Воспитательно-реабилитационная программа "Радость человеческого общения"
рабочая программа на тему

Кузнецова Татьяна Владимировна

Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения искусству общения, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций. В указанный период жизни ребёнок уже умеет согласовывать свои действия с общественными нормами и чем раньше он обратит внимание на эту сторону жизни, тем меньше проблем будет в его жизни.

Речевой этикет охватывает собой всё, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что может создать благоприятный климат общения - это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности и многое другое.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proggramma_moya.docx42.41 КБ

Предварительный просмотр:

           

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.

А. Сент-Экзюпери

Современное общество, переживая быстрые и существенные изменения социально-экономических условий жизни, остро чувствует потребность в формировании культуры современного человека. Широкое понятие культуры непременно включает в себя культуру общения, культуру речевого поведения; Невозможно строить отношения с людьми, не соблюдая определённых правил и норм общения. В жизни каждого человека происходит невероятное множество встреч с сотнями других людей. Вопрос о том, как поступить, как вести и как относиться к поведению другого в том или ином положении, приобретает особую остроту ввиду огромной пестроты характеров, мнений, взглядов и вкусов. Чтобы найти правильное решение, позволяющее сохранить своё достоинство, свои убеждения и не обидеть другого человека, нужно учитывать многие обстоятельства, проявлять сдержанность, жизненный опыт, такт. В этом помогают законы и правила общения, составляющие этикет.

С 17 мая 2010 года я работаю воспитателем в государственном учреждении социального обслуживания населения Тульской области «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Белевского района Тульской области». Значительная часть воспитанников центра - социальные сироты. В основном эти дети воспитываются в неполных асоциальных семьях и имеют негативный опыт общения. А отсутствие одного из родителей затрудняет возможность детей знакомиться с различными вариантами социального опыта и влечет за собой односторонней характер их нравственного развития, нарушение устойчивых адаптивных способностей, неумение принимать самостоятельные решения.

      Воспитанность - это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени.

Филипп Честерфилд, английский писатель и  государственный деятель, ХVIIIв.

      У большинства подростков, нуждающихся в социальной реабилитации, наблюдаются проблемы с речью, нарушения поведенческого и психологического характера. Почти все такие подростки испытывают дефицит общения с детьми «не своего круга», так как дети из социальных семей их не принимают. Они часто сталкивались с различными формами жестокого обращения и насилия, насмешками, оскорблениями и прочее. Отсутствие чувства психологической защищенности ослабляет потребность подростков в общении. Ребёнок, который не умеет общаться со сверстниками, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, проявлению робости в контактах, застенчивости, замкнутости или агрессивности, конфликтности.

Деформация процесса общения проявляется в разных вариантах. Во- первых, это вариант изоляции - стремление уйти от общества, избежать конфликтов с детьми и старшими. Здесь проявляется сильная мотивация личностной автономии, изоляции, защиты своего "Я". Другой вариант проявляется в оппозиции, которая характеризуется неприятием предложений, требований, исходящих от окружающих, даже весьма доброжелательных. Оппозиция выражается и демонстрируется в действиях негативного характера. Третий вариант - агрессия, характеризуется стремлением разрушать отношения, действия, приносить окружающим физический или психический вред, что сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти.

Мною разработанная программа «Радость человеческого общения» предназначена для воспитанников 7-13 лет.

Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения искусству общения, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций. В указанный период жизни ребёнок уже умеет согласовывать свои действия с общественными нормами и чем раньше он обратит внимание на эту сторону жизни, тем меньше проблем будет в его жизни.

Речевой этикет охватывает собой всё, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что может создать благоприятный климат общения - это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности и многое другое.

Правильное использование этикетных формул в речи ребёнка поможет наладить отношения с окружающими, поддерживать общение в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, следовательно, способствует формированию целостной личности, адаптированной в социуме.

содействие личностному развитию воспитанников через формирование положительного опыта социального общения.

  • научить воспитанников социально приемлемым способам общения в различных жизненных ситуациях;
  • коррекция отношений детей к себе, коррекция системы его ценностей;
  • формирование и развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия, предотвращение и разрешение конфликтов;

 беседы, дискуссии, тематические занятия, викторины, игры, экскурсии, просмотры кинофильмов и их обсуждение, театрализованные представления, конкурсы, диагностика.

