родительское собрание "Наказание.Кнут или пряник"
методическая разработка по теме

Мокроусова Наталья Ивановна

материал для проведения родительского собрания в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание  «Наказание . Кнут или пряник?»

Цель: расширение представлений родителей о влиянии различных поощрений и наказаний на детей и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения.

Оборудование: листы бумаги, ручки по числу участников собрания.

                                                             Ход собрания

Здравствуйте, уважаемые родители.

Я вам очень признательна, что вы нашли время прийти сегодня и поговорить о проблемах, которые нас с вами волнуют.

Тема нашего общения сегодня «Наказание . Кнут или пряник?»

В начале нашей беседы я хотела бы узнать ваше мнение по поводу вашего стиля воспитания своего ребёнка.  Слайд

- Посмотрим, изменится ли ваше мнение к конце нашей беседы.

Каждого из нас беспокоит, если ребенок не слушается. Такое общение заканчивается скандалом, за скандалом следует наказание, за наказанием - взаимные обиды и потеря доверия. Эти проблемы растут, как снежный ком: родители кричат, и ребенок перестает слушать спокойную речь, родители жестоко наказывают, ребенок учится врать и изворачиваться.

Сегодня мы поговорим о различных способах воздействия на детей, которые помогут изменить поведение детей. Но прежде следует разобраться в причинах непослушания детей.

Основная часть

Предлагаю обсудить некоторые ситуации.  ( распечатать)

Ситуация 1. У вас важный телефонный звонок и вы сосредоточены на разговоре. Ваш ребенок пристает к вам с просьбами и вопросами: где лежат его карандаши и краски, куда можно налить воды для рисования, хорошо ли получилось, что поправить и т.д.

Вы время от времени отвечаете ему, но все это мешает телефонному разговору.

Вопросы:

  • Что чувствует взрослый в этот момент?
  • Какая реакция у взрослого может быть?
  • Что ребенок хочет сказать взрослому своим поведением?
  • Как поступит эффективный родитель.

Ситуация 2. Ребенок смотрит телефильм, хотя уже поздно и ему пора спать.

  • Вы говорите ему: «Выключай телевизор, уже поздно!».
  • Ребенок в ответ: «Я досмотрю фильм, осталось немного».
  • Вы настаиваете: «Тебе пора спать - выключай!».
  • Ребенок: «Выключу через 15 минут».
  • Вы начинаете злиться: «Выключай сейчас же, я сказала!; немедленно в постель!»
  • Ребенок выходит из комнаты, демонстративно хлопая дверью.

Вопросы:

  • Почему ребенок так упорствует?
  • Почему оттягивает момент подчинения требованиям взрослого?
  • Как поступить в таком случае?

Давайте попытаемся проанализировать некоторые реальные ситуации (они записаны на аудиокассету и воспроизводятся):

       «Мама видит, что её семилетний ребёнок балуется с чашкой, наполненной молоком. Но мама не обращает на это внимания, Продолжая заниматься своими делами. Потом она всё же приказывает ребёнку: «Хватит баловаться!», а сама отворачивается, даже не убедившись в том, послушался ли он её. Следующее, что она замечает, - это то, что молоко уже разлито. Результат: мать наказывает сына».

        «Мама размашисто даёт ребёнку подзатыльник, когда видит, что он залезает на крыло автомобиля. Но через две минуты она видит, что он делает то же самое, но она уже никак не реагирует, так как разговаривает с приятельницей, которой говорит: «Видишь, я никак не могу с ним справиться». Причём ребёнок слышит слова матери».

-Каковы же воспитательные ошибки в рассмотренных ситуациях.

(Родители не удосуживаются быть последовательными  в своих  требованиях и доводить их до конца._

- Как Вы думаете, почему ребенок может не слушаться? (ответы родителей).

  •          2. Обсуждение вопросов с родителями.
  • Для обсуждения поочерёдно предлагается ряд вопросов. Родители высказывают свои предположения, учитель фиксирует все варианты на доске.
  • 1). Почему дети плохо себя ведут?  (Варианты ответов: хотят привлечь внимание, им скучно, хотят разозлить взрослых и т.д.)
  • 2). Когда, в каких случаях, и при каких обстоятельствах плохое поведение ребят достигает наибольшей активности?  (Варианты ответов: при посторонних, на улице, в гостях, в школе, когда приходят в гости сверстники и т.д.) Вывод: плохое поведение демонстрируется, когда есть зрители.
  • 3). Что вы при этом чувствуете?  (Варианты ответов: злость, обиду, гнев, ярость и т.д.)
  • 4). Какие действия вы совершаете, или хотите совершить, когда вам не нравится поведение вашего ребёнка?  (Варианты ответов: хочется убежать, ударить, закричать, замкнуться, уйти, обидеться, отомстить, наказать и т.д.)
  • 5). Что в идеале мы должны делать в данной ситуации?  (Варианты ответов: успокоиться, проанализировать, почему так происходит, кто в этом виноват, что делать дальше.)

