Сценарий классного часа "Говорю красиво"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Дергалева Галина Николаевна

Сценарий классного часа "Говорю красиво" для 4 класса, рассчитан на 45 минут.

Цель классного часа - воспитать уважительное отношение к русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_govoryu_krasivo.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа на тему: «Говорю красиво»

Исполнитель: Дергалева Г.Н.,

воспитатель гпд ГБОУ СОШ № 404

Москва 2014


Тема: «Говорю красиво»

Форма занятия: Классный час с элементами игры.

Цели:

  1. Сформировать навыки правильной речи.
  2. Развить умение слушать окружающих людей и собеседников.
  3. Воспитать уважительное отношение к родному языку.

Оборудование:  проектор, слайды по теме, памятка «Правила общения»,  клубок ниток,  карточки со стихами детей.

Структура классного часа:

  1. Вступительное слово
  2. Сообщение темы и цели занятия
  3. Игра «Неиспорченный телефон»
  4.  Игра «Словесная паутинка»
  5. Дети о русской речи
  6. Заключительная часть

Ход занятия

1. Вступительное слово воспитателя

Родной язык – это не только те слова, с помощью которых мы общаемся с окружающими и передаём какую – либо информацию. Это, в первую очередь, тот незримый помощник, который помогает нам познавать окружающий мир, помогает делиться своими чувствами и эмоциями.

Красивая и правильная речь свидетельствует о культуре человека, о его хорошем воспитании. Речь может возвысить человека в глазах окружающих, а может, наоборот, опустить.

2. Сообщение темы и цели занятия

Тема нашего классного часа звучит так: «Говорю красиво».  Мы с вами поговорим о красивой и правильной речи, о том, что делает ее скудной и невыразительной, и о том, как речь обогатить. A также отправимся в «Город Красивой речи» с целью закрепить полученные знания.

Нашу с вами беседу я хочу начать такими  словами: «Берегите наш язык,  наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.»

Ребята, a как вы поняли смысл этих слов? (Ответы детей.)

Наша речь – это великое богатство, способное на многие чудеса. Как только из наших уст вылетают слова, окружающие способны составить о нас представление. С первого слова задаётся и тон общения, и манера, общие впечатления. Безусловно, существуют слова, которые очерняют и оскверняют нашу речь. Ребята, как вы думаете, о чём я? (Ответы детей.)

Очень часто мы слышим сквернословие. Многие считают, что ругаться матом допустимо. Но я хочу убедить вас в том, что это не так. А.С.Макаренко писал: "Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте."

Давайте прочитаем стихотворение Э. Асадова « О скверном и святом»:

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное - Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно.
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и темный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять
Что слово "мат" идет от слова "мать",
Сквернейшее от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите.
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

Как вы думаете, от куда пошло слово «жаргон»? (Ответы детей.) Слово «жаргон» имеет французское происхождение и в переводе означает испорченный язык. Очень часто с помощью жаргона общаются люди, связанные одной профессией или социальным слоем. Данные слова используются в качестве «паролей» для того, что бы определить человека своего круга или кратко изложить мысль. Среди молодёжи жаргоны связаны, как правило, с учёбой. К примеру: «диря» - директор, «степа» - стипендия и т. д. Кроме жаргонов наша речь страдает и от искажения литературного языка. К примеру:

-Почему вы пользуетесь услугами лифта?

-Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив.

- Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клева? (Из разговора рыболовов).

Канцеляриты - слова официально - делового стиля, используемые в повседневной речи. Нельзя вводить в речь слова и обороты канцелярских бумаг, докладов.

Так же засоряют нашу речь лишние слова, словосочетания, предложения или как их ещё называют «слова – паразиты» или «слова – пустышки»: Как его..., ну и значит, и того...,это самое..., это, в общем, так сказать..., ну, это...,видишь ли, видите ли..., э-э-э..., и вообще... Частое повторение этих слов затрудняет общение.

