«Русский народный костюм»
классный час (4 класс) по теме

Захарова Ольга Владимировна

С возвращением к нам национальной культуры все больше хочется знать о русской культуре, в том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Елбанская СОШ»

Классный час

на тему:

«Русский народный костюм»

     

     Возраст детей:10-11 лет.

Автор: Захарова Ольга Владимировна,

      учитель начальных классов

                 

       

Дата проведения: 17 марта 2014 года

Актуальность: С возвращением к нам национальной культуры все больше хочется знать о русской культуре, в том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции.

Цель: Приобщение детей к русской национальной культуре.

Задачи: Побуждать интерес детей к русскому национальному творчеству, помнить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины, обратить внимание детей на то, что русский  национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин, воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним.

Возраст детей: 4 класс.

Предварительная подготовка:

1Подбор элементов старинного быта.

2.Изучение материалов о русском костюме.

3.Рисунки, поделки учащихся по теме.

4.Разучивание народных  игр: «Горелки»,  «Гори, гори ясно» и другие

5.Посещение музея старины в сельской библиотеке.

Оборудование: 

1.Компьютер.

2.Презентация №1 «Русский народный костюм».

3. .Презентация №2

4.Элементы русской старины ( скатерти, рушники, самовары, матрёшки)

5.Выставка детских рисунков и поделок «Как одевались на Руси».

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

 I. Организация класса. Эмоциональный настрой

      - Что необычного в классе? 
     - Нравится ли вам в классе? Почему?

II. Сообщение темы и цели занятия.

      - Чтобы точнее определить тему классного часа разгадайте загадку

Есть у бабушки-старушки,
Очень маленький секрет: 
Платья, книжки и игрушки, 

Занавески, погремушки,

 Всё она упрямо прячет, 
Чтоб не смог добраться внук. 
Есть у бабушки на даче 
Ветхий старенький…             (Сундук)

Презентация №1

Слайд 2

       -Вот видите,  в горнице сундук стоит. Сундук этот дарила  матушка своей дочери. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук, мне его моя матушка, бабушка твоя оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!».

       -Как вы думаете, что в нем  (Предположения детей).

       - А хотите заглянуть

       -Откроем сундук и посмотрим, что в нём лежит.

Слайд3   (В сундуке лежит одежда.)

     

      - О чём будем говорить на классном часе? Почему вы так решили?
     - Мы с вами поговорим о старинном русском костюме.
 

      -А как вы думаете для чего нам нужно изучать старинную одежду?

Предполагаемые ответы:

• для того, чтобы знать историю своего народа,

• для того, чтобы понять, сколько трудолюбия, терпения, выдумки, фантазии и любви русский человек вкладывал в изготовление одежды

   

    -Как  готовились к классному часу, что смогли найти из элементов старинного быта.

 

III.  Беседа о русском народном костюме.

Слайд4

     - Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

     - А для чего нужна одежда человеку (ответы детей).

     - Оказывается не только для того, чтобы прикрыть тело, украсить его, согреть, но и уберечь от болезней, неприятностей, бед.

    - Основой любого комплекта одежды является рубаха?

    -Что вы можете о ней рассказать?

    - Что вы знаете о вышивке на рубахе?

    - Какое она имела значение?

 

    -Рубаха - самая древняя и необходимая часть  русского  костюма. Рубаха встречала       человека на пороге в этот мир, сопровождала его всю жизнь, и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Ее носили мужчины, женщины, дети.

    - Вышивка была не только украшением одежды, но и как оберег, от предков шла вера в магическую силу рубахи. Поскольку рубашка определялась фактически как вторая кожа, то на ней оформлялись детали, призванные защищать определенные части тела человека:  ворот, на шее крепится голова и шею нужно оберегать. Далее плечи, так как отсюда начинается главный рабочий орган - руки. Орнаменты располагались на груди: у женщин, чтобы выкормить детей; у мужчин, чтобы защищать свой род. Рубаха – основа  народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна.  Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица и владелец.

     

      - Как называлось платье без рукавов? (сарафан)

Слайд6

   Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой,

серебряным кружевом, узорными пуговицами. 

Слайд7

-Понева - древняя одежда.  Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины.

      - А что вы можете рассказать о переднике?

Слайд8

      -Он одевался поверх поневы, был расшит вышивкой, по вышивке на переднике можно было узнать, сколько лет женщине, сколько у нее детей, из какой она деревни

     - Для чего нужен был пояс?

Слайд9

-Обязательной деталью сарафанного костюма являлся узорчатый нарядный пояс с разноцветными кистями и подвесками, он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и  специальная сумка.

Слайд10 

       -Очень любили на Руси душегрейки, которые  надевали поверх сарафана и шили из дорогих тканей.

- Расскажите об обуви?

Слайд11

      -Крестьяне носили лапти, чеботы, сапоги, зимой валенки.

     - Лапти плели из липового  лыка (отсюда и пошло выражение «ободрать как липку»), а также из коры ивы, дуба, бересты, из верёвок. Чтобы сделать одну пару лаптей, нужно было снять кору с 3-4 деревьев. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью верёвок. Обувь шили также из кожи, но только богатые люди, сапоги считались признаком достатка.

