Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я - гражданин"
рабочая программа по теме

Наталья Анатольевна Сологуб

Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка "Я -гражданин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-grazhdanin.doc349 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

Курганинский район, ст. Михайловская

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

                 

                                                                                                               УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______20__   года

Председатель педсовета

    _____________                 ______

Подпись, печать  ОУ                  Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Комплексная программа

(тип программы: комплексная/тематическая)

Кружок «Я – гражданин»

(наименование)

4 года

(срок реализации программы)

6,5 – 10,5 лет

(возраст обучающихся)

Сологуб Наталья Анатольевна

                                               Пояснительная записка.

             Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает сегодня, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств.Утрачено истинное значение и понимание интернационализма, обострился национальный вопрос. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству.

         Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценными гражданами своей страны, готовых учиться, работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования. Школа - важнейший фактор воспитания. Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа должна стать важнейшим фактором формирования истинного патриота своей страны.

              Только тот человек может считать себя гражданином и патриотом России, кто знает истоки, свою родословную, свои корни. Поэтому приоритетным направлением программы « Я – гражданин » является патриотическое воспитание. Важно помочь ребенку раскрыть значение Родины в своей жизни, и в то же время понять, что он может сделать для неё.

             В связи с этим на первое место выдвигается проблема ролевого предназначения школьника в современном государстве, осознанного получения им необходимых знаний, навыков, умений, постоянного стремления к самосовершенствованию, а значит, к улучшению нашей жизни, воспитанию в школьниках чувства значимости полученных знаний, использования их в повседневной деятельности, повышения престижа родной школы, края, государства.

          Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успех

                                  Цель и задачи программы

            Цели: расширить общественно- значимые знания ребёнка о самом себе, роли его семьи и окружающих в его жизни, дополнить знания по истории и современному государственному строю России, дать представление о социальном начале человека, способствовать социализации ребёнка. Создать  условия  для формирования  личности, гармонически сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту, нравственную культуру, воспитывать гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

                 Задачи:

      1.Содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в            семье, городе или деревне, в стране, входящей в систему стран всего мира.

2. Воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории своей страны.

3.Помощь в понимании своей принадлежности государству, представляющему каждому его гражданину определённые права и требующие исполнения определённых обязанностей; воспитание основ правового сознания.

4. Воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, вероисповеданий, понимание неповторимости и уникальности каждого человека.

 

5. Обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.

 

 6.Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации    детей в процессе активной творческой  деятельности.

  Программа рассчитана на учащихся  младшего школьного  возраста с 1-й по 4-й класс. 1 класс- 1 час в неделю, всего 33 часа ,  2- 4 класс - 1 час в неделю, всего 34 часа.

                                       

Программа составлена на основе  принципов  системности,  научности, доступности,  толерантности.

Нормативно-правовые условия реализации программы:

Учебная, воспитательная и методическая работа по организации гражданско-патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие:

* Конвенция о правах ребенка;

* Конституция РФ;

* Государственные программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”, утвержденная соответствующими Постановлениями Правительства РФ;

* Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

* Федеральный закон от 13 марта 1995 г. №32-Ф3 “О днях воинской славы (победных днях) России” (с изменениями от 22 августа 2004 г.); письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”;

* Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16 “О рекомендациях “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”;

* Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г. №13-51-08/13 “О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации” и др.

* Письмо Министерства образования РФ от 10.05.01г. № 22-06-626 “Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ”.

* Письмо Министерства образования РФ от 02.04.02г. № 13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”.

.

                                  Тематический план программы

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные

Внеаудиторные

1 класс (33 часа)

I раздел « Знакомьтесь-это я!» (формирование гражданского отношения к себе).

5

5

1

«Знакомьтесь - это я!» (урок - игра).

1

*

Представление себя.

2

«Что означает моё имя» (сообщения детей).

1

*

Знакомство со значением своего имени.

3

«Что я умею, чем я горжусь» (тестирование, игры-тренировки).

1

*

Тестирование, игра- тренировка.

4

«Мои фантазии-мечты»(устный журнал).

1

*

Фантазировать, создавать свои мечты.

5

«Развивай свою память» (задания –испытания).

1

*

Задания-испытания.

