Урок по ОРКСЭ 4 класс.Тема: От добрых мыслей до добрых дел.
план-конспект урока (4 класс) по теме

Мельникова Лидия Сергеевна

 На уроке закрепляется качества характера доброго человека и прослеживается отношение к этим качествам со стороны религии.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_orkse.docx338.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: От доброй мысли к доброму делу.

Цель: формировать у обучающихся ценностную ориентацию, стремление совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, воспитание уважения и доброго отношения к другим людям;

 
Задачи:

  • Обобщить полученные знания о добре и зле, учить соотносить добрые мысли  с добрыми словами и делами.
  • Развивать умение анализировать ситуацию и самостоятельно делать выводы.
  • - Устанавливать взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей 
  • Создать у детей ощущение успешно завершённой познавательной работы и пробудить их дальнейший интерес к изучению Библии.
  • Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование:  мультимедийный проектор, ноутбук, планшет с видеозаписей притчи « Два волка»,презентация к уроку, презентация слайдов детских работ, аудиозапись классической музыки Э.Грига « Утро», музыка для релаксации « Ручей», песня « Добрым быть совсем-совсем непросто» ,выставка детских книг Л.Н.Толстого и православной тематики, Библия для детей.
раздаточный материал: листья березы, карточки с притчами, карточки качеств человека

I.Организационный момент.

Релаксация под музыку Э.Грига « Утро»

Вы проснулись ранним летним утром, слышите по подоконнику стучат редкие капли дождя,  в окошко светит солнышко. Вы тихонько встаете идете на крылечко или балкон и видите яркое разноцветное коромысло через все небо…

На ваших лицах улыбки, а значит у вас хорошее настроение. Вот с таким настроением мы отправляемся в волшебный мир сказки  Матвеенко Валерии  (слайд 2)      

                                         

Учитель. Вам понравилась сказка?  Какая основная тема  сказки? Слайд3)(борьба добра и зла)

II.Определение темы урока

1.Беседа по произведению.

-Кто создал образ добра в произведении С. Лагерлёфа « В Назарете» ? (Иисус Христос)

-Кто создал образ зла? ( Иуда)

- Как показана доброта и любовь Иисуса Христа?

-А в чем выразилась слабость Иуды?

 -_ Глядя на экран, какой вопрос возник у вас?

- Так кто победит?

-А у вас часто возникают ситуации, где добро и зло борется

2 Работа в парах

-Давайте ответим на вопрос: Какой он, добрый человек? (слайд4)

  1. По результатам опроса   « Что является добром для человека» люди дали вот такие ответы: (слайд 5)  
  • Благополучие, процветание;
  • Семья, дети;
  • Хорошая работа, карьера;
  • Хорошие друзья;
  • Добрые дела (полезные для общества);
  • Мир (спокойствие);
  • Счастье;
  • Исполнение желаний;
  • Здоровье;
  • Образование;
  • Власть;
  • Слава (известность);
  • Привязанность между людьми;
  • Долголетие...

-Исходя из этих перечисленных требований к добру, может вырасти добрый человек?

-Подчеркните синим цветом качества ,которые понадобятся детям, а красным- взрослым

-  (слайд 6)

-Что-то может помешать достичь поставленной цели?

3.Работа с учебником стр. 59

-А прочитав 1абзац в учебнике вы узнаете, как победить внутреннего врага.

 -Так, что помогает человеку победить внутреннего врага?  (Культура)

-Что включает в себя  культура? (религия ,наука, искусство)

- Всегда ли взгляды человека совпадают со взглядом религии на то, что является добром? ( слайд7)

Ученик  : Пророк Михей сказал: «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: (1) действовать справедливо, (2) любить дела милосердия и (3) смиренномудренно ходить пред Богом твоим».

А Иисус Христос рассудил так: Ибо живущие

по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу

– о духовном»

4.Индивидуальная работа

- ( Слайд 8)

сострадание,  уважение ,  добро, зло  

 жестокость    ненависть,  ложь, грубость,  

   надежность, лицемерие,      трудолюбие

нежность,   честность, зависть  ,  любовь

-Так какие же качества должен развивать человек, чтобы вырасти добрым?

