Проводы казака в армию
классный час (3 класс) на тему

Семеницкая Елена Владимировна

 

Актуальность: Современный этап развития нашего общества охарактеризован социально-экономическими, политическими изменениями, которые, несомненно, влияют и на сферу духовной жизни. Особенно актуальны данные изменения для такого многонационального в этнокультурном плане региона, как Краснодарский край. Одной из особенностей социокультурной среды Юга России является ее полиэтничность. Очевидным является то, что полиэтничность нашего региона влияет на особенность содержания образования и формирование полиэтничной,  поликультурной образовательной среды Кубани. Исходя из особенностей поликультурной образовательной среды, необходимо обеспечить эффективное взаимодействие между субъектами образовательного процесса, а также наполнить компоненты образовательной среды этнокультурным содержанием. Одним из компонентов является внеклассная работа. Мы предполагаем, что успешность организации данного вида воспитательной работы с учащимися основной школы во многом определяется содержанием этнокультурного компонента воспитания, который способствует формированию этнопедагогической культуры, этнокультурной компетентностью школьников, знанию традиций, обычаев, богатства культурного наследия казачества, как уникального в историческом аспекте субэтноса.

Этнокультурная компетентность учащихся основной школы является на наш взгляд необходимым условием для формирования у учащихся основной школы современных общекультурных и этнокультурных знаний, умений и навыков, а также развития личностных качеств и способностей, влияющих на формирование культуры межнационального общения, а  также на возрождение традиций семейного воспитания казачества.

Основным компонентом формирования этнокультурной компетентности школьников является знаниевый компонент, который включает знания культуры, семейного воспитания, опыта общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются в обобщенном виде подрастающим поколениям.

В настоящее время этнокультурная детерминация профессиональной педагогической деятельности актуализирована созданием новой образовательной ситуации, выделением регионального компонента образования, который акцентирует внимание на учете как индивидуально-психологических, так и этнокультурных особенностей субъектов этой деятельности. Неслучаен тот факт, что первое десятилетие XXI века было объявлено ЮНЕСКО «Десятилетием мира и ненасилия».

Построение образовательного процесса в сфере новых ФГОС предполагает формирование этнокультурной компетентности личности и наряду с этим формирование толерантности, а также возрождения богатства национальной культуры в сфере воспитания подрастающего поколения. Именно школа, как поликультурная образовательная среда, на сегодняшний день представляет ребенку уникальные возможности по овладению родной культурой, расширению знаний об истории возникновения этносов, субэтносов, особенностях семейного воспитания в народной педагогике предков, а также формированию взаимной толерантности и готовности к конструктивному межэтническому взаимодействию.

Исходя из выше сказанного,  нами был разработана программа кружка «История и культура Кубанского казачества» для учащихся классов казачьей направленности  основной школы (тематический план – «Традиции и обычаи кубанского казачества). Данная программа направлена на формирование у учащихся классов казачьей направленности основной школы этнокультурной компетентности, формирование знаний о культуре, истории, традициях и обрядах, особенностей семейного воспитания казачества, а также на формирование толерантности и культуры межнационального взаимодействия.

Данный курс призван решать следующие задачи:

  • изучение истории и педагогического опыта народа;
  •  и общественного воздействия, изучение процесса взаимодействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность;
  • усвоение учащимися этнических норм, ценностей, опыта исторического взаимодействия;
  • систематизация знаний учащихся о трудовом, нравственном, физическом воспитании, а также семейном, общинном укладе, быте, традициях, философско-этических воззрениях Кубанских казачества.

В данном курсе учащиеся изучают основные педагогические традиции и обряды народа, такие как: уход за ребенком, воспитание, наставление, приучение и подготовка к труду и воинской службе, формирование морально-волевых черт характера казака, развитие умственных способностей, забота о старших и уважительное отношение к ним. При обучении учащихся нами используются такие факторы воспитания, как: природа, игра, слово, общение, традиция, быт, искусство,  пример-идеал. В данном курсе мы используем методы воспитания, присущие этнопедагогике Кубанского казачества – убеждение, пример, разъяснение, одобрение, заповедь, наказ и др. Средства  воспитания, используемые при работе с учащимися, это – обрядовые песни, пословицы, поговорки, предания, казачьи сказы и др. Наиболее эффективной формой организации процесса обучения и воспитания, на наш взгляд,  является сюжетно-ролевая игра, которая дает возможность всем субъектам учебно-воспитательного процесса активно включиться в процесс организации, подготовки и проведению ярких, интересных и зрелищных внеклассной работы, которые направлены на формирование этнокультурной компетентности учащихся, а также на сохранение и возрождение культуры, традиций Кубанского  казачества. Данная форма работы активно используется нами при изучении курса и в тесном взаимодействии и сотрудничестве с Казачьим хором «Майдан»  посёлка Кубань (см. Приложение № 1 «Проводы казака в армию»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obryad_provody_kazaka.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Обряд «Проводы казака на службу»

Ведущая - Здорово живете, станичники! В послевоенные годы на Кубани сложился устойчивый обряд - «проводы в армию».

