РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сказка»
рабочая программа

Жанна Анатольевна Оконечникова

Программа разработана на основе авторской программы «Волшебный мир народного искусства» автор О.И. Радомская.

 

Цель занятий — способствовать воспитанию творческой личности, способной к эмоционально-образному отражению своих впечатлений и размышлений средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение

«Средняя школа № 2 имени Д.В. Крылова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Сказка»

                                                                               Учитель:  Оконечникова

                Жанна Анатольевна

г. Гаврилов – Ям

2019- 2020

Пояснительная записка

Программа разработана на основе авторской программы «Волшебный мир народного искусства» автор О.И. Радомская.

     

      Для полноценного художественного развития детей необходимо их общение с близким для них природным окружением, знакомство с национальными художественными традициями.
      Искусство следует рассматривать как способ гуманного преобразования человека, как связь его с миром. На основании этого тезиса в программе выделено общее экологическое направление: изучение и осознание мира в единстве с природой, освоение мирового художественного наследия, сохранение культуры.

      Д. Лихачев под экологическим подходом понимал воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной деревне или городу, к родной речи. «Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре...». Экологический подход является одним из составляющих целостного интегрированного подхода к обучению.
      В младшем школьном возрасте интеграция имеет своей целью развитие в первую очередь пространственного воображения и сенсорно-чувственной сферы ребенка через многообразные формы его вовлечения в процесс творчества. Сфера эмоций в младшем школьном возрасте по-прежнему играет главную роль в развитии творческой деятельности. Одной из основных черт детей младшего школьного возраста является их обостренная эмоциональная чувствительность ко всему тому, чем мир воздействует на органы чувств, т. е. цвету, свету, форме, звуку, ритму. Младших школьников отличает чуткость к образно-эмоциональному началу, живая реакция на разнообразные задания, образные по содержанию. Детям желательно давать задания, предполагающие наполнение пространства цветом, действием, движением, звуком, сказочными персонажами. Следуя теориям А. Бакушинского, Л. Выготского, П. Блонского, можно утверждать, что каждому возрасту соответствует повышенный интерес к определенному виду искусства. Для учащихся начальной школы характерен интерес к изобразительному искусству, музыке, сочинению стихов, сказкам, танцам, выразительному чтению.

Особенно плодотворным, на наш взгляд, является общение детей с подлинниками изобразительного фольклора в процессе беседы по истории искусства, прогулок и наблюдений природы, экскурсий в музеи и, конечно, работы над собственными творческими (индивидуальными и коллективными) композициями. При таком подходе произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства удается показать включенными в целостную картину и культурных, и природных особенностей родного края, соединить с фольклором музыкальным, поэтическим.
      Крупные ученые XX в. в области художественного воспитания и психологии искусства П. Блонский, С. Шацкий, В. Шацкая, Л. Выготский, А. Бакушинский и другие предлагали новые пути художественного воспитания школьника. Ученые считали, что детям младшего школьного возраста свойственно стремление к творчеству, синкретизм творчества. Для развития творческого начала они рекомендовали использовать в практической работе взаимодействие нескольких видов искусства в тесной связи с игрой, свободным творчеством и трудовой деятельностью.
      В младшем школьном возрасте обучение художественной деятельности эффективнее всего происходит через игру. Г. Лабунская пишет, что «дети младшего школьного возраста сохраняют в своем творчестве черты, характерные для творчества дошкольников». «Наивно-игровой характер познания, органически свойственный детям младшего школьного возраста, обнаруживает вместе с тем формальные возможности детского интеллекта», — пишет Н. Лейтес. Элементы игры на занятиях в кружке помогут ребятам погрузиться в творчество и вызовут радость от участия в художественной деятельности.

Значительный объем содержания программы способен обеспечить многоуровневость и вариативность ее реализации в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу повторения и расширения объема знаний.

Цель занятий — способствовать воспитанию творческой личности, способной к эмоционально-образному отражению своих впечатлений и размышлений средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

В связи с поставленной целью, ставятся следующие задачи: 

Обучающие:

– обучать основам художественной грамотности;

– обучать элементарным композиционным приемам;

- познакомить с разными видами декоративно-прикладного творчества;

– привить практические навыки росписи и умение творчески их использовать.

