Воспитательная работа с младшими школьниками
материал по теме

Демишева Надежда Александровна

    В современных условиях главной целью работы школы стало не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребёнка. Ныне в большей степени от школы, а то вовсе только от неё зависит, каким человеком станет в будущем ребёнок. За годы работы в начальных классах, в моей практике накопился опыт для создания  программы формирования  воспитанности младших школьников. Программа рассчитана на четыре года обучения детей в начальной школе. Предназначена для практической работы учителям начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательная работа с младшими школьниками

 

        Воспитанность – одно из важнейших качеств личности. Нелегко дать определение этой категории. Ещё труднее её измерить. При этом наличие или отсутствие этого качества, то есть уровень  воспитанности человека, мы определяем сразу и почти безошибочно. На что же мы ориентируемся? Что такое воспитанный человек? Какие качества ему присущи?

         В современных условиях главной целью работы школы стало не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребёнка. Ныне в большей степени от школы, а то вовсе только от неё зависит, каким человеком станет в будущем ребёнок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, тружеником или тунеядцем, честным или преступником.

         Начав работать в МБОУ «Новонадеждинская СОШ» с детьми младшего школьного возраста и их  родителями, передо мной встал вопрос планирования работы классного руководителя.  За годы работы в моей практике накопился материал для создания  программы формирования  воспитанности младших школьников, которую я представляю. Надеюсь, что мой опыт поможет учителям начальных классов разработать свою методику воспитания учащихся.

  1. Идеология и основные принципы организации воспитательного процесса

         Любая воспитательная система должна отвечать целям воспитания, которые ставит перед педагогом современное общество. Прежде всего - это формирование у учащихся качеств, которые помогут ему состояться во взрослой жизни. К таким качествам относятся:

  • интерес к самому себе. «Кто я? Какой я? Чего хочу? Что могу? Что я для этого умею?» - эти вопросы ученик должен  научиться самостоятельно  ставить перед собой и отвечать на них без боязни.
  • признание себя как личности. Ребёнку необходимо почувствовать свою значимость и необходимость; ему нужно помочь сформировать адекватную самооценку, уверенность в своих силах, чувство собственной успешности.
  • умение управлять самим собой. Каждая воспитательная система должна предоставлять школьнику право выбора того или иного решения и формировать ответственность за принятое решение перед самим собой, собственной совестью, перед своим внутренним «Я».
  • уважение чужого мнения. Ученик должен научиться формулировать и высказывать своё  мнение,  не боясь оказаться при этом в меньшинстве и даже в одиночестве; уметь отстаивать его и признавать свою неправоту. Каждый имеет право на ошибку. Поэтому задача взрослого – научить ребёнка принимать свои неизбежные ошибки как  должное, не обвиняя в них других людей, не формируя в себе комплекса вины; воспитать терпимое отношение к разным людям. Вещам и взглядам.
  • любознательность и вовлечение в деятельность. В начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной  деятельности, так  и во внеурочной. Им хочется участвовать во всех делах, которые предлагает взрослый, проявить себя, продемонстрировать свои умения. Такая жажда деятельности формирует важное качество личности – трудоспособность.
  • эмоциональная устойчивость. В развитии эмоциональной сферы взрослый должен научить  учащихся умениям вызывать у себя одни эмоции (прощать, не таить обиду, управлять своим страхом) и избавляться от других.
  • наличие позитивной  мотивации действий и поступков. Стимулом проявления  положительной мотивации в деятельности являются индивидуальные мотивы: заинтересованность, вера в собственные силы, положительные эмоции, перспективы.

Принципы построения воспитательной работы

Принцип открытости.  Ученики планируют жизнь в классе  совместно с учителем, вносят свои предложения. К мнению детей необходимо прислушиваться.

Принцип добровольности. Процесс воспитания строится на добровольном участии ребёнка в том или ином деле, мероприятии. Необходимо  опираться на интерес, творчество детей.

Принцип  привлекательности будущего дела. Учеников увлечь, заинтересовать результатом выполняемого дела.

Принцип деятельности. Ребёнком движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя, родителей, других детей. Младшим школьникам интересны конкурсы, праздники, соревнования. Детям хочется активно участвовать во всех классных делах.  

Принцип свободы участия. Ребёнку нужно предоставить возможность выбрать посильное и интересное  для него занятие.        

Принцип обратной связи. Каждое дело, каждое мероприятие, проведённое в классе, должно заканчиваться рефлексией. Взрослому нужно обязательно обсудить с детьми, что получилось и что не получилось.

Принцип сотрудничества. Учащиеся должны иметь право выбора партнёров при выборе дела

Принцип успешности. Участие каждого ребёнка во внеклассной работе, его реальный успех и достижения необходимо по достоинству оценивать.

