«Русь, Россия, Родина моя!»
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Милосердова Ирина Владимировна

Подробная разработка  познавательного занятия для 2 класса. Целью которого является: познакомить учащихся с понятиями "Родина", «Малая Родина».   

2.Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране, своей  малой родине. Создать эмоционально—положительную основу для развития патриотических чувств.

3.Познакомить с символикой Российской Федерации и города Красный Холм.

4.Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас. Создать эмоционально—положительную основу для развития патриотических чувств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_rossiyarodina_moya.docx37.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Краснохолмская сош №1» Тверская область

      Внеклассное  занятие

   «Русь,  Россия,

   Родина моя!»

   

                              составила Милосердова И.В.

воспитательГПД

ТЕМА: «Русь, Россия, родина моя!»

Цели:

1. Познакомить учащихся с понятиями "Родина", «Малая Родина».    

2.Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране, своей  малой родине. Создать эмоционально—положительную основу для развития патриотических чувств.

3.Познакомить с символикой Российской Федерации и города Красный Холм.

4.Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.

Формы и методы : беседа, игра, упражнение, поощрение.

Оборудование: аудиозаписи: гимн России, « Песня о Москве» муз. Г. Свиридова сл.А.Барто, песня Г. Струве «Что мы Родиной зовем».

 портреты князя Иван III, рисунки детей, компьютер, мультимедийный  проектор, экран, электронное приложение   к   уроку  в среде Power Point.

Ход занятия:

1Организационный момент.

2. Введение в тему.

Воспитатель: Ребята есть родные, дорогие слова. Кто скажет, что это за слова? (ответы детей).

Но есть самое важное, самое дорогое слова. О нем мы узнаем, если
отгадаем кроссворд.

1.Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит не выбежит.   (Река)

Про какое дерево говорят:
«Мерзнет..., дрожит на ветру»  
(Осина)

Живет в лесу работник
Лесной носатый плотник
(Дятел)

Вежливое слово (Спасибо)

Место, где лежат карандаши, ручки (Пенал)

Белые сапожки, зеленые сережки (Береза)

-Какое слово получилось по вертикали? (Родина)

3 Сообщение темы и работа над темой занятия.

-Тема нашего занятия: «Русь, Россия, Родина моя!». Слайд 1

- Ребята откуда произошло само слово родина? Послушаем ученика, который нашел ответ на этот вопрос.

Ученик: Слово родина произошло от древнего слова род, которое означает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога Рода, в которого верили наши предки.

-А как называется страна, в которой мы живём? (Ответы детей.) Для нас родиной является Россия. (Показать на карте территории и границы России). Слайд 2

Наша страна огромна. Ее территорию на севере омывает Северный Ледовитый океан, на востоке — Тихий. Границы проходят и по морям, и по рекам, и по суше. Россия не только самая большая страна в мире. Она очень богата, богата полезными ископаемыми, полноводными реками, красивыми озерами, густыми лесами, степями, горами и равнинами.

 Слайд 3 Россия - это многонациональное государство, с самобытной  культурой.

 Слайд 4-7

 В России много городов, поселков, сел. Посмотрите, как красива она в разное время года. Назовите времена года, изображенные на картинах.). Слайды 8-16 (Ответы детей)

А какой город в России самый главный? (Ответы детей.) Москва-столица нашей Родины. Слайды 17

Ученик: Москва – это Красная площадь.

      Москва – это башни Кремля.

      Москва – столица России,

      Которая  любит тебя.

А сейчас послушаем песню «Песня о Москве» (муз. Г. Свиридова сл.А.Барто)

-Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любили и любят свою родину русские люди. Они сложили о ней много песен и сказаний, храбро защищали ее от всех врагов. Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине и ее защитниках? (Ответы детей.)

Задание: собрать “рассыпавшиеся пословицы”

 («Родина любимая, что мать родимая», «Если дружба велика, будет Родина крепка», «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».)

Ученик: Россия, Россия - края дорогие.

       Здесь издавна русские люди живут.

       Они прославляют просторы родные,

      Раздольные русские песни поют.

