Использование этнокультурных традиций в воспитании современных детей
статья (3 класс) на тему

Исаева Валентина Викторовна

Роль этнокультурных традиций сегодня. Формирование психологического пола школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование этнокультурных традиций в воспитании современных детей

Современные дети, они не такие как во времена Яна Амоса Коменского, Д.К.Ушинского и А.С.Макаренко. Какие они?

Начать выступление я бы хотела со стихотворения современного поэта Марии Молчановой «Трудные подростки». Эпиграфом к нему цитаты из Евангелия:

«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3)

«Пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царство Божие» (Мк.10:14)

По плечам раскинуты локоны,

И чёлка почти до груди, -

Ты смотришь затравленным волком

И видишь лишь тьму впереди.

Отчаянно дерзка походка,

И так вызывающе злы

Слова твои, словно красоткам

Ты мстишь за несчастья свои.

Прищурив глаза, как от света,

Тоскливо губу закусив,

Следишь за свободной ракетой,

Идущей с Земли на отрыв…

И мнится тебе, что за гранью

Небес можно счастье найти,

Поэтому космос так манит,

Хоть знаешь, что ты не взлетишь.

И так от Земли оторваться

И ввысь устремиться как те,

Что прочь от порочного мчатся,

Мечтаешь!..оставшись..на дне…

Жестокость прилипла к ресницам…

И ад на душе запекся.

Расстрелянной падаешь птицей

Ты, в бездну порока несясь.

Ты ласки не знаешь и детства,

Ты видишь лишь грубость и ложь,

Но странствуешь в поисках места,

Которое в жизни займешь.

Ненужность свою ощущая,

Ты глубже уходишь в себя.

И взрослых за то не прощаешь,

Что сделали волком тебя.

Преступно. Обыденно. Просто.

Как много таких же, как ты,

Любовью забытых подростков,

Врастающих в уличный быт!..

Но только одно забывают

Средь взрослых… и сытых… людей:

Ты тоже, наверно, не знаешь,

Что рай – это мир для детей…

В последние годы все чаще можно услышать словосочетание «трудный подросток». Что кроется, за такими словами как «одиночество», «недоверие», в чем причина жестокости? Как педагогу, мне не хочется, чтобы мои ученики испытывали подобные трудности.

Современная педагогика и психология указывает на то, что все проблемы родом из детства. А значит, речь идет о процессе социализации ребёнка.

И личность учителя, умение организовать сплоченный коллектив играет большую роль. Условия жизни в современном мегаполисе вынуждают родителей наших учеников работать подчас на нескольких работах, негативная эмоциональная, а также стрессовая нагрузка отрицательно сказываются на отношениях родителей с детьми. А ведь семья – главный фактор социализации. Можно ли компенсировать дефицит внимания и общения? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо определить, а какое конкретное значение для социализации играет семья, а также какие еще факторы имеют большое значение.

Мы знаем, что важнейшим условием социального развития личности является фактор социализации. Ученые выделяют иерархию факторов (по Мудрик А.В.):

  • мегафакторы (космос, планета, мировое сообщество);
  • макрофакторы (этнос, страна, государство);
  • мезофакторы (демографические условия, принадлежность к социальной группе, классу, субкультуре);
  • микрофакторы (семья, школа, группы ровесников).

Семья – самый ранний институт социализации. Значение его сохраняется для человека на всю жизнь. Семья исторически оказывает серьезное влияние на формирование психологического пола ребенка. Родители влияют на становление психологического пола ребенка «линиями поведения» и своим отношением к нему.  Семья очень важна для становления в социальном опыте взрослеюших детей и будущих социальных ролей мужчины и женщины.

Семья формирует фундаментальные ценностные ориентации человека. Действие семьи как микрофактора социализации определяется, тем социальным пространством, которое она создает. Образ семьи не случайно соотносят с образом «домашнего очага».

Для социализации ребенка очень важна своя территория (свой уголок за шкафом, свой стол с ящиками и полками, свое место для игр). Стремление иметь свое обжитое место в доме укрепляет в сознании ребенка факт его собственного бытия в этом мире.

