Методическая разработка внеклассного занятия во 2 классе по теме "Созвездие коллекций"
методическая разработка (2 класс) по теме

Сацердова Светлана Николаевна

Методическая разработка представляет собой сценарий занятия, завершающего проект "Созвездие коллекций". Цель проекта - пробуждение интереса к самопознанию, воспитание уважительного отношения к увлечениям членов своей семьи, внимания к увлечениям одноклассников. В ходе проекта ученики создают и оформляют собственные коллекции. На занятии происходит презентация коллекций, благодаря чему развивается умение работать в малой группе,  повышается общая речевая культура, совершенствуются навыки публичного выступления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya.docx28.64 КБ
Файл kollektsiya.pptx2.47 МБ

Предварительный просмотр:

Сацердова Светлана Николаевна,

педагог-психолог ГБОУ ЦПМСС

Калининского района Санкт-Петербурга;

Беспалова Галина Николаевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 138,

Санкт-Петербург

Методическая разработка внеклассного занятия по теме «Созвездие коллекций»

для учащихся 2-х классов

Цель: систематизация и обобщение знаний, полученных в ходе реализации творческого проекта «Созвездие коллекций»; создание условий для развития неформальных позитивных отношений между учениками, учителем и родителями учеников.

Задачи:

  1. Воспитательные:
  • Пробуждать интерес к самопознанию;
  • Воспитывать постоянное и пристальное внимание к увлечениям членов своей семьи;
  • Содействовать воспитанию уважительного отношения к увлечениям своих одноклассников.
  1. Обучающие:
  • Способствовать развитию связной речи, повышению общей речевой культуры;
  • Развивать умение работать в малой группе;
  • Совершенствовать навыки публичного выступления.
  1. Развивающие:
  • Расширить представления учащихся о материальных и духовных ценностях;
  • Развивать интерес к культурному опыту семей одноклассников.

Организационно-методические особенности: класс делится на 4 группы (по желанию учащихся). В каждую группу приглашаются 1-2 родителя. Парты сдвигаются таким образом, чтобы в классе получились 4 больших стола, вокруг которых садятся участники. Каждый ученик с помощью учителя, психолога или родителя заранее готовит краткий рассказ о своей коллекции, оформляет его на листе бумаги формата А4. Впоследствии ученики собирают эти листы в книгу.

С помощью родителей в классе оформляется выставка экспонатов из 2-х коллекций – детской и взрослой. Перед занятием хозяева коллекций проводят экскурсию по выставке.

Ведут занятие учитель и психолог.

Оборудование:

  1. Презентация для занятия и оборудование, необходимое для демонстрации презентации.
  2. Толковые словари С.И.Ожегова – по одному на группу.
  3. Конверты с заданиями (по количеству групп).
  4. 2 звезды из картона желтого цвета для каждой группы.
  5. Шариковая ручка у каждого ученика.
  6. Диск с записью спокойной музыки.
  7. Магнитная доска и магниты по количеству звезд.
  8. Табличка с названием темы «Созвездие коллекций».

План занятия:

  1. Организационный момент, эмоциональное вовлечение в тему классного часа (5 мин).
  2. Групповая работа по развитию речи, публичные выступления представителей групп (15 мин).
  3. Коллективная игра «Сам себе психолог» (5 мин).
  4. Знакомство с коллекциями друг друга, заполнение звездочек (15 мин).
  5. Итоги занятия, обратная связь, эмоционально-положительное завершение классного часа (5 мин).

Ход занятия:

Слайд 1.

  1. Организационный момент, эмоциональное вовлечение в тему классного часа.

Учитель:

Здравствуйте, уважаемые дети и родители! Мы рады приветствовать вас на нашем занятии. Тема нашего занятия засекречена. В ходе встречи  вам придется выполнять различные задания, и в конце встречи вы сами сформулируете тему. Надеемся, что вы будете активными участниками, будете помогать друг другу.

Психолог:

Добрый день! Наша сегодняшняя встреча, посвященная знакомству с домашними коллекциями, - это шаг навстречу друг другу, один из способов развить и укрепить дружеские отношения  между одноклассниками, между учителем и учениками, между детьми и родителями.

Учитель:

Слайд 2.

Внимание на экран! Получена шифровка! Поменяйте местами слоги и узнайте зашифрованное слово («кол-лек-ци-я»).

Слайд 3.

Молодцы! А теперь объясните своими словами, что такое «коллекция» (ответы детей и родителей).

Слайд 4.

