Рабочая программа "Краеведение" 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

Мякина Ольга Эдуардовна

Данная  программа  разработана в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта (2009), в соответствии с рекомендациями методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авт. Д. В. Григорьев- М.: Просвещение (2011), примерных программ внеурочной деятельности, начальное и основное образование под редакцией В. А. Горского М.»Просвещение» 2011.

Изучение родного края является пропедевтическим курсом для изучения курса «Страноведение» на английском языке в классах II ступени МАОУ «СОШ №50 с углубленным изучением английского языка». 

Цели  программы:

·         Воспитание патриотических чувств, формирование патриотического сознания учащихся;

·         Пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Пермского края;

·         Воспитание любви к природе родного края;

·         Формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

Результаты освоения программы

·         приобретение школьником социальных знаний: знакомство с правилами поведения в различных местах, постижение этики поведения в музее, планетарии, читальном зале библиотеки, расширение представления о себе как о жителе Пермского края и города Перми;

·         принятие основ знаний  истории и возникновения родного края, районов, областей, города, улиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_2_klass_probnoe.docx48.32 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50 с углубленным изучением английского языка»

 РАССМОТРЕНО                                                СОГЛАСОВАНО                                                                                          УТВЕРЖДАЮ

на методическом совете                               Зам. директора по УВР                                                                                Директор

протокол №1____        _________________             _________________

________________                                           /Мякина О.Э./                                                                                        / Степина М. Г./

/Якимова С. А/

«28» августа 2013г.                                          «28» августа 2013г.                                                                            «____» ____________2013 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по краеведению

2 класс

Количество часов _____34___              

Учитель    Мякина О.Э.

Программа разработана на основе пособия по краеведению для детей младшего и среднего школьного возраста  «Пермь и Пермский край: занимательное краеведение» А. С. Зеленина (2013г.)

Пермь 2013

Пояснительная записка

Данная  программа  разработана в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта (2009), в соответствии с рекомендациями методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авт. Д. В. Григорьев- М.: Просвещение (2011), примерных программ внеурочной деятельности, начальное и основное образование под редакцией В. А. Горского М.»Просвещение» 2011.

Изучение родного края является пропедевтическим курсом для изучения курса «Страноведение» на английском языке в классах II ступени МАОУ «СОШ №50 с углубленным изучением английского языка». Задачи курса страноведения частично совпадают с программой «Краеведения»:

- Формирование представления о мире как о едином пространстве во всем многообразии национальных культур, где английский язык выступает в роли основного средства международного общения.

- Воспитание толерантного мышления, культуры взаимодействия, понимания общности задач в гуманитарной области и в деле сохранения окружающей среды.

- Обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитие творческих способностей учащихся на основе проектной методики.

- Формирование навыков редактирования и оформления различных видов письменных работ (обзоров, рефератов, статей), в том числе с использованием компьютерных технологий.

- Формирование риторических навыков (письменных и устных).

Вследствие этого, построение программы «Краеведение» состоит из  ознакомления с родным краем, поиска информации из разных источников, построения связного рассказа, создания проекта «Мой край» и т.п.

Актуальность данной  программы  заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края не только со стороны государства, но и со стороны семьи. Изучение  краеведения  в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Изучение края на английском языке, построение плана работы на проектом «Моя родина» на уроках английского языка такое же как и на занятиях по краеведению.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов  краеведения . И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края, своей семьи.

Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

В начальной школе изучение краеведческого материала  осуществляется  через внеурочную деятельность.

Цели  программы:

  • Воспитание патриотических чувств, формирование патриотического сознания учащихся;
  • Пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Пермского края;
  • Воспитание любви к природе родного края;
  • Формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

Задачи программы:

образовательные

1. формировать представления о  краеведении , как о предмете исторического и культурного развития общества;

2. приобретать знания о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. закреплять   знания  через практическую деятельность.

Воспитательные

1. формировать уважительное, бережное отношение к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

2. воспитывать уважительное отношения к окружающим людям,

3. усваивать общепринятые нормы поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

4. уметь анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

Развивающие

1. способствовать развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

2. развивать кругозор учащихся.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу; обеспечение преемственности обучения;
  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей,  и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, видеофильмов, сюжетов;
  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению  краеведения  обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.

Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д.

В  программах  для каждого класса прослеживается:

  • преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне.
  • теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий.
  • умение школьника из ненужных вещей и отходов растительного сырья, из природного материала создавать художественные изделия, панно, картины.

Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время. 

Формы организации

Данная рабочая программа может быть организована как форме факультативных занятий, так и в форме краеведческих экскурсий, походов, соревнований, краеведческих олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, работы в библиотеке и т.д.