        

 

  1. Цели и задачи воспитания

 

Цели воспитательной системы класса:   формирование интеллектуальной, нравственной, созидающей личности, самостоятельно мыслящей и имеющей собственную жизненную позицию.

Задачи, решаемые в классном коллективе:

  • помощь детям в адаптации к обучению в школе, к принятию роли ученика;
  • привитие желания выполнять учебную деятельность, осваивать простейшие общетрудовые и специальные умения, активно участвовать в самообслуживании и общественно полезном труде;
  • создание условий для равного проявления  учащимися класса  своих индивидуальных особенностей в учебное время и внеурочной деятельности;
  • определение реальных учебных возможностей ученика, создание условий  для продвижения  учащихся в интеллектуальном развитии; формирование у них интеллектуальной культуры, широкого кругозора и любознательности;
  • формирование у школьников понимания необходимости знаний и трудовых умений, развитие ответственного отношения к своей деятельности;
  • проведение работы по формированию детского коллектива, раскрытие содержания  коллективных и индивидуальных поручений в целях развития товарищеских взаимоотношений; развитие инициативы и самостоятельности детей при организации разносторонней жизни детского коллектива, формирование адекватной самооценки и объективности в оценивании поступков окружающих;
  • привитие навыков культурного поведения, знакомство с традициями и обычаями общения поколений и народов (в классе имеются дети разных национальностей); формирование у учащихся  культуры общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик»,  «взрослый – ребёнок», обучение приёмам преодоления  коммуникативных проблем;
  • формирование целостного представления  об окружающем мире, раскрытие роли человека  в преобразовании и охране природы;
  • развитие у школьников чувства  прекрасного;
  • воспитание у школьников сознательного отношения  к своему здоровью и физическому развитию, развитие самостоятельности в выполнении санитарно-гигиенических норм и правил дорожного движения;
  • воспитание чувства патриотизма. Формирование осознанного отношения  к значимости  нравственного опыта прошлого и будущего;
  • создание условий для благоприятного  взаимодействия всех участников образовательного процесса. Организация работы с родителями;
  • проведение работы по подготовке учащихся  к переходу на вторую ступень обучения в школе (совместно с учителями-предметниками второй ступени).

  1. Содержание воспитательной работы с классным коллективом

         В качестве системообразующих в программе определены следующие виды деятельности младших школьников:

  • познавательная деятельность;
  • художественно-эстетическая деятельность;
  • спортивная  деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • ценностно-ориентированная деятельность;
  • общественная деятельность;
  • свободное общение.

Основными направлениями воспитательной работы являются:

  1. развитие классного коллектива как воспитательной среды,
  2. правовое воспитание,
  3. 3.   формирование адекватных представлений об окружающем мире,

                                 4.   формирование сознательного отношения к учебному труду,

                                 5.   воспитание нравственности и культуры общения,

                                 6.   патриотическое воспитание,

                                 7.   формирование знаний по охране  здоровья и правилам дорожного движения,                  

            гигиеническое воспитание,

      8.   эстетическое воспитание,

  1. организация сотрудничества с родителями.

1)    Развитие классного коллектива как воспитательной среды

Задачи:

- познакомить детей с традициями  и нормами общения,

- формировать культуру общения  в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок»,

- создавать в детском коллективе одинаковые условия  для общения всех учащихся класса,

- развивать и совершенствовать умения детей разбираться в различных ситуациях  жизни коллектива,

- учить приёмам преодоления проблем в общении, выражать собственное мнение

Мероприятия:

линейка «День знаний»,  классные часы «Мой друг», «Мои новые друзья»,  «Что значит быть хорошим другом?», «Без друзей меня чуть-чуть..», «Моя школьная жизнь (распределение поручений)», День именинника, коллективное посещение театров, музеев, выставок, участие в спортивных соревнованиях, участие в школьных праздниках, проведение классных праздников, выпуск газет, диагностика развития детского коллектива.

2)    Правовое воспитание

Задачи:

- познакомить с основными законами и правовыми нормами государства, формировать ответственное  отношение к их соблюдению, формировать ответственное отношение  к их соблюдению,

- формировать умение руководствоваться  мотивами долга, совести и справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора,

- формировать гуманистическое мировоззрение, способность к осознанию своих прав и прав других людей,  способность к саморазвитию.

Мероприятия:

классные часы «Мы теперь - не просто  дети, мы теперь – ученики», «Правила поведения в школе», «О честности и справедливости», «Мои права и обязанности», «Как мы дежурим в классе и школе?»,  «Кем быть?»,  «Наш дружный класс», беседы «Мой край родной»,  «Кто прав, кто виноват?»,  участие в Дне поселка.

3)    Формирование адекватных представлений об окружающем мире

Задачи:

- формировать ответственность за окружающий мир, учить бережному отношению к окружающей среде,

- воспитывать любовь к природе.

