Дети рассматривают картинки ложек и виды ложек, принесённые из дома. Определяют, для чего предназначена каждая ложка.

2. Создание ситуации для решения частной задачи

Немного из истории. (Слайд №5)

"Дорога ложка к обеду", - гласит русская пословица. И не зря в этой пословице упоминается именно ложка, ведь ложка - это самый практичный предмет из всех столовых приборов.
Несмотря на то, что ложка предназначена для переноса жидкой или полужидкой пищи, ее можно использовать и в качестве вилки, и в качестве ножа, и в качестве поварёшки. Некоторые ложки удачно используют для декорирования помещения. Особенно хорошо применяются для этого деревянные ложки с росписью, они не только очень красивые, но еще и функциональные.

Необходимость ложки люди поняли очень давно, именно поэтому ее начали использовать как столовый прибор уже в древние времена. Первые ложки были сделаны не из камня, а из обожжённой глины.

Какие ложки были в древности. Посмотрите на доску. (Слайд №6)

Учитель: Для чего использовали ложки в древности? (Ответы детей).

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притопыванию, что существовало у всех народах мира с древности. Фото ложкарей. (Слайд №7).

Учитель: А как вы думаете, где ещё можно использовать ложки? (Предположения детей).

Учитель: Это театр на деревянных ложках. (Слайд №8).

Отгадайте ещё одну загадку:

При виде еды не считают ворон,
Бросаются дружно с обеих сторон:
Один - разрезает,
Другая - цепляет.
Обоим работы в тарелке хватает. (Вилка, нож) (Слайд №9).

Учитель: Для чего нужны эти предметы? (Ответы детей). По результатам ответов подвести к теме: "Этикет". Что же такое этикет?

 

3. Постановка частной задачи

Монтаж детей: "ЗНАКОМЬТЕСЬ : ЭТИКЕТ"

Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет.
Это ПРАВИЛА такие 
ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет!

Эти правила не сложны.
Их легко запомнить можно.
И для вас сейчас, ребята,
Мы раскроем их секрет.

Четыре волшебных слова -
ЭТИКЕТА  основа.
Вы часто их говорите,
Звучат они очень красиво:
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,
ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.

Известно с детства это всем:
"Когда я ем, я глух и нем".
А хоть словечко ЭТИКЕТ
Разрешит сказать иль нет?
Жуёшь - закрытым рот держи.
Проглоти - потом скажи.

Не вертись, спокойно кушай
И не чавкай, словно хрюша.

За столом сидишь с гостями -
Не кричи, не ёрзай, друг,
Не размахивай руками,
Словно ты гоняешь мух.

Чтоб не стали твои пальцы
Сыра, колбасы хватальцы,
Вилка есть при каждом блюде.
И воспитанные люди
Вилкой всё себе берут
И назад её кладут.

А в салате, видишь, - ложка.
Положи себе немножко,
Не наваливай холмом:
Съешь - еще возьмёшь потом.

Ложку общую из салата
Не облизывают, ребята!
     *       *        *
Винегрет, салат, картошку,
Чтобы взять, используй ложку,
Только общую, не ту,
Что в твоем бывала рту.
     *       *        *
Не хватай еду руками -
Будет очень стыдно маме.
ЭТИКЕТ добавит тут:
Только хлеб рукой берут.

Блюдо с хлебом далеко,
Дотянуться нелегко.
Хлеб тебе подаст сосед -
Поблагодари его в ответ.

Чтобы что-то резать, нож
В руку правую берёшь,
Вилку в руку левую,
Сидишь королевою.
Кто дома есть научится,
В гостях не будет мучиться.

         *        *       *
Не вытирай свой рот рукой -
Салфетка есть перед тобой.

Облизывать не стоит пальцы,
Которые за всё хватальцы.
Учитесь ЭТИКЕТУ, детки:
Для рук положены салфетки.

     *       *        *

Сотни правил в ЭТИКЕТЕ,
Все не выучите враз.
Но, пожалуйста уж, дети,
Вы не огорчайте нас.
Подрастая, изучайте,
Изучайте ЭТИКЕТ.
Изучая, подрастайте
И живите много лет!
В ЖИЗНИ ВАШЕ ВОСПИТАНИЕ
ЖДУТ БОЛЬШИЕ ИСПЫТАНИЯ!

Учитель: Какие правила вы запомнили? (Ответы детей). Вывод.

4. Решение частной задачи.

Работа в группах.

Каждой группе раздаётся конверт с вырезанными буквами. (Слова: здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста, этикет)

Задание:

1. Достать буквы.

2. Сложить слова. Подумать, как правильно это сделать.

3. Наклеить полученные слова на полоску бумаги.

4. Сделать вывод.

5. Преобразование модели

На доске создаётся модель этикета - "добрые слова". Каждая группа даёт комментарии к своей работе.

Вывод: Что такое этикет? (Слайд №10). (Ответы, комментарии и выводы детей ).

Определение слова "этикет"(Слайд № 11).

Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах.

В переносном значении - форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе.

6. Проведение мастер-класса ("Приятного аппетита")

Предметы для проведения: вилки, ножи, салфетки (2 штуки - для рук, положить на колени), тарелка, сосиска, огурец, кусочек хлеба.

Учитель демонстрирует показ сервировки стола с использованием этих предметов.

Демонстрация употребления пищи по правилам этикета.

Применение полученных знаний на практике.

Уборка.

7. Итоговая рефлексия

1. С каким новым словом вы сегодня познакомились?

2. Что оно обозначает?

3. Какие слова этикета вы запомнили?

4. Какие правила поведения за столом научились выполнять?

5. Кому понравилось наше занятие?

 

Составление визитной карточки по "этикету" 1  класса.

Каждому ребёнку выдаётся вырезанный цветочек. Все цветы раскладываются на листе и наклеиваются детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)

Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.

Воспитательная программа  класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...

Программа воспитательной работы в начальной школе классного руководителя (1 – 4 классы) «Наш класс – дружная семья»

Программа “Наш класс – дружная семья” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Данная программа расс...

"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).

Данный материал предназначен  для учителей  начальных классов....

"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).

Данное выступление предназначено для учителей начальных классов....

Программа воспитательной работы учителя начальной школы "Школа Радости"

Ребенок не может ждать счастья. Он нетерпелив. Он хочет и должен быть счастливым сегодня, сейчас. И какой же я педагог, если каждая секунда общения со мной не сделает его счастливым и радостным и, кон...