Результаты освоения программы

  • приобретение школьником социальных знаний: знакомство с правилами поведения в различных местах, постижение этики поведения в музее, планетарии, читальном зале библиотеки, расширение представления о себе как о жителе Пермского края и города Перми;
  • принятие основ знаний  истории и возникновения родного края, районов, областей, города, улиц

Учащиеся должны знать:

- историю своего рода, своей родины

-о назначении справочной литературы

-название своего города, района, улицы, номера дома, квартиры

- историю создания своей семьи

- историю возникновения своей фамилии и имени

Учащиеся могут знать:

- историю рождения города, края

- названия районов города и края

-

Учащиеся должны уметь:

- анализировать

-различать

-обозначать

- приводить примеры

- различать

- правильно вести себя в

-распределять

-определять

- контролировать правильность своей работы (выступления)

- корректировать свою работу

Учащиеся могут уметь:

-находить

-пользоваться различными словарями для поиска нужной информации

-приводить примеры

-проводить наблюдения, фиксировать результаты

Содержание  программы

         Программа  первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.

Знакомятся с историей микрорайона Светлый. Следующим этапом идет знакомство уже с историей города Перми, гербом и флагом, с его достопримечательностями, природой и знаменитыми людьми, которые жили в нашем городе. И в завершении  программы  знакомство с историей и природой Пермского края, с нашими соседями, с картой Пермского края.

Раздел/тема

Общее кол-во часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1.

Пермь – главный город Прикамья

2.

Улицы города

3.

Достопримечательности родного города

4.

Пояснительная записка

                Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребенок, только начинающий учиться, имеет небольшой запас знаний о том уголке страны, где он живет. Дети хотят больше знать о своем районе, городе, стране. Первым этапом на пути осознания понятия «Родина» является овладение понятиями «родной дом», «родная улица», «родной город», так как отношение к родной стране зависит от отношения человека к «малой родине». Этим объясняется важность воспитания с раннего детства любви, уважения и интереса к родному городу.  Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Цель  программы "Краеведение"–  воспитание у детей чувства любви и уважения к родному городу, осознания принадлежности к нему, привитие интереса к своей малой родине,  ее истории и культуре, формирование активной жизненной позиции в отношении к родному краю.        

Основные задачи программы "Краеведение":

- создать условия для пропедевтики успешного освоения курса по английскому языку «Страноведение»  в средних и старших классах школы через ознакомление курса «Краеведение»;

- способствовать развитию познавательного интереса учащихся к истории и культуре родного города, к его настоящему и будущему;

- формировать первоначальные представления и элементарные знания об истории и культуре родного края, его структуре, важнейших промышленных, культурных и социальных объектах;

- создать условия для включения младших школьников в общественно-значимую деятельность, способствующую воспитанию чувства сопричастности к жизни города, преданности ему и личной ответственности за его настоящее и будущее;

- воспитывать эмоционально положительное отношение к различным сторонам жизни города, развивать умение чувствовать и понимать красоту его природы и архитектурного облика;

- формировать представление о морально-этических нормах поведения в природе и обществе, способствовать воспитанию нравственных качеств: участливости, заботы и бережного отношения к родному городу и его жителям, создать условия для проявления соответствующего поведения;

  Содержание программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

        

Курс «Краеведение» для 2 –го класса является продолжением программы в 1 классе. Предполагает углубленное изучение родного края через создание проектов, поиска информации самими учащимися, знакомство с природными, культурными и  историческими особенностями края проходит в форме экскурсий.

 В ходе этого курса учащиеся познакомятся с историей Пермского края, растительным и животным миром, водными ресурсами региона. Узнают так же о полезных ископаемых, экологии края, о памятниках истории и культуры. Особое внимание уделяется изучению истории, культуры родного города – Перми.

Главной целью данного курса является -  систематизация и расширение представлений учащихся о своем крае, развитие чувства патриотизма.

Для реализации  учебного курса «Краеведение» использоваться следующие виды учебной деятельности: урок-экскурсия, урок- беседа,  урок - игра,  проектная деятельность. Особое внимание уделяется экскурсиям. В основном, это комплексные экскурсии по местным достопримечательностям, в районные музеи, библиотеки, театры. В разработках экскурсионных занятий предусматриваются вопросы учащимся по наблюдению и обобщению увиденного, практические задания, дополнительный материал для  учителя.

Результатом программы является создание и защита проекта «Мой город»

Количество часов в год – 34 часа

Форма проведения занятия - экскурсии, просмотры спектаклей, беседы, походы, наблюдения, проекты.

