"Создание условий для раскрытия способностей учащихся начальных классов"
статья (1 класс) по теме

Билявская Наталья Витальевна

Обобщён опыт работы с одарёнными детьми: проблемы одарённых детей, принципы работы с одарёнными детьми. Показана система воспитательной работы с оддарёнными детьми, результаты работы. Считаю, что каждый ребёнок одарён какими - либо способностями, однако по -  настоящему одарённых детей - единицы. Вовлечение родителей в систему воспитательной работы по развитию способностей младших школьников позволило добиться высоких результатов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_usl_odaryonnye_deti_region_konf.doc233 КБ

Предварительный просмотр:

Региональная конференция

«Одарённый ребёнок: проблемы и перспективы его развития»

"Создание условий для раскрытия способностей

учащихся начальных классов"

Из опыта работы

Билявской Натальи Витальевны -

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

г. Лахденпохья

Республики Карелия

2011 год

Нельзя кого-либо изменить,

 передавая ему готовый опыт.

 Можно лишь создать атмосферу,

 способствующую развитию человека

К.Роджерс

Ι. Актуальность проблемы:

Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

В образовательной инициативе «Наша новая школа» Президентом РФ Дмитрием Медведевым ставится задача: «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». 

Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. При этом существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.

Считаю необходимым проводить индивидуальную работу с одарёнными детьми, развивая те качества личности и способности, которые наиболее выражены у данного ученика. Поддерживаю их стремление принимать участие в конкурсах, концертах, конференциях, олимпиадах.

II. Цели и задачи работы с одаренными детьми:

1. Выявление одарённых детей.

2. Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе.

Задачи:

- знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;

- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.

IΙI. Теоретическое обоснование:

Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одарённая личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере общения (лидерство).

Одарённость может проявляться:

- как одарённость явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одарённость. Психологи утверждают, что число таких явно одарённых детей составляет примерно 1 – 3% от общего числа детей;

 - как одарённость возрастная, т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом, по истечении нескольких лет эта одарённость куда-то исчезает;

 - как одарённость скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Портрет одарённого ребёнка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.

 2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

 3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

 4. Склонен к рискованным действиям.

 5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

 6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

 7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

 8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.

 9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

 10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Проблемы одаренных детей.

Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы

1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны таким образом конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

         Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняю Стремление к совершенству проявляется рано.

2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

IV. Принципы работы с одаренными детьми:

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

V. Стратегия работы с одаренными детьми:

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.

Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.

                                                                                                                                                                                      Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

VI. Условия успешной работы с одаренными учащимися:

1. Осознание важности этой работы и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

2. Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

3. Учитель должен быть:

- увлечен своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

- знатоком во всех областях человеческой жизни.

VII. Направления, формы и методы работы с одаренными детьми:

В связи с тем, что потребности и возможности одаренных младших школьников весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам и планам.

В качестве основных направлений работы с одаренными детьми выделяю:

 а) систему преемственных связей среды и методов развития детей при переходе в школу из дошкольного учреждения;

 б) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в начальной школе;

 в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.

VIII.Этапы работы над проблемой:

Вся работа условно включает четыре этапа.

1. Организационный этап:

Главная задача на этом этапе – изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов. Познакомилась с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

 Рассмотрела взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорда и др.

 Одарённых детей условно делю на 4 группы (по Б.М. Теплову):

 - дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

 -дети с высоким уровнем творческих способностей

- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми;

- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

 Изучила модели новых концептуальных решений таких исследователей, как Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина.

2. Этап предварительного поиска:

Основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке, поступающем в 1 класс. В моём варианте эта информация собирается из пяти основных источников – это психолог, воспитатели, родители, врачи и сами дети. В практике - посещение занятий в детском саду, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с воспитателями.

С этой целью для родителей на первых порах используются методики: "карта одаренности", "интеллектуальный портрет" и др.

 Подробно изучаю медицинские карты с заключениями врачей.

