План работы кружка по русскому языку "Юный Эрудит"
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Давлиталиева Гульнара Фатиховна

  подробный план работы кружка по русскому языку " Юный Эрудит" с поряснительной запиской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhka.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

 

                                                                           Русский народ создал язык яркий,

                                                                           как радуга после весеннего ливня,

                                                                           меткий, как стрелы, певучий и

                                                                           богатый, задушевный, как песня

                                                                           над колыбелью…

                                                                                                             Л. Н. Толстой

 

В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

 

Цель и задачи программы 

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются педагогом  в процессе деятельности:

1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;

2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;

4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;

5. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

 

Отличительные особенности программы

 

Данная программа рассчитана на детей 7-9 лет. Срок ее реализации - 2 года. Форма организации – творческое объединение. Занятия в 1 году проводятся – 2 раза в неделю по 2 часа , во 2 году – 6 часов.

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:

1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;

3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;

4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е приводит к практическому овладению русским языком;

5. Принцип разнообразия  форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Ожидаемые результаты учащихся 

- Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

-    Участие в городских и районных олимпиадах.

                   Психологическое обеспечение программы:

1. Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях.

2. Пробуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности.

                               Межпредметные связи :

  В процессе реализации программы происходит взаимодействие со смежными школьными дисциплинами:

- литературное чтение;

- окружающий мир;

- изобразительное искусство.

Таким образом , занятия помогут всестороннему развитию учащихся.

                          Работа  с   родителями:

Педагог заинтересован, чтобы учащиеся приходили на занятия с удовольствием, прочно овладевали знаниями, умениями, навыками, учились применять полученные знания на практике, расширяли горизонты представления об окружающем мире.

  Велика родительская тревога за ребенка. Родителям важно знать, чем заняты дети в свободное время, что посещают, что их интересует, чему хотят научиться.

  1. Родительское собрание.

А) Организационное ( октябрь)

Б) Итоговое ( май)

2. Индивидуальные встречи с родителями на дому и в школе.

3. Анкетирование.

                            Условия реализации :

  Для реализации программы необходимо иметь в наличии:

- помещение , соответствующее санитарно- гигиеническим нормам и требованиям, оформленное инструкцией по технике безопасности;

- ученическую доску;

- компьютер;

- оборудованные рабочие места для педагога и учащихся;

- словари русского языка;

- инструменты и материалы( тетради, ручки, цветные карандаши, альбомы и т.д.)

 

 Учебно - тематический план

1год обучения-144 часа.

Тема занятия

Кол. Часов

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и правилам дорожного движения.

2.

2.

О самых дорогих словах

4

3.

Добрые слова. (ИКТ)

4

4.

Сколько слов вы знаете?

4

5.

Чудесные превращения слов.( ИКТ)

8

6.

Звуки в слове

6

7.

Тематические группы слов

6

8.

Слово или не слово

6

9.

Слово одно, а значение несколько

8

10.

Слова- близнецы(омонимы)

8

11.

Слова- друзья( синонимы)

6

12.

Антонимы

8

13.

Почему их так называют?!( ИКТ)

8

14.

Устаревшие слова

6

15.

Новые слова

6

16.

Слова- пришельцы

6

17.

Крылатые слова

8

18.

Игровая программа- Язык мой- друг мой.(ИКТ)

6

19.

Обращаемся к истокам слов

6

20.

Сила слова беспредельна

6

21.

К истокам слова. Словообразование. Шутки- каламбуры.

8

22.

Значение слова. Школьные вещи. Говорите правильно.

6

23.

Подготовка к олимпиаде.

4

24.

Олимпиада.

2

                                                                                                 Всего 216 часов

                                    2 год обучения- 216 часов

                  Тема занятия

Кол.часов

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и правилам дорожного движения.

2

2.

Беседа. Сколько слов вы знаете. Практические занятия.

2

3.

Значение слова. Почему мы так говорим?

4

4.

 Сентябрь, октябрь, ноябрь. Значение осенних месяцев. Как еще их называли и называют?

4

5.

Почему так назвали? Декабрь, январь , февраль?

4

6.

К истокам слова. Образные выражения.

6

7.

Значение слова. Цветы. Птицы

6

8.

Название весенних месяцев Как еще их называют.

4

9.

Июнь, июль, август ?.Почему так назвали

4.

                       Дорога к письменности.

10.

Как обходились без письма?

6

11.

Древние письмена. Как возникла письменность?(ИКТ)

                   Фонетика. Орфография.

12.

« Меня зовут фонема»

6

13.