II раздел «Я и мои друзья» (гражданское отношение к коллективу).

7

4

3

1

«Я и мои друзья» (коллективная беседа).

1

*

Коллективная беседа о дружбе.

2

«Ответственность дежурных – залог здоровья каждого» (встреча с медицинским работником).

1

*

Встреча с медицинским работником беседа о личной гигиене уч-ся.

3

«Нам жизнь дана на добрые дела» (устный журнал о добрых делах учащихся, рисунки, выставка).

1

*

Выполнение рисунков на заданную тематику.

4

«Все мы – дружная семья» (беседа).

1

*

Беседа о дружбе.

5

«Вместе весело шагать» (экскурсии, походы).

1

*

Экскурсия в библиотеку.

6

«Учеба. Это личное дело каждого или общее дело?» (дискуссия).

1

*

Дискуссия о необходимости получать знания.

7

«Наши достижения» (урок-отчет).

1

*

Выступление «Наши достижения»

III раздел «Школа – мой дом родной»

9

6

3

1

«Школа – мой дом родной и я хозяин в нём» (дискуссия).

1

*

Дискуссия  о бережном от ношении к школьному имуществу.

2

«Комфортно ли тебе в школе?» (тест)

1

*

Тестирование на заданную тему.

3

«Как вести себя на переменах» (инструктаж по технике безопасности, игра-экспромт).

1

*

Инструктаж по технике безопасности.

4

«Мои права и обязанности»

1

*

Дискуссия о правах и обязанностях уч-ся.

5

«Культура внешнего вида в школе» (конкурс рисунков моделей школьной формы)

1

*

Конкурс рисунков на заданную тему.

6

«Какую пищу мы едим» (тест).

1

*

Тестирование на заданную тему.

7

«Береги здоровье смолоду» (беседа, игра).

1

*

Игра, беседа о здоровом  образе жизни.

8

«Книге - вторую жизнь» (акция милосердия по ремонту библиотечных книг).

1

*

Ремонт библиотечных книг.

9

«Как быть прилежным и старательным»(беседа).

1

*

Беседа о прилежании.

IV раздел «Я и моя семья».

12

5

7

1

«Я и моя семья» (устный журнал, выставка фотографий).

1

*

Создание устного журнала.

2

«Что означает моя фамилия» (сообщения учащихся).

1

*

Создание древа семьи.

3

«Мои домашние обязанности» (заочное путешествие).

1

*

Заочное путешествие.

4

«Золотые бабушкины руки» (акция ко дню пожилого человека, конкурс стихов).

1

*

Конкурс стихов о пожилых людях.

5

«День матери» (праздник).

1

*

Праздник посвящённый «Дню матери»

6

«Я горжусь своим отцом!» (устный журнал).

1

*

Рассказ об отце.

7

«А ну-ка, мальчики, а ну-ка, папы!» (праздник).

1

*

Праздник 23 февраля.

8

«А ну-ка, девочки, а ну-ка, мамы» (соревнования).

1

*

Праздник 8 марта.

9

«Что значит быть хорошим сыном или дочерью» (коллективная беседа).

1

*

Коллективная беседа по теме.

10

«Боевой путь моих родственников» (встреча с участниками ВОВ).

1

*

Встреча с участниками Вов.

11

«Здоровый образ жизни – кредо нашей семьи» (совместные походы родителей и детей, спортивные соревнования).

1

*

Спортивные соревнования.

12

«Семейные традиции» (беседа).

1

*

Беседа о семейных традициях.

2 класс (34 часа)

I раздел «Михайловская – моя малая Родина».

11

3

8

1

«Из истории станицы Михайловской» (поход в музей).

1

*

Экскурсия в станичный музей.

2

«Достопримечательности современной станицы» (экскурсия).

1

*

Экскурсия по достопримечательностям станицы.

3

«В годы суровых испытаний» (фильм о ВОВ).

1

*

Просмотр фильма на военную тему.

4

«История памятников                  ст. Михайловской» (беседа).

1

*

Знакомство с историей памятников нашей станицы.

5

«Забота о старших – дело совести каждого» (акция заботы о бабушках и дедушках).

1

*

Акция «Поможем  ветерану».

6

«Пою мое Отечество» (конкурс патриотических стихотворений).