 К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников. В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это, прежде всего, тесты  Д. Векслера,  Дж. Равена для оценки творческого мышления – адаптированные варианты "краткого теста творческого мышления (фигурная форма)" Е.П. Торранса, методики Дж. Гилфорда, а также методики выявления уровня психо-социального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности. Изучается сфера физического развития ребенка. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу.

 Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.

3. Этап оценочно-коррекционный:

 Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

 Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

 Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности.  

Начиная со второго полугодия, проводятся классные олимпиады по математике и естествознанию, в апреле – школьные.

В 1, 2 классах, в рамках школьного компонента реализую программу факультативного курса «Математика и конструирование» Волкова. В 3, 4 классах – «Информатика в играх и задачах» Горячева.  Данные УМК содержат комплекс упражнений, заданий, направленный не только на развитие познавательных процессов, но и на личностное развитие, захватывающее ценностные, эмоциональные, мотивационные аспекты.

 В тесном сотрудничестве с педагогами дополнительного образования участвую в реализации общешкольной программы «Одарённые дети».

Занятость в детских объединениях  учреждений  дополнительного образования.

Всего       учащихся

в классе

занимаются   в кружках, секциях

Детская   музыкальная               школа

Детская   художествен -                      ная    школа

Детская    юношеская спортивная      школа

Центральный Дом                детского творчества

Фольклорный кружок             (школа)

Танцевальный кружок                      (школа)

С 2009 г.

Районный Дом                     культуры

2008 – 09 уч.г.

1 класс

25

24

1

12

8

16

1

2009 – 2010уч.г

2 класс

25

24

1

17

19

16

6

2

2010 – 2011уч.г

3 класс

24

22

1

2

3  + 10

20

8

1

96% учеников класса занимаются в учреждениях дополнительного образования. 70% учащихся имеют устойчивые интересы в выборе кружков и секций.  

Некоторые  учащиеся  занимаются  в  2-3  объединениях, что способствует  развитию творческих способностей.

Тесно сотрудничаем с ЦДТ. Руководители кружков ЦДТ знакомят в музее с бытом русских крестьян, учат делать куклы – обереги, знакомят с бисероплетением. 4 учеников класса занимаются в кружке «Улыбка», где учатся игре на металлофонах, синтезаторе (руководитель Рудая Т.К.).  Соловьёва В.,  Гуйгова Н. занимаются в кружке «Вокал» (рук. Жуковская В.А.). Соловьёва Валерия получила Диплом I степени Международного фестиваля – конкурса детского и юношеского творчества «Салют талантов» в Варшаве.

Посещение спортивных секций

Лыжная (ДЮСШ)

Спортивный час в ГПД      (2 р в  неделю)

         Клуб «Витязь»

1 класс (2008 – 2009 уч. г.)

12

17

-

2 класс (2009 – 2010 уч. г.)

17

20

-

3 класс (2010 – 2011 уч. г.)

3

Не проводится

10

В 3 классе снизилось количество ребят, занимающихся в спортивных секциях, т.к. не все учащиеся смогли самостоятельно посещать клуб «Витязь», а спортивный час в ГПД не проводился. Однако ребята стали заниматься спортом осмысленно, по желанию, добиваясь хороших спортивных результатов. Голопяткин А. (тренер Рябкова Г.С.) занял I место во Всероссийском Дне бега «Кроссе наций»,  в кроссе «Золотая осень». Команда класса заняла III место в кроссе «Золотая осень». Команда мальчиков заняла I – II место в соревнованиях по пионерболу, команда девочек – III место. Команда класса заняла II место в военно – спортивной игре «Зарница» в параллели третьих классов. При подготовке к «Зарнице»  ребята узнали о великих полководцах России, готовились к смотру строя и песни, учились перевязывать «раненого». Эти умения обязательно пригодятся им в будущей жизни.

Посещая музыкальную и художественные школы, ЦДТ, ДЮСШ, учащиеся приобретают дополнительные навыки. Эти навыки позволяют детям быть успешными в учебной, учебно-исследовательской и творческой деятельности.

