"Становление личности ребенка в начальной школе" (воспитательная система)
рабочая программа (1 класс) по теме

Захарова Анна Модестовна

Цель данной системы-формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_nasayt.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

"Руэмская средняя общеобразовательная школа"

Медведевского муниципального района Республики Марий Эл

Воспитательная система

"Становление личности

 ребенка в начальной школе"

Разработала: Захарова А.М.,

учитель начальных классов,

МОБУ "Руэмская СОШ"

п.Руэм

2011г.


Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Созданная модель помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Использование в совместной работе с учащимися и родителями форм, приемов и методов моделирования воспитательной системы класса позволило сформировать желаемый образ выпускника начальной школы и представления детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в нашем классном сообществе.

Цель воспитательной системы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка.

Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:

  • изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
  • воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
  • воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
  • развивать творческую деятельность через КТД

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.

Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Надежным результатом творческих дел является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (мы решили, провели, сделали). Одним из наиболее ярких проявлений системы является самоуправление.

Самоуправление

Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года проводятся классные собрания, которые посвящены: выбору актива класса (завуч, главный дежурный, главный редактор);

созданию законов класса;

распределению поручений (стилист, библиотекарь, цветовод, физорг, правовед)

стилист отвечает за внешний вид кабинета

редактор отвечает за ведение классного дневника

главный редактор отвечает за подборку материалов к журналу «Эрудиты»

цветовод отвечает за уход и посадку цветов

физорг отвечает за организацию участников классных и школьных спортивных соревнований

главный дежурный отвечает за порядок и организацию игр на перемене

завуч отвечает за организацию соревнования «Лучший по итогам недели»

Каждую пятницу актив класса представляет отчет о проделанной работе за неделю.

Основные направления воспитательной работы

Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.

Направление «Интеллект»

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Задачи:

определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;

создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность

Формы реализации:

Тематические недели

Экскурсии познавательного характера

Создание журнала «Эрудиты»

Группы детей (каждая группа выбирает себе одну страничку) готовит материал по выбранной теме: кроссворды, ребусы, сканворды, авторские стихи, учимся готовить, логические задачи по изучаемым предметам и другое.

Экспериментальная деятельность

Работа по составлению и представлению презентаций для уроков, внеклассных мероприятий.

Проект «Мы и наши соседи»:

Моя малая Родина

Растения Марий Эл в Красной книге

Животный мир нашего края

Ветераны нашего района, края

Памятные места РМЭ

История родного поселка Руэм

Проекты носят комплексный характер: включают в себя и практическую ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность. Нацелены на решение ряда педагогических задач:

Развивать эмоционально-чувственную сферу личности как одного из компонентов экологической культуры.

Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.

Формировать активную нравственно-экологическую позицию личности по отношению к окружающему.

Общение

Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Задачи:

формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;

создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;

учить учащихся приемам преодоления проблем в общении

Формы реализации:

Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе:

социометрия; диагностика

Тестирование учащихся по теме: «Какой я человек?», «Мои интересы», «Чем мне нравится заниматься?».

По результатам проведенных диагностик, организовать коррекционную работу:

Уровень сформированности качеств личности (определенных целью воспитания в классе) как критерий результативности воспитательного процесса


1-4 классы

Фамилия, имя

Нравственная позиция

Культура межличностных

отношений

Культура поведения

с точки зрения безопасности и выполнения норм и правил

Опыт усвоения

нравственной

культуры

 

Высокий уровень

* Внимателен и заботлив к окружающим.

* Сочувствует и сопереживает одноклассникам.

* Часто проявляет

доброту.

* Честен, правдив

*Широкий круг друзей.

* Умеет взаимодействовать с одноклассниками.

*Помогает окружающим

*Соблюдает нормы и правила поведения в школе, на улице, дома.

*Заботиться о своем здоровье.

* Знает правила безопасности.

* Часто обсуждает с родителями  школьные дела, хочет добиться лучших результатов.

*Много читает.

 

 

 

 

 

 

 

Средний уровень

*Добр, но не ко всем.

* Заботлив и внимателен лишь к

близким людям.

* Может обмануть.

*Эгоистичен.

* Иногда не замечает,

что обижает окружающих.

*Избранный круг общения.

* Иногда конфликтует с одноклассниками.

* Не умеет общаться

с незнакомыми людьми

*Часто болеет.

* Иногда нарушает нормы и правила поведения.

* Теряется в незнакомой обстановке.

* Читает неохотно.

* Ходит в кружки и секции не очень охотно, там ему часто бывает скучно.

 

 

 

 

 

 

Низкий уровень

*Проявляет жестокость.

* Агрессивен к окружающим.

* Часто обманывает.