1

*

Конкурс патриотических стихов.

7

«Служу Отечеству» (встреча с военнослужащими ).

1

*

Встреча с военнослужащими.

8

«Жемчужины Курганинского района» (заочное путешествие ).

1

*

 Заочное путешествие.

9

«Михайловская - станица многонациональная» (фестиваль).

1

*

Участие в фестивале.

10

«Трудовой десант по благоустройству территории школьного двора».

1

*

Трудовой десант.

11

«Михайловская  в символах и знаках» (беседа).

1

*

Знакомство с символикой ст. Михайловской.

II раздел «Горжусь тобой моя Кубань».

11

6

5

1

«Из истории Кубани» (музей).

1

*

Экскурсия в музей г. Курганинска.

2

«Символы Кубани» (беседа).

1

*

Знакомство с символикой Кубани.

3

«Делай хорошо для других – сам станешь лучше» (дискуссия).

1

*

Дискуссия о добре и добрых делах.

4

«Города – герои Кубани» (заочное путешествие).

1

*

Заочное путешествие.

5

«Краеведческая викторина».

1

*

Викторина о Краснодарском крае.

6

«Земляки, которыми я горжусь» (фильм).

1

*

Просмотр фильма о жителях Кубани.

7

«Жемчужины Кубани» (заочное путешествие).

1

*

Заочное путешествие.

8

«Хлеб - всему голова»  (праздник, встреча с хлеборобами).

1

*

Праздник, встреча с хлеборобами.

9

«Народные умельцы Кубани».

1

*

Знакомство с народными умельцами.

10

Конкурс-выставка «Своими руками».

1

*

Участие в выставке изделий сделанных своими руками.

11

«Песни Кубани»

1

*

Разучивание кубанских песен.

III раздел «Я – гражданин России».

12

8

4

1

«Флаг, герб и гимн России» (беседа).

1

*

Знакомство с символами России.

2

«Конституция – основной закон нашего государства».

1

*

Знакомство с конституцией России.

3

«Города-герои России».

1

*

Знакомство с городами-героями.

4

«Урок мужества ко дню победы».

1

*

Праздник ко Дню победы.

5

Конкурс рисунков «Любимый уголок моей Родины».

1

*

Участие в конкурсе рисунков.

6

«Я – будущий защитник Отечества» (спортивный праздник).

1

*

Спортивный праздник.

7

«Мои права и обязанности как гражданина России».

1

*

Знакомство с правами и обязанностями гражданина России.

8

«Урок милосердия» (чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Бабка»).

1

*

Дискуссия по прочитанной книге.

9

«Мой вклад в дела моей страны» (по итогам успеваемости).

1

*

Сообщения об итогах успеваемости.

10

«Моя будущая профессия».

1

*

Дискуссия о будущем.

11

«Мы одна семья» (многонациональный состав России).

1

*

Беседа о многонациональном составе России.

12

«Знакомство с нравственными заповедями православия».

1

*

Знакомство с заповедями православия.

3 класс (34 часа)

I раздел «Я живу в России».

8

7

1

1

«Современная карта России».

1

*

Работа по карте.

2

«Москва – столица России».

1

*

Беседа о Москве.

3

«Россия – многонациональное государство». «Народы России» (рассы, языки, религия).

1

*

Сообщения о многонациональности нашей страны.

4

«Народы России» (разность традиций, обычаев – на отдельных примерах).

1

*

Беседа о традициях народов России.

5

«Наши праздники» (общероссийские, национальные, религиозные – на отдельных примерах).

1

*

*

Знакомство с праздниками России.

6

«Права и обязанности гражданина России».

1

*

Знакомство с правами и обязанностями гражданина России.

7

«Права и обязанности ребенка – младшего школьника» (на отдельных примерах).

1

*

Практикум.

8

«Православная культура в России».

1

Беседа о православной культуре.

II раздел «Без прошлого нет настоящего и будущего».

7

4

3

1

«Человек – самое необычное существо на Земле».

1

*

Сообщения о человеке.

2

«Связь настоящего с прошлым».

1

*

Беседа о связи настоящего и прошлого.

3

«Представление о происхождении мира» (научная версия).

1

*

Сообщения о происхождении мира, по научной версии.