  • игра: творческая, сюжетно-ролевая, режиссёрская;
  • проблемно-поисковый: создание и постановка проблемных ситуаций, организация поисковой творческой деятельности;
  • драматизация, моделирование, проигрывание и анализ ситуации общения.

  • сознательность и активность воспитанников;
  • доступность;
  • прочность усвоения знаний;
  • принцип связи теории с практикой.

Программа рассчитана на 40 занятий.

Режим проведения занятий - 1 раз в неделю по 30-40 минут.

Воспитанник:

  • умеет социально общаться в различных жизненных ситуациях; имеет представление о современных тенденциях в русском речевом этикете; знает основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;
  • имеет адекватную самооценку, правильно оценивает свои поступки и поступки близких и друзей, ведет себя относительно социальным нормам;
  • имеет навыки конструктивного общения и взаимодействия, предотвращает и разрешает конфликтные ситуации; умеет вести разговор, убеждает собеседника в чем-либо, тактично отстаивая свою правоту; владеет различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения.

Культурный компонент

Возраст воспитанников

Уровень воспитанности, культура поведения за столом, в быту, в общественных местах, культура общения, уровень эмоционального развития, творческие способности, эстетическое восприятие, культура речи, саморегуляция,

самовоспитание, самосовершенствование, самоконтроль, внешний вид, аккуратность, бесконфликтность общения.

Знает и выполняет правила поведения в группе, центре, общественных местах, на улице

Выполняет правила поведения, участвуя в культурно-

массовых мероприятиях

Осознанно соблюдает правила поведения

Умеет наносить визиты с различной целью

Умеет выбрать подарок, оформить поздравление

Поддерживает непринуждённую беседу. Владеет культурой устной речи

Применяет этикетные стереотипы в зависимости от цели общения

Применяет этикетные стереотипы в зависимости от цели общения

Соблюдает правила мужского и женского этикета

Умеет вести диалог по телефону со специальными

службами, родственниками

Умеет вести диалог по телефону со знакомыми, друзьями, незнакомыми

Имеет навыки

ведения официальных

бесед и переговоров

Умеет регулировать отношения в общении с младшими сверстниками, взрослыми

Вежлив. Умеет не вступать в конфликт, выходить из конфликта. Владеет культурой общения

Умеет строить бесконфликтные отношения

Умеет пользоваться столовыми приборами, эстетично принимать пищу

Умеет составить повседневное, праздничное меню. Оформить блюдо

Имеет навыки культуры быта, сервировки стола, беседы за столом

Проявляет интерес к чтению, расширению кругозора

Имеет достаточный объём знаний и представлений, обширные знания в интересующей области

Имеет достаточный уровень начитанности, эрудиции

Проявляет интерес к познавательным

программам  телевидения

Проявляет интерес к познавательны

Программам телевидения,

усваивает информацию

Информационная самозащита, избирательность информации

Активно участвует в мероприятиях группы.

Имеет потребность в культурном, содержательном  досуге

Умеет принять гостей, организовать игры, танцы

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

На теоретические занятия

На практические занятия

1.

Азбука общения

15

2

13

2.

Я и социум

11

4

7

3.

Разговор по телефону

3

1

2

4.

Путешествие по стране «Вежливости»

8

1

7

5.

Культура спора

2

2

6.

Удивительные книжные тайны

1

1


Сроки

№ занятия

Тема занятия

Краткое содержание занятия

Используемые методические материалы

сентябрь

1

Азбука общения.

Путешествие по стране «Общение».

Познакомить детей с программой

«Радость человеческого

общения», заинтересовать, вызвать у них эмоциональный отклик.

Шипицына JI.M. программа развития личности ребёнка «Азбука общения»

сентябрь

2

Язык мой - друг мой.

Осознание русского языка как духовной, нравственной и

культурной ценности народа.

Элективный курс.

Умеете ли вы общаться? Русский язык. 8класс./сост. Н.Н. Куцман.- Волгоград:ИТД «Корифей».-112с.

сентябрь

3

Чудесные

превращения

слов.

Показать важность

каждой буквы в слове, знакомство с метаграммой.

Волина В.В. учимся играть.- М.: «Новая школа», 1994.

