Программа воспитательной работы "Активист" по развитию самоуправления в классе
материал по теме

Барановская Наталия Полиектовна

В настоящее время большое внимание уделяется развитию ученического самоуправления, формированию у обучающихся активно-деятельностной позиции, потребности в саморазвитии и самообразовании. В связи с этим мы должны создавать благоприятную среду для развития и самореализации каждого ученика. Эта программа рассчитана на все годы обучения в начальной школе - 4 этапа становления детского коллектива и каждого обучающегося как личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitatelnoy_raboty_polnaya.docx21.32 КБ
Файл plan_realizatsii_programmy.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

      Программа воспитательной работы по развитию самоуправления в классе

                                              «Активист»

Цель программы:  создание воспитательной системы класса,                                                    

                                    которая способствует всестороннему развитию                                                            

                                    личности ребенка.

Задачи программы:                                           

 ▪ формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально     благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;        

▪ формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе;    

▪ вовлечение родителей в воспитательный процесс с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;  

▪ создание системы мониторинга развития воспитательной системы.  

Возможности реализации программы:    

правильно организованная совместная деятельность родителей, обучающихся и педагогов;  

▪ создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в гимназии.

 Основные принципы деятельности:

▪ Гуманистическая направленность: в центре внимания – личность каждого воспитанника (личностно – ориентированный подход к воспитанию).

Принцип коллегиальности: участие в организации воспитательного процесса самих воспитанников, педагогов, работающих в классе, родителей.

Принцип системности: взаимодействие всех участников воспитательного процесса в системе.

▪ Принцип целесообразности и природосообразности: выбор конкретных форм деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, ценностных и целевых ориентаций уровня развития коллектива.

Принципы  реализации  программы:  

воспитание – это жизнь рядом и вместе;

▪ в воспитании мелочей не бывает;  

▪ человеку необходимо быть нужным;

▪ умей выслушать и услышать каждого;

▪ творящие дети дурного «не вытворят»;

▪ сначала «включай» сердце ребенка,  потом голову, потом руки;

Воспитательная работа в рамках программы включает:

проектную и исследовательскую деятельность;

▪ организацию экскурсий;

▪ праздники, викторины, конкурсы;

▪ кружки и секции.

Программа реализуется в четыре этапа:

1 этап – «Познай себя - это интересно!»

▪ 2 этап – «Сотвори себя – это необходимо!»

3 этап – «Утверди себя – это возможно!»

4 этап - «Прояви себя – это реально!»

Программа рассчитана на все годы обучения детей в начальной школе.

Продолжительность каждого этапа в зависимости от особенностей класса может

совпадать или не совпадать с протяженностью учебного года.

Ожидаемые результаты реализации программы:

▪ позитивное отношение обучающихся и их родителей к воспитательной работе;

▪ повышение социальной активности школьников;

▪ проявление способности у детей к оригинальному мышлению;

▪ стремление детей и их родителей к творчеству;

▪ налаженная работа органов ученического самоуправления.

 1 этап – «Познай себя – это интересно!»  

Цели этапа:

▪ создать условия для адаптации вновь прибывших обучающихся в новом коллективе;

▪ определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности;

▪ сформировать деловые отношения в общей деятельности.

Задачи этапа:  

▪ удовлетворение потребности обучающихся и их родителей в информации:

- о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе;

- о  требованиях и педагогической позиции учителя;

▪ изучение личностных особенностей обучающихся и их родителей.  

                            Роль учителя в рамках работы на 1 этапе.

  Роль    учителя

                          Характеристика деятельности

«Источник

 информации»

Предъявление единых требований к родителям и детям.

Знакомство родителей и детей с работниками гимназии.

Ознакомление родителей и детей с правилами поведения в ОУ.

«Хранитель школьных традиций»

Вовлечение детей и родителей в традиционный круг мероприятий гимназии.

Создание классных традиций.

Выявление детских талантов.

«Аналитик»

Анализ выполнения плана воспитательной работы.

Определение степени реализации воспитательной программы.

Проведение диагностики.

«Организатор»

Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся и родителей.

Критерии успешного завершения этапа «Познай себя – это интересно!»:

▪ имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;

▪ созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в гимназии;

▪ дети и родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в гимназии,               в классе;

▪ в классе сложились традиции: день именинников, совместные экскурсии, мероприятия   с родителями;

▪ выявлены лидеры, распределены поручения.

Особенность данного этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.

 2 этап – «Сотвори себя – это необходимо!»

Цель этапа: обеспечить организационное единство класса.

Задачи этапа:

▪ сплочение детского коллектива;

▪ организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;

▪ вовлечение каждого обучающегося в коллективную творческую деятельность;

▪ организация работы актива класса.

                            Роль учителя в рамках работы на этапе.

Роль учителя

                                Характеристика деятельности

«Лучший слушатель»

Организация обсуждений, дискуссий.

Обучение детей «слушать» и «слышать» друг друга.

«Штурман»

Направление работы актива класса, организация работы творческих групп.

«Организатор»

Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности детей и родителей.

Критерии успешного завершения этапа «Сотвори себя – это необходимо!»: 

▪ созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в гимназии;

▪ обучающиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;

▪ функционирует актив класса;  

▪ созданы сменные творческие группы.