Устойчивости этого обряда способствовала сама атмосфера в послевоенное время, когда в обществе жило уважительное отношение к человек}' к человеку военному. А к солдату, в особенности. Престиж службы в армии был невероятно высок. Не отслужить в армии по какой-то причине, скажем по болезни, считалось несчастьем. Человека, не отслужившего в армии, считали неполноценным. И относились к нему с сочувствием, снисходительно, а то и с презрением. Сложно было такому молодому человеку и личную семейную жизнь устраивать.

Атаман — Бог вам в помощь, добрый день! Здесь Громовы проживають? Отец и сын - Доброго здоровья, господин атаман!

Атаман - Здоров, коль не шутите, а я к вам с важным делом нынче, пришел оповестить вас, что настал черед вашему сыну Андрею Громову в ряды воинства казачьего доблестного кубанского вступать и вместе со своими годками в оном воинстве Отечеству служить как подобает.

Мать начала голосить. Плач по сыну, забираемому во солдаты:

Ах ты, мило мое дитятко, Куда спешишься да торопишься Изо своего ты дому благодатного, Изо светлой из светлицы, Из новый да новы горницы? Отемнеет светла светлица, Опустеет дом-подворыщо.

«Провожала маты»

Отец - Цыц, баба, чего голосить вздумала, место свое забыла? Доставай-ка из сундука снаряжение, вырядим сына достойно на святое дело.

поют казачью песню «Провожают казаков»

Дед (беря в руки казачье обмундирование, накидывает внуку на плечи, целует его в лоб, приговаривая) - Послужи-ка, внучок, славно продолжи традиции нашего рода казацкого, стародавнего. Бабка - вручает внуку оберег с родной землей и читает молитву: «Отрицаются тебе, сатано, гордыни твоей и служению тебе, и сочетаются Тебе Христе, во имя Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь»

Отец:   Мать,   икону   неси   нашу   семейную,   прадедов   наших   и   дедов, благословим сына нашего на службу в воинстве. Мать: Иди, Андрейка, под благословение родительское.

Сын становится на колени перед отцом и матерью, целует икону после слов благословения.

Отец: Во имя Отца и Сына и Святого Духа благословляем тебя, сын наш любимый, на службу верную, на службу ратную, помни нас, родителей своих, землю свою родную, не посрами род наш казачий и земляков-станичников, будь верен великим традициям славного казачьего воинства. Аминь.

Мать повязывает рушники со словами: «Служи - не тужи», повязывая второй рушник, приговаривает: «Перевяжу тебя рушником, чтоб не забывал отчий дом».

Ведущая - Мать перевязывала сына крест- накрест двумя полотенцами,
рушниками. Полотенце и рушник символизируют дорогу. Это уподобление
до сих пор сохраняется в нашем языке. Мы говорим : «Полотно дороги». И в
то же время ткань называется полотном. Кроме того, ткань означает саму
жизнь (ткать - жить). Так, перевязывая призывника рушниками и прикрепляя
ему платочки, участники обряда негласно желают ему доброго пути.
Крёстный отец:  Да, подросли уж сыновья! Благословляю тебя, сынок, на
службу верную. Служи честно, не позорь станицу свою, отца с матерью.
Меньше спи, всегда будь бдительным. Да саблю всегда держи наготове.
Крестный отец вручает саблю.
Песня «Сяялы на сонци»
Крестная:
        Рушничок я вышивала,

Про Андрейку вспоминала!

В добрый час, тебе, сынок,

Не оставит тебя Бог!

Невеста повязывает рушник на правую руку, прикалывает вышитый платочек и цветочек. Во время этого ведущая говорит слова: Провожала милого на заре, Провожала милого в сентябре. Провожала милого в дальний путь. Говорила милому: «Не забудь».

Песня «Йихав козак за Дунай»

Цсе выходят во двор, там собрались станичники: дети, старики, старухи, юноши с вещмешками, молодые казачки.

Ведущая - Обязательным на проводах, когда провожающие шли к месту сбора призывников, было фотографирование, для чего все заходили в ателье. Всеми участниками обряда осознавалась важность и значимость переживаемого момента. Это было обязательным элементом порводов.

песня «Ой, у поли»

Отец: Станичники! Спасибо, что пришли сына нашего на службу проводить. Гуляй, станичники, чтоб ребята наши проводы запомнили и службу верно несли.

Звучит веселая музыка, все становятся полукругом. Звучат веселые песни.