 Имею опыт проведения внеурочных интеллектуальных мероприятий. В рамках предметных недель  Это особая форма интеллектуальной, творческой деятельности, благодаря которой формируется положительная мотивация к учению, создаются условия для углубленного изучения научных дисциплин.

Участие в познавательной деятельности

  Развитие познавательного интереса учащихся поддерживаю во внеурочное время. Ставлю основной целью внеурочной деятельности школьников по учебным предметам, осуществляемой с помощью развивающих и исследовательских технологий:  развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников.  

Занятия учащихся внеурочной деятельностью по предметам позволили им применить полученные универсальные учебные действия на практике (Всероссийские конкурсы «Русский медвежонок», «Кенгуру»), получив хорошие результаты.  Большая внеклассная работа проводится по окружающему миру. Принимали участие в республиканском (заочном) конкурсе «Зелёный конверт – 2010», в региональном конкурсе рисунков «Земля моей мечты», в номинации поделок из бросового материала Дней защиты от экологической опасности по РК (Детское экологическое движение «Зелёная планета»), региональном фотоконкурсе «Мы – жители планеты Земля» в рамках экологической акции «Марш Парков - Дни Земли 2010», конкурсе «Дети воздуха – вестники радости» II этапа проекта «Ладога – Байкал» (Благотворительный фонд «Куркиёки»).

Сотрудничаю со школьной и районной библиотеками. Ежегодно в классе совместно со школьным библиотекарем Л.В. Злобиной проводится конкурс «Суперчитатель». Его победителяем стала в 2010 - 11 гг. Душкевич А.

С целью расширения кругозора учащихся, получения дополнительных сведений об истории и экономике своего края организую различные экскурсии  и поездки в Санкт – Петербург: в октябре – дельфинарий,  мае – спектакль «Остров сокровищ» (ТЮЗ).

В проектно - исследовательскую деятельность включены все учащиеся класса. В 2011 г. работали над проектом «Служебные собаки». Совместно с родителями  была организована встреча учащихся класса с сотрудниками кинологического отдела (г. Сортавала) Карельской таможни.  Кинологи провели показательные выступления служебных собак. Такие занятия способствуют воспитанию у учащихся любви к животным, формированию здорового образа жизни, являются хорошей профориентационной работой.

В 2010 г. опубликован информационный проект «Птицы – лучшие летуны» Пархоменко В. на  Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»  (Секция «Биология»). Вероника награждена Дипломом. В  2011 г. опубликован информационный проект «Динозавры»  Душкевич А. на  Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»  (Секция «Биология»).  Коллективный реферат «Лук от семи недуг» опубликован на НУМИ.РУ   http://numi.ru/docs/11186 

В 2010 в районном конкурсе юных поэтов «Мир поэзии» – Душкевич А. получила Диплом I степени за стихи, посвящённые Году учителя, Петрунькин А. – поощрительный приз. Ежегодно принимаем участие в школьной Выставке «Юннат» (2011 – 16 ч), лучшие работы отправлены на  районную выставку в ЦДТ.

За  участие в республиканском (заочном) конкурсе «Зелёный конверт – 2010» 36% учащихся получили Свидетельства участников. В  региональном фотоконкурсе «Мы – жители планеты Земля» в рамках экологической акции «Марш Парков - Дни Земли 2010» Душкевич А. получила Диплом I степени, Благодарственные письма от ФГУ «Национальный «Водлозерский парк» получили  8 ч. В конкурсе «Дети воздуха – вестники радости» II этапа проекта «Ладога – Байкал» (Благотворительный фонд «Куркиёки») – Дипломами награждены 40% учащихся. В региональном конкурсе рисунков «Земля моей мечты», в номинации поделок из бросового материала Дней защиты от экологической опасности по РК (Детское экологическое движение «Зелёная планета») получили Свидетельства  32% учащихся.

