КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ЭТО МИР И ДРУЖБА». 3 класс
классный час (3 класс) на тему

Шаповалова Ирина Васильевна

 

Форма проведения: классный час с применением педагогической технологии -  технологии сотрудничества.

«Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. 

 

По своей структуре классный час условно был поделен на несколько смысловых блоков:

 1 блок: Проблемно – мотивационный блок.

2 блок: Информационный - аналитический блок.

3 блок: Рефлексивный блок.

 

Занятие начинается  с постановки проблемы, используя технологии продуктивного чтения  и технологию проблемного обучения. На протяжении всего мероприятия прослеживаются здоровьесберегающая и ИКТ – работа на дивайсах, также используются элементы проектной деятельности учащихся (подбор пословиц о дружбе, стихотворений о народах Росии, работа со словарями), что является одной из неотъемлемых составляющих для развития УУД учащихся. Рефлексия занятия – использование технологии РКМ, метода синквейна.

Методы обучения:

словесно – эвристическая беседа с элементами решения проблем;

частично – поисковый – выполнение работы в парах;

наглядно – образный – презентация.

Использованные формы работы: индивидуальная, фронтальная беседа, работа в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №2» г. Тарко – Сале

Классный час на тему: «Толерантность – это мир и дружба».

3 класс

                                                                                                                                   

                                                   Подготовила:

                                                                             учитель начальных классов

                                                        Шаповалова И.В.

2014 г.

Цели:

  • укрепление мира и дружбы между народами;
  • формирование чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
  • выявить основные черты толерантности;
  • сформировать правильное представление о толерантном поведении;
  • формировать позитивный опыт толерантности.

    воспитательные:

  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание;
  • воспитывать гражданина многонационального государства, личности, ориентирующейся в международном пространстве культур.

развивающие:

  • способствовать развитию самосознания, которое помогает                                          ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
  • развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми;
  • создавать благоприятные условия для выявления и развития творческих   способностей учащихся класса.

Планируемый результат мероприятия (формирование УУД).

В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств - стыда, вины, переживания за других, сострадания совести как регуляторов морального поведения.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получили возможность научиться:

  • пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • выполнять действия в речевой и умственной форме;

В сфере познавательных универсальных учебных действий получили возможность научиться:

  • осуществлять поиск информации;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • осуществлять анализ предлагаемых объектов;

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • контролировать действия партнёра;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
  • -Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.

- Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий.

- Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ»,  под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.

Оборудование: персональный компьютер, дивайсы, проектор, экран.

Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия, памятки, пословицы на разрезных карточках, шаблоны для синквейна.

Оформление кабинета: глобус, географическая карта мира, шарики белого, синего, красного цвета.

«Человек ненавидящий другой народ,

 не любит и свой собственный»

Н.Добролюбов.

Учитель:  Ребята, наш классный час я хочу начать со старинной легенды, послушайте, пожалуйста,

внимательно.

Вам понравилась эта легенда?   А о чем она? Чему учит? Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово – толерантность. 

Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур,  социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, другой религии.
И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Для того  чтобы вы правильно ответили на этот вопрос, нам нужно внимательно вслушаться, вдуматься во все то, о чем мы сегодня будем говорить.

1 ученик.

Толерантность. Что это такое? –

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу – это все земное,

То, на чем стоит планета вся.

2 ученик.

Толерантность – это люди света,

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе.

3 ученик.

Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди цвета крови не твоей,

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной земле твоей.

4 ученик.

Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас, белых и цветных.

Будем жить, друг друга уважая.

Толерантность - терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. Быть толерантным - любить себя и свое имя, быть вежливым и внимательным к людям, уважать друг друга, уметь уступать, бережно относиться к природе.

Как это слово определяется на разных языках?

  • tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; 
  • tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; 
  • tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; 
  • tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; 
  • kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; 
  • tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; 
  • толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. 

Учитель: В разных странах определения различны.  Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность?   Конечно, это слово терпимость. 

Ученик: Немецкий  художник  Хельмут Лангер создал  эмблему Толерантности:

  • Толерантность – это прощение.
  • Толерантность – это сострадание.
  • Толерантность – это уважение прав других.
  • Толерантность – это сотрудничество.
  • Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
  • Толерантность – это дружба.
  • Толерантность – это гармония в многообразии.
  • Толерантность – мир и согласие.
  • Толерантность – милосердие.

Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга.

5 ученик.

Мы будем называть вас всех друзьями!

Нам предстоит серьезный разговор,

Мы собрались сегодня не случайно:

Многокультурный город наш

И класс  наш многонациональный.

6 ученик.

Живут в России разные народы

С давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

7 ученик.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

8 ученик.

 Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой готовит мед.

9 ученик.

 Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Учитель: В нашем городе, в нашем классе, как и во всей России, дружно живут люди разных национальностей и трудятся на благо и процветание нашей России. Все они дружат и говорят между собой на русском языке. Среди учеников нашего класса есть русские, украинцы, татары, селькупы, кумык.

Сегодня к н нам прибыли представители этих национальностей.

Звучит русская народная музыка, в зал входит Матушка Русь в русском народном костюме.

Матушка Русь: Здравствуйте, мои друзья! Очень рада встрече я!

(Кланяется на три стороны).

Ведущая: Здравствуй Матушка Русь!

Матушка Русь: Встретиться я с вами рада, в этой горнице забава,

Сколько здесь моих друзей - всех национальностей!

Внешне хоть и не похожи,  для меня, вас нет дороже,

Все красивы и умны, все талантливы, скромны,

Песни звонкие поют, ну а дружно ли живут?

Дети: Дружно!

Ведущая: От Золотой Орды, до настоящих дней,

Менялся облик твой, немало раз,

И обновлённая, ввысь устремлённая,

В сердцах хранимая,

Неповторимая, стоит красавица, Казань.

Для Вас друзья, песня на татарском языке.

Ведущая: Различиями нашими мы будем восхищаться!

Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!

Мы разные? Мы равные! И нет преград для дружбы

Мы дети все, мы просто дети, нам ссориться не нужно!

Представитель Украины исполняет украинскую песню на баяне.

Представительница селькупов исполняет песню на родном языке.

Танец, привет из солнечного Кавказа.

  10 ученик.

   Полюбили мы друг друга

   Дружба крепкая у нас

  Вместе с нами наша дружба

  Славит Родину сейчас!

11 ученик.

Сколько нас, нерусских, у России,

 И татарских и иных кровей,

 Имена носящих непростые,

 Непростых российских сыновей!

12 ученик

Любим мы края свои родные

 И вовек, ни завтра, ни сейчас

 Отдалить нельзя нас от России

 Родина немыслима  без нас!

13 ученик.

  Родина наша - это страна,

  Очень и очень большая она.

   Родина наша - это наш дом,

   Где мы все вместе дружно живем!

14 ученик.                

 Пусть все мы              

По - разному песни поем

Но все мы мечтаем

Лишь об одном:

Пусть будет мир в нашем доме родном.

Учитель: Для того, чтобы жить в мире и дружбе, люди договорились, как нужно себя вести, чтобы всем было хорошо. Придумали правила поведения, составили законы, которым все должны подчиняться. Они записали эти правила в специальном документе - Декларации прав человека. Есть даже Декларация прав ребенка, в которой говорится о правах и обязанностях детей.

Есть и такие правила, которые подсказывают, как нужно вести себя за столом, на улице, в транспорте. Таких правил очень много, но их нужно знать и следовать им, чтобы не обидеть тех, с кем общаешься, чтобы быть приятным другим людям.

Игра «Давайте поприветствуем друг друга».

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
  • потереться носами (Новая Зеландия);
  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
  • показать язык (Тибет);
  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

-  Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Дети -  Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.

– В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других.

- Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Это задание вы выполните на дивайсах, выбрав ответ  А или Д.

1. Саша плохо одет...

   А).  Это неважно.
   Б).   Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

    А).  Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

     Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

     А).   Ты пытаешься защитить его.
     Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...

    А).  Ты стремишься лучше узнать его.
    Б).  Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. К тебе подходит ребенок-инвалид...

     А).  Ты естественным образом разговариваешь с ним.
     Б).  Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

– Выберите правильный ответ, сосчитайте количество вариантов А и Д. Если у тебя  все ответы А, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других. Если 1,2 ответов Д, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.  У тебя более 3ответов Д: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

15 ученик.