Развивающие:

– развивать внимания, мелкую моторики рук, глазомер, образное, логическое и художественное мышление,

- сформировать навыки самостоятельной работы, самоконтроля;

Воспитательные:

– создать в объединении соответствующую эстетическую среду,

– приобщить детей к народным традициям,

– приучить к трудолюбию, коллективизму, сотворчеству,

– соединить обучение с воспитательным процессом, способствовать становлению нравственных приоритетов.

- воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность.

Ценностные ориентиры содержания данного курса:

 Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Методическое обеспечение

      Основным предметом изучения по программе является русское народное искусство и его виды: декоративно-прикладное искусство и мифология древних славян; архитектура древнерусского города; русский народный костюм и украшения; пословицы, поговорки, частушки, загадки; сказки (чтение и отображение в изобразительном творчестве русских народных сказок).
      Для эффективного осуществления интегрированного подхода на занятиях в кружке изобразительного искусства, кроме общепринятых форм организации занятий, таких, как беседа, рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на заданную тему, необходимо использовать и нестандартные формы организации учебной работы.
      Следует ввести такие формы организации кружковых занятий:

  • занятие-путешествие в мир сказки во времени, в пространстве;
  • занятие-осмысление (теоретический материал, история);
  • серия занятий, связанных одной темой;
  • постановка спектакля;
  • организация выставок работ;
  • ярмарка;
  • создание проекта.

Организация учебного процесса

        Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год). Продолжительность одного занятия — 45 минут.

Количество детей в группе 10-12 человек.

Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество занятий

в учебный год

Формы аттестации/контроля

1

В мире сказок.

6

Выставка работ посвященных русским народным сказкам. Викторина по сказкам.

2

Город мастеров.

12

Ярмарка мастеров (демонстрация собственных изделий).

3

Страна Ямщика.

7

Выставка творческих работ. Творческая игра.

4

Я в мире народного искусства.

9

Создание и презентация мини-проекта.

В мире сказок

  1. Волшебный мир красок. 

           Палитра. Знакомство с основами цветоведения. Три основные краски, строящие многоцветие мира. Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение красок с чёрной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета). Линия как средство выражения: ритм линий.

  1.  «Гуси-лебеди», русская народная сказка.
          Коллективное рассказывание сказки и ответы на вопрос: «Чему научилась девочка во время поисков брата?»; ознакомление с разнообразием мира птиц, наблюдение за дикими и домашними птицами, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, пластическая игра «Летят Гуси-лебеди» (дети по команде преподавателя изображают сказочных птиц — как летит стая, как птицы вьют гнездо, кормят птенцов); выявление отличий разных пород деревьев, сказочных и реалистических изображений яблони.
          
    Практическая работа: выполнение зарисовок деревьев, а затем составление тематической композиции «Чудо-яблоня», создание коллективного панно «Гуси-лебеди».
          
    Материалы: краски (гуашь или акварель), кисти, бумага разного формата, текст сказки.
  2.  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. Пушкина.
          Коллективное рассказывание «Сказки о царе Салтане...» и беседа о ней; анализ сказочного города — атмосферы, разных покрытий и венцов архитектурных сооружений, деревянных и белокаменных построек; анализ костюмов царя, царицы, царевны Лебеди, князя Гвидона, бояр (их богатство и многослойность).
          
    Практическая работа: моделирование пространства города в сказке — составление объемной (макет) или плоскостной (аппликация и красочное изображение) коллективной композиции «Город князя Гвидона».
          
    Материалы: ножницы, цветная бумага, клей, фломастеры, краски, кисти, бумага.
          
    Зрительный ряд: иллюстрированные пособия по древнерусской архитектуре.
  3.  «Аленький цветочек» С. Аксакова.
          Чтение вслух отрывков из сказки и пересказ остального текста детьми и преподавателем, наблюдение на улице (в саду, парке, на клумбах) за разнообразием цветов, проведение беседы о выражении настроения в искусстве.
          