Прочтите с экрана хором, как объясняется значение слова «коллекция» в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова («коллекция» - систематизированное собрание каких-нибудь предметов).

Слайд 5.

Подберите родственные слова к слову «коллекция» (коллекционер, коллекционировать, коллекционный), объясните их значение.

Слайд 6.

Составьте предложение, которое начинается словами «Я коллекционирую…» или «Я собираю коллекцию…».

  1. Групповая работа по развитию речи, публичные выступления представителей групп.

Психолог:

Сейчас мы будем работать со словами, которые редко встречаются в повседневной речи. В то же время, каждое из этих слов имеет прямое отношение к теме нашего занятия. Пожалуйста, получите конверты с заданиями! Старайтесь выполнять задания сами, но, если что-то не получается, обратитесь за помощью к родителям. Через 10 минут представители групп расскажут о результатах работы.

Слова для групповой работы: достояние, сокровище, собрание, созвездие (слайды 7 – 10).

Задания для групповой работы:

  • Прочитайте слово;
  • Найдите толкование слова в словаре;
  • Выберите то значение слова, которое наиболее близко по смыслу к теме нашей встречи;
  • Подберите однокоренные слова или синонимы;
  • Составьте предложение с указанным словом.

  1. Коллективная игра «Сам себе психолог».

Слайд 11.

Психолог:

Предлагаю поразмышлять вместе, какие вообще бывают коллекции.

Слайды 12 - 14.

Взгляните  на экран: вот то, что больше привлекает мальчиков и мужчин (коллекция оружия, солдатиков, рыболовных снастей).

Слайды 15 – 16.

 Вот то, что нравится девочкам и женщинам (ювелирная коллекция); то, что интересно и детям, и взрослым (коллекция музея плюшевых мишек в Сеуле).

Слайды 17 – 18.

Коллекции бывают страшные. Мы живем в городе, который выстоял в блокаду. Я уверена, что мы никогда не сможем забыть тех трагических лет, а, если забудем, то экспонаты из коллекции Музея истории Ленинграда напомнят о них (хлебные карточки).

Кстати, интересный факт. В коллекции Ботанического сада есть кактусы, пережившие блокаду. Им уже более 100 лет, их привезли когда-то ученые Императорского Ботанического сада. И вот, когда зимой 1941 года разбомбили оранжерею, в которой росли кактусы, растения стали замерзать. Сотрудники Ботанического сада перенесли кактусы в другие помещения и ухаживали за ними, хотя могли бы попросту сварить и съесть (эти кактусы съедобны). Прошло более 70 лет, кактусы живы и цветут. К очередному юбилею Победы каждый кактус получил орденскую ленточку.

Слайд 19.

Бывают коллекции забавные. В городе Каунасе (Литва) есть Музей чертей. Это его обитатели.

Слайд 20.

Где хранятся большие коллекции? Да, в Государственных (или частных) музеях, хранилищах. А где хранятся маленькие коллекции? У нас дома. Через несколько минут вы сможете начать знакомство с коллекциями друг друга, а сейчас предлагаю сыграть в игру «Сам себе психолог».

Слайд 21.

Заметьте: не только владелец коллекции рассказывает об экспонатах, но и сама коллекция может многое рассказать о хозяине. Итак, начнем.

Слайд № 22.

Подумайте, какими качествами характера обладает человек, которому близкие и друзья дарят плюшевых мишек? Женщина это или мужчина? Добрая или злая? Улыбчивая или мрачная? Замкнутая или дружелюбная? Эта женщина сейчас находится среди нас. Угадайте, кто это? (ответы детей).

Аналогичным образом работаем со слайдами 23 - 25 (коллекция книг из домашней библиотеки), слайдами 26 - 29 (коллекция поделок из бумаги), слайдами 30 – 32 (коллекция инструментов домашнего мастера).

  1. Знакомство с коллекциями друг друга, заполнение звездочек.

Слайд 33.

Учитель:

Сейчас пришло время познакомиться с коллекциями друг друга. Покажите рассказы о своих коллекциях, посмотрите коллекции одноклассников. Возможно, вы найдете людей, которые увлекаются тем же, чем и вы. По ходу работы каждой группе нужно будет написать на лучиках выданных вам звезд имена детей и родителей и названия коллекций, например: Рома коллекционирует монеты, Галина Николаевна собирает кулинарные книги и т.д.

(Пока дети и взрослые знакомятся с коллекциями друг друга, звучит спокойная музыка).

  1. Итоги занятия, обратная связь, эмоционально-положительное завершение классного часа.

