Познавательная игра "Я гражданин России"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Герасимова Елена Геннадьевна

          На занятии дети говорят о символах нашего государста, получают первичные представления о понятиях "гражданин", "Конституция", "права и обязанности граждан", участвуют в конкурсе на лучшего знатока законов нашего государства, своих прав и обязанностей, пословиц о Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект занятия25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная игра «Я гражданин России»

Цели занятия:

- дать первичные представления о понятиях «гражданин», «Конституция», «права и обязанности граждан»;

- расширить кругозор учащихся;

- воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Оборудование: символы государства: герб, гимн, флаг;  «Нет милее и краше, чем Родина наша», компьютер, проектор, презентация (Приложение 1).

Эпиграф занятия:  «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (Н.А.Некрасов) 

Ход занятия

Нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную землю. И сегодня здесь пойдет разговор о самом главном и важном для каждого из нас - о Родине, о России. Родина - это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на юг над нашим домом.

- Почему мы её так называем РОДИНА? Подберите однокоренные слова.

(Родина, родной, родители, родимый, родиться, родня, родовитый)

- Что объединяет все эти слова? (Корень -род-. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное.)

    Со словом «родина» тесно связаны слова «отчизна», «отечество». Это самое драгоценное и святое, что есть в жизни каждого человека.  Наша Родина – это Россия.

- Почему Россию мы называем Отечеством? (Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши.)

-   Великий педагог К. Д. Ушинский писал: “Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.

- Как ещё мы часто называет нашу Родину? ( Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов.)

Откуда начинается Россия?

Виктор Фёдорович Боков        

Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

О чём грустят глаза её степные

Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чём её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие,

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берёт начало, а с тебя. 

- О чём это стихотворение?

-  Как вы понимаете слова Н.А.Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

- Тема нашего занятия «Я – гражданин России». Мы должны понять, что значит быть гражданином? Предлагаю вам немножко поиграть и посоревноваться. Бороться с трудностями будут две команды – «Калинка» и «Малинка». Вам предстоит сегодня доказать, что вы являетесь достойными гражданами своей страны. Оценивать конкурсы будет уважаемое жюри в составе…

Разминка.

Отношение народа к Родине выражено в пословицах.

- Я начинаю, а вы продолжайте…

Нет милее и краше, чем ... (Родина наша).

Человек без Родины, … (что соловей без песни).

Родина-мать, …( умей за нее постоять).

Для Родины своей…( жизни не жалей).

На чужой стороне и…(весна не красна).

Жить - …(Родине служить).

Родной свой край…(люби и знай, делами прославляй). 

- Какими качествами должен обладать каждый гражданин своей страны? (Быть ответственным, правдивым, чувствовать свою принадлежность к государству.)

-  Какие символы государства вы знаете? (Герб, гимн, флаг.)

- При исполнении гимна России прошу всех встать. (Звучит гимн России)

- Что же такое гимн?  

Ученик. Гимн – это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых случаях. Например, в случае победы на международных соревнованиях.  Тем самым выражается уважение к стране, за которую выступает спортсмен. Но гимн мы слушаем и в других случаях: в дни торжественных праздников, государственных собраний, во время парада. Когда исполняется гимн, люди встают. Мужчины должны снять головные уборы. 

- Государственная символика является частью истории и культуры страны. И сейчас мы проверим, как вы усвоили эти понятия. 

1 конкурс «Символы России»

Конкурс состоит из трёх этапов.

- Догадайтесь, о каком символе идёт речь. Это эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Герб) 

I этап. Ученик. Герб – это отличительный знак. Который есть у всякого государства. В поле красного щита расположен золотой двуглавый орёл. Две головы символизируют единство страны: она как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас нет царя. Сегодня эти знаки напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, поражающего копьём змия. В России святой Георгий считался покровителем воинов и землепашцев. Таким образом, на российском гербе изображён христианский воин. Он олицетворяет силу добра. Он убивает копьём чёрного змия – символ зла. Наш герб очень древний. Ему уже более 500 лет.

- А теперь о каком символе страны идёт речь? Это прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов. (Флаг) 

II этап. - Сколько на нём горизонтальных полос?

- Какого они цвета?

Ученик. Эти цвета появились неслучайно. Белый цвет означает мир, чистоту. Синий цвет – небо, верность и правду. Красный – храбрость. Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований и в случае победы спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжеств и праздников. Мы должны гордиться нашим флагом – ему уже более 300 лет!

III этап. Дети разгадывают кроссворд «Государственная символика России».

Приложение 2 

 По горизонтали:

3. Имя воина, изображённого на гербе России.

7. Как называют воина, который сражается на коне.

9. Столица нашей Родины.

10. Главный символ (эмблема) любого  государства.

11. Какого цвета щит на гербе России?

По вертикали:

1. Золотой шар с крестом наверху.