-Собирались парни и девчата за околицей, водили хороводы. Давайте и мы поводим хоровод.

Физминутка

Дети водят хоровод.

-Какую бы картину вы нарисовали, если ее нужно было подписать
словом Родина? (дети показывают рисунки и рассказывают, что нарисовали)

Ученик читает стихотворение: 3. Александрова «Родина».

 Если скажут слово «Родина»,

 Сразу в памяти встает:

 Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка - скромница

И ромашковый бугор...

 А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

 В лужах первые кораблики.

 Над скакалкой топот ног.

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

 Или степь от маков красная,

 Золотая целина...

 Родина бывает разная,

 Но у всех она одна!

-Родина - это дом, в котором мы живем и русская березка, и крик
кукушонка, и полянка. Это место, где вы родились и выросли. А сейчас
послушаем песню Г. Струве «Что мы Родиной зовем»

-Продолжаем разговор о нашей Родине. Слайды 18

У каждого государства есть свои знаки отличия: герб, гимн, флаг. Символы эти можно увидеть на важнейших политических событиях, на печатных знаках, на форме защитников Отечества, на космических кораблях, скафандрах космонавтов, на костюмах нашей олимпийской сборной.

-Первый символ государства-это герб. Слайды 19, Что означает слово  герб? Послушаем учеников, которые приготовили сообщение по этому символу.

Ученик: Понятие герб произошло от немецкого слова « наследство» и является знаком отличия, эмблемой государства, области, города.. Герб России — двуглавый золотой орел, более четырехсот лет олицетворяет нашу державу. Орел — символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Появился он в 1497 году. Впервые
ввел его царь Иван III . Двуглавый орел — символ вечности России, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических   корней   и   национальной   истории. Две  головы  орла  напоминают  об  исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними,  скрепленные одной  лентой,  символизирующей  кровное братство и единую историю трех восточно-славянских народов — русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла — образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь орла, защищенная щитом с изображением Георгия Победоносца,

Ученик:

На герб посмотрим: здесь орел,

Да не простой - двуглавый,

Символизирует страну —

Могучий, величавый

Вот и взирает птица царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль все, не шел чтоб враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами - короны.

И всадник на коне верхом,

И змей, копьем сраженный.

Показываю флаг.

-Следующий символ государства - это флаг. Слайды 20

Ребята подготовили сообщение по этому символу.

Ученик: Слово флаг произошло от греческого слова «флего», оно означает - сжигать ,озарять. Древнее название флага - «стяг». Цвет «стяга» был красный. Это любимый цвет наших предков. Красный - значит красивый. Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел указ царя Петра первого.

Белый цвет означает - мир, веру. Синий - небо, благородство. Красный - смелость и отвагу.

-Государственный флаг, как и герб, является символом государства. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают почести и чтят его, как святыню.

Ученик:

А флаг в России — трико лор,

Полотнище в три цвета.

В нем яркой красной полосой

Страна наша воспета.

В России так заведено,

Что любят красный цвет давно.

Не зря ведь названы у нас

И площадь Красной, и изба,

А также девица красна:

Ведь красный — это красота,

И цвет крови, и цвет жизни,

И цвет верности Отчизне.

Физминутка

Встал воробушек на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух.

И скорей за парту плюх.

-Третий символ страны — это гимн. Слайды 21-22

Ученик: Гимн — это торжественная песня, прославляет историю государства, его народа, красоту и богатство природы, традиции народа. С 1 января 2001 г. государственным гимном нашей страны стало произведение с современным текстом С. Михалкова на музыку В. Александрова.

- Государственный гимн исполняют в торжественных случаях. Его слушают стоя, чтобы показать гордость за свою страну. Давайте встанем и послушаем гимн (звучит гимн)

Ученик:

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия — любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил,

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

-У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил на этой огромной планете. Место это называют «малой родиной».

У кого-то малая родина — большой индустриальный город. Слайд 23-24.