Мероприятия:

озеленение кабинета, уход за комнатными растениями,  изготовление поделок, участие в выставках поделок, участие в акциях «Собери макулатуру – покажи свою культуру»,  «Волгоградская область – чистая область», «Первоцветы», «Покормите птиц зимой», «Чистый берег»,  «Родник», «Неделя в защиту животных», участие в субботниках по благоустройству территории школьного двора, посёлка, своей улицы, экскурсии в природу, походы по родному краю, беседы на тему «Труд наших родителей», «Кем я хочу быть», экскурсии в этнографический музей «Казачий курень», Пещеры в Меловых горах, областной краеведческий музей.

4)    Формирование сознательного отношения к учебному труду

Задачи:

- развивать  у учащихся способность рационально мыслить, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения, целесообразно действовать,

- определить круг реальных возможностей ученика и зону ближайшего развития,

- развивать кругозор, любознательность,

- формировать потребность в труде,

- учить рационально  использовать время, организовывать рабочее пространство.

Мероприятия:

классные часы «Мой портфель», «Школьный дневник. Как с ним работать?» «Мир моих увлечений», «Клуб любознательных»,  проведение предметных недель, недели детской книги, формирование и пополнение классной библиотеки,  видеотеки, проведение  классных предметных олимпиад, участие в конкурсах-играх «Русский медвежонок»,  «Кенгуру», Зимних интеллектуальных играх, КИТ, муниципальных и региональных конкурсах.

5)    Воспитание нравственности и культуры общения

Задачи:

- формировать нравственную культуру  миропонимания,

- формировать умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора,

- повседневно укреплять дружеские взаимоотношения, внимательно и доброжелательно относиться к своим товарищам, личным примером демонстрировать  проявление этого поведения,

- обучать проявлениям эмпатии, толерантности.

Мероприятия:

классные часы «Наш класс на перемене», «Что такое хорошо? И что такое плохо?», «О жадности и жадинах», «Опасная дружба»,  «Что такое характер?», тренинги общения, беседы о речевом этикете, турнир вежливости, рыцарский турнир, беседы об истории жизни людей «Нравственное наследие».

6)   Патриотическое воспитание

Задачи:

- воспитание любви к Родине, ее культуре и традициям,

- формирование у детей гражданско-патриотического сознания,

- развитие чувства сопричастности судьбе Отечества.

Мероприятия:

тематические классные часы «Этих дней не смолкнет слава», «Спасибо деду за Победу», участие в Вахте памяти, посвященной дню Сталинградской битвы, участие в общешкольной линейке «День памяти», посвящённой танкистам, погибшим под х. Новая Надежда, участие в митинге «День Победы», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны,   с участниками боевых  действий в Афганистане, Чечне, экскурсии по местам боевой славы «Мамаев Курган», «Солдатское поле», «Остров Лютикова», посещение школьного музея, панорамы «Сталинградская битва», районного  историко-краеведческого  музея.

                         7)   Формирование знаний по охране  здоровья и правилам дорожного движения,                  

    гигиеническое воспитание

Задачи:

- содействовать формированию у школьников культуры сохранения  и укрепления  собственного здоровья, ответственности за здоровье окружающих людей,

- прививать учащимся  потребность  в поддержании  порядка на своих рабочих местах, в обеспечении чистоты в классе,

- формировать правильное отношение к занятиям физической культурой и спортом, создавать условия для физического развития учащихся,

- воспитывать у детей младшего школьного возраста  негативное отношение к вредным привычкам.

Мероприятия:

ежедневное проведение утренней зарядки до уроков, физкультминуток на уроках, классные часы «Режиму дня мы друзья», «Витамины – наши друзья», беседы «Профилактика  простудных заболеваний»,  «О закаливании организма», «О правильном питании», проведение Дней здоровья,  встречи с медицинскими работниками, тренинги «Береги зрение», «Правильная осанка», встречи с инспекторами ГИБДД, мероприятия по правилам дорожного движения «На улицах города», «Сигналы светофора», «Правила дорожного движения»,  участие в конкурсе «Светофор», экскурсия «Мы по городу идем», беседа «Безопасный путь в школу», участие в классных и спортивных соревнованиях, беседы на тему «Спорт в моей жизни», участие в празднике «Папа, мама, я – спортивная семья», «Спорт в жизни моей семьи», оформление стенда «Наши юные спортсмены», мероприятия по профилактике вредных привычек «Курить – здоровью вредить», «Скажем вредным привычкам «Нет!»», участие в месячнике по профилактике вредных привычек.

8)   Эстетическое воспитание

Задачи:

- развивать у младших школьников потребность в прекрасном,

- прививать любовь к искусству, литературе, музыке,

- создавать условия для реализации индивидуальных творческих задатков и способностей.