4

«Представление о происхождении мира» (религиозно-мифологическая версия).

1

*

Инсценирование мифов о происхождении мира.

5

«Представления древних славян о мире».

1

*

Сообщение о представлении о мире древних славян.

6

«Представления древних греков о мире».

1

*

Инсценирование .

7

«Библейские представления о мире».

1

*

Инсценирование.

III раздел «Как далекая Россия становится близкой».

7

5

2

1

«Как воскресить прошлое? Археология.»

1

*

Знакомство с наукой «Археология».

2

«Энтография».

1

*

Знакомство с понятием «Этнография»

3

«Топонимика».

1

*

Знакомство с понятием «Топонимика»

4

«Имена и фамилии».

1

*

Дискуссия о происхождении имён и фамилий.

5

«Письменность».

1

*

Сообщение об истории письменности.

6

«Время и пространство в истории» (хронология).

1

*

Исследовательская деятельность.

7

«Историческая карта».

1

*

Работа с картой

IV раздел «Россия и мир».

12

9

3

1

«Россия и другие страны мира».

1

*

Знакомство со странами мира.

2

«Земля наш общий дом».

1

*

Участие в конкурсе.

3

«Чудеса света» (искусство).

1

*

Знакомство с чудесами света.

4

«Чудеса света» (наука).

1

*

Беседа о чудесах света  в области науки.

5

«Чудеса света» (культура).

1

*

Знакомство с чудесами света.

6

«Общечеловеческие проблемы. Сохранение мира».

1

*

Дискуссия о общечеловеческих проблемах.

7

«Общечеловеческие проблемы. Сохранение здоровья».

1

*

Беседа о «Сохранении здоровья».

8

«Общечеловеческие проблемы. Экологическое сознание».

1

*

Дискуссия о экологическом сознании .

9

«Прогнозирование и преодоление общечеловеческих проблем с использованием опыта, уроков истории».

1

*

Дискуссия о прогнозировании.

10

«Международное сотрудничество».

1

*

Беседа о международном сотрудничестве.

11

«Международное сотрудничество».

1

*

Дискуссия

12

Заключение.

1

*

Участие в конкурсе.

4 класс (34 часа)

Введение.

1

*

1

От прошлого к будущему. Зачем мне история

1

Вводная беседа.

I раздел «Древняя Русь».

8

8

1

«Восточные славяне и их соседи». «Образование Древнерусского государства.»

1

*

Сообщения о образовании древнерусского государства.

2

«Крещение Руси».

1

*

Беседа о крещении Руси.

3

«Киевская Русь, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый».

1

*

Сообщения о Киевской Руси.

4

«Основание Москвы, Юрий Долгорукий».

1

*

Беседа о б основании Москвы.

5

«Культура древности, родной край в древности».

1

*

Заочное путешествие.

6

«Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар».

1

*

Сообщение о монголо-татарском иге.

7

«Новгородская Русь и Александр Невский». «Невская битва и битва на Чудском озере».

1

*

Беседа о битве на Ниве.

8

«Объединение русских земель вокруг Москвы». «Куликовская битва». «Дмитрий Донской».

1

*

Сообщения о Куликовской битве.

II раздел «Московское государство».

6

6

1

«Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства.»

1

*

Сообщения о первом русском царе.

2

«Жизнь и быт людей. Первопечатник Иван Федоров».

1

*

Сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове.

3

«Смутное время». «Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века».

1

*

Сообщение о иноземных захватчиках.

4

«Минин и Пожарский». «Иван Сусанин.»

1

*

Тестирование по теме.

5

«Степан Разин».

1

*

Сообщение о Степане Разине.

6

«Жизнь, быт и культура России в XVII веке».

1

*

Тестирование по теме.

III раздел «Российская империя».

5

5

1

«Петр I и преобразования в России». (в армии, на флоте, в образовании, в быту).

1

*

Дискуссия о Петре 1 и преобразованиях в России.

2

«Новая столица России».

1

*

Сообщение

3

«Полтавская битва».

1

*

Сообщение о полтавской  битве.

4

«Послепетровская Россия».

1

*

Исследование.

5

«Культура России XVIII века».

1

*

Исследование.

IV раздел «XIX век России».

