Внеурочная деятельность. Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы - школе"
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Серикова Светлана Валерьевна

В помощь учителям начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shakhmaty_1-4_klass.docx63.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Ряженская средняя общеобразовательная школа

по общеинтеллектуальному направлению  «Шахматы - школе»

                                                                                                   

составитель:

учитель начальных классов

Серикова Светлана Валерьевна

2012 – 2016 г.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

    Введение факультатива "Шахматы — школе" позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

     Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

     Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

       Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень диафильмов, рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя.

ПРОГРАММА

Первый год обучения

       Программой предусматривается 33 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

      Программа разработана для учителей первых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах, а также в детских садах (для организации шахматных занятий в подготовительных группах). Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.

Цели и задачи

  Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.

  1. Популяризация игры в шахматы среди учащихся.
  2. Повышение уровня игры в шахматы.
  3. Привитие интереса к систематическим занятиям, воспитание дисциплинированности, коллективизма, сознательности, ответственности за честь школы, класса, команды.
  4. Развитие у учащихся мышления и способности анализировать.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

Обучающие:

  • познакомить с историей шахмат,
  • дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.

Воспитывающие:

  • привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
  • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,
  • научить уважать соперника,

Развивающие:

  • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,
  • ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня подготовленности учащихся.
  • Привлечение большего числа учащихся к систематическим занятиям в шахматном кружке.
  • Призовые места в школьных, товарищеских и районных турнирах.

К концу учебного года дети должны знать:

  • имеет представление об истории и происхождении шахмат,
  • знает правила игры и турнирного поведения,
  • умеет применять полученные теоретические знания на практике,
  • с удовольствием играет в шахматы,
  • видит и осознает свои ошибки,
  • знает нормы этикета при игре в шахматы.
  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

ПРОГРАММА

Второй год обучения

   Программа второго года обучения предназначена для вторых классов начальной школы. Однако она может быть реализована как во втором полугодии первого класса, при условии, что в неделю запланировано два шахматных занятия, так и в третьем классе, если программа первого года обучения была пройдена во втором.

   Программа предусматривает 34 учебных занятия, по одному уроку в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение детей ставить мат.

   Учебный курс включает в себя шесть тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”, “Достижение мата без жертвы материала”, “Шахматная комбинация”.

   В программе дается перечень дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним, приводится вариант поурочного распределения программного материала, а также список оригинальных учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре.

К концу учебного года дети должны знать:

  • знает историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира,
  • имеет представление об организации шахматных соревнований,
  • уверенно владеет тактическими приемами, старается их сочетать,
  • знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания,
  • с удовольствием играет в шахматы, участвует в соревнованиях, различных мероприятиях, стремится узнавать новое,
  • знает и старается выполнять правила этикета при игре в шахматы,
  • для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве,

 играет, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу учебного года дети должны уметь:

  • записывать шахматную партию;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • проводить элементарные комбинации;
  • умеет строить и старается реализовывать свои стратегические планы,
  • осознает свои ошибки, видит ошибки соперника,
  • может самостоятельно оценить позицию – преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий.

ПРОГРАММА

Третий  год обучения

     Материал третьего года обучения сложнее материала первых лет обучения, поэтому программой “Шахматы, третий год” предусматривается 34 учебных занятия, по одному занятию в неделю. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.

     Учебный курс включает в себя три большие темы: “Основы дебюта”, “Основы миттельшпиля” и “Основы эндшпиля”.

     В программе приводится перечень дидактических заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант поурочного распределения программного материала, а также список учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре.

К концу учебного года дети должны знать:

  • знать историю мировых и отечественных шахмат, имена чемпионов мира и претендентов на шахматную корону, современных шахматистов
  • разбирается в системах проведения шахматных соревнований, правилах судейства.
  • самостоятельно следить за проходящими в настоящее время российскими и международными шахматными турнирами,
  • уверенно владеть тактическими приемами, грамотно их комбинирует,
  • уметь строить и реализовывать стратегические планы, читает планы противника,
  • знать, как разыгрываются основные дебюты и окончания, имеет в своем арсенале несколько наиболее проработанных дебютов,
  • участвовать в проводимых мероприятиях не только как участник, но и как организатор, проявляет инициативу, помогает начинающим, занимается самостоятельно,
  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;
  • что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного года дети должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
  • самостоятельно грамотно анализировать позиции, четко направляет тактические приемы на реализацию стратегических планов,
  • следовать правилам этикета без напоминаний, не боится признать свое поражение,
  • осознавать свои и чужие ошибки, ищет их причину, старается использовать ошибки соперника,
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

ПРОГРАММА

Четвертый   год обучения

     Материал четвертого года обучения сложнее материала первых лет обучения, поэтому программой “Шахматы, четвертый  год” предусматривается 34 учебных занятия, по одному занятию в неделю. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.

     Учебный курс включает в себя продолжение знакомства с такими большими темами, как: “Основы дебюта”, “Основы миттельшпиля” и “Основы эндшпиля”.

     В программе приводится перечень дидактических заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант поурочного распределения программного материала, а также список учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре.