У вас  на экране качества человека. Выберите те качества, которые есть у вас и напишите на цветочках

_ - Кто из вас написал на обоих цветочках?  Значит, вы понимаете, что человек осознает свои действия и расценивает их, говоря себе: плохо или хорошо сделал.

-Иисус учит, что неважно, где ты родился, кто ты, какой ты веры или национальности,  главное – какой ты человек. Христос говорит о том, что человека нужно оценивать по его поступкам.

-.Какого человека можно назвать добрым?( ответы детей, слайд9)

5.Отчет учеников1 группы

Плакат. Мы представляем себе доброго человека таким:

Самый добрый, милосердный – Создатель человека- Господь Бог.        Он  всегда готов нам дать всякое добро. Он заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях .Он учит нас :

- не нарушать заповеди;

-делать добро другим, быть отзывчивыми;

- дружить  и не  предавать друга;, защищать малышей.

-любить  окружающий  мир и бережно  относится к ним)

  • -Быть честным, чтобы не случилось, всегда говорить правду, в том числе и самому себе 

6.Работа с учебником

-Легко ли быть добрым? (слайд10) (тяжело, этому надо учиться).

Стр.47   «Учиться добру»

__Как понимаете слова Л. Н. Толстого? (Слайд 11)

7.Аналитическая беседа

-А где живет доброта? ( в сердцах, душе людей) Учитель _  А где же живет зло?  (в сердцах ,в душе людей)

- Так как же уживаются эти противоречивые качества в одном сердце или одних Бог наделил добром, а других злом с рождения?

-. Откуда берутся злые люди?

-Ответить на этот вопрос помогут притчи

8 Работа с притчами

На планшетах видеозапись Притча «2 волка»

-  Как вы понимаете « Побеждает тот, которого ты кормишь»

9. Работа с притчами

..Ребята, кого мучают мысли «дать сдачи» на любое, .по-вашему пониманию, зло по отношению к вам или не стоит ?

 - Как себя вести, если лезут в голову злые мысли, а вы понимаете,

что ничем хорошим это не закончится, как с ними справиться, чтобы стать на путь добра?

10. . Работа с литературными произведениями.  Работа в группах.  (Раздаточный материал) 

Давайте поработаем с притчами, которые помогут ответить на этот вопрос

Вывод Какой же выход есть у человека, чтобы справиться с дурными мыслями? Слайд 12

1Проси:«Господи, помоги!» И злые мысли уходят

2 Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе камень обиды в душе.

3Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Думай, что делаешь и говоришь.

4.Будь терпимым, милосердным,  деликатным.

-Не держать в душе обиды на других, постараться простить обидчика, самому никого не обижать ни словом, ни делом.- тогда и дурные мысли не будут бередить душу.

-Истина, заключенная в этом древнем изречении, проверенном временем, гласит:  (слайд 13)

Посеешь мысль - пожнешь действие, посеешь действие - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу» А мы все хотим для себя только хорошего

 -Что мы для себя возьмём, чтобы стать добрым человеком

                          ДОБРЫЕ МЫСЛИ

Физминутка  - релаксирующая музыка «Ручей»

И так, мы с вами посеяли зернышко доброй мысли.

Представьте, что .вы маленькие зернышки, вы глубоко в земле( дети сидят на корточках, голову наклонив к коленям) А сейчас мы начнем расти. :медленно, но  уверенно. Один- медленно выпрямляем ноги,2 –постепенно выпрямляем позвоночник,3-поднимаем руки вверх,,

смотрим вверх. Мы красивые стройные деревья наши листики тянутся к ласковому солнышку. И вдруг подул сильный ветер. Он раскачивает стволы деревьев:

Назад, вперед, вправо, влево, но крепко мы держимся корнями за землю. Ветер не смог сломить красивые стройные деревья.

. От доброй мысли один шаг к доброму слову ( на доске)Вот так злые мысли нападают на добрые. Давайте рассмотрим, как от мысли мы переходим к слову

И у нас на поляне выросло волшебное дерево.

