Сценарий "В гостях у самовара"
материал (3 класс) по теме

Кисунина Ольга Николаевна

Внеклассное мероприятие на тему "В гостях у самовара". Можно провести в классе это мероприятие вместе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«У самовара я и моя семья»

Цели:

  1. Пропагандировать трезвый образ жизни.
  2. Познакомить учащихся с целебными свойствами чая.
  3. Расширить кругозор учащихся.
  4. Прививать навыки этикета.

Оборудование и этикет: мини-выставка пачек и банок из-под чая, фотографии чайных плантаций, фото и рисунки самоваров, репродукции картин, выставка рисунков, плакаты.

Ход мероприятия.

 

Ученик.

Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Учитель.

Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных – это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара вёлся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней. Чай – это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Как и хлеб, чай прочно вошёл в повседневную жизнь многих народов мира.

Ученик.  Чай горячий, ароматный

                И на вкус весьма приятный.

                Он недуги исцеляет

                И усталость прогоняет,

                Силы новые даёт

                И друзей за стол зовёт.

                С благодарностью весь мир

                Славит чудо – эликсир!

Ученик.  Давным  – давно китайские пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листья одного вечнозелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу этого растения на себе. Они высушили его листья, заварили кипятком, как делали это с другими лекарственными растениями, и стали пить ароматный настой, ощущая прилив свежих сил.

Так рассказывает одна старинная китайская легенда об открытии тонизирующих свойств чая.

        Впервые чай стали пить в Китае, где он известен с давних времён. Ценился чай очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. А при дворе этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Чай поэты воспевали в стихах. Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретом, как производство шёлка, фарфора, бумаги и других великолепных китайских изображений. Чайные плантации скрывали и строго охраняли от чужеземцев. Хотя чай позже и стал любимым напитком в  большинстве стран мира, выращивать его долгое время не умели и привозили из Китая.

        На первых порах не все умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок – полкило чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, слила ненужную, по её мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу.

Ученик.  Как же попал чай на Русь?

Ведущий. 360 лет назад монгольский хан, наряду с мехами и атласом, подарил русским посланником200 пакетов с надписью «бах - ча», что значит «чай для заварки». Русские послы деликатно попытались отказаться от груды никчёмных пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но приближённые ханы настояли на своём, утверждая, что русскому царю напиток из листьев, которые они посылают, придётся по душе. Возвратившись в Москву, послы с опаской передали царю сушёные листья, которые были в пакетах. Лекарь попробовал действие отвара из этих листьев на заболевшем придворном: через некоторое время ему стало легче. Вот и начали лечить этим питьём царя и его приближённых.

        Только спустя сорок лет Россия заключила договор с Китаем о поставках чая. В Китай отправился первый караван русских купцов. Тернистым был путь китайского чая к русскому столу. Его везли 11 тысяч километров на верблюдах, тележках, санях, переправляли на паромах через реки. Около года караван с чаем добирался до Москвы. Жадные купцы продавали его в 5 – 6 раз дороже, чем закупали.

Ученик.  Для крестьян же чай был практически недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому – то и возникло выражение «чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Один такой крестьянин рассказывал про себя.

Ученик:

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Как же этот чай варить.

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чая я весь в горшок,

И приправил луку, перцу,

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подать.

Гости с барином плевались,

Сам он даже озверел,

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить.

А потом то догадался,

Что забыл я посолить.

Ведущий. Сейчас трудно себе представить наш завтрак без чашки чая. Давайте посмотрим, какой же путь чай от плантации до нашего стола.

Ученик:

Чайный куст – это вечнозелёное растение, которое требует большого ухода. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди: мотыжат землю, удобряют её, пропалывают сорняки, подрезают кусты. (чайные плантации)

Ведущий. Но основная работа – сбор чайного листа, он длится семь месяцев. С чайных кустов срывают верхушки плодовых побегов. С двумя тремя листочками и складывают в специальные корзины. (демонстрация банок из под чая) Собранные зелёные листочки чая отправляют на фабрику, где их сортируют, скручивают  в особых машинах и сушат. Готовый чай в специальной таре перевозят на другую фабрику, где его фасуют в пакеты, банки, коробки. И только после этого чай поступает в магазины, а потом уж – к нам на стол. (демонстрация банок и пачек чая)

Ведущий. А сейчас послушайте загадку – и, если вы отгадаете, узнаете, что же является обязательным атрибутом русскогочаепития.