Учитель:

Итак, звездочки заполнены. Прошу представителей групп прикрепить звездочки к доске! (Учитель помогает детям расположить звезды на доске так, чтобы получилось некоторое подобие созвездия). Прочтите вслух то, что написано на звездах.

Психолог:

Вспомните, ребята, когда в начале занятия мы работали со словами, то выяснили, как называется группа звезд (созвездие). Подумайте, какое словосочетание можно составить, пользуясь словами «коллекция» и «созвездие» («созвездие коллекций»). Молодцы!  «Созвездие коллекций» - именно так и называется тема нашей встречи, о которой вы должны были догадаться (учитель прикрепляет к доске табличку с названием темы).

Учитель:

Все ваши рассказы о коллекциях мы соберем в большую книгу и назовем ее… конечно, «Созвездие коллекций»! Подумайте, как может выглядеть обложка такой книги, сделайте дома рисунок и принесите в класс. Рисунок, который наберет наибольшее количество голосов, станет обложкой книги, которая будет храниться в нашем классе.

Психолог:

Я рада, что у нас получилось общение в теплой, дружеской атмосфере. Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями: понравилось ли вам занятие, что нового узнали вы друг о друге, что для вас оказалось особенно важным, что вызвало затруднения? (ответы участников).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное занятие во 2 классе по теме «Созвездие коллекций»

Слайд 2

Восстанови слово, поменяв слоги местами. ци лек я кол

Слайд 3

коллекция

Слайд 4

Коллекция - систематизированное собрание каких-нибудь предметов (коллекция древних монет,картин,минералов )

Слайд 5

Подбери родственные (однокоренные) слова к слову коллекция коллекционер – тот, кто собирает какую-нибудь коллекцию - коллекционировать - коллекционные (марки)

Слайд 6

Составь предложение, которое начинается словами : Я коллекционирую … или Я собираю коллекцию …

Слайд 7

достояние

Слайд 8

сокровище

Слайд 9

собрание

Слайд 10

созвездие

Слайд 11

Какие бывают коллекции?

Слайд 12

Коллекция разных видов вооружения

Слайд 13

Коллекция пластмассовых солдатиков

Слайд 14

Коллекция рыболовных снастей

Слайд 15

Коллекция ювелирных украшений

Слайд 16

Музей плюшевых мишек (Южная Корея, г.Сеул)

Слайд 17

Государственный музей истории Ленинграда

Слайд 18

Кактусы, пережившие блокаду Ленинграда (из коллекции Государственного Ботанического сада)

Слайд 19

Музей чертей (Литва, г.Каунас)

Слайд 20

Государственный Русский музей учреждён по указу императора Николая II в 1895 году

Слайд 21

Игра «Сам себе психолог»

Слайд 22

Какими качествами характера обладает человек, собравший такую коллекцию?

Слайд 23

Какими качествами характера обладает человек, собравший такую коллекцию?

Слайд 26

Какими качествами характера обладает человек, собравший такую коллекцию?

Слайд 30

Какими качествами характера обладает человек, собравший такую коллекцию?

Слайд 33

А что коллекционируешь ты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия по православной культуре в 1 классе

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка внеклассного занятия по правос...

Методическая разработка внеклассного занятия по православной культуре в 1 классе

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка внеклассного занятия по правос...

Методическая разработка внеклассного занятия по окружающему миру "Янтарь - подарок Балтийского моря" 2 класс

На занятии учащиеся познакомятся с уникальным происхождением янтаря, распространении его в мире и на территории России, узнают о применении янтаря в жизни и деятельности человека, об инклюзиях в...

Методическая разработка внеклассного занятия по окружающему миру, 4 класс

Тема данного занятия " Охрана пресноводных водоемов на примере озера Байкал". Занятие проходит в необычной формк:в форме Ток-шоу, где участники и зрители ищут пути сохранения пресной воды...

Методическая разработка внеклассного занятия в 1 -4 классе «В здоровом теле - здоровый дух»

Предлагаемая методическая разработка – попытка разнообразить профилактическую работу среди младших школьников по бережному отношению к своему здоровью. Она разработана с учетом особенностей сельского ...

Методическая разработка внеклассного занятия «Весенние явления в неживой природе» для детей 3-4 класса с ОВЗ.

Методическая разработка внеклассного занятия для детей с ОВЗ 3-4 класса по теме "Весенние явления в неживой природе". Занятие входит  в комплекс внеурочных занятий по теме "Времена года. Изменени...