сентябрь

4

Слова извинения.

Научить детей употреблять различные формы выражения извинения.

Журнал "Педсовет" №10 1996 г., "Речь и культура общения", ч.2

октябрь

5

Слова выражения

просьбы,

благодарности.

Знакомство со словами выражения

просьбы, благодарности, их значением, этимологией, особенностями употребления в речи.

Журнал "Педсовет" №5 1996 г., "Речь и культура общения", 4.1

октябрь

6

Скрытая просьба.

Учить употреблять слова просьбы с учётом ситуации общения.

Журнал "Педсовет" №5 1996 г., "Речь и культура общения", 4.1

октябрь

7

Культура приветствия обращения и знакомства.

Знакомство детей со словами приветствия, обращения и знакомства, умение

Речевые секреты/ Под

ред. ТА. Ладыженской. - М.: «Просвещение», 1992.

употреблять эти слова в речевой практике.

октябрь

8

Слова прощания.

Учить употреблять различные формы прощания в зависимости от ситуации.

Журнал "Педсовет" №5 1996 г., "Речь и культура общения", 4.1

ноябрь

9

Помощники устного слова.

Формирование

первичных представлений о роли мимики и жестов в процессе общения.

Журнал "Педсовет" №10 1996 г., "Речь и культура общения" , ч.2

ноябрь

10

Мимика и жесты в устной речи.

В процессе

общения продолжить формирование неязыковых средств в речи.

Журнал "Педсовет" №10 1996 г., "Речь и культура общения", ч.2

ноябрь

11

Быть

внимательным к окружающим. Уметь слушать собеседника.

Развитие умения слушать собеседника, тренировка наблюдательности.

Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как? Издательство: ACT, Астрель

ноябрь

12

Слушали,

услышали,

прослушали.

Учить слушать собеседника, услышать, понять говорящего.

Николай Дик, Францевич Дик Николай. Начальная школа: премудрости маркиза Этикета, 2008 г., Изд.: Феникс

ноябрь

13-14

Техника речи.

Познакомить детей

и отработать на практике навыки по технике речи (дыхание, громкость, тембр, дикция)

Журнал "Педсовет" №11 1997 г., "Речь и культура общения", ч.З

декабрь

15

Ораторское искусство.

практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции

Подгорная С. Н., Перекатьева О. В. Тематические недели в начальной школе. 1— 2 классы

декабрь

16

Я и социум.

Учимся сотрудничать.

Формировать умение понимать и принимать другого человека; развивать умение общаться невербальными способами.

Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка?»

Фопель «Как научить детей сотрудничать?»

декабрь

17

День рождения Мальвины.

Научить воспитанников культурно вести себя за столом, сервировать стол

Проведение праздников в начальных классах. - М.: Просвещение, 1983.

декабрь

18

День рождения. Как принимать подарки

Ознакомить детей с правилами выбора подарков, умением вручать подарок

festi val@ 1 september.ru

январь

19

Учимся писать письма.

формирование умения писать письма; развивать

устную и письменную речь детей

festival@l september.ru

январь

20

Как правильно

составить поздравление.

Познакомить детей правильно составлять поздравление

festi val@l september.ru

январь

21

Правила поведения в общественных местах.

Познакомить с правилами поведения в театре, развивать культуру общения

Генералова И. A. Пособие для дополнительного образования. - М.: Баласс, 2004г.

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. - М.: ВЦХТ, 2008.

январь

22

Наша дружная семья.

Воспитывать доброе, заботливое отношение к своей семье, самым близким людям

festival@l september.ru

февраль

23

Как не прослыть неприятным человеком.

Помочь детям взглянуть на себя со стороны, развивать умение избавляться от плохих манер

Тимощенко, JL Н. Воспитание старшеклассниц: Кн. для учителя. - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 1991 с.

февраль

24

О вежливости по отношению к девочкам «Слабый пол?!»

Показать детям (на

примерах поступков из писем

профессора Маковки), как себя вести мальчикам с девочками

ж. Пед совет№5, 1998г.

февраль

25

Разговор по душам «Посидим, по-окаем!»

Создание благоприятных

условий для стимулирования положительных эмоций и развития коммуникативных навыков у подростков

Читаем, учимся, играем.-2006.