      - Что вы можете рассказать о женском головном уборе?

По старинным поверьям волосы обладали магической силой, через них можно было воздействовать на человека, поэтому и считалось, что их должны оберегать, прятать от чужого глаза.

Слайд12

     - Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины– кокошник, кичку, чепцы, капоры.

Слайд13

    -Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали узким поясом.  Порты шились неширокие, суженные к низу,  завязывались на талии шнурком – гашником. 

     - Свое  понятие о мире человек обозначал условными знаками. 

Слайд14

    -Подол женской рубахи или юбки-поневы часто украшались вышитыми квадратами, ромбами с точками. Эти элементы символизировали землю, поле, засеянное семенами.

Слайд15

    -На рубахах выше пояса можно увидеть веточки, цветы, условные изображения  растений. Все эти узоры выражали идею земли.

Слайд16 

    -Верхняя часть костюма всегда связана с образом неба. На головных уборах часто изображали  солнце и звезды.  

    -Таким образом, женщина, одетая в такой костюм представляла как бы модель мира.

   IV.  Работа в группах.

Каждая группа получает конверт с буквами, из которых дети должны составить слова «рубаха», «сарафан», «кокошник», «понёва». 
   - Какие слова у вас получились? 
     (Слова вывешиваются на доску) 
   - Что  обозначают  эти  слова?

V. Работа с пословицами.

     -Любовь человека к родине русский народ выразил в своих пословицах и поговорках. 

     -Угадайте пословицу по её началу

 Слайд17

По одёжке встречают, по уму провожают.

 С миру по нитке - голому рубаха.

                    Береги одежду снова, а здоровье и честь — смолоду. 

VI.Загадки

Все в шерсти, а кожи нет.

                                    (валенки)

Дуйся не дуйся,

                   Через голову суйся,

                   Попляши день-деньской

                   И пойдешь на покой.

                                                            (Рубашка)

5.                 Тепла не даёт,

                    А без него холодно

                                                            (Пояс)

Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет.

                                             (лапти) 

VII.  Рассказ учителя о русском народном костюме в наше время.

   

  - Русский народный костюм просуществовал до начала 20 века. Создателем, хранителем и носителем народного костюма было крестьянство. В конце 19 века крестьянская одежда начинает испытывать влияние общей моды, выражающееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, обуви, головных уборов. Затем произошло изменение и самих форм одежды. Молодёжь хотела быть более современной. В результате русский народный костюм как массовый вид одежды перестал существовать.

   

 -Но неужели навсегда исчез даже образ народного костюма?

 

 - Конечно же нет. Разумеется, сейчас никто не ходит в домотканой понёве или косоклинном сарафане и душегрее, но эти яркие образы остались и воплотились в сценическом костюме.

Слайд18  

    - Обратите внимание, в какие нарядные сарафаны одеты девочки нашей школы во время выступления в доме культуры. 

    -Народное искусство  по-прежнему питает сегодняшнюю художественную культуру, всегда оставаясь чистым, живительным родником.   Народное творчество вдохновляет современных  художников. Мотивы народного костюма отразились в коллекции известного модельера Вячеслава Зайцева.

Слайды 19,20,21,22

VIII. Подведение итогов занятия.

                       - О чем может рассказать нам русский народный костюм?

                       - Из каких элементов состоит русский народный костюм?

–                     - Что можно было узнать в то далекое время о человеке, едва взглянув на его одежду?

     -Сегодня мы окунулись в прекрасный мир русской старины, многое узнали о процессе создания национального костюма, о символике русской вышивки. О России написано много красивых слов. Вот такой красивой песней о России  я бы хотела закончить наш классный час. Давайте послушаем и полюбуемся красотой русской народной одежды..

Презентация №2

     -Давайте посмотрим,  друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.  Я надеюсь, что для   вас сегодня открылась какая-то своя новая особенная Россия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки " Русский народный костюм"

По программе Шпикаловой-художественный труд. с 1-4 класс. Собраны все уроки с 1-4 класс, связаные с русским народным костюмом..Это русская народная вышивка начиная от простого к сложному... Декоративн...

Презентация "Русские народные костюмы"

Видеоматериал к уроку  о русских народных костюмах....

Урок изобразительного исскусства "Красота русского народного костюма"

Ознакомление с народными костюмами Древней Руси в разных социальных сословиях общества. Выполнение эскиза одного русского народного костюма....

Русский народный костюм

Презентация "Русский костюм" к уроку изо...

Презентация Русские народные костюмы ИЗО 4 класс

Фото костюмов и название губернии, из которой данный костюм....

Проект "Русский народный костюм"

На уроках технологии и изобразительного искусства мы с детьми делали проект на тему "Русский народный костюм". Описание нашей работы представлено в презентации на указанную тему....

занятие по теме русский народный костюм

Занятие предназначенно для изучения русского народного мужского и женского костюма...