5

1

4

1

«Отечественная война 1812 года». «Бородинское сражение. М.Кутузов».

1

*

Сообщение о Бородинском сражении.

2

«Николай I и декабристы».

1

*

Знакомство с жизнью Николая 1.

3

«Российская империя во второй половине XIX века».

1

*

Исследование.

4

«Отмена крепостного права».

1

*

Сообщение об отмене крепостного права.

5

«Жизнь и быт. Культура России».

1

*

Исследование о культуре жизни и быта в России.

V раздел «XX и XXI век. История и современность».

9

5

4

1

«Конец Российской империи. Падение царской власти».

1

*

Сообщение о падении царской власти.

2

«Октябрьская революция».

1

*

Сообщение о Октябрьской революции.

3

«Гражданская война».

1

*

Сообщение о гражданской войне.

4

«Образование СССР».

1

*

Исследование.

5

«Великая Отечественная война». «Города-герои». «Герои фронта и тыла».

1

*

Поисковая работа.

6

«Послевоенное восстановление хозяйства страны». «Достижения науки и техники».

1

*

Сообщение о восстановлении хозяйства страны.

7

«Освоение космического пространства».

1

*

сообщение

8

«Культура России».

1

*

Исследование.

9

«Новая Россия – государственное устройство». (Российская Федерация, президент, правительство, Федеральное Собрание). «Государственные символы».

1

*

Сообщение о государственном устройстве  новой России.

 

                                 

                            Содержание программы по разделам

Раздел

Формы работы

        1 класс           33час

1

«Знакомьтесь – это я!»(формирование гражданского отношения к себе)

Игра, сообщения, тестирование, беседа.

2

«Я и мои друзья»(гражданское отношение к коллективу)

Беседа, встреча, выставка, беседа, экскурсия, дискуссия, выступление.

3

«Школа – мой дом родной»

Дискуссия, тестирование, игра, конкурс, беседа.

4

«Я и моя семья»

Сообщение, путешествие, сообщение, конкурс, праздник, дискуссия.

        2 класс        34час

1

«Михайловская – моя малая  Родина»

Экскурсия, просмотр фильма, беседа, акция, встреча, путешествие, трудовой десант, фестиваль.

2

«Горжусь тобой моя Кубань»

Экскурсия, беседа, дискуссия, путешествие, викторина, просмотр фильма, праздник, практикум.

3

«Я – гражданин России»

Беседа, конкурс, праздник, дискуссия, сообщение.

        3 класс        34 час

1

«Я живу в России»

Работа по карте, беседа, сообщение, практикум.

2

«Без прошлого нет настоящего и будущего»

Сообщение, беседа, игра, инсценирование.

3

«Как далёкая Россия становится близкой»

Сообщение, беседа, дискуссия, исследовательская работа, работа с картой.

4

«Россия и мир»

Сообщение, конкурс, путешествие, дискуссия, беседа.

        4 класс        34 час

Введение

Беседа.

1

«Древняя Русь»

Сообщение, путешествие, беседа.

2

«Московское государство»

Сообщение, тестирование, беседа.

3

«Российская империя»

Дискуссия, сообщение, исследование.

4

«21 век России»

Сообщение, беседа, исследование.

5

«20 и 21 век. История и  современность»

Сообщение, исследование, поисковая работа.

 

                                                   

                                                       1 класс

Предполагаемые результаты деятельности: осмысление ребенком себя, как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости. Умение пользоваться правами ученика, знать свои обязанности и выполнять их. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважения к труду окружающих, забота о младших учащихся, умение сочетать личные и общественные интересы.

2 класс

Предполагаемый результат: Воспитание гуманности, понимания ценности человеческой жизни, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности, самодисциплине. Сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.

3 класс

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 3 класса.

Обучающиеся должны

владеть общеучебными умениями:

  • наблюдения, слушания, чтения;
  • классификации и обобщения;

  - самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно-содержательным особенностям учебной деятельности);

  • пересказа, его анализа, как и анализа ответа товарищей;
  • установления причинно-следственных связей, закономерностей;

        знать/понимать:

-        значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин страны, гражданин мира; родина, столица, государство, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности; история, предыстория, достоверное и версии в истории;

уметь:

  • использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
  • ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах (в их вековом и годовом исчислении);
  • пользоваться картой (находить крупные города, определять границы России);
  • рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
  • различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).