    Практическая работа: зарисовки с натуры различных цветов и трав; создание живописной фантазии на тему цветка.
          
    Материалы: краски, кисти, цветные карандаши, бумага разного формата.
  4.  «Конек-горбунок» П. Ершова.
          Коллективное рассказывание, акцентирование внимания на образах волшебных персонажей. В процессе беседы дети отвечают на вопросы: «Что необычного, чудесного в сказочных действующих лицах? Какой персонаж вам больше всего нравится? Почему?» Дети повторяют особенности древнерусского костюма, рассматривают иллюстрации к сказке, осваивают особенности графического изображения.
          
    Практическая работа: создание иллюстрации к сказке «Конек-горбунок» в графической технике (изображение жар-птицы, конька-горбунка, чуда-юда рыбы кита, девицы-красавицы и др.).
          
    Материалы: черная или коричневая тушь, маркер, гелевая ручка или фломастер, бумага.
  5. «Царевна-Лягушка», русская народная сказка.

Коллективное рассказывание сказки и ответы на вопрос. Дети повторяют особенности древнерусского костюма, рассматривают иллюстрации к сказке, осваивают особенности графического изображения.

Практическая работа: Иллюстрация главного героя. Коллективное панно «Расписной ковёр».

      Материалы: краски (гуашь или акварель), кисти, бумага разного формата, текст сказки.

  1. «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина. Петушок.

      Пересказ текста сказки руководителем кружка.

Практическая работа: иллюстрация к сказке « Петушок», «Шамаханская царица».

Материалы: краски (гуашь или акварель), кисти, бумага разного формата, текст сказки.

  1. «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкин.

Чтение вслух отрывков из сказки и пересказ остального текста детьми и преподавателем. Сравнение разных видов жилья: изба, дом боярыни, дворец.

Практическая работа: иллюстрация к сказке «Золотая рыбка», изба, дом боярыни, дворец.

      Материалы: краски, кисти, цветные карандаши, бумага разного формата.

  1. «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке»

Коллективное рассказывание, акцентирование внимания на образах волшебных персонажей. Дети повторяют особенности древнерусского костюма, рассматривают иллюстрации к сказке, осваивают особенности графического изображения.

Практическая работа : рисование костюма, изображение героев: жар-птицы, конь, серый волк, девицы-красавицы.

      Материалы: краски, кисти, цветные карандаши, бумага разного формата.

Город мастеров

  1. Теоретический материал.

Понятие о симметрии. Понятие «орнамент», «растительный орнамент», «геометрический орнамент». Знакомство с графикой.

  1.  Игрушки и игры в Древней Руси. Моя любимая игрушка.
          По возможности продемонстрировать народные игрушки из разных материалов и объяснить функции игрушек в Древней Руси и в наше время, а также какой была кукла в старину, почему у нее не было лица. Соломенная игрушка как самая простая в изготовлении. Дымковская, Каргопольская, Абашевская, Филимоновская Богородская игрушка и их особенности.
          
    Практическая работа: а) создание коллективного панно «Игрушки»: дети делают красочное изображение любой старинной игрушки, затем вырезают его и наклеивают на общий картон. Каждый ребенок создает свой рассказ-обоснование, как играть с изображенной им игрушкой; б) изготовление игрушек из природного материала: соломенной куклы, ежика из шишки и др.; в) лепка игрушек из пластилина; г) изучение особенностей росписи игрушек; д) рисование игрушек.
          Потом рекомендуется провести пластическую игру «Я — игрушка» (перевоплощение детей в различные игрушки). Русская народная игра «Бояре» удачно завершит занятие, дав возможность детям успешно совмещать труд и отдых.
          
    Материалы: краски, кисти, цветные карандаши, бумага, ножницы, картон, природные материалы (солома, шишки, пластилин, поленья), пластилин или глина.
  2.  Жостовские чудо-подносы.
          Разнообразие растительных мотивов на жостовских подносах. Декоративные цветы, их характеристика и особенности. Прослушивание фрагмента «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. «Волшебные цветы» — танец-импровизация под музыку П. Чайковского. Рассказ учителя о технологии изготовления волшебных подносов в Жостово.
          