        

Примерное тематическое планирование

Тема

Содержание

1-2

Пермь – главный город Прикамья.

Вводное занятие. Повторение изученного о городе в первом классе.

3-4

Знакомство с Пермским театром оперы и балета.

Прослушивание артистов оперы Пермского театра оперы и балета. Концерт. Анализ голосов (тембр голоса)

5

Улицы города Перми (Мотовилихинского района). Экскурсия.

Знакомство с улицами Мотовилихинского района. Происхождение, название.

6

Библиотеки Перми. Посещение городской библиотеки.

7-8

Знакомство с пермскими писателями.

9

Музеи Перми.

Краеведческий музей. Экскурсия.

Художественная галерея. Экскурсия.

Музей Пермских древностей.

Театры Перми. Планетарий.

Кукольный театр.

Театр юного зрителя.

Театр оперы и балета.

Пермский цирк.

17

Памятники Перми.

18-19

Города Пермского края.

20

Река Кама.

21

Реки Пермского края.

22

Пригородные леса.

23-24

Растения Пермского края.

25-26

Животные и птицы Пермского края.

27-28

Пермяки – герои.

29-30

Знаменитые люди Прикамья. (встречи с писателями и художниками).

31-32

Важные профессии.

32-34

Проект «Мы любим свой город».

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

библиотечный фонд школы, домашний библиотечный фонд учащихся, наглядные пособия для учащихся начальной школы, компьютеры для учащихся с возможностью выхода в интернет, видеопроектор, рабочие материалы и инструменты для проведения практической работы  и опытов.

ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ:

наличие необходимого исторического материала для знакомства и демонстрации учащимся.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

учебные или внеклассные занятия интегрировано с изобразительным искусством, технологией, музыкой, окружающим миром, которые также включают:

- проведение опытов с доступными материалами (дерево, камень, ткань, бумага, продукты питания и пр.);

- практическую работу по изготовлению тех или иных изделий;

- ролевые игры;

- экскурсии.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

- практические (опыты, упражнения);

- наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение);

- словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж);

- работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, изложение);

- видеометоды (просмотр, упражнения).

                          По характеру познавательной деятельности:

- объяснительно- иллюстративные;

- репродуктивные;

- проблемное изложение материала:

- эвристические;

- исследовательские.

СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

коммуникативные, групповые, развивающие самостоятельность, способствующие повышению интереса, пониманию проблемных ситуаций, решению проблем, исследовательские.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

игровые, информационно- коммуникационные, проблемного обучения, здоровьесберегающие, ГСО (групповой способ обучения).


Примерное тематическое планирование 2 класс (34часа, 1час в неделю)

Раздел

Кол-во

часов

Тема

Кол-во

часов

Примечания

Введение в курс « Краеведение »

1

Что изучает « Краеведение »? Я –  маленький  пермяк.

1

Моя школа

3

Экскурсия по территории школы.

1

экскурсия

Из истории школы.

1

Посещение школьного музея

С днем рождения, школа!

1

Торжественная линейка

Моя семья

3

Я и моё имя.

1

Родословная семьи.

1

Наша дружная семья.

1

Выставка семейных поделок.

Мой дом

3

Мой дом. Безопасный и короткий путь домой.

1

экскурсия

Название моей улицы.

1

Мои четвероногие друзья.

1

Я и мои друзья

2

Мы все разные. О дружбе и товариществе

1

Праздник друзей.

1

Микрорайон Светлый

2

Обзорная экскурсия по м\р «Светлый»

1

экскурсия

История микрорайона Светлый. Достопримечательности

1

Мой город Пермь

9

Достопримечательности Перми

1

Обзорная экскурсия по городу

Герб, флаг нашего города. История возникновения Перми.

2

Музеи Перми.

1

Экскурсия в краеведческий музей

Пермь театральная

2

Посещение кукольного театра,ТЮЗа

Знаменитые люди нашего города.

1

Пермские детские писатели.

1

Посещение библиотеки им.Н.В.Гоголя

День Победы. Памятники Великой Отечественной войны.

1

Встреча с ветеранами ВОВ.

Пермский край

5

История возникновения Пермского края.

1

Основные города Пермского края.

1

Достопримечательности нашего края

1

Природа нашего края. Растения. Животные

2

Обобщение

1

Повторение и обобщение по  программе  « Маленький  пермяк

1

Праздник «Я –  маленький  пермяк»

Резерв

4

33


Планируемые результаты первого года изучения курса «Краеведение» .

