Методическая разработка воспитательного дела "Бабушкам и дедушкам посвящается..."
методическая разработка (2 класс) по теме

Титова Ирина Владимировна

Методическая разработка воспитательного дела. Литературная гостинная приглашает бабушек и дедушек. Разработка направлена на воспитание уважительного отношения к старшему поколению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx90.06 КБ

Предварительный просмотр:

http://cbs-angarsk.ru/images/stories/kids/Slovotvorchestvo/MDPojilyhLudey/DPojChel13.jpg

«Бабушкам и дедушкам посвящается…»

авторская методическая разработка воспитательного дела

Автор: учитель начальных классов

 МОАУ СОШ № 18 г. Кирова

Титова Ирина Владимировна

1.        Цель работы

        Формирование уважительного отношения к пожилым людям через умение видеть доброе и прекрасное в окружающей жизни.

2.        Задачи

  • усвоение понятий «доброта», «красота», «ответственность», «человек», «жизнь», «истина», «любовь», «милосердие».
  • развитие интереса к народному творчеству, русским традициям, произведениям поэтов и художников.
  1. Форма

Литературная гостиная

4.        Подготовительная работа

  • конкурс на лучшее стихотворение о бабушке, дедушке;
  • конкурс рисунков «Моя любимая бабушка, мой любимый дедушка»;
  • изготовление дымковской игрушки для бабушек и дедушек;
  • конкурс сочинений «Сияние добрых глаз»;
  • изготовление украшений для класса;
  • конкурс на изготовление лучшей открытки для бабушки и дедушки;
  • подготовка презентации «Бабушка рядышком с дедушкой».

5.        Оборудование и реквизит

а) компьютер, экран, мультимедийный проектор;

б) самовар, чашки, заварной чайник, скатерти с вышивкой или кистями;

в) жетоны в форме кленового листочка для лотереи;

г) маленькие сердечки и большое сердце из бумаги.

6.        Оформление класса

Класс оформлен в виде гостиной середины 20 века. Отдельные столики накрыты скатертями. На каждом столе цветы.  Столик хозяйки гостиной расположен обособлено. На её столе - томики стихов. Доска оформлена в виде старого телевизора. На нём экран. Перед ним мультимедийный проектор для показа презентации «Бабушка рядышком с дедушкой».  Класс оформлен портретами бабушек и дедушек.

Ведущий: Добрый вечер! Сегодня я ведущая литературной гостиной, а вы гости. Наша гостиная посвящается бабушкам и дедушкам, самым дорогим и близким людям для нас.

        Изначально гостиная комната располагалась в дворянском доме там, где принимали гостей и проводили вечера. Гостиных было много, но культурную ценность имели только литературные. Там звучала музыка, стихи, исполнялись танцы, то есть всё, что относилось к понятию культура.

        Литературные гостиные были очень популярны и в 20 веке.

Хозяйкой литературной всегда была женщина. Она принимала и располагала гостей.

Звучит торжественная музыка. Входит хозяйка гостиной.

Хозяйка гостиной: Добрый вечер! Я очень рада принять вас в гостиной. Я хозяйка и проведение вечера беру в свои руки.

        Россияне всегда с почтением относились к пожилым людям. С детства впитываем мы от людей старшего поколения народные традиции и мудрость, основы культуры и родной речи. Из бабушкиных сказок, из рассказов деда рождается наша первая любовь к родной земле и её жителям.

1 чтец:

Кто одарит нас заботой

и своим теплом?

И на ком на самом деле

держится весь дом?

Кто печётся, чтобы крепла

дружная семья?

Это бабушка родная,

бабушка моя.

2 чтец:

Руки просто золотые –

что ещё сказать?

Любит бабушка носочки,

шарфы нам вязать.

А под самый-самый вечер

раз, да и возьмёт –

Сказку добрую расскажет,

песенку споёт.

3чтец:

Время как-то торопливо

подгоняет нас,

Но оно не изменяет

блеск любимых глаз.

И морщинки не подвластны

подгонять года –

Для меня ты, бабушка,

вечно молода!

Хозяйка гостиной: Никогда не забудем мы того, что сделано руками людей старшего поколения. Они возводили фабрики и заводы, воевали на фронтах, добросовестно трудились в мирное время, воспитывали нас, своих детей и внуков.

4 чтец:

Вы историю эту творили своими руками,

Сколько отдано силы, надежд и тревог.

Что достигнуто вами, что построено вами

Остаётся потомкам как надёжный оплот.

5 чтец:

Принимая из ваших рук эстафету

Можно ль вычеркнуть что-то

Или может забыть?