    Практическая работа: создание своего подноса (роспись бумажной тарелки или картонного шаблона) по мотивам жостовской росписи; создание коллективной работы «Чудо-поднос» (объединение всех работ в единую композицию и демонстрация).
          
    Материалы: бумажные тарелки или картонные шаблоны круглой и овальной формы, кисти (толстая и тонкая), краски (обязательно гуашь или темпера), жостовские подносы любых форм и размеров или репродукции с их изображениями.
          
    Музыкальный ряд: П. Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
  3.  Гжель — синяя сказка.
          Демонстрация изделий гжельского промысла. История создания гжельского фарфора. Секрет гжельской росписи: сплошной мазок, мазок с тенями. Основные виды изделий и наиболее распространенные сюжеты росписи гжельского фарфора.
          
    Практическая работа: выполнение упражнений для освоения технических приемов гжельской росписи. Изображение сказочной птицы или животного по мотивам гжельской росписи, составление коллективного панно «Цветы и птицы».
          
    Материалы: краски, кисти, картон, ватман.
        
  4.  Городецкая роспись.
          Беседа о важности украшения различных предметов быта. Мотивы городецкой росписи: основные краски, используемые мастерами; технология производства, особенности композиционного решения.
          
    Практическая работа: выполнение упражнений на бумаге по мотивам городецкой росписи, сочинение декоративной композиции и роспись деревянной заготовки.
          
    Материалы: доски или другие деревянные заготовки, гуашь, бумага, кисти, лак.
          
  5. Полхов-Майданская роспись. 

История возникновения, особенности росписи: основные краски, используемые мастерами; технология производства, особенности композиционного решения.

Практическая работа: выполнение упражнений на бумаге по мотивам росписи, сочинение декоративной композиции, рисование предметов и роспись.

Материалы: краски, кисти, картон, ватман.

  1. Хохлома.

История возникновения росписи, основные элементы: ягоды, фрукты, травка, кудрина. Посуда, мебель, одежда.

Практическая работа: выполнение упражнений на бумаге по мотивам росписи, сочинение декоративной композиции, рисование предметов и роспись.

      Материалы: краски, кисти, цветные карандаши, бумага, ножницы, картон.

Страна Ямщика

  1.  История родного города.

История города Гаврилов-Ям. Экскурсия в музей Ямщика.

  1. Рисование ямщицкой утвари.

 Практическая работа: рисование одежды, подковы, подушки, одеяла, дуга с колокольчиком, транспорт.

Материалы: краски, бумага, картон, вода, тряпочка.

  1.  Тематические композиции, индивидуальные и коллективные.

Практическая работа: лошади – наши друзья, «ям» - дорога, ямщик на лошади, страна Ямщика, лошадь моей мечты, ямщицкая тройка.

Материалы: краски, бумага, картон, вода, тряпочка.

Я в мире народного искусства

1. Солярные и лунарные знаки в северной росписи и резьбе по дереву.      Солнце — одно из главных стихийных божеств славян, пробуждающее земную жизнь, творец урожаев, каратель всякого зла. Солнце и Месяц — родственные знаки (брат и сестра, супруги). Слова, обозначающие солнце: светлое, красное, чистое. Предания о Солнце как о божестве. Использование солярных знаков в декоративно-прикладном искусстве.
      
Практическая работа: сочинение детьми своих собственных знаков, обозначающих солнце, луну, звезды; создание декоративной коллективной композиции на основе солярных и лунарных знаков.
      
Материалы: краски, кисти, картон, ватман.
      
Зрительный ряд: репродукции изображений солярных и лунарных знаков в разных видах декоративно-прикладного искусства.
      
2. Конь-солнце.
      Образ коня-солнца на Руси в украшениях русской избы. Конь-охлупень — оберег русской избы; кони в росписи крестьянской утвари, в глиняной игрушке (разные промыслы).
      
Практическая работа: живописное изображение на тему коня-солнца, лепка игрушки-коня из глины или пластилина, конструирование коня из бумаги.
      
Материалы: гуашь, кисти, ватман, пластилин или глина.
      