Ученик.

Стоит толстячок,

Подбоченевши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.

Ведущий.

Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар символ семейного очага, уюта, дружеского общения – занимал почётное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Недаром говорили  в народе – «печка – матушка, да самовар - батюшка».

Ученик. А когда появился самовар?

Ведущий. Самовар исконно – русское  изобретение. Долгое время считалось, что родина самовара – Тула. Но есть свидетельства, что впервые самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале. Были они не только металлические, но из фарфора, фаянса и даже хрусталя. (демонстрация самоваров)

Ученик. А как же пользовались таким самоваром?

Ведущий. А об этом вам расскажет сам Самовар.

Самовар.  В трубу, которая находиться внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом. Вскоре вода в самоваре закипала. Наверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.

Ведущий. Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как и матрёшка, балалайка, хохлома, гжель…

О самоваре сочиняют стихи, так его любят на Руси.

Ученик читает стихотворение Ю. Коринец «Самовар»:

У меня есть друг зеркальный,

Сроду не был он печальный.

И хотя он очень рыжий,

Он не немец, не поляк –

В мире нет мне друга ближе:

Он из Тулы, он туляк!

Говорят, ему сто лет,

Но совсем он не скелет:

И румян он, и пузат,

Как сто лет тому назад!

Все его, кто с ним знаком,

Почитают остряком.

Кто взглянуть в него захочет,

Непременно захохочет.

Ну-ка, быстро посмотри –

Узнаешь себя внутри?

Если нос у вас курнос –

Расплывется, как поднос!

Ну, а если длинный нос –

Он повиснет, как вопрос!

Узнаете эти груши?

Не пугайтесь – это уши.

Вы на друга дуться бросьте:

Заходите чаще в гости!

Все мальчишки здешних мест

Знают, что он шишки ест!

Он сперва воды напьется,

А потом глотнет огня,

А потом вдруг как займется

На крылечке у меня –

Засипит и забормочет,

Запоет и закипит!

Всех, кто чаю выпить хочет,

Он от пуза угостит!

Сейчас на смену старинным самоварам пришли электрические чайники. Но традиция собираться всей семьёй за чаем сохранилась до наших дней.

 (рассматривание картин)

Ведущий. Песня  «Наш красавец самовар»

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Припев:

Самовар поет-гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Самовар пыхтит, искрится –

Щедрый, хрупкий, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

Ведущий. Неужели чай действительно лечит?

Ведущий. Об этом нам расскажет доктор Пилюлькин.

Доктор.

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится –

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий* полезней,

Помогает от болезней.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг**,

Чай здоровью – лучший друг.

Ведущий. Действительно учёные установили, что чай обладает множеством полезных свойств: укрепляет иммунитет, усиливает сопротивляемость организма различным инфекциям, снимает головную боль, устраняет расстройства желудка. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном.

Ученик. А я знаю народное средство от зубной боли. Мелко нарезанный или давленный чеснок смешать с чайным настоем и подержать эту смесь во рту несколько минут.

Ученик. При воспалении глаза промывают охлаждённым крепко заваренным чаем.

Ученик. Примочки из чая помогают при солнечных ожогах.

Ведущий. Чтобы получить от чая истинное удовольствие и максимальную пользу, нужно его правильно хранить, приготовлять и пить. 

Правила заваривания чая.

Ученик 1. Заваривать чай следует свежевскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть — такая вода способна убить аромат самого лучшего чая! Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки и она побелеет, то есть закипит белым ключом.

Водопроводную хлорированную воду желательно отстаивать несколько часов. Если заварить чай вторично вскипяченной водой, он будет невкусен.

Ученик 2.Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком; всыпав чай, заливают кипятком на две трети, закрывают крышкой, настаивают 3–5 минут, затем чайник доливают кипятком.

Ученик 3. Черный чай настаивают 3-5 минут, зелёный – 5-8 минут, затем чайник доливают кипятком.

Ученик 4. Если при заварке выделяется пена, значит чай заварен правильно. Снимать пенку не следует – такой чай самый ароматный.

Ведущая: А сейчас поговорим о том, что и как едят за столом.

Ученик 1 Чай с ложечки не пьют, ложка для того, чтобы размешивать сахар.

Ученик 2 Сахар берут специальной ложкой, а не своей.

Ученик 3 Торты и пироги раскладывают на тарелки лопаткой.

Ученик 4 Пирог едят с помощью ножа и вилки, мягкие торты с помощью вилки.