Толерантность – это мир и дружба.
Об этом знать каждому нужно

 Будь толерантен всегда и во всем.
 И любое дело будет тебе ни почем.

16 ученик.

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует тепло,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.

17 ученик.

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте.

Вся в голубой  и звёздной красоте

Земля добра: она дарит нас хлебом,

 Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

Помните, что добрым, милосердным, толерантным людям легче жить, общаться друг с другом; общение с такими людьми приносит радость. Так надо жить каждому из нас.

А сейчас давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?

Учитель выслушивает ответы детей, а затем проводит игру «Собери пословицы».

Дети выполняют задание в парах.

Доброе слово лечит -

будешь и сам без беды.

Кто любит  добрые дела,

злое калечит.

Делай добро другим

тому и жизнь мила.

Худо тому

кто добра не творит никому.

Учитель: Толерантная личность.  Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжи фразу «Я …»

Ученик: Я 

  • терпимый и терпеливый;
  • считающийся с чужими мнениями и интересами;
  • умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
  • приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
  • уважающий окружающих и уважаемый ими;
  • уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
  • заботливый, сострадающий, поддерживающий;
  • патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
  • человек, берегущий природу и культуру;
  • трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

Учитель: Толерантная семья.  Какими качествами должна такая семья, ваша семья? Продолжи фразу «В моей семье …»

Ученик: В моей семье 

  •  все терпимые и терпеливые;
  •  здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;
  •  окружающие друг друга заботой;
  •  внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
  •  успешные, независимые, счастливые.
  • умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.

Учитель: Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля. Для каждого участника нашего мероприятия подготовлены памятки «Как реализовать принципы толерантности».

Памятка

«Как реализовать принципы толерантности».

  • Не стремись подчинить себе другого человека: Толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.
  • Изучай другого человека: Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.
  • Прими другого человека таким, какой он есть: Это условие означает, что мы должны не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.
  • Акцентируй внимание на объединяющих факторах: Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их.
  • Относись ко всему с чувством юмор: Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

Рефлексия. Дети выстраиваются в две шеренги, берут поднятые вверх руки соседей и хором весело произносят:  Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!(3 р.) 

Синквейн

  • Толерантность.
  • Мирная, дружная.
  • Объединяет, воспитывает, укрепляет.
  • Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!
  • ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ЭТО МИР И ДРУЖБА!

Учитель: Так что же такое толерантность? Что нового узнали на уроке?  
Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность.
Напрочь отбросить: «Они не такие!». Этому учит нас толерантность.
Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.
Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность.
Толерантность – значит это, если дружно все живут.
И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют.
Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.
Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!

18 ученик.

Что Родиной моей зовется?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьется,

Иль куст кудрявых красных роз?

19 ученик.

Вон та осенняя березка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

20 ученик.

Все то, что с детства рядом было?

Но это станет все пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

21 ученик.

Так  вот что Родиной зовется!

Чтоб были рядышком всегда

Все, кто поддержит, улыбнется,

Кому нужна и я сама!

Исполняется песня  «У моей России».

  

  

  

 

 

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру" 4 класс

Ребята знакомятся с определением толерантность, определяют качества толерантного человека....

Классный час на тему "Толерантность" 4 класс.

Классный час состоящий из презентации, интересных фактов и  подвижных игр....

Учебно-методический комплект (Технологическая карта классного часа на тему "Толерантность" + мультимедийная презентация + карточки) 1 класс

Тема урока: «Толерантность».Цели деятельности учителя:1. познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;2. развивать способность адекватно и полно познавать ...

Классный час на тему: "Толерантность" 1 класс

Классный час на тему: "Толерантность" 1 класс...

Классный час по теме "Толерантность" 2 класс

Представлена разработка классного часа по теме "Толерантность" для второклассников....

Классный час на тему: Толерантность — это дружба!

Тема: Толерантность — это дружба!...

Презентация классного часа по теме: Толерантность - основа добрых отношений (1 класс)

Цели: Узнать, что такое толерантность; учиться толерантному поведению; знакомиться с правилами толерантного общения...