Зрительный ряд: несколько изображений коня в разных видах декоративно-прикладного искусства.
      
3. Мезенская роспись. Сибирская роспись.
      Знаковые изображения зерна, солнца, плодородия, домашних животных, украшающие прялки и доски русских мастеров, их значение у крестьян. Цветовые и композиционные особенности узоров.
      
Практическая работа: составление своего узора по мотивам мезенской росписи, заключающего в себе определенный символический смысл; роспись деревянной заготовки.
      
Материалы: доски или другие деревянные заготовки, гуашь, лак мебельный или олифа.
      
Зрительный ряд: расписанные мезенской росписью изделия или репродукции с ними.
      
4. Скоморохи. Русские народные музыкальные инструменты. Русский народный костюм.
      Народный и кукольный театр на Руси, его герои и их характерные особенности. Русские народные музыкальные инструменты; по возможности прослушивание ребятами их звучания в записи или демонстрация какого-либо инструмента (дудочка, домра, балалайка, сопелка, бубен и др.); музыкальная импровизация детьми на данном инструменте. Прослушивание отрывков из балета И. Стравинского «Петрушка», определение характера народного героя в музыке. Русский народный костюм. Сарафанный ансамбль. Девичьи головные уборы. Венчики, венцы и повязки. Бусы, кольца и браслеты.
      
Практическая работа: воссоздание театральных персонажей — изготовление кукол-перчаток «Петрушка», «Медведь» и др.; сочинение собственного сценария спектакля и постановка по желанию детей небольшого кукольного спектакля.
      
Материалы: краски, кисти, бумага.
      
Музыкальный ряд: И. Стравинский. Балет «Петрушка».
      
5. Праздники в Древней Руси (летние): Троица, Иван Купала, Русалии, праздник урожая и др.
      Изучение истории древнеславянских и христианских праздников, подготовка к художественному событию (итоговому празднику кружка), проведение какого-либо летнего праздника в зависимости от месяца года.
      Итоговый праздник может быть проведен на открытом воздухе, в нем могут принять участие не только кружковцы, но и другие дети.
      Участники праздника могут пускать венки по воде, вечером жечь костер, петь русские народные и современные песни, водить хороводы, танцевать, показывать костюмы и демонстрировать все свое мастерство, приобретенное за такое короткое время.
      
Практическая работа: создание живописной композиции на тему «Славянские праздники»; изготовление костюмов, украшений (бусы из рябины, венки из цветов), деревянных оберегов для праздника.
      
Материалы: краски, кисти, бумага, природный материал (живые цветы, ягоды рябины, травы, шишки, ветки, ракушки и т. д.).
      
Музыкальный ряд: русские народные песни (в том числе в исполнении ансамбля «Кострома»).

  1. Миниатюры: мстерская, палехская, федоскинская, холуйская.  Финифть.

Технология папье-маше. История возникновения промысла. Особенности росписи. Сюжеты.

Практическая работа: изготовление изделий из папье-маше, рисование элементов росписи, роспись изделий, рисование панно, создание декоративных коллективных композиций.

Материалы: краски, кисти, бумага, клей, ватман.

  1. Русская матрёшка.

История возникновения. Полхов –Майданская матрёшка, Сергиевская матрёшка, Загорская матрёшка, Семёновская и мериновская матрёшка. Особенности росписи, рисование матрёшки, изготовление из папье-маше, роспись деревянной заготовки.

Практическая работа: изготовление изделий из папье-маше, рисование элементов росписи, роспись изделий, рисование матрёшки.

Материалы: краски, кисти, бумага, клей, ватман, деревянная заготовка.

Планируемые результаты 

Личностными результатами изучения программы  является формирование следующих умений:

•        оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

•        называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

•        самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

•        в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения  программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

•        определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

   проговаривать последовательность действий на уроке;

•        учиться высказывать своё предположение (версию) ;

•        с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

•        учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

•        выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

•        учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

•        ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

•        добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

•        перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

•        перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

•        преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

•        донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

•        слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения  программы является формирование следующих знаний и умений.

- Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

- По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.

- Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.

По трудовой (технико-технологической) деятельности учащиеся

научаться:

1-2 классы

- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного искусства ( что больше всего понравилось , почему, какие чувства, переживания может передать художник);

-стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

-без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

-использовать формат листа ( горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

-использовать навыки компоновки;

-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;

-передавать пространственное отношение ( изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных  и т.д.);

-применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов ( акварель, гуашь, пастель, тушь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;

-менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме;

-составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;

-лепить несложные объекты ( фрукты, животных, человека, игрушки);

-составлять аппликационные композиции из разных материалов.

3 классы

-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической ком¬позиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобрази¬тельных средств выражать свое отношение к персонажам изобра¬жаемого сюжета;

-анализировать форму, конструкцию, пространственное рас¬положение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенно¬стями другого;

-пользоваться элементами перспективы, светотени, компози¬ции и т. д. В рисовании на темы и с натуры;

-передавать тоном и цветом объем и пространство в натюр¬морте, пейзаже, портрете;

-применять в рисунке выразительные средства (эффекты ос¬вещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акваре¬лью, гуашью), добиваться образной передачи действительности

 4 классы

-делать по наблюдению и с натуры  зарисовки человека, отдельных  предметов;

  цветом передавать пространственные планы;

-изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;

 пользоваться техникой аппликации;

-конструировать объемные формы, усложняя их декоративными  деталями;

-передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности  композиции, рисунка, цвета;

-свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;

-выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;

-участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;

-проводить экскурсию  по выставке работ .

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

•        степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

•        поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

•        косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

                                                 

Список литературы

  1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. / А. Н. Афанасьев. — М., 1995.
  2. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателей дет. Сада. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1986. 207 с., ил.
  3. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с., 8с. ил.: ил.
  4. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: [учеб. пособие] / Е.Г.Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 380.
  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — СПб., 1997.
  6.  Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок/ сост. В. П. Аникина. — М., 1977.
  7. Короткова М. В. Культура повседневности: история костюма. — М., 2002.
  8. Косогорова Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.В.Косогорова, Л.В.Неретина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. -224 с.: ил., [16] с. цв. вкл. – (Сер. Бакалавриат).
  9. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей / Г. В. Лабунская. — М., 1965.
  10. Методика обучения изобразительной деятельности конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.03.08. «Дошк. воспитание»/ Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др.; Под ред.Т.С.Комаровой.-3-изд., дораб.-М.: Просвещение, 1991. - 256с.: ил.
  11. Мировая художественная культура: Словарь-справочник. – Смоленск: Русич, 2002. – 592 с.: ил.- (Для школьников и студентов).
  12. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред. Т.С.Комаровой. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.-208 с.
  13. Полунина В. Н. Одолень-трава: эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством / В. Н. Полунина. — М., 1989.
  14. Полунина В. Н. Солнечный круг / В. Н. Полунина. — М., 2003.
  15. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. — М., 1986.
  16.       Савенкова Л. Г. Живой мир искусства: полихудожественная программа для 1—4 классов / Л. Г. Савенкова, Т. И. Сухова, Б. П. Юсов, Е. П. Кабкова. — М., 1998.
  17.       Савенкова Л. Г. Человек в мире пространства и культуры/ Л. Г. Савенкова. — М., 2000.
  18.   Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.М.Сокольникова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.: ил., [24] л. цв. вкл.
  19. Фомина Н. Н. Народные праздники: программа с методическими рекомендациями для учащихся 9—11-х классов / Н. Н. Фомина. — М, 1992.
  20. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992.
  21. Юсов Б. П. Виды искусств и их взаимодействие. — М., 2001.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

Первый год обучения

Тема занятия

Дата

1

Тема: «В мире сказок» 6ч

1

Волшебный мир красок.  Палитра. Три основные краски, строящие многоцветие мира.

2

Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

3

Линия как средство выражения: ритм линий. Дружные соседи.

4

Знакомство с основами цветоведения. Загадочный фазан.

5

«Гуси-лебеди», русская народная сказка. Тематическая композиция «Чудо-яблоня».