Для всех фонем есть буквы

6

14.

« Ошибкоопасные места»

8

15.

Тайна фонемы

8

16.

Опасные согласные

10

17.

На сцене гласные.

8

18.

Когда пишется  ь  и ъ , а когда не пишется?

6

19.

Правило о непроизносимых согласных.

8

20.

Волшебное слово « самоинструкция»

6

21.

Инструкция к « фонемным» и « нефонемным» словам

6

22.

Память и грамотность. Игровые часы

6(120)

                 Словари

23.

Где хранятся слова

4

24.

Какие бывают словари?

2

                                   Морфемика.

25.

Из чего  «строятся»  слова?

8

Состав слова

6

Слова- родственники

6

Трудные случаи написания корней

8

Приставки

6

Суффиксы

6

Окончания

6(172)

                        Морфология

Именные части речи

4

Глаголы и наречия

4

Служебные части речи

4

                          Синтаксис . Пунктуация.

« Самые главные « в предложении

2

Второстепенные члены предложения.

4

Пунктуация

4

                          Лексика.

« Слова- друзья», « слова- близнецы»

4

Антонимы

4

Устаревшие слова. Новые слова.

4

Фразеологизмы

6

Итоговое занятие . Тематический вечер « Веселая грамматика»

2

Олимпиада

2

                                                                                           Всего 216 часов

 Содержание программы 

Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение ее содержания. В соответствии с принципами связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого в начальной школе  согласно требованиям образовательного стандарта.  Наряду с этим,  на занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом,  содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.

В рамках данной программы обогащаются  первоначальные представления о значении слова.

Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся   с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

Представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т. е. без анализа синтаксических единиц, в составе которых слово включается в речь. Содержательный анализ этих единиц предполагает основательное и углубленное знакомство с частями речи.

Второй круг вопросов отличается от первого  своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

Следует отметить, что содержание, принципы, методы и формы организации данной образовательной программы обеспечивают решение всех поставленных задач.

 

 Методическое обеспечение программы 

Методы и формы организации

 

 Реализация данной программы происходит через кружковое занятие. Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся параллельных классов. Основу составляют школьники, мотивированные на изучение русского языка.

Методы, которые используются при организации  занятий в рамках данной программы, отличаются  от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

 

Формы подведения итогов реализации программы

 

Итоги реализации  программы представлены двумя этапами.

Первое - это тематический вечер - отчет о своей работе. Подготовка вечера делится на 4 этапа: выбор темы, собирание материалов, составление программы и подготовка отдельных номеров. При подготовке отчетного мероприятия  участники кружка максимально самостоятельны. Учитель здесь - старший товарищ и режиссер-постановщик. Сама подготовка вечера подразумевает активную разностороннюю творческую и мыслительную деятельность. Дети демонстрируют свои знания, все, чему научились в течение года.

На втором этапе проводится олимпиада, где проверяются знания, уровень развития речи, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников. Олимпиада выявляет лучшего, т. е. ученика, который будет участвовать в районной олимпиаде по русскому языку.

 

                                        Список литературы 

1. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 - 4 классы. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 128с.

   Е.А.Чаус «Олимпиадные задания». Издательство « Учитель», 2007.-121 с.

2. Виды внеклассной работы по русскому языку / Составитель

М. М. Морозова. - М.: Просвещение, 1968. - 273с. 

3. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336с.

4. Н.Н.Ушаков « Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах»- М., « Просвещение», 1971.-175 с.

5.Г.Т.Дьячкова « Факультативный курс по русскому языку 2-3 классы»-Волгоград: Учитель- АСТ, 2005.- 112с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка кукольный театр.

Сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки детей. Задачей детского театра является необходимость целенаправленного приобщения школьников ...

План работы кружка "Полезные привычки"

Эта программа поможет ему определить своё место в мире, научиться общаться и правильно заботиться о своём здоровье....

План работы кружка "Занимательная грамматика"

Данная программа рассчитана на детей 10-11 лет (четвероклассников). Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. К с...

План работы кружка "Занимательная математика" (для учащихся 4 классов)

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  Данная программа поз...

План работы кружка "Мягкая игрушка"

Образовательная программа кружка "Мягкая игрушка"...

План работы кружка "Глиняная сказка"

Работа с глиной, пластилином – это   распространенные виды декоративно – прикладного  искусства среди младших школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений...

План работы кружка по русскому языку "Юный Эрудит"

Подробный план работы кружка по русскому языку " Юный Эрудит" с пояснительной запиской....