Мероприятия:

конкурсы рисунков, плакатов, поделок, фотографий, работа над выразительностью, правильности речи, конкурсы чтецов, поощрение индивидуальных и кружковых занятий детей, развитие интереса к музыке  и изобразительному искусству, участие во всех школьных мероприятиях эстетической направленности, в ежегодном смотре-конкурсе «Детские и педагогические фантазии», посещение театра кукол, ТЮЗа, Тили-Бом, выставок.

9)   Организация сотрудничества с родителями.

Задачи:

- максимально сблизить интересы родителей, детей и учителей, направленные на личностное развитие школьников,

- организация и проведение родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед,

- создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Мероприятия:

Тематика родительских собраний «Организация учебного процесса», «Трудности в поведении младших школьников», «Поощрение и наказание», «Режим дня детей», «Нравственные отношения в семье», «Общение родителей и детей как условие успеха воспитания», «Здоровье младшего школьника», «Информационная безопасность школьника», «Интернет, телевизор...», Готовимся перейти в среднюю школу», привлечение родителей к ремонту и пополнению оборудования кабинета, к проведению классных и школьных  мероприятий,  дни открытых дверей.

   IV.   Ожидаемые результаты реализации программы

         Программа рассчитана на четыре года обучения детей в начальной школе. Намеченные мероприятия должны обеспечить:

  • сплочение классного коллектива;
  • формирование у учащихся активной жизненной позиции;
  • достижение высокого уровня воспитанности, познавательной активности, адекватной самооценки;
  • получение школьниками социального опыта жизни в коллективе,  развитие умения подчиняться общим  правилам, сохраняя при этом  свою индивидуальность;
  • формирование у школьников качеств личности, дающих возможность в дальнейшем успешно  обучаться на второй и третьей ступенях школы.

Показатели воспитанности ученика

1.  Поведение в семье

                             Активное участие в делах и проблемах семьи, старательное выполнение  своих постоянных обязанностей по дому, самообслуживание, забота о младших и старших членах семьи, проявление инициативы в подготовке и проведении семейных праздников.

2.   Поведение в школе  

                             Дисциплинированность и активность на уроках, повседневное выполнение правил для учащихся, аккуратность и старательность в выполнении заданий, бережное отношение к школьному и классному имуществу, активное участие в общественных делах класса и школы.

3.   Отношение к старшим                      

        Вежливость, соблюдение этикета  в общении со старшими, оказание

      помощи, разумное выполнение их поручений.

4.   Отношение со сверстниками

        Отношение к друзьям, инициатива оказания помощи товарищам,          

      искреннее сопереживание их радостей и горестей, умение держать слово и выполнять                              

      обещанное, отсутствие стремления непременно чем-то выделиться, сдержанность в

      спорах.

5.   Поведение на улицах и в общественных местах

              Соблюдение правил уличного движения, бережное отношение к  природе, животным, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, привычка уступать старшим место в транспорте.

6.   Отношение к себе

              Постоянная занятость полезным делом, умение заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, привычка доводить начатое дело до конца, стремление быть честным и искренним. Привычка не брать чужих вещей без разрешения, доброта, способность не завидовать чужим успехам, честность  в признании своих проступков и ошибок, стремление их исправить, умение воспринять критику, нетерпимость к обману, воровству, отсутствие вредных привычек (курение, сквернословие), готовность прийти на помощь, умение отстаивать своё мнение  с помощью логической аргументации, а не силой. Настойчивость в преодолении трудностей, систематическое и упорное самовоспитание, физическое самовоспитание, опрятный внешний вид.

 Литература, использованная при подготовке программы

  1. Классные часы.  1-4 классы / Сост. Я.Ю. Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Классные часы.  1-4 классы / Сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
  3. Тематические классные часы в начальной школе: как вести себя в школе и дома / Сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Журналы «Начальная школа», «Педсовет», 2005-2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

Воспитательная работа с младшими школьниками в условиях новых образовательных стандартов

В статье особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию младших школьников....

КУРСОВАЯ РАБОТА "Организация воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период"

СодержаниеВведение….…………………………………………………………………………..31.Теоретические аспекты проблемы организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников..……………………………..51.1. Организация во...

Система воспитательной работы с младшими школьниками, направленная на формирование детской личности. Из опыта работы.

Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников – это одна из актуальнейших задач. Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но ...

Воспитательная работа с младшими школьниками в режиме продлённого дня. Педагогическая технология развития системы коллективных отношений в режиме продлённого дня.

Предлагаемый материал содержит подробное описание работы в ГПД по формированию коллективных отношений. В разработке содержится не только теоретический материал, но и описание проекта программы по разв...

Проблемный классный час как активная форма воспитательной работы с младшими школьниками

Классный час- это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это рабочий момент, на успех которого р...