6

Выставка работ. Викторина по русским народным сказкам.

2

Тема: «Город мастеров» 12ч

7

Осень золотая. Рисование листьев. Понятие о симметрии.

8

Понятие «орнамент». Осень золотая. Разноцветные узоры.

9

Дымковская игрушка. Элементы росписи.

10

Дымковская игрушка. Лошадка. Оленёнок.

11

Дымковская игрушка. Индюк.

12

Каргапольская игрушка. Элементы росписи.

13

Каргопольская игрушка. Люди и их занятия.

14

Полхов-Майданская роспись. Особенности росписи.

15

Полхов-Майданская роспись. Котики. Свистульки. Погремушка.

16

Хохлома. Элементы росписи. Травка. Ягодки.

17

Хохлома. Волшебные вазы.

18

Итоговое занятие. Ярмарка мастеров (демонстрация собственных изделий).

3

Тема: «Страна Ямщика» 7ч

19

Страна Ямщика. История города Гаврилов-Яма.

20

Ямщицкая утварь. Декоративная роспись подушек и одеяла.

21

Ямщицкая утварь. Дуга с колокольчиком.

22

Рисунки на тему «ям» - дорога.

23

Роспись игрушки-коня.

24

Рисование на тему «Лошади – наши друзья»

25

Итоговое занятие. Выставка творческих работ.

4

Тема: «Я в мире народного искусства» 9ч

26

Полхов-майданская матрёшка. Элементы узора.

27

Коллективная работа «Матрёшка»

28

Солярные и лунарные знаки в северной росписи и резьбе по дереву.    Изображения знаков.

29

Сочинение и зарисовка детьми своих собственных знаков. Декоративный узор в полосе.

30

Конь-солнце. Образ его на Руси.

31

Живописное изображение на тему коня-солнца.

32

Русский народный костюм. Женский костюм. Сарафан. Мужской костюм. Рубаха. Скоморохи.

33

Создание мини-проекта.

34

Итоговое занятие. Презентация мини-проекта.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

Второй год обучения

Тема занятия

Дата

1

Тема: «В мире сказок» 6ч

1

Повторение. Волшебный мир красок.  Палитра. Три основные краски, строящие многоцветие мира.

2

«Сказка о царе Салтане» А. Пушкина. Рисование костюма героев.

3

«Сказка о царе Салтане» А. Пушкина. Коллективная композиция «Город царя Гвидона».

4

«Аленький цветочек» С. Аксакова. Создание живописной фантазии.

5

«Конек-горбунок» П. Ершова. Изображение героев: жар-птицы, конька-горбунка, чудо-юдо рыбы кита, девицы-красавицы.

6

Выставка творческих работ. Викторина по сказкам.

2

Тема: «Город мастеров» 12ч 

7

Дымковская игрушка. Элементы росписи. Повторение.

8

Дымковская игрушка. Рисование игрушек. Барыня.

9

Абашевская игрушка. Элементы росписи.

10

Абашевская игрушка. Свистульки-животные. Рисование.

11

Филимоновская игрушка. Особенности игрушки.

12

Филимоновская игрушка. Барыня.

13

Полхов-Майданская роспись. Коллективное панно «Село».

14

Полхов-Майданская роспись. Цветы.

15

Хохлома. Элементы росписи. Золотые травы хохломы.

16

Хохлома. Расписная тарелка.

17

Хохлома. Шкатулка.

18

Ярмарка мастеров (демонстрация собственных изделий).

3

Тема: «Страна Ямщика»  7ч

19

Страна Ямщика. История города Гаврилов-Яма.

20

Ямская станция. Рисунок.

21

Ямщицкая утварь. Картуз. Одежда ямщика.

22

Тематическая композиция «Ямщик на лошади»

23

Лошадка расписная. Рисунок.

24

Коллективная работы «Страна Ямщика».

25

Итоговое занятие. Выставка творческих работ.

4

Тема: «Я в мире народного искусства» 9ч

26

Валдайские колокольчики. Назначение колокольчиков. Рисование колокольчиков.