У кого-то небольшой районный городок. Слайд 25

 А у кого-то — маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей речушки. Слайд 26. И где бы ни жил человек потом, его все время тянет в родные места. В дом, в котором живут родители и близкие люди, где тебя ждут и любят. Ученые утверждают, что человек половину своей жизни проводит дома. Каждый человек заботится о своем доме по-своему. Как хорошо дома, где чисто и уютно, где пахнет испеченными мамой блинами, где знаком каждый уголок. Слайд 27

Ученик читает стихотворение:

Родному городу   П. Смирнов.

Люблю тебя, родимый городок,

Зеленый летом, весь в снегу зимою.

Дождливой осенью до нитки ты промок,

Водою талою захлестнут ты весною.

Я видел много городов на свете

С асфальтом улиц, с ширью площадей,

Но больше всех ты в сердце на примете

И всех других ты ближе и родней.

Люблю тебя не за красивость зданий,

 Не за сверканье уличных реклам,

Люблю не за красивое названье –

Люблю за то. что здесь родился сам.

За годы школьные, что птицей пролетели.

За ночи летние над речкою твоей,

За время юности, что здесь же отшумело,

За лица милые знакомых и друзей.

Герб города Красный Холм и Краснохолмского района. Слайд 28

 В основе герба — исторический герб города Красного Холма Тверской губернии, утверждённый 20 декабря

 1781 г.: «В голубом поле красный холм, означающий имя сего города». Золотая корона в главе щита — символ власти и превосходства. Герб Краснохолмского

района утверждён 27 декабря 1999 г.

Флаг города Красный Холм и Краснохолмского района. Слайд 29 Прямоугольное синее полотнище с красным изображением холма, окруженным золотистым контуром и с красной полосой вдоль древка, несущей изображение золотистой короны с пятью

листовидными зубцами.

 Слайды30-37

Расскажите, за что вы любите свой родной дом? (Ответы детей.)

-А теперь поиграем в игру , в которую играли наши предки.

ИГРА: «Медведь, что ешь?».

Правила игры: Среди игроков выбирается «медведь», все остальные - «пчелы». Определяется, где у «пчел» «домик» - черта, за которой «медведь» не имеет права их ловить. По сигналу «пчелы» подходят к «медведю» и спрашивают: «Медведь, что ешь?». «Медведь» отвечает: «Малину, шишку, рыбу...». Но как только «медведь» скажет «Мед!», он бросается на «пчел» и начинает их ловить. Те, спасаясь, бегут в домик. Кого «медведь» коснулся рукой, считаются пойманными.

Итог: Подошло к концу наше  занятие . Что вы  теперь  можете  рассказать другим детям о своей стране.

Рефлексия. «Цветок настроения»
- Что вам понравилось сегодня на занятии?
- Что не понравилось?

- С каким чувством вы уходите с занятия? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Русь-Россия-Родина моя"

Наше Отечество, наша Родина-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, г...

Русь, Россия, Родина моя.

Воспитание патриотизма любви к Родине, её прошлому и настоящему, познакомить учащихся с традициями, обычаями русского народа, историей возникновения герба, флага, Гимна Российской Федерации....

"Русь, Россия, Родина - сердцу близкие слова".

С целью  воспитания  патриотических чувств, привития чувства гордости за страну, в которой мы живём, мною был подготовлен праздник "Русь, Россия, Родина - сердцу близкие слова". В ходе...

"Русь, Россия, Родина моя..."

политическая карта современной России, изображения ГЕРБОВ, ФЛАГА РОССИИ, текст ГИМНА РОССИИ, аудиозапись ГИМНА РОССИИ, портреты князя Ивана Ш, царя Алексея Михайловича, президента Владимира Пути...

"Русь.Россия.Родина "

Этот праздник – приглашение посетить страну, имя которой Россия, наша Родина, познакомиться с ее прошлым и настоящим, с нашей малой Родиной – Угрешским краем и его славной историей....

Русь, Россия, Родина моя!

Цель:·        Вызвать чувство гордости за свою Родину.Задачи:·        Пополнить знания об отдельных страницах истории Ро...

Разработка мероприятия " Русь, Россия, Родина моя..."+презентация

Игра      «Русь, Россия, Родина моя…»,посвященная государственной символике России....