Образовательная программа внеурочной деятельности "Как не любить мне эту землю!"
рабочая программа (1 класс) по теме

Гусарова Светлана Александровна

        Рабочая программа клуба «Как не любить мне эту землю!» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования и предназначена для учащихся 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ne_lyubit_mne_etu_zemlyu.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Кошки

муниципального района Кошкинский Самарской области

"Утверждаю"                                                "Согласовано"

Директор  ГБОУ СОШ с. Кошки                                                 зам. директора

муниципального района Кошкинский                                 по воспитательной работе

Самарской области

                                                

_________________Б.П. Бембетьев                        _______________Н.И. Пономарёва

Программа рассмотрена на

заседание МО учителей

начальных классов от

"____"____________

руководитель МО                         

_______________С.А.Гусарова

Образовательная программа

внеурочной деятельности

"Как не любить мне эту землю!"

Тип программы: адаптированная

Направленность: Духовно-нравственная.  

Возраст:        6 - 11                лет

Срок реализации программы:         4 года

Составитель:

Гусарова Светлана Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с. Кошки

с. Кошки

2013

Пояснительная записка.

Введение.

        Рабочая программа клуба «Как не любить мне эту землю!» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования и предназначена для учащихся 1 класса.

Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации  краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к более старшим школьникам.  

         Явная низкая мотивация младших школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если ввести занятия по историко-географическому краеведению.

Программа клуба «Как не любить мне эту землю»  изучается  в 1-м классе четырёхлетней начальной школы в рамках  внеучебной деятельности.  Программа имеет краеведческую, социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.

Актуальность программы  заключается в предоставлении возможности  развивать  познавательную активность, творческие способности  в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных  работ.

Цели и задачи:

- углубление  и расширение знаний учащихся по истории Самарской области, Кошкинского района, села Кошки.

- развитие навыков исследовательской работы школьников;

- получение дополнительных знаний по гуманитарным предметам;

- воспитание волевых качеств, гражданского отношения к истории родного края.

Программа рассчитана на  33 часа в год,  в неделю 1 час.

Структура курса.

Моя семья – 4 ч.

Моя школа – 4 ч.

Моё село– 10 ч.

 Мой Кошкинский район – 8 ч.

Проектная деятельность – 7 ч.

Принципы построения программы:

- принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;

- принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;

- принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй;

- принцип системности в организации жизнедеятельности детей;

- принцип ценностного подхода;

- принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).

Основные методы обучения: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, мастер-классы, исследовательская и проектная деятельность.

Планируемые результаты.

Личностные результаты: формирование позитивного отношения к семье и семейным ценностям, личного(эмоционального) отношения к классному коллективу, одноклассникам, к школе, к малой родине и родному краю.

Метапредметные результаты: осмысление понятий, связанных с темой «Семья»; осознание своей роли в семье; знакомство с позитивными способами взаимодействия в семье; освоение способов позитивного отношения к семье и семейным ценностям; осознание важности школы в процессе познания окружающего мира; формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками и учителями; овладение навыками монологической и диалоговой речи; умение выполнять задание в соответствии с целью; Целенаправленный поиск на поставленный вопрос; осмысление взаимосвязи человека и места, где он родился и живёт; формирование способов существования в городе и селе.

Предметные результаты: осмысление представлений о доме и семье как о мире, в котором есть природа, культура, близкие и дорогие люди; осмысление представлений о школе и классе как части целого мира и об отношения в нём; осмысление представлений о родном крае, которые неразрывно связаны с его историей, культурой, людьми.

Формы контроля и учёта достижений обучающихся: викторины, выставки, защита проектов, праздники.

Материально- техническое обеспечение : интернет-ресурсы, наглядные пособия, информационно-коммуникативные средства, технические средства (компьютер, проектор, экран проекционный)

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Виды деятельности, формы работы

Кол-во часов; дата проведения

1

Вводное занятие.

Беседа «Что такое краеведение? Для чего оно нужно?» Заучивание девиза юных краеведов: «Люби и знай свой Самарский край!» Совместное изготовление эмблемы краеведческого клуба.

2

Моя семья.

Родительский дом – начало начал.

Беседа о важности семьи в жизни каждого человека.

Ромашка – символ семьи.

Изготовление рамочки для семейной фотографии.

Домашнее задание: дорисовать на деревце столько листочков, сколько членов в семье

3

Наш класс - большая дружная семья.

Беседа о классном коллективе, о «Законах жизни класса». Подготовка к празднику «День рождения нашего класса»

4

Праздник «День рождения нашего класса»

Праздник в классе

«Моя школа»

5

История появления нашей школы

Беседа

Основные этапы становления школы.

Учителя-ветераны.

Домашнее задание: узнать у родителей, кто выпускник нашей школы?

6

Мои родители- выпускники нашей школы.

Беседа.

Домашнее задание ( для родителей): заполнить анкету для родителей- выпускников школы №1

7

Экскурсия по школе

Более подробное знакомство с «устройством» школы.

8

Игра- викторина по теме «Моя школа»

« Мое село»

9

Символы нашего села: герб, гимн. День города.