К концу учебного года дети должны знать:

  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;
  • что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного года дети должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

Тематическое планирование

«Шахматы – школе»

1 класс

№ п/п

Тема

занятия

Кол-во

час

Дата

Содержание

деятельности

Методы

оценки

1.

Вводное занятие. История  происхождения игры шахматы.

1

Беседа о истории возникновения игры. Первоначальные понятия и термины.

2-

4

Шахматная доска (черные и белые, вертикаль и горизонталь)

3

Знак-во с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске.

5

Шахматные фигуры Просмотр диафильма " Первый шаг в мир шахмат"

1

Знакомство с фигурами белыми и черными, расстановка их на шахматной доске.

6

Начальное положение фигур на шахматной доске «Секретики»

1

Расстановка фигур

Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

7-

8

Ладья

2

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.

9-10

Слон

2

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны.

11

Ладья против слона

1

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар",

12-13

Ферзь

2

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура.

14

Ферзь против ладьи и слона  

1

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар"

15-16

Конь

2

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.

17

Конь против ферзя, ладьи и слона

1

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру".

18-19

Пешка

2

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

20

Пешка против ферзя, ладьи, слона и коня

1

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение"

21

Король

1

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин"

22

Король против других фигур

1

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля","Уничтожение."

23-24

Шах

2

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидакт. задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха". Открытый шах. Двойной шах. Дидакт. задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах".

25-27

Мат

3

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидакт. задание "Мат или не мат". Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой "Мат в один ход". Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.

28

Ничья, пат

1

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

29

Рокировка

1

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

30-32

Шахматная партия

3

Игра всеми фигурами из начального положения

Демонстрация коротких партий. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

33

Соревнования внутри группы. Подведение итогов.

1

Подведение итогов, разбор партий, ошибки и выводы.

Итого:

33

Тематическое планирование

«Шахматы – школе»

2 класс

№ п/п

Тема

занятия

Кол-во

час

Дата

Содержание

деятельности

Методы

оценки

1.

Вводное занятие.

1

06.09

Беседа о полученных знаниях. Планирование работы на учебный год.

2-

3

Краткая история шахмат.

Просмотр диафильма “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”.

2

13.09

20.09

Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу.

4-

5

Вспомним о шахматной доске и фигурах.

2

27.09

04.10

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика

6-

7

Шахматная нотация

2

11.10

18.10

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика

8-11

Ценность шахматных фигур

4

25.10

01.11

15.11

22.11

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.

“Кто сильнее”, “Обе армии равны”, “Выигрыш материала” (выигрыш пешки).

12-15

Техника матования одинокого короля

“Шах или мат”, “Мат или пат”

4

29.11

06.12

13.12

20.12

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. “В угол”, “Мат в два хода” Ладья и король против короля.

16-18

Достижение мата без жертвы  материала

3

27.12

10.01

17.01

Учебные положения на мат в два хода в энд –и миттель -шпиле,  Цугцванг

19-32

Шахматная комбинация

14

24.01

31.01

07.02

14.02

21.02

28.02

07.03

14.03

21.03

04.04

11.04

18.04

25.04

08.05

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Тема завлечения.  Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.

Тема разрушения королевского прикрытия.

Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты.

Тема блокировки.

33-35

Соревнования внутри группы. Подведение итогов.

3

15.05

22.05

29.05

Подведение итогов, разбор партий, ошибки и выводы.

Итого:

35

Тематическое планирование

«Шахматы – школе»

3 класс

№ п/п

Тема

занятия

Кол-во

час

Дата

Содержание

деятельности

Методы

оценки

1.

Вводное занятие.

1

Беседа о полученных знаниях. Планирование работы на учебный год.

2-

3

Давайте, вспомним.

Просмотр диафильма “Первый и Второй шаг в мир шахмат”.

2

Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат.

4

Игровая практика.

1

Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала

5

Практика матования одинокого короля

1

Игровая практика с записью шахматной партии.

6

Основы дебюта

1

Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии).

7

Игровая практика.

1

Решение задания

“Мат в 1 ход”

8

Основы дебюта

1

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

9

Игровая практика.

1

Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”

10

Основы дебюта

1

Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

11

Игровая практика.

1

Решение заданий. “Поставь детский мат”, “Защитись от мата”.

12

Основы дебюта

1

Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. “

13

Игровая практика.

1

Решение заданий. Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”.

14

Основы дебюта

1

Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. “

15

Игровая практика.

1

Решение заданий. Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у “повторюшки”.

16

Основы дебюта

1

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

17

Игровая практика.

1

Решение заданий: “Выведи фигуру”.

18

Основы дебюта

1

Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”.Неразумность игры в дебюте одними пешками.

19

Игровая практика.

1

Решение заданий. “Мат в два хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”.

20

Основы дебюта

1

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

21

Игровая практика.

1

Решение заданий. “Захвати центр”, “Выиграй фигуру”.

22

Основы дебюта

1

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

23

Игровая практика.

1

Решение заданий. “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону можно рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход  нерокированному королю”, “Поставь мат в 2 хода  нерокированному королю”, “Не получат ли белые мат в 1 ход, если рокируют?”.