Вы в тылу и на фронте приближали победу,

Чтоб могли ваши дети и внуки

Свободно и счастливо жить.

6 чтец:

Вы сильны крепкой волей и духом,

Вы терпеньем великим сильны,

Вам хочу я сейчас до земли поклониться

Ветеранам труда ветеранам войны!

Хозяйка гостиной: На Руси всегда старость почиталась, ласковое слово старику, лакомый кусочек бабушке и обоим почетное место на празднике. «Только тот род велик, где старость почитается», - так говаривали на Руси. Праздники поздней осени и начала зимы считались праздниками стариков. В это время старые люди собирались вместе, поминали былое, пели, ходили в лес, волховали. Отношение к ним было самое уважительное. В середине девятнадцатого века, француз маркиз де Кюстин отмечал, что русские старики имеют гордый взгляд, лихо правят конями, не кланяются знатным особам, и говорят правду. В деревне именно старые люди были подлинными хранителями власти, закона и традиций общины.

Ребята подготовили пословицы и поговорки о пожилых людях.

(выходят дети)

Не смейся над старым, и сам будешь стар.

Сам стар, да душа молода.

Седина в бороду – ум в голову.

Старого воробья на мякине не проведёшь.

Старик, да лучше семерых молодых.

Под старость человек либо умней, либо глупей бывает.

От совета старых людей голова не болит.

Старого учить – только портить.

Старость – не младость: не увидишь, как подкрадётся.

Учат добру не дураки, а старики.

Хозяйка гостиной: И сегодня забота о наших пожилых людях – то, о чём нельзя забывать ни на минуту. Поддержать, обустроить быт, оказать реальную помощь – самое простое, что может сделать каждый. Уступить место в автобусе, помочь перейти через дорогу, выразить простое человеческое внимание – и разглаживаются морщинки у глаз, светлее становится взгляд, теплее на сердце пожилого человека. Но и это лишь небольшая частичка нашего неоплатного долга перед людьми старшего поколения.

7 чтец:

Мы с моею бабушкой

Старые друзья,

До чего хорошая

Бабушка моя!

Сказок знает столько,

Что не перечесть

И всегда в запасе

Новенькая есть

А вот руки бабушки -

Это просто клад.

Быть без дела бабушке

Руки не велят

Золотые, ловкие,

Как люблю я их!

Нет, других, наверное,

Не найти таких!

8 чтец:

Дедушкины руки,

Они никогда не страдают от скуки!

Им в день выходной не бывает покоя.

Знакомо тяжёлое им и большое.

Рабочие руки, в мозолях, бугристые,

Рабочие и ослепительно чистые.

Всё делают так хорошо и умело,

Как в поговорке: ,, В них спорится дело!”

За всё, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Мы благодарны нашим дорогим дедам!

9 чтец:

 Я гулять пошёл во двор.

Перелез через забор

И оставил на заборе

Полштанины – вот так горе!

Как теперь пойду домой

Я оборванный такой?

Мама будет поучать,

Чтоб не лазил я опять.

Папа скажет: «Неумеха!

На штанах теперь прореха».

Бабушка запричитает,

Но штаны мне залатает.

Ну а дед, мой верный друг,

Обойдёт меня вокруг,

Выведет меня во двор,

Перепрыгнет сам забор,

Станет он меня учить-

С дедом весело нам жить!

1-ый ученик: Сколько великих художников посвятили свои полотна святому образу пожилого человека. А сколько поэтов благословила муза на великие нежные строки! Не обошла своим вниманием муза и детей. Вот какие замечательные слова написали мои одноклассники.

Дети читают собственные стихи, отрывки из сочинений.

Ведущий: В разлуке с детьми и внуками нет для дедушек и бабушек большей радости, чем их письма. И нет ничего томительней и горестней, чем ожидание вестей. Чего только не придумают они, когда письма не приходят или сильно запаздывают. Ночью бессонница, днём всё валиться из рук, картины одна ужаснее другой встают в воображении. «Ну, чего вы зря беспокоились,- говорим мы при встрече,- что могло случиться?» Обещаем, что больше такого не повторится.

10 чтец:

Пошлю письмо, письмо большое,

Непростое, заказное!

Буква к букве, строчка к строчке,

Не забыты даже точки,

Без ошибок, без помарок,

На конверте восемь марок!!

 

...Здравствуй, Бабушка Танюша,

Тебе пишет внучка Ксюша.

О тебе я так скучаю,

И о встрече так мечтаю.

Берегу тебе печенье,

Приезжай к нам в воскресенье,

Жду, бабуся, с нетерпеньем,

Обязательно...  с вареньем!!