Ученые всего мира считают, что волшебства в нашей жизни не существует. Хотя я с полной уверенностью могу это опровергнуть. Может и не расцветут от них красивые розы в саду, может и дождь не перестанет идти, но зато мир станет светлей от одного их звучания. Вы уже поняли, что я говорю о «волшебных словах». A какие знаете вы? (Ответы детей.) Вы все их прекрасно знаете. А всегда ли вы их употребляете? (Ответы детей.) Пожалуй, это одни из тех слов, которыми перенасыщать свою речь очень-очень сложно, если только не употреблять их одним за другим – это еще одно их волшебное свойство. Никогда не бойтесь подкреплять ими любое обращение к собеседнику. Эти слова всегда и везде уместны, что нельзя сказать о словах паразитах. Они «любимцы» нашей речи, но от них просто необходимо избавиться. Они засоряют нашу речь и очень сильно обедняют ее. Если вы будите использовать такие слова как «типа», «блин», «короче» для связи ваших мыслей, то это очень негативно скажется на оценке окружающих о вас.

3. Игра «Неиспорченный телефон».

Сейчас мы будем играть в игру «Неиспорченный телефон». Задача участников - как можно лучше запомнить информацию и точно передать её следующему.
Передавать информацию будем один на один. Первый участник подойдет ко мне, и я передам информацию ему тихо на ухо. Затем он передаст её следующему участнику, но уже без моей помощи, один на один. Второй участник - третьему и т.д. Запоминать информацию вы можете как хотите, допуская любые способы, кроме письменной записи.
(Первый участник игры подходит, и педагог на ухо передаёт информацию.) Важно соблюдать тишину, не подсказывать и не мешать играющим.
Информация:
«Завуч Марина Петровна сказала, что звонил учитель географии. У неё сын заболел свинкой. Поэтому завтра можно прийти ко второму уроку. А в четверг вместо географии будет русский. На носу конец четверти, нельзя зря терять время. Не забудьте, что 10 марта городской конкурс художественной самодеятельности. От вас номер, но чтобы без фокусов, а то будет как в прошлом году. Смирнов пусть зайдёт к завучу лично».
Вы готовы передать информацию? (Ответ ребёнка.)
В случае положительного ответа пригласите следующего. Если у первого будут вопросы, проясните их. Повторять текст вторично нельзя.
После передачи информации не забывайте спрашивать учащихся, готовы ли они передать её следующему участнику.

Подводим итоги игры. Делаем выводы о необходимости быть внимательным слушателем, a также уметь не только слушать, но и слышать.

4. Игра «Словесная паутинка»

A теперь давайте поиграем в игру «Словесная паутинка». Цель игры сказать друг другу добрые и приятные слова. Вы передаёте друг другу клубок ниток и при передаче говорите доброе, приятное или волшебное слово. В итоге получится паутинка, которая символизирует то, что все мы друг с другом переплетены с помощью слов услышанных и произнесённых. Так давайте же говорить друг другу добрые слова. Начинаем игру.

Дети передают друг другу клубок ниток, говоря приятные слова.

  1. Дети о русской речи  

A сейчас я вам раздам карточки со стихами, которые написали ваши ровесники и старшеклассники. После прочтения мы обсудим и сделаем выводы.

Велик и прекрасен ты, русский язык!
К нему, как и все, я с детства привык.
И где бы ты ни был, в чужой стороне,
Услышать его будешь счастлив вдвойне.
Все братья-славяне нас могут понять,
На нём говорили крестьяне и знать.
Мы чувства и мысли свои выражаем
И с помощью слова других понимаем!

Люблю я русский свой язык,
Он мне на свете всех дороже,
И буду я его ценить,
учить его хочу я тоже.
Могуч, богат язык прекрасный,
Он весь, как ясная заря!
Я никогда жаргоном грязным
его не буду засорять!

О русский язык, ученик я простой -
Меня поражаешь своей красотой.
Учился малыш на тебе говорить –
Теперь научусь я писать и творить.
Ты самый надёжный и преданный друг,
С тобой всё становится ярче вокруг.
Сложней год от года – поблажек не жди…
Но сколько открытий нас ждёт впереди!

Язык наш славный и могучий,
С рожденья знаем мы его.
Язык наш русский – самый лучший,
Роднее нету ничего
Люблю я свой язык родной –
Дружить нам неразлучно,
Не променяю на другой –
Он самый благозвучный.
Бежим мы в школу как всегда,
Учить язык мы будем
И никогда и никогда
Мы правил не забудем!