Что необходимо, чтобы оно росло ( Солнце, почва и вода)

11. Отчет групп по заданиям

Слово Божье – это почва, на которой растет дерево

2 ГРУППА.И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. И заповедовал  господь Бог человеку не есть плодов  с дерева добра и зла, но человек совершил грехопадение. В результате он познал грех и его последствия

-понял и оценил ,чего он лишился- вечной жизни в Эдемском саду и взаимоотношений со своим творцом

    Господ Бог не оставил человека, вразумлял его, обращаясь к людям говорил:

- Возлюбленный! Не подражай злу ,но добру.

-Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.

-Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех

-Любящие Господа, ненавидьте зло!

 Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех!  

-…Желаем, чтоб вы были мудры на добро и просты на зло

Ученики 3 группы

В обиходе культурного человека всегда присутствуют добрые слова(тучки и капельки воды)

Будьте добры (форма вежливого обращения с просьбой);

  • Доброго здоровья (приветствие при прощании с пожеланием благополучия);
  • В добрый час! (Пожелание удачи);
  • Добрый день, вечер, доброе утро (приветствие при встрече).

Слова простые, но волшебные. Они поднимают настроение, если горе .неудачи подбадривают, утешат, успокоят.

Говорите добрые слова!

4группа. Мы подобрали пословицы про добрые слова

(крепится солнышко)

Доброе слово лучше мягкого хлеба…. Доброе слово камень растает

Доброе слово, что дождь в засуху…. Доброе слово слаще меда

Доброе слово и кошке приятно….. Доброе слово солнышко в ненастье

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Вывод Но помните- в согласии с мудрыми словами должны быть не только уста,но и наши мысли, и дела

Учитель Дополните цепочку слов  

Добрые мысли-добрые слова- добрые дела

Что имеет ввиду автор учебника под «добрыми делами»?

Стр 59 чтение вслух учеником

Учитель. Кто из вас совершил за эту неделю доброе дело? (Дети рассказывают о своих делах, прицепляя к дереву листочки  с добрыми делами за неделю)

Учитель . А дела ваши на самом деле добрые?

_Давайте посмотрим сценку. Здесь известный нам герой так же занят добрым делом

СЦЕНКА.

IV.Подведение итогов

-  Какое правило доброты вы услышали сейчас? (добрые дела надо совершать просто так)

.У вас это не так как у Незнайки произошло с добрыми делами?

Работа с цветками доброты 

-Я предлагаю вам сейчас сделать последнее доброе дело - на цветочках соседей написать те добрые качества, которые есть у него.

 -Не зря говорят, что про доброе дело говори смело. Я очень рада за вас, я рада, что у вас огромное, доброе сердце.

-. Ребята, давайте подведем итог нашего разговора о том, какого человека можно назвать добрым?

 (У которого добрые мысли, слова, дела)

   У вас ,ребята, было задание – выбрать из нашего класса самого доброго человека и вот ,результат (на экране).А теперь отметьте на шкале доброты уровень вашей доброты. У кого поднялась самооценка? А у кого совпали качества ? Просто замечательно!

Итог. На этой доброй ноте я хотела бы закончить урок песней «Добрым быть совсем-совсем непросто»

Приложение 1

Сказка

                                        Радужное королевство.

       Далеко-далеко за морями, за лесами, за зыбучими песками есть королевство, которое называется  Радужное. А названо оно так потому, что в небе над ним часто сияла ясная радуга. Все жители были приветливые, добродушные, дружные. Во дворах пышно цвели розы и беззаботно  играли дети.  Здесь каждый называл друг друга по имени, и все уважали своего короля Стина (слайд3).

    А в соседнем  королевстве жил король Дикс, которому не давала покоя мысль о королевстве Радужное. Он завидовал королю Стину, его счастливым жителям, ведь в его королевстве царило уныние, скука, зависть, воровство и даже было, что люди часто исчезали куда-то и не возвращались назад. Придворные докладывали королю Диксу, что видели своих беглецов счастливыми в королевстве Стина.

    Дикс очень разозлился, и пришел в его голову коварный план:  пошел он в тайную комнату и сварил зелье ссоры, переоделся в крестьянина. Дикс отправился в городок Радужный на праздник и  подлил в общую бочку кваса зелье ссоры. Жители Радужного с удовольствием пили квас, нахваливаля его.

