Рабочая программа "Основы светской этики" 4 класс.
рабочая программа (4 класс) по теме

Щербакова Светлана Александровна

Рабочая программа "Основы светской этики" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_svetskoy_etike.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

                                  УТВЕРЖДАЮ

        Директор МОУ «СОШ №  9»

_______________ / Гафурова Л.Н./

«31» августа 2013 г.

                     

                                   

Рабочая программа

учебного предмета  «Основы светской этики»

для 4 класса

Составитель

Щербакова С.А., учитель начальных классов,

первой  квалификационной категории.

г. Воскресенск

2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по светской этике для учащихся 4  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы  А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики».

Цель  изучения учебного предмета:

формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению,  основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа  России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

  • дать представление об основных нормах нравственности, первичные

представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с

опорой на представления о положительных поступках людей;

  • изучение основных  категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и

порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и

доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость,

правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.

развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;        

формирование качеств гражданина и патриота России.

Школьный курс «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным

государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и

предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании  конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать

его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это

годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит

преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление

сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей

получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной

школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых

строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно-

нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир

человека, который включает в себя три уровня:

• Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные

потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки

поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

• Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций.

Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.

• Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания – понятия о добре и зле,

чести и достоинств, о смысле жизни, долге.

Место учебного предмета  в учебном плане

34 часа в учебный год.

Основное содержание программы

Россия – наша Родина.1 ч.

Этика и ее значение в жизни человека.1 ч.

Мораль и культура.        1ч.

Особенности морали. 1 ч.

Добро и зло. 2 ч.

Добродетели и пороки. 2 ч.

Свобода и моральный выбор человека.        1ч.

Свобода и ответственность.        1ч.

Моральный долг.1 ч.

Справедливость.1 ч.

Альтруизм и эгоизм.1ч.

Дружба.1 ч.

Государство и мораль гражданина.1 ч.

Творческие работы учащихся.2 ч.

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.1 ч.

Нравственный поступок.1 ч.

Золотое правило нравственности.1 ч.

Стыд, вина и извинение.1 ч.

Честь и достоинство.1 ч.

Совесть.1 ч.

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.1 ч.

Джентльмен и леди.1 ч.

Образцы нравственности в культуре Отечества.2 ч.

Этикет.1 ч.

Семейные праздники.2 ч.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность. 1 ч.

Любовь и уважение к Отечеству. 1 ч.

Подготовка творческих проектов.1 ч.

Презентация творческих проектов учащихся.1 ч.

        

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и

национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского

общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,

национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и

уважения к истории и культуре всех народов;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции

своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных

ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности; поиска средств ее осуществления;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее

эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их

выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно-

коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и

познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,

осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения

рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и

сотрудничества;

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о

распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное

поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия -

как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их

значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных

религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении

российской государственности; формирование первоначального представления об

отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;

осознание ценности человеческой жизни.

Требования к оценке знаний учащихся

Обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся.

Формы контроля и возможные варианты его проведения

Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа

(поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная;

эвристическая; творческая).

Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

Самоконтроль.

Фронтальный контроль.

Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.

Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по

индивидуальной теме в рамках курса.

Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса

Учебник для учащихся «Основы светской этики»,  Москва. Просвещение 2010

Перечень материально- технического  обеспечения образовательного процесса

Компьютер. Проектор. Экран.

Ученические столы, стулья. Доска.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/Андреева М.М./

«26» августа 2013г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО

протокол № ___ от «___» ________ 2013 г.

Руководитель ШМО

_____________ /Щербакова С.А./

Календарно - тематический план

по светской этике

на 2013 – 2014 учебный год.

Номера уроков

по порядку

Тема урока

Характеристика

деятельности учащихся

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректиро

ванные сроки изучения учебного материала

Россия – наша Родина.

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

02.09.-06.09.13.

Этика и ее значение в жизни человека.

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

09.09.-13.09.13.

Мораль и культура.

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

16.09.-20.09.13.

Особенности морали.

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

23.09.-27.09.13.

Добро и зло.

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

30.09.-04.10.13.

Добро и зло.

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

07.10.-11.10.13.

Добродетели и пороки.

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

14.10.-18.10.13.

Добродетели и пороки.

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

21.10.-25.10.13.

Свобода и моральный выбор человека.

Знакомятся с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

05.11.-08.11.13.

Свобода и ответственность.

Знакомятся с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

11.11.-15.11.13.

Моральный долг.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

18.11.-22.11.13.

Справедливость.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

25.11.-29.11.13.

Альтруизм и эгоизм.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

02.12.-06.12.13.

Дружба.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

09.12.-13.12.13.

Государство и мораль гражданина.

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства.

16.12.-20.12.13.

Творческие работы учащихся.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Готовят творческую работу.

23.12.-27.12.13.

Творческие работы учащихся.

Учатся слушать собеседника, излагать своё мнение.

10.01.-18.01.14.

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Излагают своё мнение по поводу норм морали и нравственности в жизни людей.

20.01.-25.01.14.

Нравственный поступок.

Излагают своё мнение по поводу норм морали и нравственности в жизни людей.

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях искусства, литературы.

27.01.-31.01.14.

Золотое правило нравственности.

Излагают своё мнение по поводу норм морали и нравственности в жизни людей.

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях искусства, литературы.

03.02.-07.02.14.

Стыд, вина и извинение.

Излагают своё мнение по поводу норм морали и нравственности в жизни людей.

17.02.-21.02.14.

Честь и достоинство.

Излагают своё мнение по поводу норм морали и нравственности в жизни людей.

24.02.-28.02.14.

Совесть.

Излагают своё мнение по поводу норм морали и нравственности в жизни людей.

03.03.-07.03.14.

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

10.03.-14.03.14

Джентльмен и леди.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

17.03.-21.03.14.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

01.04.-04.04.14

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

07.04.-11.04.14.

Этикет.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

14.04.-18.04.14.

Семейные праздники.

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях искусства, литературы.

21.04.-25.04.14.

Семейные праздники.

Излагают своё мнение по поводу норм морали и нравственности в жизни людей.

28.04.-02.05.14.

Жизнь человека – высшая нравственная

ценность.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

05.05.-09.05.14.

Любовь и уважение к Отечеству.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

12.05.-16.05.14.

Подготовка творческих проектов.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Готовят проект.

19.05.-23.05.14.

Презентация творческих проектов учащихся.

Учатся слушать собеседника, излагать своё мнение.

26.05.- 30.05.14.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/Андреева М.М./

«26» августа 2013 г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО

протокол № ___ от «___» августа 2013 г.

Руководитель ШМО

_____________ /Щербакова С.А./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету «Основы светской этики» Класс 4 Тема : Жизнь священна

Познакомить уч-ся с понятиями: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;-учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с раз...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа. Светская этика. 4 класс.

Рабочая программа составлена на основе программы с учётом  нового государственного стандарта 2009 года, из расчёта 1 час в неделю. Адресована учащимся 4 классов....

Рабочая программа. Светская этика. 4 класс. Шемшурина

       Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса  разработана на основе:Федерального   государственного об...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...