Результаты  внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету:

Показатель

2009-2010

2010 - 2011

2011 - 2012

Доля обучающихся участников Всероссийской олимпиады школьников

- муниципального этапа

- регионального этапа

-федерального этапа

муниципального этапа:

Олимпиада по окружающему миру – 100%

федерального этапа:

Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению – 30 %

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике – 30 %

федерального этапа:

Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку – 44%

Всероссийская олимпиада по русскому языку «Олимпус» -96%

Всероссийская олимпиада по математике «Олимпус» -96%

Всероссийская дистанционная олимпиада по английскому языку «Олимпус» - 44%

Доля обучающихся (от общего числа обучающихся по преподаваемому предмету у данного учителя) – участников конкурсов по учебным предметам, научно-исследовательских конференций, интеллектуальных марафонов, смотров, выставок, спортивных соревнований

- муниципального этапа

- регионального этапа

-федерального этапа

муниципального этапа:

Районная выставка «Юннат – 2009» - 44%

Районная конференция «Шаг в будущее» (секция «Юниор») -16%

регионального этапа:

Республиканский (заочный) конкурс «Зелёный конверт – 2010» - 36%                                 Региональный фотоконкурс «Мы – жители планеты Земля» в рамках экологической акции «Марш Парков - Дни Земли 2010» -         36%

федерального этапа:

«Русский медвежонок» - 79%

Международный математический конкурс  «Кенгуру» - 79%

«Золотое руно» - 48%

«Зимние интеллектуальные игры» - 16%

  конкурс «Дети воздуха – вестники радости» II этап проекта «Ладога – Байкал» (Благотворительный фонд «Куркиёки») – 10 (40%)                        

муниципального этапа:

Районная выставка «Юннат – 2010» - 26%

регионального этапа: конкурс «Человек и природа» - 56%

федерального этапа:

Всероссийский Интернет – конкурс «Через тернии к звёздам» на МИНОБР.ОРГ – 8 %

Всероссийский Интернет -  конкурс «Лучший ученик 2011» на МИНОБР.ОРГ – 4 %

 «Русский медвежонок» - 75 %

Международный математический конкурс  «Кенгуру» - 70 %

«Золотое руно» - 43%

«Британский бульдог – IV» - 16%

«Зимние интеллектуальные игры» - 57 %

Всероссийская игра –конкурс «Инфознайка – 2011» - 35 %

конкурс «Рыбы Ладоги - Байкала» III этап проекта «Ладога – Байкал» (Благотворительный фонд «Куркиёки») –  60 %                      

«Русский медвежонок» - 76%

 «Золотое руно» - 60 %

«Британский бульдог – IV» - 24 %

«Зимние интеллектуальные игры» - 40 %

Количество призеров всероссийской олимпиады школьников

- муниципального этапа

- регионального этапа

-федерального этапа

муниципального этапа:

Олимпиада по окружающему миру – 52 %

федерального этапа:Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению – 8 %

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике – 30 %

федерального этапа:

Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку – 28 %

Количество победителей и призеров по п.2)

- муниципального этапа

- регионального этапа

-федерального этапа

федерального этапа                             «Русский медвежонок» - 2

Международный математический конкурс  «Кенгуру» - 2

«Золотое руно» - 3

«Зимние интеллектуальные игры» - 3

Региональный фотоконкурс «Мы – жители планеты Земля» в рамках экологической акции «Марш Парков - Дни Земли 2010» - 1

муниципального этапа: Районная выставка «Юннат – 2009» - 1

муниципального этапа:

Районная выставка «Юннат – 2010» - 4 %

«Русский медвежонок» - 4 %

Международный математический конкурс  «Кенгуру» - 4 %

«Золотое руно» - 4%

«Зимние интеллектуальные игры» - 13 %

федерального этапа:

Всероссийский Интернет – конкурс «Через тернии к звёздам» на МИНОБР.ОРГ – 8 %

«Русский медвежонок» - 4 %

«Зимние интеллектуальные игры» - 13 %

Всероссийская игра –конкурс «Инфознайка – 2011» - 13 %

В 2011г. победителями школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (89 обучающихся 3 класса) по окружающему миру  стали:  I место – Мищенкова Г., Пархоменко В., Бритвин В., II место – Душкевич А.  В 2011 г. Бакаева Э. получила Диплом III степени в XX Районной выставке  декоративно – прикладного творчества.  В марте 2011 года Душкевич Александра приняла участие во Всероссийском Конкурсе «Лучший ученик 2011». В марте 2011 года Петрунькин Артур http://www.minobr.org/index.php/2009-12-17-19-42-45.html и Душкевич Александра http://www.minobr.org/index.php/2009-12-17-19-42-45.html приняли участие во Всероссийском конкурсе «Через тернии к звёздам», посвящённом 50 – летию полёта Ю.А.Гагарина в космос, на Интернет – портале МИНОБР.ОРГ.  За успехи в учебной и  внеурочной деятельности фотография Соловьёвой Валерии помещена на Международной детской Доске Почёта на НУМИ.РУ: http://glory.znv.ru/94

Участие во Всероссийском конкурсе по русскому языку  «Русский медвежонок»

Год

Количество участников

Призовые места

Баллы

Место в районе

Регион

2009

2 класс

22

Душкевич А.

92

I

V

Соловьёва В.

85

II

18

Коркуть К.

75

IV

52

2010

3 класс

18

Косарева Е.

93

I

18

Душкевич А.

90

II

22

Козлова И.

83

V

56

Участие в международном математическом конкурсе  «Кенгуру»

Год

Количество участников

Призовые места

Баллы

Место в районе

Регион

2010               2 класс

22

Хянникяйнен Д.

56

II

33

Душкевич А.

55

III

35

Соловьёва В.

42

V

131

2011

3 класс

16

Пархоменко Вероника

60

I

52

Захаров Марк

46

V

308

Душкевич Александра

46

V

308

Участие в конкурсе  «Золотое руно»                                                      

Год

Количество участников

Призовые места

Баллы

Место в школе

Место в районе

Место в регионе

2010

2 класс

12

Комиссаров Д.

I44

I

I

12

Соловьёва В.

141

II

II

29

Мищенкова Г.

138

III

III

47

2011

3 класс

11

Комиссаров Д.

144

I

III

94

Косарева Е.

141

II

VI

156

Гуйгова А.

141

II

VI

156

«Зимние интеллектуальные игры»

Год

Количество участников

Призовые места

Баллы

Место в районе

Место в регионе

2010

2 класс

4

Соловьёва В.

56,1

I

V

Душкевич А.

53,7

II

VII

Косарева Е.

52

III

VIII

Захаров Н.

50,4

IV

X

        2011

3 класс

13

Джанков А.

67,3

I

I

Захаров Н.

61,5

II

II

Душкевич А

58,1

III

III

                                                         

Всероссийская игра – конкурс «Инфознайка – 2011»

Год

Количество участников

Призовые места

Баллы

Место в школе

Место в районе

Место в регионе

2011

3 класс

8

Бритвин В.

530

II

II

IV

Захаров Н.

530

II

II

IV

Гуйгова А.

520

III

III

V

год

муниципальный

региональный

российский

международный

2008 – 2009    1 класс

13

18

2009 – 2010     2 класс

15

12

22

22

2010 – 2011    3 класс

14

13

20

19

Количество участников конкурсов, соревнований.

Диаграмма наглядно показывает, что число участников школьного, муниципального, регионального,  международного этапа конкурсов, соревнований, выставок, смотров, конференций возрастает.

  Системная и целенаправленная работа по выявлению перспективных и одаренных детей, созданию условий для развития их личностного потенциала приводят к успешной самореализации школьников во внеурочной деятельности.

Лауреаты, дипломанты и участники конкурсов 2009-2011 гг.

Дата

Название конкурса

уровень

Награждены

Результат

2009

Районная выставка «Юннат- 2009» в номинация «Мой чемпион» Козлова И.

муниципальный

Диплом

1 место

2009г

Районная конференция «Шаг в будущее» (секция «Юниор»)  Проект «А нам летать охота!». Соловьёва В., Душкевич А., Косарева Л., Голопяткин А.

муниципальный

грамоты

участники

ноябрь 2009 г

Районный конкурс юных поэтов«Мир поэзии».

Душкевич А., Соловьёва В.,   Фатеева П., Гуйгова Н.