Беречь должны мы свой язык –
Он нам завещан предками.
Быть чистым должен, как родник,
Но жалко, что нередко мы
Его жаргоном засоряем
И чистоту его теряем.
И вот уж не поёт строка…
И мир нас радостью не встретил…
Храни богатство языка –
И будет мир и добр, и светел!


Русский язык создавался веками,
На нём говорили не только мы с вами.
Он обновлялся и стал современнее-
Но засоряют его поколения.
Самый великий язык и могучий,
Надо учить его больше и лучше.
Только тогда, после долгих стараний,
Волшебная дверь открывается знаний.

Мы пронести должны через века,
Всё то, что нашей гордости основа:
Так сбережём богатство языка
И чистоту божественного слова!
И будем мы язык родной хранить
По зову сердца, а не по приказу -
Поэтом можешь ты, мой друг, не быть,
А вот родной язык беречь обязан!

И так давайте подведём итог. О чём эти стихи? (Ответы детей.) Будете ли вы беречь родной язык? (Ответы детей.)

Перед тем как мы вернёмся из нашего «Города Красивой речи» в наш класс  давайте  заберём с собой такую памятку «Правила общения», составленные российским психологом Л.И. Кочетовым. Сначала прочтем ее все вместе:

  1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться понимать их, видеть жизнь под их углом зрения.
    2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни, решительно обрывайте разговор с посмевшим за глаза осуждать других. Не позволяйте говорить о своих знакомых, которых вы хорошо знаете.
    3. Умейте выслушать людей, не перебивая. Всё, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
    4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка - сигнал доброго отношения между людьми, это - визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживание рассерженного, побуждение к размышлению.
    5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определённую дозу насмешек.
    6. Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

Давайте мы эти правила повесим у нас в классе и всегда будем помнить, придерживаться их.

  1. Заключительная часть

   Всегда ли мы употребляем слово для утверждения добра? «…язык, хотя он и малая часть тела, похвалиться может делами великими. Крохотное пламя может поджечь большой лес. Язык – это пламя, он несет в себе самое большое зло сравнению с другими частями нашего тела. Он оскверняет все тело и сжигает саму жизнь нашу. Человек может приручить и приручал разного рода животных и птиц, пресмыкающихся, но не может укротить язык. Он неуемен, злобен и полон смертельного яда. Из одних и тех же уст исходят благословения и проклятия».

Священное уменье говорить,

Произносить слова и строить фразу!

Как это просто: стоит рот открыть,

И чудо слова возродится сразу.

На этих словах я хочу завершить наше занятие. Берегите родной язык, украшайте своей речью жизнь и мир вокруг вас расцветёт новыми красками, станет ярче и добрее.

Список используемой литературы.

  1. Л.А. Введенская – «Культура речи» 3-е издание, Ростов-на-Дону 2002 г.
  2. Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева – «Русский язык и Культура речи», Ростов-на-Дону 2003 г.
  3. А.А. Данцев, Н.В. Нефедова – «Русский язык и Культура речи», Ростов-на-Дону 2002 г.
  4. Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Саввова – «Русский язык и культура речи», Москва 2005 г.
  5. Корчагина Л.М. Развитие речи и культура общения//Русский язык в школе, 2007. №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа для начальных классов «Знакомимся с гербом и флагом России»

Знакомство младших школьников с историей герба и флага России...

"Друзья Мойдодыра" - сценарий классного часа + презентация по здоровью

                                              Цели:    ...

Сценарий "Классный классный" визитная карточка 2

Сценарий написан для визитной карточки Понаморёвой М.Ю - замечательного человека и талантливого учителя химии....

Сценарий классного часа, посвящённого Дню защитника Отечества, в 1 классе "В этот день пройдёт парад" (классный строевой смотр)

Внеклассное мероприятие направлено на формирование положительного отношения к Вооруженным силам, дисциплинированной, аккуратной личности, на воспитание чувства любви и гордости за Родину....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Классный час "Красивая улыбка - здоровые зубки !"

Разработка классного часа "Красивая улыбка - здоровые зубки!"...

Конспект классного часа «Красива ложь, да от правды не уйдешь» (3 класс)

Цель:формирование знаний у обучающихся о правде и лжи....