Особенности данного этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.

3 этап – «Утверди себя – это возможно!»

Цель этапа: формирование эмоционально – волевого и интеллектуального единства класса.

Задачи этапа: 

▪ изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;

▪ обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;

▪ обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство обучающихся с позитивными ценностными установками.

                              Роль учителя в рамках работы на этапе.

Роль учителя

                          Характеристика деятельности

«Старший товарищ»

Помощь во включении в различные виды деятельности.

Забота об обучающихся.

Организация различных творческих дел.

«Корректор»

Обеспечение свободного и полного проявления и развития способностей ребенка.

«Организатор»

Создание оптимальных условий для взаимодействия и сотрудничества всех участников воспитательного процесса.

Помощь в организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлечение в разнообразные коммуникативные ситуации.

Критерии успешного завершения этапа «Утверди себя – это возможно!»:

▪ обучающиеся и родители могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;

▪ полноценно функционирует актив класса;

▪ дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.

Особенность данного этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.

4 этап – «Прояви себя – это реально!»

Цель этапа: формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально- значимой деятельности.

Задачи этапа:

▪ обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;  

▪ создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности обучающимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;

▪ поддержка всевозможных инициатив отдельных обучающихся, микрогрупп.

                                 Роль учителя в рамках работы на этапе.

Роль учителя

                                 Характеристика деятельности

«Организатор»

Организация общественно-значимых мероприятий на уровне гимназии, района, города.

«Сподвижник»

Оказание помощи детям в самореализации.

«Носитель культуры»

Помощь в освоении культурных ценностей, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, походов).

Критерии успешного завершения этапа «Прояви себя – это реально!»:

▪ обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;

▪ повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.

Особенность данного этапа: дети сами могут научить других тому, что знают и умеют.



Предварительный просмотр:

                     

                              План реализации программы «Активист»

        Девиз

        Цели

                         Задачи

Формы работы

Блок «Страна знаний»

«Ученье свет, а неученье – тьма».

Развитие познавательной

активности.

Формирование потребности в самообразовании; развитие умений и навыков учебной деятельности; выявление индивидуальных способностей; развитие самостоятельности и креативности мышления.

Олимпиады, интеллектуальные марафоны, международные игры («Русский медвежонок», «Кенгуру»); викторины, КВН; интегрированные образовательные путешествия; информационные газеты; смотры знаний.

Блок «Страна здоровья»

«В здоровом теле – здоровый дух.

Сохранение и укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Приобщение детей к здоровому образу жизни; обучение навыкам самосохранения; обучение конструктивным способам выхода из ситуаций.

Организация горячего питания; посещение бассейна и спортивных секций; прогулки на свежем воздухе; физкультурные минутки; зарядка (до начала уроков); дни здоровья; конкурсы плакатов, газет по теме «Здоровый образ жизни»; цикл бесед, диспутов; спортивные соревнования (малые спартакиады, «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья»; ролевые игры.

Блок «Семейная бухта»

«В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей».

Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ; формирование единого коллектива.

Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; Дни открытых дверей; анкетирования; проведение совместных экскурсий и внеклассных мероприятий.

Блок «Островок творчества»

«Дело мастера боится».

Развитие творческой активности.

Выявление и развитие индивидуальных способностей, умений и навыков в творческой деятельности, творческого воображения обучающихся.

Конкурсы (классные, школьные, муниципальные, федеральные); уроки творчества; выставки работ; посещение кружков, развивающих творческие способности (хорового, изобразительного искусства; танцевальные и др.); творческие мастерские; театральные постановки; проектная деятельность.

Блок «Островок дружбы»

«Один за всех и все за одного».

Развитие умений и навыков в сфере общения. Создание благоприятной социально – психологической обстановки в классе, развитие ученического самоуправления.

Развитие у обучающихся чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию; способности к самопознанию, самоанализу; обучение коммуникативным навыкам.

Тренинги общения; ролевые игры; экскурсии, походы, интегрированные путешествия; внеклассные мероприятия различного уровня; деловые игры; собрания актива класса.

Блок «Гражданская республика»

«Ты тоже родился в России».

Формирование основных нравственных качеств, чувства гордости за родной край, ответственности за сохранение памятников истории и культуры.

Знакомство с историей государственной символики страны; расширение исторических знаний об истории своей семьи, города, области, региона; повышение социальной активности обучающихся; развитие чувства милосердия, сострадания.

Уроки мужества; диспуты; социальные акции; интегрированные образовательные путешествия по памятным местам; изучение своей малой родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...

Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...

Краткосрочная программа воспитательной деятельности обучающихся в первых классах группы продленного дня.

      Программа создана для работы с первыми классами в группе продленного дня. Может использоваться на протяжении нескольких лет....

Программа воспитательной работы в 1- Г классе «Пчелки»

Программа «Пчелки» направлена на всестороннее развитие ребенка. Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, обучающихся и родителей ...

Модель ученического самоуправления в классе. Задачи и роль классного руководителя в развитии самоуправления в классе.

В статье раскрывается специфика работы классного руководителя с обучающимися начальной школы по развитию  самоуправления в классе. Учитетель рассказывает об этапах работы в этом направлении и пре...