2. Птица, изображённая на Российском гербе.

4. Как иначе называется флаг?

5. Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России?

6. Жезл – символ власти – это…

8. Сколько голов у орла на гербе России?

10. Торжественная песня – символ государства. 

- «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца», - это слова К.Паустовского. И сердцем нашей большой Родины является самый красивый город на свете, и имя ему, о том знает каждый россиянин, - Москва.

- Как ещё называют Москву? (Столица государства Российского)

- Что значит «столица»?

Столица – главный город государства, как правило, место пребывания правительства.

- Скажите, столица есть только у России? 

Стихотворение о Москве

А. Барто

Деревья в три обхвата,

Дремучие леса.

Среди лесов когда-то

Город поднялся.

Здесь шли тропинки узкие,

Овраги и поля,

Но все дороги русские

Сходились у Кремля.

Стоял велик и чуден

Московский древний град.

Он дорог русским людям,

Он славою богат.

- «Я – гражданин России». Когда человек произносит эти слова, его переполняет чувство гордости за свою страну. А как вы понимаете слово «гражданин»? Определим значение этого слова.  

2 конкурс  «Определи значение слова»

Командам предлагается 3 варианта слова «гражданин». Они должны выбрать одно - наиболее полное и верное.

1. Гражданин - это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

2. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здравым смыслом.

3. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и поступающее по своему усмотрению. 

- Так вы являетесь гражданами нашей страны?

-  Все права и обязанности записаны в основном законе нашего государства. Как он называется, вам сейчас предстоит вспомнить, собрав из рассыпавшихся букв его название. 

3 конкурс «Слово рассыпалось»

      Конституция - основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан. Нынешняя конституция была принята 12 декабря 1993 года. В этом году мы отмечаем 16-летие нашей Конституции.

- Какие же права и обязанности есть у граждан – у вас? Их много, и некоторые из них вы уже знаете. На экране вы видите некоторые статьи Конституции РФ :                              

 Статья 20. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 22. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Статья 27. Каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Статья 40. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. 

4 конкурс «Викторина «Право»

- В каких сказках нарушены права героев? (На экране даются варианты ответов.)

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»

А.Н.Толстой «Золотой ключик»

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

Ш.Перро «Золушка»

Ш.Перро «Красная Шапочка»

«Заячья избушка» русская народная сказка 

Вопросы:

  1. В какой сказке нарушено право на жизнь?
  2. В какой сказке нарушено право на жилище?
  3. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
  4. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?
  5. В какой сказке нарушено право на свободу и личную неприкосновенность?

Но каждому праву соответствует обязанность. Например, ваше право на свободу высказывания ограничено обязанностью не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека. Это ваша обязанность.

- Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду: в школе, дома, общественных местах. Главное о них помнить и выполнять.

5 конкурс. Обязанности

- Какие обязанности школьника вы знаете? Они прописаны в правилах для учащихся.

1. Прилежно учиться.

2. Выполнять требования учителя, дежурных.

3. Соблюдать технику безопасности.

4. Беречь школьное имущество.

5. Выполнять распорядок дня.

6. Придерживаться правил культурного поведения.

7. Уважать права других.

- Мы говорили об обязанностях, а вернулись к правам. Почему? (Нет прав без обязанностей, а обязанностей без прав.)

-  Пройдёт немного времени и у вас появится ещё одно гражданское право. Когда вам исполнится 18 лет, вы сможете голосовать и избираться в органы государственной власти. Может быть, среди вас сидит будущий президент.

- Кто такой президент? ( Президент РФ является главой государства. Избирается сроком на 4 года гражданами России тайным голосованием.)

6 конкурс. Президент

В 1991 году наша страна взяла курс на демократическое развитие. Кто был первым президентом России? Кто является действующим президентом России?

а) М.С.Горбачёв

б) Б.Н.Ельцин

в) В.В.Путин

г) Д.А.Медведев 

Учитель. Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Хотелось бы закончить наше занятие словами великого русского поэта Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны. А гордиться нам с вами есть чем.

Берегите Россию-

Нет России другой,

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию-

Нет России другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная игра-викторина Символы России

Герб, Гимн, Флаг России. Как они изменялись в истории России. В игру включены не только вопросы, но и много дополнительного материала о государсвенных символах России....

«Я имею право» Интеллектуально – познавательная игра. Тема: «Права гражданина»

      На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гр...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Блиц-игра «Я – гражданин России».

Методическая разработка внеклассного мероприятияБлиц-игра «Я – гражданин России»....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГРЫ - КВЕСТА «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

Цель деятельности учителя: способствование воспитанию любви к Родине, развитию познавательных компетенций.Задачи: формировать компетенции слушать и выделять главное, развивать речь, любознательность, ...

Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»

Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...

«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»

                                           Предназначена для работы с учащимися 9-1...