Психологами выделено 4 основные причины непослушания детей.

 слайд:

  1. Ребенку не хватает внимания.
  2. Ребенок самоутверждается (отстаивает самостоятельность или протестует против опеки)
  3. Ребенок мстит (например, за не выполненное обещание или за наказание)
  4. Ребенок не верит в себя (поведение подтверждает сложившееся о нем мнение - ничего не может и тд.)

Поэтому часто, чтобы изменить нежелательное поведение ребенка достаточно выяснись и устранить ее причину. Но бывают и другие случаи. Сейчас мы проведем маленькое соревнование, на листах напишите способы, помогающих изменить поведение ребенка. (родители пишут) 

Кто сколько написал? (ответы).

 На какие две группы можно их разделить? (Способы поощрения и способы наказания).

Посчитайте каких способов у вас больше.

 Назовите самые действенные на ваш взгляд (ответы). На самом деле их безграничное множество.

                                 Слайд

Что на Ваш взгляд эффективнее поощрения или наказания? (ответы) 

Но не каждое поощрение будет эффективно. Есть несколько секретов. Как Вы думаете, при каких условиях результат будет достигнут быстрее?

Ведущий добавляет не озвученные варианты.  Слайд

  Поощрение должно быть неожиданно и заслуженно (если ребенок знает, что все равно получит награду, то эффективность снижается)

  Выполняйте обещанное или ребенок перестанет вам верить

  Чем разнообразнее поощрения, тем они действеннее

А как вы считаете физические наказания можно использовать в воспитании?

- Бить детей очень вредно как по медицинским показателям, так и с точки зрения психологии и педагогики.

По голове- это просто преступление, вряд ли кто-то из бьющих родителей не желает видеть свое чадо умным.

По рукам медики категорически бить запрещают, так как здесь много нервных окончаний, связанных с самыми различными органами.

Удар по лицу- унизителен, он никогда не забывается и никогда не будет прощен.

Физическое наказание притупляет все лучшие качества в детях, способствует развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждает злобу и ненависть к старшим

А физические наказания:   слайд

  говорят о бессилии родителей

  портят взаимоотношения с детьми.

Для них это жест нелюбви. По статистике после физического воздействия дети продолжают безобразничать, но исподтишка.

Закройте глаза. Вернитесь в детство и вспомните ситуацию, когда вас наказали. Обратите внимание на ваши чувства. Что вы чувствуете?( ответы)

Ребенок, которого ударили  слайд:

  Чувствует оскорбление и унижение

  Маленький начинает плакать еще громче

  Появляется неприязнь к обидчикам

  При частом битье ребенок чувствует ненависть к самому себе и окружающим

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок испытывал подобные чувства?

                     Слайд - тюльпан

Существует множество других способов заставить ребенка изменить свое поведение в нужную сторону.

Надо помнить, что нет универсальных способов воздействия. Для каждого ребенка нужно искать свои меры. Даже в разных ситуациях по отношению к одному ребенку это могут и должны быть разные меры. Если все-таки без наказания не обойтись, то что,какие правила мы должны помнить ?

Наказывая ребенка, помните:  слайд

  Наказание должно быть значимым для ребенка (если он не хотел идти в гости и остался дома – это не наказание)

  справедливым (по мере тяжести проступка)

  Наказание и поступок ложны быть максимально сближены во времени (неэффективно наказывать за вазу, разбитую 2 месяца назад, или запрещать запланированную через месяц поездку).

  Последовательны по отношению к одним и тем же проступкам ( нельзя один раз рассмеяться, а другой наказать – это запутает ребенка)

  Наказывайте за поступок, а не потому что У Вас плохое настроение.

  Ведите разговор о проступке наедине с ребенком

  Не используйте местоимение Я. (не «я запрещаю смотреть», а «на сегодня мультфильмы отменяются»)

Т.е. с наказаниями нужно быть очень осторожным, чтобы не ранить ребенка.

Чтобы лучше в этом разобраться, давайте потренируемся в определении чувств, которые вызывают у ребенка наши наказания и поощрения.

- Я называю способ воздействия, а вы называете чувства, которые возникнут при этом у ребенка.