Ученик 5 Печенье отламывают маленькими кусочками.

Ученик 6 Джем и повидло намазывают на хлеб ножом.

Ученик 7 Конфеты берут рукой из общей вазы или коробки, кладут на свою тарелку.

Ведущий . Русский народ сочинил и частушки.

На столе у нас пирог, пышки да ватрушки.

Так споем же под чаек чайные частушки.

В пляске не жалей ботинки! Предлагай-ка чай друзьям

Если в чашке есть чаинки, значит, письма пишут нам!

Самовар блестит, кипя, чай в нем так и пенится!

Погляди-ка на себя – Ну и отраженьице!

Из богатых я невест, не волнуйся,  миленький:

У меня в приданом есть самовар красивенький.

Я к милашке приходил, на гулянье пригласил –

Самовар поставила, чай гонять заставила.

Подавай мне чашку чая, ведь тебе не жалко чая.

В чае я души не чаю, наливай горячий чай!

Ведущий. Согласно древнему обычаю не полагалось расспрашивать гостя даже об имени, не накормив его. Это видно из русских народных сказок.

Вы все знаете очень вредную Бабу-Ягу. Но даже она вынуждена была подчиниться правилам гостеприимства. В одной из сказок Иван-Царевич, зайдя в дремучие леса, встречает избушку на курьих ножках, в которой сидит Баба-Яга – костяная нога.

Дети инсценируют фрагмент сказки:

Баба-Яга. Что, добрый молодец, от дела лытаешь* или дела пытаешь?

Иван Царевич. Не ты бы говорила, не я бы слушал. Ты прежде меня напои-накорми, да тогда и спрашивай!

Ведущий. И Баба-Яга повинуется обычаю: накормила-напоила его, вести выспросила. После этого ей трудно оставаться враждебной, она смягчается и даже дает своего крылатого коня для дальнейшего путешествия.

Как вы думаете, почему Баба-Яга стала добрее?

Д. Может быть, потому, что, выпив чая, невозможно оставаться злым?

Ведущий. А сейчас мы с вами  немного отдохнём.

– Ну вот, самовары налиты, а теперь их надо вскипятить. Это теперь: включил в розетку – и кипяток готов.

А что надо было сделать раньше? Надо было идти в лес и набрать под елками...

Что под елками найдешь,

Если к елкам ты придешь

Жарким летом, и весною,

И осеннею порою?

Д. Шишки.

Наш конкурс: «Собери шишки». Четыре игрока.Игрокам предстоит с завязанными глазами собирать шишки. Затем подсчитывают, для чьего самовара удалось собрать больше.

Мы продолжим отгадывать загадки:

Был листок зелёным –

Чёрным стал томлёным,

Был листочек трубчатым.

Был он на лозине –

Стал он в магазине.

Д. Чай.

Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал.

Д. Сахар.

Четыре ноги, два уха,

Один нос да брюхо.

Д. Самовар.

Под одной крышей два брата стоят.

Д. Стол.

Жил в лесу и зеленел

И под ветром все шумел.

В печь попал – вдруг покраснел,

А остыл – и почернел...

А теперь им для красы

Можно рисовать усы.

Д. Уголь.

Наша толстая Федора

Наедается не скоро,

А зато, когда сыта,

От Федоры – теплота.

Д. Печка.

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

Д. Блины.

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье –

Ну и объеденье!

Д. Бублик, баранка.

Из горячего колодца

Через нос водица льется.

Д. Чайник.

Бурлит, пыхтит, шипит, кипит,

К столу приглашает

Да всех угощает.

Д. Самовар.

Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом.

Д. Хлеб.

В брюхе – баня, в носу – решето,

На голове – пуговица, одна рука –

И та на спине.

Д. Чайник.

Следующий конкурс – «Веселые художники».

Участвуют пять человек от каждой команды.

– Перед вами листы ватмана, фломастеры. Вы должны нарисовать чайник. Рисуйте по очереди:

1-й участник – основную часть;

2-й участник – ручку;

3-й участник – носик;

4-й участник – крышку;

5-й участник – раскрашивает чайник.

Приступайте! 

Конкурс – «Кто быстрее выпьет чай».

Участвуют два человека. Садятся друг напротив  друга. Ваша задача как можно быстрее выпить чашку чая, пользуясь ложкой.

Конкурс – «Сбор чая».

Два игрока с завязанными глазами за 3 минуты должны собрать как можно больше пакетиков чая, которые привязаны по всему классу.