Учащиеся научатся:

  • объяснять, что такое «Краеведение», что оно изучает;
  • называть государственные символы Перми и Пермского края;
  • ориентироваться на карте Пермского края, называть 2-3 соседей нашего края, 2-3 национальности, населяющих наш край;
  • называть 2-3 достопримечательности края, города, микрорайона, фамилии и произведения 3-5 пермских детских писателей;
  • рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных;
  • охранять природу родного микрорайона;
  • наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов Пермского края;
  • соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
  • выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
  • добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
  • ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
  • создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

На втором году обучения полученные умения совершенствуются с учетом роста уровня подготовленности учащихся. По каждой теме дается более точная и объемная информация. От изучения своего микрорайона дети переходят к знакомству с городом, с его достопримечательностями, проводится экскурсия по «Зеленой линии». Дети знакомятся с предприятиями, с известными детскими писателями города. На втором году обучения дети знакомятся с картой края, учатся называть соседей и находить их местоположение, а также изучают герб, гимн, флаг страны, историю их возникновения. При работе используются такие методы как исследовательский, частично-поисковый, метод сравнения. При работе учитель использует дополнительно к основным формам работы заочные экскурсии, мини-сочинения, фотовыставки, конкурсы эрудитов, игры, тесты-самооценки.

При работе на третьем году обучения больше времени отводится на практическую работу с картой города, с его районами, улицами, музеями, театрами, цирком, планетарием, с историей их возникновения. Продолжается более углубленное изучение произведений пермских писателей, трудового подвига пермяков в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время. Знакомство с Красной книгой Пермского края, с животными и растениями, которые нужно беречь и охранять. Более подробно изучается история России, проводится интерактивное знакомство со столицей нашей Родины – Москвой, заочная экскурсия по городам «Золотого кольца», заочные встречи со знаменитыми людьми нашей страны. Составляются кроссворды по различным темам, презентации, выставки работ, поделок и фотографий, проводятся экскурсии по достопримечательностям города и края, встречи с пермскими писателями, ветеранами.

На четвертом году обучения повторяются и совершенствуются знания по ранее изученным темам: «Природа Прикамья», «Экология Пермского края», «Население Прикамья», «По родному краю» (путешествие по карте), «Народное искусство Пермского края», «Пермские писатели», «Замечательные люди Прикамья», «Солдатская судьба». А также изучается место Пермского края на карте нашей страны, значение и вклад Пермского края в историю, искусство, экономику и т.д. России в целом. Дети готовят свои презентации, доклады, проекты на одну из тем. Значительная часть времени отводится на знакомство и изучение литературы Прикамья, в тесном сотрудничестве с библиотекой им. Н.В.Гоголя. Совершенствуются умения читать, наблюдать, делать выводы, создавать свои произведения. У детей должно сложится представление о пермской детской литературе, ее создателях, тематике и содержании, должен быть сформирован устойчивый интерес к творчеству тех, кто жил и живет на Пермской земле.

Литература.

  1. «Примерные  программы  внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Агафонов  Н . Н ., Белавин А.М., Крыласова  Н .Б. Страницы истории земли Пермской. – П.: «Книжный мир», 2003
  3. Белавин А.М., Нечаев М.Г. Губернская Пермь – П.: Издательство ПГТУ, 1996
  4. Обухова Л.А., Карпинский К.Т. Прикамье. Век XX. – П.: «Книжный мир»,1999
  5. Хрестоматия для начальной школы «Литература Прикамья» - Пермь: «Книжный мир», 2001
  6. Суркова О.П. «Произведения пермских писателей» - Пермь, 2001
  7. Л.А.Боровская,  Н .С. Жесткова, М.А.Быховская «Наш Пермский край», Пермь.ПГПУ.2010
  8. Верхоланцев В.С.город Пермь, его прошлое и настоящее.Пермь:Пушка, 2002
  9. Горбацевич  Н .П.,Шатрова  Н .В. Прикамье:странички далеких и близких времен. Пермь: Книжный мир, 2003
  10. Зеленин А.С. Пермь и Пермский край:занимательное  краеведение .Пермь:Пермский край,2013
  11.  Князева   Н . А . Маленький  пермяк (азбука краеведа).Пермь:Книжный мир,2007
  12. Спешилова Е.А.Старая Пермь:Дома.Улицы.Люди.1723 – 1917. Пермь:Курсив,2003
  13. Твое Прикамье.Береги свой дом/Е.А.Черных, Т.В.Похожаева.Пермь:Пушка,2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.

Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...

Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС

Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)

Рабочие программы  1 класс...

рабочая программа3 класс

рабочая программа Школа России 3 класс...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...