Если мы вернемся к факторам социализации, то увидим, что среди микрофакторов кроме семьи, есть школа и группа сверстников.

Группа сверстников - ничем не заменимый микрофактор социализации. Социализация ребенка под влиянием коллектива имеет свои особенности, с которыми необходимо считаться  педагогам:

  • освоение поведения, соответствующего социальным, нравственным, культурным предпочтениям членов группы;
  • овладение полоролевым поведением;
  • организация и переживание своей автономии от мира взрослых (накопление и передача «секретов», «тайн», оформление своего стиля в одежде, прическах, проведении досуга);
  • создание условий для формирования «Я-концепции» членов группы (сравнения себя с другими, оценки своих действий и отношений, реализации себя в конкретных поступках);
  • обеспечение возможности выбора позиции «большинства» или «меньшинства», опыта отстаивания своей позиции.

Внимание хочу обратить на 1 и 2 особенность. Полоролевое поведение – как и в семье – можем формировать в среде сверстников. И конечно, нравственное развитие личности, если коллектив будет развиваться.

 И я решила выбрать также этнос как макрофактор. Выбрала не случайно, так как в студенческие годы занималась в фольклорном театре и владела необходимыми ЗУН.

Исследования показали, что горожане (особенно жители мегаполисов) более мобильны, это может объясняться их широкими возможностями в выборе профессии, получении образования, проведении свободного времени. Но, что интересно, они чаще переживают чувство «одиночества в толпе», ненужность окружающим людям, ощущение, что жизнь стремительно несется мимо и нужно все время напрягаться, чтобы успеть за ней и не остаться «на обочине».

Сельские жители ближе к природе. Они живут, ощущая ее величие и красоту, они работают на земле, в среде родных и соседей хорошо чувствуют свои «корни», традиции дедов. Однако у них меньше возможностей для получения качественного образования, а их досуг, на первый взгляд, нередко беден впечатлениями и далек от образцов городской жизни. Но это не так! Именно благодаря их близости к земле, труду прадедов, можно подчас увидеть гения народной педагогики. В традициях, праздниках… Ни один праздник не обходился без игр, в них и темп, и особенности взаимоотношений между детьми и взрослыми, юношами и девушками, а еще удивительно чистая радость!

Объединяя эти факторы, можно говорить о роли народной игры в процессе социализации ребенка.

В работе с детьми необходимо активно использовать давно забытые игры. В прошлом в процессе игры дети приобретали ценные для жизни качества. Например, игры детей земледельческих народов проводились в основном на лугу, за околицей, на улице – на ровной местности – и отличались плавными, размашистыми движениями («Городки», «Лапта»). Так подготавливались к труду мужчины-сеятели. Игры детей горных народов были направлены на развитие устойчивости, равновесия. Эти навыки необходимы для ходьбы по горным тропам, пастьбы скота в горах и т. д.

По народной традиции, на праздниках или свадьбах никогда не было зрителей – все были участниками. Роли разучивались детьми и молодежью во время зимних посиделок. Современных детей тоже очень привлекают ролевые игры, поэтому момент театрализации нужно активно использовать в педагогической работе. Увлеченность игрой, самоотдача действующих лиц говорят о том, что эта форма работы соответствует психологии ребенка и позволяет решить дополнительные задачи – знакомство с народным бытом и религиозными воззрениями через игру.

Общение со сверстниками – важнейший фактор социализации, необходимая школа жизни, где ребенок исторически учился строить свои взаимоотношения как равный с равным, и где право на уважение еще нужно заслужить. Особенно жестко регламентировалось поведение в мальчишеской среде. Здесь была своя этика (нельзя быть плаксой, трусом, ябедой, проиграл – отдай долг, обещал – держи слово).