исполняются частушки: Девушка: Сколько раз я зарекалась Под гармошку песни петь,

, А гармошка заиграла, Мому сердцу не стерпеть. Девушка: А, пятка-носок,

Выковыривай песок.

Уж и так я попляшу

Всю вам избу распашу. Девушка: Меня судят на мосту,

Что ленивая расту.

Я на это не гляжу,

Пойду на печке полежу. Девушка: Я ногою топнула,

На мне юбка лопнула.

Дайте юбку подвязать -

Я опять пойду плясать. Девушка: Мой миленок зазнается,

Что красивее людей.

Привели его в конюшню -

Напутали лошадей. Девушка: Хороша наша станица

И стоит на бугорке.

Все ребята там красивы,

Но чудак на чудаке. Девушка: А мне милый изменил,

На измену наплевать.

Я такого таракана

Решетом могу поймать. Девушка: Ну как, друг сердечный,

Таракан запечный. Казак:     Да сытой куме

Только песни на уме. На личико-то ты красива, А язычок - крапива. Девушка: Эй, девчоночки-подружки,

Веселушки-хохотушки.

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы, Веселее попляшите, Всех гостей повеселите.

Звучит веселая музыка, девушки исполняют «Танец под гармошку».

Девушка: Там, где песня льется, Там легче живется. Пусть же песня зазвучит, душу нашу бередит.

Песня «Калина шумит»

Казак: У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит. Собирайся, народ, Испытанье казака ждет!

Проводится казачья игра

Казак:      Раздайся, народ,

Меня пляска берет!

Пойду, попляшу,

Всех на пляску приглашу!

Исполняется «Праздничная станичная»

Отец: Тихо, станичники! Атаман слово держать будет.

Атаман: Дорогие земляки, станичники! Сегодня наши молодые казачата

отправляются на службу. Мне от имени всего Кубанского воинства поручено

привести их к присяге.

На принятие присяги становись! Шапки долой! Смирно!

Все молодые казаки становятся в строй лицом к зрителям. Атаман читает

текст присяги по частям, казаки повторяют его хором.

Присяга:

НА ХРИСТОВОМ ЖИВОТВОРЯЩЕМ КРЕСТЕ, НА СВЯЩЕННОМ

ПИСАНИИ ПРИСЯГАЮ:

СЛУЖИТЬ ВЕРНО СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ, НЕ ЩАДЯ ГОЛОВЫ И

ЖИВОТА, ИМУЩЕСТВА СВОЕГО. БЕРЕЧЬ КАЗАЧЬЮ ЧЕСТЬ,

ПРИУМНОЖАТЬ ДОСТОЯНИЕ СТАНИЦЫ. БЕРЕЧЬ КАЗАКОВ.

Вольно, казаки!

Девушка: По старинному казачьему обычаю мы тебе дарим вышитые

платочки и кисеты.

Ведущая - Выход провожаемого со двора был очень значимым моментом. Призывник выходил первым, за ним - родители, потом - все остальные.

Затем обязательно провожаемый должен был вернуться во двор. Или что-то преднамеренно забыв, или - как бы забыв. И потом уже мать окончательно выводит его со двора платочком - один конец платочка дает ему, за другой держится сама.

Существует несколько вариантов вывода казака со двора. В другом варианте старейшины казачьего рода брали казака под локти и выводили из калитки (за ворота) спиной. Это означало: как вывели, так он и вернется в семью, не забудет какого он рода племени.

Крестный отец: Что ж станичники, по старинному казачьему обычаю, пустим папаху по кругу, соберем денег на покупку строевого коня. Папаха пускается по кругу, все кидают туда деньги. Атаман: Что ж, станичники, конь нашего новобранца оседлан, за околицей уж заждался, пора в путь-дорожку, на службу верную. На станичников-земляков равняйсь! Налево! С песней вперед, шагом марш!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "КАЗАК без веры - не казак. Воспитание детей в семье."

материал внеклассного мероприятия предназначен для воспитанников классов казачьей направленности (1 класс). дети только начинают знакомство с культурой и бытом казаков....

Сценарий праздника "Проводы казака – линейца на военную службу"

Сценарий праздника "Проводы казака – линейца на военную службу"...

Обряды жизненного круга Кубанских казаков. Проводы казака - линейца на военную службу.

В сценарии описан обряд проводов казака - линейца на военную службу на кубанском диалекте с использованием "балачки" Действие происходит накануне самих проводов....

Устный журнал Казак без веры - не казак

       Тема:  «Устный журнал « Казак без веры – не казак»         Цель: показать детям, насколько искренней была вера казаков в ...

Казак без веры - не казак

Внеклассное занятие...

Сценарий внеклассного мероприятия "Проводы казака на службу"

Данное мероприятие направлено на воспитание патриотизма младших школьников, изучение истории  и традиций Кубанского  казачества....