Дети исполняют песню группы «Любэ» «Бабушка».

Бывает что в жизни не балует,
Бывает сплошной переплет,
И только лишь добрая бабушка,
И только лишь добрая бабушка,
И только лишь добрая бабушка,
Утешит тебя и поймет.

Мы все для нее дети малые,
Примчишься сквозь ветер и дождь,
Ладони ее исхудалые
К губам осторожно прижмешь.

Бабушка Зоя, бабушка Нина,
Бабушка Таня, баба Полина.
Бабушка, бабушка,
Я люблю тебя.

Расскажешь про тайны укромные,
Дворовых баталий бои.
Мы все для нее внуки родные,
Мы все для нее внуки родные,
Мы все для нее внуки родные,
За каждого сердце болит.

Для каждого слово хорошее
Найдет за вечерним чайком,
И скромный гостинец положит нам
В дорожную сумку тайком.

Ведущий: В литературных салонах проводились различные игры. И мы сегодня с вами разыграем лотерею.

Хозяйка гостиной проводит розыгрыш лотереи:

Мне будут помогать Даша и Рома. На моём столике чудесный букет тюльпанов. Они то и помогут определить победителей.

1) Разыгрывается предмет, который переводится с тюркского языка как «чёрный камень».

- Что это? Верно, карандаш. Его получают номера  16,4,22.23.

(Рома раздаёт карандаши)

Хозяйка:        Всё нарисует карандаш

                Когда ему работу дашь.

                Но сам без дела не сиди,

                Подарок быстро сотвори.

2) Разыгрывается предмет, которому уже почти 300 лет. У него два имени. Для его изготовления необходимы опилки, нефть, стеклянная пудра.

- Что это? Это резинка ли ластик. Его получают номера 13,42,20,1.

(Даша раздаёт резинки)

Хозяйка: Всем школьникам, художникам, поэтам этот предмет необходим. Ластик сотрёт ненужное на ваших рисунках, исправит строчки в стихах, которые вы сочините для бабушек и дедушек.

Хозяйка: А этот предмет вам понадобится, когда вы поздним вечером перед сном будете читать с бабушкой её любимые стихи. Он поможет вам найти нужную страницу.

- Что это? Это закладка. Его получают номера 5,8,37,25.

(Рома раздаёт закладки).

Хозяйка: По описанию узнайте, о чём идёт речь. Он бывает Солнечный, Римский. Юлианский, Григорианский, Лунный.

- Что это? Это календарь. Его получают номера 9,18,44,11.

(Даша раздаёт календарики).

Хозяйка: Эти календарики напомнят вам, когда у бабушки и дедушки дни рождения, именины, напомнят, что в выходные вы должны их навестить.

 Хозяйка: Отгадай, что за вещица.

                 Острый клюв, а не птица.

                Этим клювом она сеет, сеет семена

                Не на поле, не на грядке,

                На листах твоей тетрадки.

- Что это? Это ручка. Его получают номера 12,26,35,47.

(Рома раздаёт ручки).

Хозяйка: Ручка вам понадобится, когда вы, уходя на прогулку или тренировку, захотите написать бабушке записку, чтобы она не беспокоилась.

Ведущий: Любовь ваших внуков к вам бесконечна. В исполнении ансамбля наших девочек и мальчиков звучат частушки.

Частушки.

1. Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

2. Две старушки без зубов

Говорили про любовь:

- Мы с тобою влюблены:

Я – в сметану, ты в блины.

3.У меня на сарафане

Петушки да петушки

В целом мире нету краше

Моей милой бабушки!

4.У моей у бабушки

Новый фартук яркий.

Принимай, бабулечка,

К празднику подарки!

5. Я весь день страдать готов

Без твоих без пирогов.

До того я настрадался,

Один нос большой остался.

6.Говорю я бабушке:

«Шибко вечером не пой!

Как услышу голос твой,

Сей же час бегу домой!»

7. Ой, да, бабушка моя,

Ой, да боевая:

Столько знает анекдотов,

Сколько я не знаю!

8. А моя бабулечка

Самая затейница.

Если засмеётся -

Ярче солнце светится.

9. Я на бабушку похожа,

Я - неугомонная.

А моя бабулечка

Самая весёлая!

10. Баба Сима чай пила

Самоварничала

Всю посуду перебила

Накухарничала.

11. Дед Матвей большой рыбак

В речке выловил башмак

Но зато потом поймал

Затонувший самосвал.

12. Врач сказал «Укол в лопатку»

Но не трус дед Витя

Взял саперную лопатку

И сказал: «Колите!»