муниципальный

Благодарности

лауреаты

2009

Ансамбль «Улыбка» принимал участие в Неделе Лахденпохского района в Петрозаводске.

региональный

Благодарности

участники

2009 г.

Районный конкурс рисунков по ПДД «Нам не страшно на улице». Получили призовые места: I место – Коркуть Карина, Хянникяйнен Павел, II место – Козлова И, Хянникяйнен Даша.

муниципальный

дипломы

ОГИБДД.

1, 2, 3 места

2009 г.

Интернет - конкурс «Письмо Деду Морозу» (детский портал «Солнышко») Захаров Н. – 41 б

российский

Грамоты

   12 учащихся

2010 г.

Районная библиотека конкурс на лучшую снежинку. Победитель – Бритвин В. В номинации «Снежная фантазия» победил Захаров

муниципальный

Грамоты

Приняло участие 10 ч.

2010г.

«Лыжня России – 2010»

Захаров Н., Бритвин В., Хянникяйнен Д., Лосева Д., Душкевич А.

российский

Грамоты, медали

1,2 места

1, 2, 3 места

2010 г.

Районный конкурс юных поэтов «Мир поэзии». Душкевич А., Петрунькин А., Косарева Е.

муниципальный

Диплом, поощр. приз

1 место

2010 г.

Конкурс рисунков МВД России на тему «Мои родители работают в милиции» Душкевич А.

российский

Благодар

ность

2010 г.

Фотоконкурс «Мы – жители планеты Земля» в рамках экологической акции «Марш парков. Дни Земли»

региональный

Диплом

1 место

2010 г.

Районная выставка «Из поколения в поколение»

БакаеваЭ., Фатеева П.

муниципальный

Грамоты

2010 г.

Всероссийский День бега «Кросс Нации – 2010» Голопяткин А.

российский

Диплом

1 место

2010 г.

Конкурс на лучший «Птичий домик», посвящённый международному Дню птиц

муниципальный

Благодар

ность

1 место

2010 г.

IV районный фестиваль «Творим моду»

муниципальный

Диплом

участник

2010

Конкурс детского рисунка «65 – летие Великой Победы глазами детей» Гусев В.

региональный

Диплом

участник

2011 г.

XX Районная выставка декоративно – прикладного творчества БакаеваЭ

муниципальный

Диплом

3 место

2011

Спортивные соревнования в Финляндии Голопяткин А.

международный

4 место

участник

В проектно - исследовательскую деятельность включены все учащиеся класса. В 2011 г. работали над проектом «Служебные собаки». Совместно с родителями  была организована встреча учащихся класса с сотрудниками кинологического отдела (г. Сортавала) Карельской таможни.  Кинологи провели показательные выступления служебных собак. Такие занятия способствуют воспитанию у учащихся любви к животным, формированию здорового образа жизни, являются хорошей профориентационной работой.

В 2010 г. опубликован информационный проект «Птицы – лучшие летуны» Пархоменко В. на  Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»  (Секция «Биология»). Вероника награждена Дипломом. В  2011 г. опубликован информационный проект «Динозавры»  Душкевич А. на  Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»  (Секция «Биология»).  Коллективный реферат «Лук от семи недуг» опубликован на НУМИ.РУ   http://numi.ru/docs/11186 

 Начиная со 2 класса, дети принимают активное участие в школьных и муниципальных научно-практических конференциях. В данном виде работы заинтересованы родители.

Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке рефератов в Интернете.

Стараюсь вовлекать родителей в работу с детскими Интернет – изданиями:

  • детский портал «Солнышко»
  • Новые дети
  • Сказочное образование.

 Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.

 В работе с одарёнными детьми использую следующие формы:

творческие мастерские;

 -предметные недели;

 -олимпиады (разных уровней)

 -факультативы («Основы математической логики», «Интеллектуальные игры»)

 -кружки (изобразительный, хореографический, моделирование, краеведческий, вокальный)

 -конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные)

 -фестиваль наук; интеллектуальные ринги; марафон знаний;

-родительские недели;

 -родительские всеобучи;

 -работа по индивидуальным планам.