24

Основы дебюта

1

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

25

Игровая практика.

1

Решение заданий. “Чем бить черную фигуру?”, “Сдвой противнику пешки”.

26

Основы дебюта

1

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

27

Игровая практика.

1

Решение заданий. «Выиграй фигуру”, “Сдвой противнику пешки”, “Успешное развязывание”.

28

Основы дебюта

1

Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

29

Игровая практика.

1

Решение заданий.

30

Основы миттельшпиля

1

Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

31

Игровая практика.

1

Решение заданий.

32

Основы миттельшпиля

1

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

33

Игровая практика.

1

Решение заданий. “Выигрыш материала”.

34

Соревнования внутри группы. Подведение итогов.

1

Подведение итогов, разбор партий, ошибки и выводы.

Итого:

34

Тематическое планирование

«Шахматы – школе»

4 класс

№ п/п

Тема

занятия

Кол-во

час

Дата

Содержание

деятельности

Методы

оценки

1.

Вводное занятие.

1

Беседа о полученных знаниях. Планирование работы на учебный год.

2

«Вспомним, с чего все начиналось…» - игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

1

Повторение теоритических знаний обучающихся. Развитие творческих и интеллектуальных способностей.

4-

5

Игровая практика «Основы дебюта»

4

Принципы игры в дебюте.

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.  Коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

6

Основы миттельшпиля

1

Игровая практика с записью шахматной партии.

7

Игровая практика.

1

Решение задания

“Мат в 1 ход”

8

Основы миттельшпиля

1

Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

9

Игровая практика.

1

Решение заданий ““Выигрыш материала”

10

Основы миттельшпиля

1

Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки.

11

Игровая практика.

1

Решение заданий. Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

12

Основы миттельшпиля

1

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты.

13

Игровая практика.

1

Решение заданий. “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

14

Основы миттельшпиля

1

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах.

15

Игровая практика.

1

Дидактическое задание “Сделай ничью”.

16

Основы миттельшпиля

1

Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия.

17

Игровая практика.

1

Решение заданий

18

Основы эндшпиля

1

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

19

Игровая практика.

1

Решение заданий. “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.

20

Основы эндшпиля

1

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).

21

Игровая практика.

1

Решение заданий: “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.

22

Основы эндшпиля

1

Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).

23

Игровая практика.

1

Решение заданий. Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”.

24

Основы эндшпиля

1

Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата»

25

Игровая практика.

1

Решение заданий.

 “Квадрат»

26

Основы эндшпиля

1

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

27

Игровая практика.

1

Решение заданий. “ “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

28

Основы эндшпиля

1

Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.

29

Игровая практика.

1

Решение заданий. “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

30

Основы эндшпиля

1

Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях. Ключевые поля.

31

Игровая практика.

1

Решение заданий. “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

32

Основы эндшпиля

1

Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.

33

Игровая практика.

1

Решение заданий. “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”.

34

Соревнования внутри группы. Подведение итогов.

4

Подведение итогов, разбор партий, ошибки и выводы.

Итого:

34

Список литературы:

  • Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972.
  • Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.
  • Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992.
  • Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991.
  • Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. – М.: ФиС, 1965.
  • Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966.
  • Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982.
  • Вайнштейн Б. Комбинации и ловушки в дебюте. – М.: ФиС, 1965.
  • Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. – М.: ТОО “Синтез”, АО “Марвик-М”, 1994.
  • Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991.
  • Журавлев Н. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986.
  • Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986.
  • Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986.
  • Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.
  • Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.
  • Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.
  • Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.
  • Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: ФиС, 1980.
  • Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.
  • Мучник Х. Первые шахматные уроки. -– М.: Воениздат, 1980.
  • Мучник X. Рассказы о комбинациях на шахматной доске. – М.: ФиС, 1979.
  • Нежметдинов Р. Шахматы. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985.
  • Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979.
  • Нейштадт Я. Шахматный практикум. – М.: ФиС, 1980.
  • Никитин А., Фрадкин А. Книга начинающего шахматиста. – Красноярск, 1983.
  • Нимцович А. Моя система. – М.: ФиС, 1984.
  • Новотельнов Н. Знакомьтесь, шахматы. – М.: ФиС, 1981.
  • Панов В. Шахматы для начинающих. – М.: ФиС, 1955.
  • Ройзман А. Шахматные миниатюры. – Минск: Полымя, 1978.
  • Савин П. В мире шахматных комбинаций. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1981.
  • Сокольский А. Ваш первый ход. – М.: ФиС, 1977.
  • Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001.
  • Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
  • Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
  • Хенкин В. Последний шах. – М.: ФиС, 1979.
  • Шахматы детям. – СПб.: Респекс, 1994.
  • Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. – М.: ГЦОЛИФК, 1986.
  • Шумилин Н. Практикум по тактике. – М.: Андреевский флаг, 1993.
  • Шумилин Н. Шахматный задачник. – М.: ФиС, 1964.
  • Юдович М. Занимательные шахматы. – М.: ФиС, 1966.
  • Яковлев Н., Костров В. Шахматный задачник. – СПб.: ЦНТИ, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...