Конкурс – «Найди угощение».

На верёвочке привязаны конфеты, баранки и т. д. Дети по одному с закрытыми глазами ищут себе угощение и отрезают верёвку ножницами.

Конкурс – «Конкурс пословиц и поговорок».

Назовите пословицы. Участники получают жетон.

Собери пословицы.

Чай пьёшь, здоровье бережёшь.

Пей чай, беду не знай.

Чай пить, приятно жить.

Угощай гостей чайком, будешь лучшим им дружком.

С чая лиха не бывает.

Чай не пьёшь, какая сила, чай попил – совсем ослаб.

Ведущий. Давайте подведём итоги. Сосчитайте свои жетоны. (победителя награждаем)

Ученик.

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьёт,

Чайная давно уж ждёт.

Ученик.

Всё для вас, взрослые и детишки:

Калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем забавляйтесь. 

Сценка Бабы - Яги и Ивана - царевича.

Баба - Яга: Что, добрый молодец, от дела лытаешь или дело пытаешь?

Иван - царевич: Не ты бы говорила, не я бы слушал. Ты прежде меня напои - накорми, да тогда и спрашивай!

Баба - Яга: Ишь, нахальный какой сыскался. Ну, уж садись, чаем напою. А пока ты и гости наши наслаждаются горячим, чаем, я прочитаю кое - что про чай и его свойства. Есть у меня старинная китайская грамота: "Чайный лист чрезвычайный, все недуги удаляет, и сонливость прогоняет, головная боль от чая уменьшается:

Иван - царевич: Ну, ты скажешь тоже. Чай - наркотик. Он содержит кофеин.

Баба - Яга: В чае, как и в кофе, содержится кофеин, который стимулирует сердечную деятельность, повышает общий тонус организма. Но в кофе в кофе содержится 10% кофеина, он возбуждает организм и действует 1 - 2 часа, к тому же к тому же вызывает привыкание сродни наркотическому. А чай бодрит почти 6 часов и кофеина в нем 2%.

Чай - это богатейшая аптека. Чайный лист содержит стимулирующее вещество, полезное для желудка, кислоты, эфирные масла. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. А уж фтора в нем содержится: Посмотри на мои зубы. Не молоденькая, а все зубы целые. Все чай.

Иван - царевич: Не заливай, старая. Уж я помоложе тебя, да замучил кариес.

Баба - Яга: Да ты, голубчик, кофе все пьешь али чай с сахаром да конфетами без меры. Запомни: хочешь сохранить кожу - пей чай.

Иван - царевич: Да уж ты сохранилась!

Баба - Яга: Чай - прекрасное косметическое средство. Способствуя потоотделению, он прекрасно очищает поры, а витамин В2 уменьшает сухость кожи, делает ее более упругой. Посмотри на мои щечки. В мои - то 180. Заваркой можно промыть глаза при конъюнктивите. Вон соседи мои - Лешие да кикиморы чаем и спасаются от простуды, насморка, анемии, и других напастей. А приятель Горыныч чаем камни из почек вывел. Темный ты, Ваня, хоть и молодой. Вот у нас здесь гость он все о традициях чаепития знает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "В гостях у самовара"

Цели: познакомить детей с культурой семейных традиций, отношений, прививать любовь к  русским традициям, бережно относиться к традициям других народов, развивать любознательность, внимание, форми...

Сценарий праздника "В гостях у самовара"

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся  с целебными свойствами чая, расширяет кругозор учащихся, прививает навыки этикета. является итоговым мероприятием работы над коллективным проектом "В го...

Классный час "В гости к самовару"

Цель данного классного часа:  - познакомить с историей возникновения самоваров на Руси,                          ...

Сценарий клубного часа "В гостях у Самовара"

Цель: познакомить детей с историей появления самовара на Руси,          обогатить лексику учащихся,...

Сценарий клубного часа "В гостях у Самовара"

Цель: познакомить детей с историей появления самовара на Руси,          обогатить лексику учащихся,...

Сценарий клубного часа "В гостях у Самовара"

Цель: познакомить детей с историей появления самовара на Руси,          обогатить лексику учащихся,...

Презентация к внеклассному мероприятию "В гостях у самовара"

Яркая, красочная презентация позволит не только продемонстрировать  учащимся богатство росписи и разнообразие самоваров, но и расскажет о его истории, а также познакомит с самыми разными необычны...