 А на утро в Радужном на улице, кроме детей, никого не было видно Взрослые начали ссориться и устраивать драки. Все повторилось, что было в королевстве Дикса. Король Дикс торжествовал.Стин очень сильно расстроился -ведь такого не было никогда со дня его правления

      К вечеру в королевство Радужное вернулся пастух Добродел с отарой овец. Он не узнал своего королевства и его жителей.  Король Стин бросился к нему и стал просить помочь жителям стать прежними.  У Добродела была способность слышать голоса птиц, и он слышал, что недалеко в горах живет мудрый старец,который лечит всякие хвори. Добродел добрался до старца, рассказал ,что произошло с жителями королевства и попросил помощи. Старец сказал, что сварит эликсир, если Добродел принесёт три ингредиента: грушу воли, солнечную орхидею, траву добра - мяту. Как только Добродел получил эликсир ,тут же отправился обратно. Король Стин и Добродел напоили эликсиром всех жителей королевства и чудо совершилось - все жители стали как прежде добрыми и вежливыми. Они благодарили Добродела и просили прощение у своего короля. А король Дикс остался в полном одиночестве, так как все его подданные и жители королевства ушли и стали жить в новом городке, похожим на Радужное.

Приложение 2

Найди ключевые слова из текста притчи, которые подсказывают путь к добру

а)Женщина жалуется:

Батюшка, лезут в голову злые мысли. А как с ними справиться, не знаю. Священник улыбается Если к вам придут два человека — один добрый, а другой злой, кого легче прогнать?

 — Доброго, — откликается женщина. 

_ Вот и мысль добрую тоже легко спугнуть. А от злых — не отвяжешься. Приходится просить: «Господи, помоги!» И ведь уходят

В) Притча про картошку.

Найди ключевые слова из текста притчи, которые подсказывают путь к добру

Ученик спросил учителя:

- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
- И это всё? - недоумённо спросил ученик.
- Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот 
мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Ученик согласился.
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к учителю и сказал:
- Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
- То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

4 группа

ЕСТЬ ТАКАЯ ПРИТЧА О ДОБРЕ И ЗЛЕ.

 Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла , оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром на зло».

Приложение 3

СЦЕНКА.

Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка.

Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.

Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.

(подходит Сиропчик и Пончик)

Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.

Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.

Незнайка: (замахивается и начинает драться)

Молчи, а то вот как дам ступкой.

Пилюлькин: Стой! Стой!

Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе еще покажу! Какое доброе дело пропало даром.

Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему все так вышло.

Кнопка: А может ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?

Незнайка: Как это -  бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от  этих ландышей?

Кнопка: А, для чего ты их собирал?

Незнайка: Будто бы не знаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.

Кнопка: Вот видишь – а говоришь бескорыстно.

Незнайка: А для чего же я, по - твоему, должен совершать добрые поступки?

Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ Урок в 4 классе. Тема:"Человек и Бог".

Начать с учащимися осмысление важнейшихпонятий, на которых основана православная культура...

Урок этической грамматики для 4 класса "Добрые мысли и поступки"

Занятие по этической грамматике для 4 класса...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс Тема: Добро и зло"

Тема урока Добро и зло.ПредметОсновы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»Класс4 классФедеральный округ РоссииРоссийская ФедерацияГород/поселениеСанкт-Петербу...

Тема урока: От доброй мысли к доброму делу.

Урок  итоговый в рамках проекта " Добро и зло" В уроке формируются  нравственное понятие  добра. Применяла различные формы работы детей  с целью создания ощущения у детей успешно з...

Конспект урока по ОРКСЭ "Человек рождён для добра"

Конспект предназначен для учителей, преподающих «Основы светской этики». Один из вариантов проведения урока по теме «Человек рождён для добра». Данный конспект может использоваться при подготовке к ур...

Сценарий открытого урока по ОРКСЭ "Иди всегда дорогою добра"

На занятиях ОРКСЭ ученик усваивает материал учебника, открывает для себя духовно-нравственные ценности: любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание к больным, впервые задумывается над мировозз...

Конспект урока по ОРКСЭ тема: "Зачем творить добро?"

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Зачем творить добро".Добро - всё положительное, хорошее, что есть в жизни. Формирование понятия, что творить добро - духовная радость....