февраль

26

Час веселья.

Активизировать полученные на занятиях по речевой культуре знания, умения применять их в жизни.

Аверьянова И.В.,Лапшина Н.Н. Предметные недели и

праздники. Внеклассная работа в начальной школе

март

27

Разговор по телефону.

У меня зазвонил телефон.

Обучить . ребят правилам телефонного разговора; выработать умение составлять диалог.

Максимова Т.Н., Дробинина Н.Н.Классные часы: 3 класс. - 2-е изд., перераб. и доп.

март

28

Мобильный этикет.

Формировать навыки культурно- речевого поведения во время телефонного разговора

Максимова Т.Н., Дробинина Н.Н.Классные часы: 3 класс. - 2-е изд., перераб. и доп.

март

29

АБВГДейка.

Закреплять, расширять и углублять знания

учащихся по русскому языку, литературному чтению, расширять

сост. Косивцова Л.И. Предметные недели в школе: Русский язык и литература

кругозор, воспитывать любовь к родному языку, развивать мышление, память, воображение.

март

30

Путешествие по стране «Вежливости»

Секрет

волшебных слов.

Развитие культуры речи воспитанников, сформировать у них представление и потребность в доброжелательном общении с окружающими

С.А. Насонкина "Уроки этикета" С.Петербург изд. "Акцент" 1998 г. О.Н. Пахомова "Добрые сказки. Этика для малышей" Москва. Прометей 2003 г.

апрель

31

Поищем и найдём волшебные слова

Познакомить детей с тем, как можно

словом воздействовать на чувства и поведение людей

ж.Весёлая нотка №11, 2006г., 17с.

апрель

32

В плену у королевы Грубости.

Учить речевому общению в коллективе

В первый погожий сентябрьский

денёк/ред.- сост.Л.И.Жук- Мн.:Красико- принт,2005,.-128с.

апрель

33

Давайте говорить друг другу комплименты.

познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.

Воронова J1. Практикум доброты и вежливости, 2004г.

апрель

34

Доброе рядом.

воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека, работать над выработкой положительных черт характер

Дик Н.Ф. Классные часы, 2003г.

апрель

3-5

Слабое звено.

Обогащение словарного запаса детей, воспитывать культуру общения

О.Е.,Барылкина Л.П.Дыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 3 класс.-2 изд.доп.- М.:ВАКО,2005.-298с

май

36

Слова очень нужные и очень важные.

Учить детей употреблять в общении различные формы речевого этикета

Е. Н. Арсенина "Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе" М.: "Глобус", 2001

май

37

Брейн-ринг.

познавательная игра Брейн-ринг "Почему мы так

говорим? Из истории слов и выражений".

Аверьянова И.В.,Лапшина Н.Н. Предметные недели и

праздники. Внеклассная работа в начальной школе

май

38

Культура спора.

От Ромула до наших дней (из истории искусства спора).

Изучить правила

ведения цивилизованного спора, сравнить традиции бытового и цивилизованного спора.

Поварнин. С.З. «Спор. О теории и практике спора», СПб, 1996г

май

39

Понятие спора. Виды спора.

изучение сущности спора как вида

речевой деятельности и проблем эффективности его ведения

Сопер П., «Основы искусства речи», пер. с англ. М., 1998.

май

40

Удивительные книжные тайны.

привлечение детей к чтению; знакомство с историей создания письменности и книги

Шейнов Г. П. «Риторика», М., 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роскошь человеческого общения

·        Расширить знания учащихся об общении с людьми, учить оценивать себя, видеть свои недостатки, через анализ сказок...

классные часы. тема: "Из истории праздника 8 марта", "Радость человеческого общения"

направление: личностное развитие;направление: основы жизнеобеспечения...

Конспект внеурочного занятия с элементами тренинга "Радость человеческого общения" 4 класс

Внеурочное занятие для 4 класса разработано для формирования благоприятного психологического микроклимата в классе и культуры общения, в него включены беседа с элементами обсуждения, игры, игровые упр...

Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая — общение с другими людьми.

Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива - задача лишь начального этапа работы воспитателя, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон колл...

Роскошь человеческого общения.

Беседа формирует толерантные отношения друг к другу, развивает способности адекватно и более полно познавать себя и других людей....