Юные друзья природы
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Программа  по  формированию экологической компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_druzya_prirody.rar1.04 МБ

Предварительный просмотр:

               Тема: Берегите природу.

Цели:

1.Познакомить  с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека.

2.Сформулировать правила поведения в лесу.

3.Уточнить значение воды для человека, определить способы защиты воды.

4.Учить бережному  отношению к животным.

5.Воспитывать любовь к природе, культуру поведения в природе.

Природе.                           

                               Ход урока:

Слайд  1.

Слайд 2.

 

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

Слад 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

1.Организационный момент.

2.Коммуникативный тренинг. “Давайте поздороваемся”.

     Дети выходят в центр классной комнаты. Совместно с воспитателем повторяют приветствие друг другу.

     “Встали все мы в круг, каждый в круге – мой друг. Руку другу протяну, ссоры с другом не начну. Ты мой друг, и я твой друг. Самый лучший друг”.

3.Сообщение темы занятия и постановка цели.

 -  Тема сегодняшнего занятия «Берегите природу». Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Д.- Об охране природы.

- Что нужно охранять?

Д.Лес, животных, растения, водоёмы.

( На доске появляется запись)

                                     леса

          растений         охрана          водоёмов

                                 животных

- Мы поговорим о том, что уже знаем и постараемся узнать что - то новое.

- Какую дату отмечают люди всей земли 22 апреля?

 22 апреля планета людей отмечает День Земли.  Этот день – напоминание, о том как мы должны относиться к природе.

      День Земли впервые стали отмечать американцы в 1970 году, после того, как в 1969 году произошла страшная экологическая катастрофа возле американского города Санта-Барбара. Тогда миллионы тонн нефти, вылившейся из скважин, погубили множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли гектары растительности, была отравлена вода. Сегодня этот день вошел во все календари мира.

4.Беседа  об охране леса.

-  Какое значение лес имеет для человека?

Д.- Лес является домом для птиц, животных, насекомых.

- Лес - защитник воздуха, потому что лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.

-Лес - защитник водоемов, так как там, где растет лес, не мелеют реки.

-В лесу чистая вода и пища: здесь много ягод, орехов, грибов.

-В лесу много лекарственных растений: подорожник, валерьяна, липа.

- Лес - это место отдыха человека.

-Давайте посмотрим на слайд и коротко обобщим сказанное.

( Несколько человек, опираясь на слайд, рассказывают о значении леса)

- Как мы должны вести себя на природе, чтобы не причинять ей вреда?

(Не шуметь, не ломать ветки, убирать за собой мусор, не рвать цветы, не разжигать костров, не разорять гнёзда и т.д.)

5.Беседа об охране водоёмов, животных, растений.

- Какое значение для человека имеет вода?

(Вода – источник жизни на земле. Она поит и кормит человечество.

-Вода всех моет.

-Вода- самая широкая, самая удобная дорога.

- Вода работает на гидроэлектростанциях.)

-Давайте прочитаем значение воды на слайде.

-Кто загрязняет воду?

 (Человек )

- Что мы можем сделать по охране воды?

1.Беречь водопроводную воду, не давать утекать ей зря.

2.Не мусорить на водоёмах в местах отдыха.

3.Следить за чистотой природных источников.

- Давайте зачитаем план по охране воды.

-  В результате деятельности человека, многие растения и животные стали встречаться крайне редко. Такие исчезающие представители растительного и животного мира внесены в  книгу.

- Как она называется? ( Красная книга)

- Почему эта книга получила такое название? (Цвет опасности)

Этим растениям и животным угрожает большая опасность. Они навсегда могут исчезнуть с лица Земли, как исчезли Морская корова, странствующий голубь...

- Есть ещё Красная книга России, в которой есть красные, жёлтые и зеленые страницы.

-Как вы думаете, что записано на красных, что – на жёлтых и что – на зелёных страницах?

( На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. На жёлтых страницах те животные, количество которых быстро снижается. На зелёных страницах животные, которых удалось спасти.)

Вот, например, я вам загадаю загадку о животном, которое  занесено на зелёную страницу. О ком идёт речь?

Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

(Бобры)

6. Игра « Да – нет».

- Сейчас мы поиграем.  Если я назову животное или растение из Красной книги, то вы должны встать и поднять руки вверх. Если этих животных и растений нет в Красной книге – вы должны присесть:

 соболь, волк, белый медведь, лиса, лебеди, лось, тигр, журавли.

- Как люди стараются защитить растения и животных? ( Создают заповедники, зоопарки, ботанические сады, национальные парки)

- Что для охраны природы создано в Хвалынске?

- Что мы можем сделать для охраны птиц?

-Кто такой Михаил Михайлович Пришвин?

(Писатель, прославившийся произведениями о природе).

- Прочитайте его высказывание.

7.Викторина.

  Викторина проводится в виде конкурса. Дети делятся на две команды, выбирают номинацию, вопрос. После обсуждения дают ответ. А команда противников оценивает ответ с помощью сигналов

 « да – нет»

Первая номинация  «Лес».

Вопросы детям:

1.Как называются животные, которые живут в лесу?

( В наших лесах живут дикие животные.)

2.Как называются животные, которые едят только растения?

(Таких животных мы называем травоядными)

3.Как называются животные, которые едят мясо?

(Их мы называем хищниками)

4.Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?

(Животные из теплых стран в наших лесах жить не могут. Им холодно, нет привычной пищи.)

5.Что случится, если волк и лиса не будут есть зайцев?

( Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву. Больные зайцы могут распространять болезни, а волки и лисы являются санитарами, так как охотятся только за больными животными.)

Вторая номинация  «Волга».