Знакомство с символикой нашего города, с праздником «День села».

10

Предприятия нашего села.

Беседа о предприятиях, где работают родители.

11

Детские объединения нашего села.

Беседа о секциях, кружках, объединениях, которые посещают дети. Фотовыставка « Мы на занятиях».

12

Экскурсия в ДДТ

Знакомство с детскими объединениями клуба».

13

Улицы нашего села.

Беседа о том, какие названия у улиц нашего города, почему они так называются. Площади нашего города.

14

Достопримечательности села Кошки.

Знакомство с памятниками, красивыми уголками города. Беседа, презентация.

15

Сохраним наше село чистым!

Беседа «Сохраним наш город чистым!»

Беседа «Что такое поделки из бросового материала?» Презентация.

Домашнее задание: вместе с родителями изготовить поделку из бросового материала.

Выставка поделок.

16

Посещение городского краеведческого музея

Экскурсия

17

Знаменитые люди нашего города.

Беседа. Презентация.

18

Игра «Кошки – село моё родное»

Кошкинский район

19

Символика Кошкинского района: флаг, герб.

Беседа. Презентация.

20

Жизнь села

Игра «В гостях у бабушки Матрёны»

 ( игра проводится в  краеведческом музее)

21

Народные традиции Кошкинского района.

22

Лепка традиционной игрушки.

Мастер-класс.

Проводится в  краеведческом музее.

23

Лепка кувшина

Мастер-класс.

24

Природа родного края .

Проект

25

Природные особенности Кошкинского района

Тематическая лекция проводится в  краеведческом музее.

26

Викторина по теме «Кошкинский район»

27

Знакомство с творчеством писателей и поэтов Кошкинского района

Знакомство с биографией писателей и поэтов.

Чтение произведений. Обсуждение прочитанного.

28

Викторина по прочитанным произведениям

Викторина проводится в детской районной библиотеке

Проектная деятельность

29

Выбор темы проекта

Обсуждение, что больше всего заинтересовало в процессе занятий клуба«Живая Русь»?

О чём бы хотелось узнать больше и рассказать об этом своим одноклассникам?

Выбор темы для своего проекта.

30

Как собирать материал. Твои помощники.

Беседа о том, как нужно собирать материал для своего проекта, кто или что может в этом помочь.

Домашнее задание: собрать материал по теме проекта.

Проблема. Решение проблемы.

Значение слова  «проблема».

Определение проблемы своего проекта.

Домашнее задание: подумать над решением проблемы своего проекта.

Гипотеза. Предположение.

Значение слов « гипотеза» и «предположение».

Выдвижение гипотез своего проекта

Цель проекта

Значение слова «цель».

Определение цели своего проекта.

Задачи проекта

Значение словосочетания «Задачи проекта».

Формулирование задач своего проекта, при помощи которых можно достичь цели проекта.

Выбор нужной информации

Обучение выделению главного, самого важного  в собранном материале.

Продукт проекта

Значение слова « продукт» проекта.

Выбор продукта своего проекта.

Визитка проекта

Обучение правильному составлению визитной карточки проекта.

31

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

Советы по составлению и подготовки мини-выступления.

32-33

Защита проектов.

Выступления учащихся-защитников проектов перед знакомой аудиторией (учитель, одноклассники, родители)

Используемая  литература.

А. А. Басаргина  «Народоведение. 1-4 классы».

Н. О. Майорова  «Русская  история».

М. В. Короткова  «Традиции  русского  народа».

Н. Я. Чутко  «Я – гражданин  России».

Е. В. Саплина, А. И. Саплин  Введение  в  историю».

М. Д. Маханёва, О. Л. Князева  «Приобщение  младших  школьников  к  краеведению  и  истории  России. Методическое  пособие».

И. А. Агапова, М. А. «Давыдова  «Мы – патриоты!»

О. Е. Жиренко «Внеклассные  мероприятия».

Е. А. Ляшенко  «Школа  юного  краеведа»,

Е. А. Гальцова  «История  Российского  государства».

И. Д. Агеева  «Кто  лучше  всех  знает  Россию?»

С. А. Шинкарчук  «Любимая  Россия. Литературные  усадьбы»

И. В. Синова  «Любимая  Россия. Архитектурные  памятники  России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «ГЕОМЕТРИКА»

ЛИЦЕНЗИРОВАНА НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ21 декабря 2011 года программа внеурочной деятельности «Кружок «Геометрика» прошла экспертизу в Академии постдипломного педаго...

Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся

Данная программа представляет собой  программу организации внеурочной деятельности школьников  в МОУ ООШ №78 и пред­назначена для реализации в одном отдельно взятом классе....

Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"

       Содержание данной программы  направлено на формирование экологической культуры учащихся, на воспитание чувства единства с природ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Знай и люби свой район. Приморский район"

           Курс «Знай и люби свой район» посвящен изучению основания Санкт-Петербурга и Приморского района: появлению Комендантского аэродрома, истории...

Образовательная программа внеурочной деятельности по окружающему миру «Основы проектно-исследовательской деятельности для младших школьников»

        Проектная и исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согл...