* Совершает безнравственные поступки

*Одинок.

*Высококонфликтен.

* Мешает одноклассникам.

* малый словарный запас.

*Часто нарушает правила поведения.

* Хулиганит, ворует.

*Часто получает травмы.

*Агрессивен на переменах.

*Почти не читает.

* Ничем не увлекается.

 

 

 

 

Проведение занятий, бесед:

Беседа «Добро. Зло. Умение терпеть»

Система занятий и классных часов по теме «Азбука вежливого человека»

Создание презентаций на тему «Азбука вежливого человека» с целью поиска материала и изучения его учеником, получившим задание.

Направление «Здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Формы реализации:

1. Кл.часы на тему: «Правильное питание», «Можно ли прожить без чипсов и шоколада», «Наши зубы» и т. д.

2. Спортивные праздники и соревнования.

3. Недели здоровья.

4.Родительские собрания:

«Мы выбираем здоровье»

«Наши болезни»;

«Азбука безопасности»;

«Трудовая деятельность».

Направление «Нравственность»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;

- формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;

- воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;

- воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям

Формы реализации:

1. День памяти юного героя антифашиста

2. Проект «Они защищали Родину»

3.Работа над изучением «Книги памяти»

4.Конкурс рисунков, газет, плакатов

5.Выпуск газеты

6.Уроки памяти

Беседы:

«Школа вежливости»

«О доброте и отзывчивости»

«Ты не один на свете»

Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми. Разнообразные подвижные игры, психологические игры и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов. Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения.

Направление «Дорога и ты»

Цель: обучение правилам безопасного поведения учащихся на улице и дорогах.

Задачи:

- способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу;

- познакомить учащихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте;

- познакомить учащихся с дорожными знаками, сигналами светофора.

Формы реализации:

1. Цикл бесед по ППД.

2. Настольные игры по правилам дорожного движения.

3. Просмотр презентаций с викторинами по правилам ППД.

Важное место при изучении правил занимают презентации. Их ценность заключается в том, что в них наглядно раскрываются причины несчастных случаев. Учащиеся, просматривая их, убеждаются в необходимости правильного поведения на улице.

Направление «Досуг»

Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

- создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;

- использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;

- развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

Формы реализации:

Посещение кружков, секций, студий

классные собрания,

создание законов,

распределение поручений

участие в делах школы

Мероприятия:

«Спешите делать добро»

День матери

Праздник Осени

Новогодний праздник

«А ну – ка, мальчики!»

Праздничный концерт для мам

Прощание с 4 классом

День конституции

Кл.час-презентация к 23 февраля

Кл.час-презентация к 8 марта

Презентация «Дневник нашего класса»

Кл.час презентация «Ах, какая осень» и т. д.

Собрание-презентация «Мы выбираем здоровье»

Привлечение родителей в учебный процесс. Ребята с родителями устраивают традиционные семейные праздники "Семейные обычаи", "Вечер семейных сюрпризов", интеллектуальные игры "Ринг - родители и дети", "Поле чудес". Во время бесед, встреч, диспутов раскрываются проблемы, возникающие во взаимоотношении родителей с детьми, как избежать конфликтных ситуаций, как научиться видеть и уважать в ребенке личность, защита от стрессовых ситуаций. Посещение учеников на дому. Работать в тесном сотрудничестве с родителями.

Концепция работы с родителями:

1. Изучение семьи, условий, в которых воспитывается ребенок (анкетирование, тестирование, посещение на дому);

2. Наблюдение за изменением возрастных особенностей учащихся (ведение педагогического дневника);

3. Формирование нравственных основ на положительном примере родителей: «Будь как мы, будь лучше нас»;

4. Развитие познавательных интересов, повышение престижа образования (педагогический всеобуч для родителей);

5. Укрепление здоровья учащихся, воспитание в детях стремления к здоровому образу жизни.

Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:

- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;

- развитость креативных способностей учащихся;

- проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

- сформированность классного коллектива.

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса, такие как:

Методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника

Модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

Методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...

Роль отца в становлении личности ребенка.

Консультация для родителей о роли отца в становлении личности ребенка...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА "СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Воспитательная система класса "становление личности ребенка в начальной школе"...

Группа продленного дня как условие становления личности ребенка

Школа – главный помощник в становлении личности ребенка. Маленький человек попадает в новый мир, его окружают педагоги, одноклассники, дети из других классов, формируются новые отношения. В современны...

«Роль современного учителя в развитии и становлении личности ребенка»

laquo;Роль современного учителя в развитии и становлении личности ребенка»...

Родительское собрание "Роль чтения в становлении личности ребенка"

Книга и ее роль  в формировании основ духовного и умственного развития ребенка...