13. Старый дедушка Назар

Пошёл утром на базар

Но забыл он взять очки

Вместо кур купил крючки.

14.Дед Иван чиня розетку

Удивил сегодня нас

Он в розетку сунул палец

И смеялся целый час.

15. Из – за леса, из- за гор

Вышел дедушка Егор

У него в грибной корзинке

Только старый мухомор

16. Баба Шура шла по рынку

И запнулась о корзинку

И упала в ямку- ух

Раздавила 40 мух

Хозяйка гостиной: О бабушках и дедушках можно рассказывать очень долго и много. Я обращаюсь ко всем мальчишкам и девчонкам: любите и цените своих бабушек и дедушек, будьте добрыми, чуткими к ним, не причиняйте боли своими словами и поступками. Они достойны уважения и признательности.

Ведущий: Ребята приготовили для бабушек и дедушек сценку «Бабушкин выходной».

ВНУЧКА

Сегодня у нас воскресенье как раз,

Бабусю будить я не буду сейчас.

На завтрак, пожалуй, нажарю картошки,

С повидлом пирог испеку и лепёшки.

Всё это не трудно мне сделать самой,

Ведь должен у бабушки быть выходной.

… Еда на столе и в двух вазах букет

- Иди же, бабуся!.. Бабуся, ну где ты?

БАБУШКА

На кухне я! С пола сейчас уберу

Соль, масло, картофельную кожуру…

Потом соскрести я должна поскорей

Присохшее тесто со стен и дверей…

Повидло с окна, с потолка ещё смою

И завтракать, внученька, сяду с тобою.

Ведущий: Много слов прозвучало сегодня на литературной гостиной в адрес бабушек и дедушек.

А теперь я хочу проверить, какие качества вы выбрали для себя, как будете относиться к бабушке и дедушке, какие чувства будете проявлять?

        Напишите одно из качеств на сердечке и приклейте на нашем большом сердце, которое мы подарим всем бабушкам и дедушкам.

Мальчики читают стихи.

1-й мальчик:        Любимые!

                        Как много вы нам дали!

                        Как многому вы научили нас!

                        Любовь свою мы к вам всегда скрывали,

                        И продолжаем мы её скрывать сейчас.

2-ой мальчик:        Но хочется, чтоб знали вы и верили,

                        Что нет нигде таких на свете мер,

                        Которыми б любовь мы к вас измерили

                        И всю огромность ваших добрых дел.

3-й мальчик:         Мы никогда ни за что не смогли бы

                        Всего, что вы сделали, перечесть.

                        Примите огромное наше спасибо

                        За то, что вы с нами,

                        За то, что вы есть.

4-й мальчик:        Спасибо вам за вашу доброту,

                        За преданность и нежность вашу.

                        А так же за любовь и теплоту,

                        Спасибо вам, бесценные вы наши!

Хозяйка гостиной: Любимые, дорогие, уважаемые дедушки и бабушки мы приготовили для вас подарок.

Презентация «Бабушка рядышком с дедушкой»

Дети дарят бабушкам и дедушкам дымковские игрушки.

Хозяйка гостиной: На этой волнительной ноте я закрываю нашу гостиную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник вежливых ребят"

Цель:         формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаи...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник цветных карандашей"

Воспитательное мероприятие для младших школьников будет познавательным, поучительным и интресным...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Короб чудес» для учащихся начальных классов.

Мероприятие, проведенное по данной разработке ставит целью развивать познавательную активность детей, а так же  интерес  к народному декоративно- прикладному искусству, познакомить их с наро...

Методическая разработка воспитательного проекта в рамках городской Благотворительной акции « Белый цветок»

В последние годы Благотворительная акция "Белый цветок" проходит во многих городах страны. Ребята с удовольствием участвуют в этой акции. А знают ли они историю появления этой акции?данный проект дает...

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Дню защитников Отечества

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Дню защитников Отечества Составитель: Резниченко Л.М., педагог дополнительного образованияЦель: Формирование гражданско-пат...

Методическая разработка: "Детям Великой отечественной войны посвящается" (занятие о военных подвигах детей в годы ВОВ)

Занятие подходит как для внеурочного мроприятия по патриотическому воспитанию, так и для урока, посвященному ВОВ.Представляет собой презентацию с кратким описанием наиболее известных подвигов детей...


 

Комментарии

Кощеева Елена Анатольевна

Спасибо, Ирина Владимировна, за Вашу интересную методическую разработку. Воспитание уважительного отношения детей к старшему поколению - важная задача для любого взрослого. Обязательно использую Ваш материал в работе.