Общаясь со сверстниками, дети заполняли свой досуг всевозможными играми и забавами. Игра – естественная и увлекательная форма жизнедеятельности ребенка, посредством которой он познает мир, усваивает предназначенные ему половые и социальные роли. Вряд ли сегодня кто-либо всерьез начнет утверждать, что ребенку вредно играть, хотя в истории педагогики такие мнения высказывались.

Уже на четвертом году жизни детей учили читать молитвы, креститься, регулярно посещать церковь и соблюдать посты. Причащение ребенка без исповеди допускалось только до семи лет. Достижение этого возраста, таким образом, означало конец «невинного детства» и предполагало начало личной ответственности человека за свои дела и поступки. Подросший ребенок вступал в новую пору своей жизни отрочество. Где наряду с увеличивающимся количеством обязанностей, всегда имели место праздники с веселыми играми. И можно было посостязаться со сверстниками в ловкости и силе. Отроков допускали  участию в играх, имеющих полоролевую направленность («Бояре», «Бочка», «Мак»). В этих играх подростки учились общаться с представителями противоположного пола, присматривались друг к другу.

Обобщим роль народных игр в социализации ребенка:

  • обеспечивают разностороннее общение со сверстниками (микрофактор), сплачивают коллектив,
  • позволяют усваивать традиции, обычаи этноса (макрофактор),
  • формируют нравственные ценности,
  • большинство игр представляет собой организованную физическую деятельность (можно бегать, прыгать – физическая активность ребенка),
  • проведение игр и праздников на свежем воздухе улучшает здоровье,
  • громкое пение позволяет осуществить психическую разрядку,
  • способствуют расширению представлений о мире,
  • организуют правильное влияние на становление психологического пола ребенка, овладение полоролевым поведением,
  • способствуют освоению поведения, соответствующего социальным, нравственным, культурным предпочтениям членов группы,
  • игра – организация и переживание своей автономии от мира взрослых,
  • создают условия для формирования «Я-концепции» членов группы,
  • обеспечивают возможность выбора позиции «большинства» или «меньшинства», опыта отстаивания своей позиции.

Современным детям народная культура все так же близка и интересна. Современные дети и подростки скучают по «живому» общению, целомудренным играм,ребята с радостью откликаются и включаются в игры. Конечно, педагог сам должен быть активным и эмоциональным, музыкально подготовленным (горловому пению научиться очень легко), ведь большинство игр сопровождаются пением.

 Я с 1 класса организовывала народные игры на переменках, на родительском собрании мы обсуждали роль таких игр. Родители проявили заинтересованность.  Первые разы педагог является инициатором и организатором, но очень быстро дети сами начинают организовывать  игры, распределяя обязанности, пропевая слова.

В Санкт-Петербурге в последнее время значительное внимание уделяют традиционным праздникам. Поэтому и классному руководителю уместно включить в план внеклассной работы такие мероприятия как «Проводы осени», «Рождество и Святки», «Масленица», «Красная горка», «Русальная неделя».  

Главное, систематичность. Если из года в год педагог будет грамотно организовывать работу с народными играми, то он обязательно добьется успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование этнокультурных традиций в воспитании современных детей

Современные дети, они не такие как во времена Яна Амоса Коменского, Д.К.Ушинского и А.С.Макаренко. Какие они?В последние годы все чаще можно услышать словосочетание «трудный подросток». Чт...

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

    Одним из важных условий духовно-нравственного образования является разумное и бережное отношение этнокультурного многообразия. Многостороннее знание о крае, где человек родился, ж...

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере работы творческого объединения «Я познаю мир», с проведением мастер-класса по изготовлению ангелочка из салфеток)

      В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не развал экономики, не события в политической жизни страны, а разрушение ли...

Использование этнокультурных традиций в воспитании современных детей

В статье рассматривается возможнось использования этнокультурных традиций в воспитании современных детей....

Статья " Этнокультурные традиции духовно – нравственного воспитания детей"

Формирование духовно - нравственных ценностей – сложный процесс, который охватывает не только обучение и воспитание. Он затрагивает образ мыслей, образ жизни человека, будь то взрослый или ребен...