4.Этап заключительного отбора:

Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.

 Учителя-предметники посещают уроки, классные часы с целью наблюдения и отслеживания способностей детей. Отчёт по работе с одарёнными детьми заслушивается на педагогическом консилиуме 5 классов. Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды в разных направлениях.

 Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.

Работа с семьёй:

1.       Оценка и самооценка потенциальных возможностей семей одаренных учащихся.

2.       Психолого-педагогический лекторий «Становление и развитие творческой личности в семье»:

А) программа лектория:

-          роль семьи в формировании личности одаренного ребенка;

-          что надо знать о своем ребенке;

-          как любить ребенка;

-          наше общение в семье;

-          искусство быть родителем;

-          домашний эксперимент: «Какая у нас семья?».

Б) групповые консультации:

-          современная семья: трудности и надежды;

-          воспитательный потенциал семьи;

-          одаренный ребенок в семье и в школе;

В) индивидуальная работа с родителями (по запросам)

3.       Участие в творческих конкурсах вместе с детьми и педагогами.

4.       Родительская конференция: создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье.

Рекомендации родителям:

Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.

Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.

Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей

Избегайте сравнивать детей друг с другом.

Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.

Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.

Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.

Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.

Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.

Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем

Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.

Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.

Предполагаемые результаты моей работы:

 · Увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка;

 · Создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одарённости;

 · Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;

 · Количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы, НПК);

 · Качественные показатели по реализации спроса на удовлетворение потребности одаренных детей в средней школе;

 · Создание индивидуальных образовательных программ;

 · Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности;

 · Обобщение результатов работы с одаренными учащимися в школе.

V. Результаты работы

В 2011 году выдвинута на Республиканскую премию «Одарённые дети» Соловьёва Валерия от ЦДТза хорошие успехи в международных, всероссийских, республиканских музыкальных конкурсах. Однако Валерия имеет Дипломы победителя во Всероссийских олимпиадах по предметам. За успехи в учебной и  внеурочной деятельности фотография Соловьёвой Валерии помещена на Международной детской Доске Почёта на НУМИ.РУ: http://glory.znv.ru/94

Душкевич Александра выдвинута на премию мэра «Одарённые дети» (номинация «Умники и умницы»). За отличные успехи в учёбе Душкевич Александра опубликована в Международной Книге Почета отличников на НУМИ.РУ http://book.znv.ru/62

Проблема:

  • Снижается количество одарённых детей при переходе в среднее звено!

Причины:

  • отсутствие у педагогов умения работать с Интернет – ресурсами
  •  отсутствие желания и времени у педагогов
  • отсутствие методических приёмов в работе с одарёнными детьми

Карта одарённого учащегося

1.Фамилия, имя, отчество учащегося: ХХХ

 2.Состав семьи, ее структура: полная, единственный ребёнок в семье.

3. Жилищно-бытовые условия: 2-х комнатная квартира с удобствами.

4. Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.

Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.

5.Культурный уровень семьи: высокий, оба родителя имеют высшее образование.

6.Воспитательный потенциал семьи : высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка как в школе так и дома.

7. Характер ребенка: лидер.

 Качества личности (положительные, отрицательные):

 положительные: веселый, готов помочь другу

отрицательные: высокая самооценка

8. Положение ребенка в коллективе: пользуется  авторитетом

 9.Учебная деятельность: успеваемость:  имеет положительные отметки по всем предмет

мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты

посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины способности к обучению:

хорошие познавательный интерес: высокий

10.Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков

предпочитаемые виды труда: умственный

 участие в трудовых делах: самое активное

12.Получение дополнительного образования: музыкальная школа .

Литература и используемые ресурсы:

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.
  2. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995.- №4.- с.73.
  3. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.
  4. Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.
  5. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.

http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119-conferences-and-reports-on-psychology/670-scientific-theoretical-conference-problems-of-gifted-students

http://kopsch45.narod.ru/p87aa1.html

http://www.odardeti.ru/static.php?mode=forma