27

Мстерская миниатюра. Особенности сюжетов. Рисунок в круге «Котик в цветах»

28

Палехская миниатюра. Особенности росписи. Жар-птицы.

29

Сибирская роспись. Деревянные коромысла и вёдра. Прялка.

30

Сергиево-посадская и загорская матрёшки.

31

Семёновская и мериновская матрёшки. Особенности росписи.

32

Русская одежда. Сарафанный ансамбль.

33

Создание мини-проекта.

34

Итоговое занятие. Презентация мини-проекта.



Предварительный просмотр:

                                                                                       

Тематическое планирование

Третий год обучения

Тема занятия

Дата

1

Тема: «В мире сказок» 6ч

1

«Царевна-Лягушка» русская народная сказка. Коллективное панно «Расписной ковёр».

2

«Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке» Изображение героев: жар-птицы, конь, серый волк, девицы-красавицы.

3

«Сказка о золотом петушке» А. Пушкина. Петушок.

4

«Сказка о золотой рыбке» А. Пушкин. Золотая рыбка.

5

«Сказка о золотой рыбке» А. Пушкин. Изба, дом боярыни, дворец.

6

Выставка творческих работ. Викторина по сказкам А.С. Пушкина.

2

Тема: «Город мастеров» 12ч

7

Понятие «орнамент», «растительный орнамент», «геометрический орнамент».

8

Игрушки и игры в Древней Руси. Моя любимая игрушка.

9

Игрушки и игры в Древней Руси. Богородская игрушка.

10

Игрушки и игры в Древней Руси. Создание коллективного панно «Игрушки».

11

Жостовские чудо-подносы. Элементы росписи.

12

Жостовские чудо-подносы. Роспись картонного шаблона «Чудо-поднос»

13

Гжель — синяя сказка. Освоение технических приёмов росписи.

14

Гжель — синяя сказка. Изображение сказочной птицы.

15

Гжель — синяя сказка. Составление коллективного панно «Цветы и птицы».

16

Городецкая роспись. Освоение технических приёмов росписи.

17

Городецкая роспись. Сказочные птицы.

18

Ярмарка мастеров (демонстрация собственных изделий).

3

Тема: «Страна Ямщика» 7ч

19

Страна Ямщика. История города Гаврилов-Яма.

20

Ямщицкая утварь. Подкова. Рисование. Роспись.

21

Конный транспорт: сани и санки.

22

Конный транспорт: телеги и повозки.

23

Рисование на тему «Лошадь моей мечты»

24

Коллективная работа: ямщицкая тройка.

25

Итоговое занятие. Выставка творческих работ.

4

Тема: «Я в мире народного искусства» 9ч

26

Федоскинская миниатюра. Сюжеты: люди, кони, природа.

27

Создание декоративной коллективной композиции по мотивам федоскинской миниатюры.

28

Холуйская миниатюра. Роспись тарелки

29

Создание декоративной коллективной композиции по мотивам холуйской миниатюры.

30

Мезенская роспись. Цветовые и композиционные особенности узоров в мезенской росписи. Знаковые изображения, их значения у крестьян.

31

Составление своего узора по мотивам мезенской росписи.

32

Финифть – живопись по эмали. Ростовская финифть. Цветочный узор на голубом фоне. Пано «Подсолнухи»

33

Создание мини-проекта.

34

Итоговое занятие. Презентация мини-проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В гостях у сказки". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В гостях у сказки". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театр сказки».

Программа театральной студии «Театр «Каруселька»  разработана для обучающихся 1-4 классов на основе - программы курса «Театр» для начальной школы. Автор  И.А. Генералова (Образовательная сис...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Воспитание сказкой" для 2 класса

Рабочая программа для 2 класса содержит пояснительную записку и КТП....

ФГОС Рабочая программа по внеурочной деятельности "В гостях у сказки"

Пояснительная записка. Программа внеурочной деятельности   «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начально...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (начальная школа) "В гостях у сказки" (театр).

Рабочая программа составлена в соответстввии ФГОС второго поколения для обучающихся начальной школы, рассчитана на 1 час в неделю - 34 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Песни и сказки Тихого Дона"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Песни и сказки Тихого Дона"...