1.Пристыжение
Я никому ничего не должен, мне кажется, что я плохой, родители мне не доверяют

2.Ласка
Я любим, мне приятно, сделаю все, чтобы испытать это еще

3.Поучения и нотации
Ну и что, ничего не хочу слушать

4.Приказ
Мои чувства не важны, мне не доверяют, я обижаюсь, злюсь и буду сопротивляться

5.Угроза
Я боюсь, покоряюсь. Я проявляю враждебность к вам, ведь вы меня не уважаете. А еще хочу проверить: выполните ли вы свои угрозы или нет.

6.Проявление доверия и уважения

Мне доверяют как взрослому, приятно чувствовать себя большим

7.Критика, насмешка
Меня не любят, я плохой, в следующий раз лучше не скажу

А теперь попробуем определить, к какому типу воздействия относятся фразы: (Родители продолжают передавать предмет) 

  Перестань крутиться вокруг меня Приказ, команда 

  Ты должен всегда уважать старших, а ты ... как ты мог Пристыжение 

  Немедленно иди домой Приказ 

  Какой ты сегодня молодец Похвала 

  Посмотри на себя - какой небрежный вид Критика, пристыжение 

  Ты лентяй Обзывание, насмешка 

- Давйте обсудим несколько ситуаций и найдём оптимальное решение

  Ситуация 1. Взрослый в гостях разбивает вазу (к счастью, ничего, купим новую ... ).

  Ситуация 2. Ребенок разбил вазу. (возможные варианты - крик, поставить в угол, объяснение своих чувств ... )

Какой вывод можно сделать? ( Со взрослым мы сдержанней).

- Что можно порекомендовать родителям?
Рекомендация: «Представляйте себя или взрослого на месте ребенка, прежде чем начать разговор о проступке»

Итог   слайд

Но нельзя злоупотреблять не только наказанием, но и поощрением. Незаслуженное поощрение, захваливание ребенка приносит вред общему делу воспитания. Оно развивает у ребенка самодовольство, тщеславие, зазнайство. Поощрять надо в меру, чтобы поощрение действительно выполняло функцию стимула, чтобы у ребенка появилось желание еще лучше учиться, исправить свое поведение в чем-то.

 

Советы специалистов   слайд

  1. Решение собрания Не спешите наказывать. Горячность- плохая помощница воспитателя.
  2. Избегайте оскорбительных фраз, унижающих ребёнка,  это не усиливает вашу позицию, но демонстрирует ваше бессилие. Любите своего ребёнка, ибо родительская любовь решает много проблем.

Рефлексия   Слайд

И в заключении нашего диалога о воспитании детей мне хотелось бы вручить вам ПАМЯТКИ, которые помогут вам выйти из ситуаций, когда кажется, что нужно применить наказание.

Памятка родителям

« Поощрение и наказание детей в семье»

  1. Прислушайтесь к своему ребенку. Вникните в его проблему. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.
  2. Принимайте решение совместно с ребенком, а также давайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам.
  3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.
  4. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
  5. Требуя от ребенка чего-либо, давайте ему четкие и ясные указания.
  6. Не возмущайтесь, если ребенок, может быть, чего- то не понял или забыл. Без раздражения, терпеливо разъясните ему суть своих требований еще раз. Ребенок нуждается в повторении.
  7. Не предъявляйте ребенку непосильных требований.
  8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
  9. Подумайте, чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации.
  10. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку. Поощряйте его жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  11. Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехам ребенка.
  12. Учите ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему.
  13.  Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
  14. Учите ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь, ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

Удачи вам, дорогие родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: Кнут или пряник

В данной работе подобран материал для помощи учителю в проведении родительского собрания по данной теме...

Наше путешествие к прянику

http://kalach-gimnazia.narod.ru/sites/bloshicina/istoria.htmИстория пряника        Пряник со времени своего появления прошел очень длинный путь. Его возникнове...

презентация к родительскому собранию "Наказание.Кнут или пряник"

материал для проведения родительского собрания...

Родительское собрание "Поощрение или наказание? Кнут или пряник?"

                           Наше  будущее  - это наши дети. И мы, педагоги, заинтересованы, чтобы они прочно усваи...

Что лучше - кнут или пряник? (о стилях родительского воспитания)

Занятие для родителей «Мастерская воспитания»Тема занятия: Что лучше - кнут или пряник? (о стилях родительского воспитания)...

Родительское собрание "Кнутом или пряником?"

Среди всего многообразия вопросов, которые ставит перед нами воспитание наших детей, пожалуй, самый спорный - это вопрос наказания.Конечно, воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Еще  В.А. Сух...