1.Назовите самую большую реку в Европе. (Волга - более 3500 км)

2.Можно ли пить воду из Волги? Почему?

3.Откуда берёт начало и куда впадает Волга?  (Берёт начало на Валдайской возвышенности - ключ находится у деревни Волго-Верховье в Тверской области, впадает в Каспийское море)

4.Сколько притоков у Волги?

(200 притоков, самые большие – Ока и Кама.)

5.Назовите не менее 5 городов на Волге.

(Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Куйбышев, Саратов, Волгоград, Астрахань)

Третья номинация «Красная книга».

1.  Снимем мы среди болота

     Замечательное фото.

     Очень яркая картинка –

      Распустилась здесь … ( Кувшинка)

2.Владыка Арктики. (Белый медведь)

3. Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. (Лебедь)

4. Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. (Фламинго)

5. Появились бубенчики – белые горошки.

Распустились колокольчики на зелёной ножке. (Ландыш)

 8. Игра-зарядка «Кто как двигается?»

       Воспитатель называет животное, человека, насекомое, а дети отвечают на вопрос, как они передвигаются и воспроизводят соответствующие действия. (Например: человек, птица, рыба, змея, кузнечик, бабочка).

9.Работа над стихотворением.

-Закройте глаза, послушайте стихотворение и скажите, что бы вы прошептали в ответ?

1. Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой;

И шепчут мне материки: «Ты сбереги нас, сбереги!»

2. Грустит глубокая река, свои теряя берега,

И слышу голос я реки: «Ты сбереги нас, сбереги!»

3. Остановил олень свой бег,

Будь человеком, человек! В тебя мы верим – не солги:

«Ты сбереги нас, сбереги!»

4. Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру: «Я сберегу вас, сберегу!»

10.Игра « Укрась дерево»

        Перед вами на рисунке дерево. На нём нет ни одного листочка. Страшная картина. Я бы не хотела, чтобы у нас был такой лес. Но мы можем всё изменить. Подумайте и скажите, какие добрые дела можно сделать, чтобы лес и природа ожила? (Каждый правильный ответ зелёным листком прикрепляется к дереву.)

11.Итог.

- О чём мы говорили на занятии?

-Всё что наметили, выполнили?

К сожалению, ещё не все люди хотят и умеют беречь природу. Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтоб журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы. Чтобы вы по жизни шли дорогою добра. Чтобы рядом с вами были ваши друзья.

Дети уходят под запись песни «Дорогою добра».

Вопросы детям:

(5 б )1.Как называются животные, которые живут в лесу?

( В наших лесах живут дикие животные.)

(10)2.Как называются животные, которые едят только растения?

(Таких животных мы называем травоядными)

(15)3.Как называются животные, которые едят мясо?

(Их мы называем хищниками)

(20)4.Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?

(Животные из теплых стран в наших лесах жить не могут. Им холодно, нет привычной пищи.)

(25)5.Что случится, если волк и лиса не будут есть зайцев?

( Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву. Больные зайцы могут распространять болезни, а волки и лисы являются санитарами, так как охотятся только за больными животными.)

Вторая номинация  «Волга».

(5)1.Назовите самую большую реку в Европе. (Волга - более 3500 км)

(10)2.Можно ли пить воду из Волги? Почему?

(15)3.Откуда берёт начало и куда впадает Волга?  (Берёт начало на Валдайской возвышенности - ключ находится у деревни Волго-Верховье в Тверской области, впадает в Каспийское море)

(20)4.Сколько притоков у Волги?

(200 притоков, самые большие – Ока и Кама.)

(25)5.Назовите не менее 5 городов на Волге.

(Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Куйбышев, Саратов, Волгоград, Астрахань)

Третья номинация «Красная книга».

(5)1.  Снимем мы среди болота

     Замечательное фото.

     Очень яркая картинка –

      Распустилась здесь … ( Кувшинка)

(10)2.Владыка Арктики. (Белый медведь)

(15)3. Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. (Лебедь)

(20)4. Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. (Фламинго)

(25)5. Появились бубенчики – белые горошки.

Распустились колокольчики на зелёной ножке. (Ландыш)

1. Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой;

И шепчут мне материки: «Ты сбереги нас, сбереги!»

2. Грустит глубокая река, свои теряя берега,

И слышу голос я реки: «Ты сбереги нас, сбереги!»

3. Остановил олень свой бег,

Будь человеком, человек! В тебя мы верим – не солги:

«Ты сбереги нас, сбереги!»

4. Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру: «Я сберегу вас, сберегу!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы экологического воспитания школьников в работе творческого объединения "Юные друзья природы"

Многообразие экологического воспитания, развитие эстетического отношения к природе....

Педагогический проект экологического направления «Юные друзья природы»

Цель проектаСоздание широких возможностей для развития экологической культуры учащихсяЗадачи проекта- участие в охране окружающей среды- изучение и преумножение природных богатств города- повыше...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»...

«Юные друзья природы»

                                               Пояснительная записка...

Юные друзья природы

1.    Есть просто храм,Есть храм науки,А есть ещё природы храм-С лесами, тянущими руки,Навстречу солнцу и ветрам.      2.Он свят в любое время суток,...

Педагогический проект экологического направления «Юные друзья природы»

Современный этап развития общества ставит перед школой неотложные задачи – обучать и воспитывать ребенка, способствовать подготовке к реальной жизни, формировать сознательного гражданина. С этой целью...

Педагогический проект экологического направления «Юные друзья природы»

   Современный этап развития общества ставит перед школой неотложные задачи – обучать и воспитывать ребенка, способствовать подготовке к реальной жизни, формировать сознательного граж...