4 класс

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса

В 4 классе происходит усовершенствование предметных и общеучебных умений, обозначенных в программе 3 класса.

Обучающиеся должны

 владеть общеучебными умениями:

  • наблюдения, слушания, чтения;
  • классификации и обобщения;

  • самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно-содержательным особенностям учебной деятельности);
  • пересказа, его анализа, как и анализа ответа товарищей;
  • установления причинно-следственных связей, закономерностей;

знать/понимать:

-        смысл ключевых слов, раскрывающих курс: государство, гражданин России, гражданин мира. Государственные символы; искусство, культура; значение поворотных моментов в истории государства и наиболее важных событий материальной и духовной культуры страны;

        уметь:

  • использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
  • ориентироваться в периодах нашей предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах (в их вековом и годовом исчислении);
  • пользоваться картой (определение границ России, крупных
    ее городов);
  • рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
  • различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).

Формы и виды контроля: устный журнал, уроки – отчёты, акция ко дню пожилого человека, конкурсы стихов и сочинений, праздники, соревнования,  фестиваль, трудовой десант, встречи с участниками Великой Отечественной войны, дискуссии, практикумы.

Методические рекомендации

     Данная  рабочая программа  относится к духовно-нравственному  направлению внеурочной деятельности  учащихся. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от  уровня патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России  с государством и обществом. Гражданин получил больше возможности  реализовать себя, как самостоятельную личность в различных областях жизни и в тоже время возросла ответственность за свою судьбу и судьбы других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений  и организаций  по формированию у детей и молодёжи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества. Ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, правовую и политическую культуру должна внести  современная школа.                                                                                                                                        

      Главной целью данной программы является формирование у учащихся активной жизненной  позиции, гражданской ответственности за свой народ, за Родину. Формирование  нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей.

       Центральной задачей этой программы является привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества.

        Цели и задачи данной программы можно достигнуть используя в её реализации следующие формы работы: устные журналы, беседы на заданную тему, уроки-отчёты, дискуссии, исследовательскую работу, практикумы, работу с картой, конкурсы на определённую тему, экскурсии, тестирования, трудовой десант, встречи с участниками Великой Отечественной войны, людьми интересных судеб, профессий. Кроме того подготовка учащимися сообщений на заданную тему помогает увлечь ребят заданной темой, лучше разобраться в изучаемом материале.

       Программа помогает создать условия для формирования личности гармонически сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту, нравственную культуру, воспитывать гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

      Описание материально – технического обеспечения образовательного

№п /п

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения.

Количество

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция )

1.2

        Дорофеева А.О. «О культуре поведения»

1

1.3

Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми»

1

1.4

В Пивовар «Энциклопедия хороших манер»

1

1.5

С.Л.Рябцева «Диалог за партой»

1

1.6

        Кутузов И.А., Ушаков Л.А. Атлас «Города-герои Великой Отечественной войны». Москва.

1

1.7

Голубева Т.С. «Государственная символика России»

1

1.8

А.А.Гордеев «История казаков»

1

1.9

        Заздравных Н.Л. Кубань в Великой Отечественной войне. Краснодар.

1

1.10

М.В.Мирук «Введение в историю Кубани».

1

1.11

        Пашкович И.А. Патриотическое воспитание.

1

1.12

Яровая Л.Н. «Внеклассные мероприятия».

1

1.13

В.Кузнецова «Сценарии детских праздников»

1

2

Печатные пособия

        Карты России и Краснодарского края, древней Руси, портреты исторических личностей, картины

По 1 экз.

3

Технические средства обучения

        Музыкальный  центр, компьютер.

1

4

Экранно – звуковые пособия

        Интерактивная доска

1

5

Игры и игрушки

6

Оборудование класса

-

Уголок «Моя Кубань -  моя Россия»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я гражданин России" во 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Я гражданин России" для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России»

         Рабочая программа» составлена на основе авторской программы курса  «Я – гражданин России» С.В. Сабиной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

         Программа разработана на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина, автор Данилюк, А.Я. и Программы духовно- нравствен...

Рабочая программа внеурочной деятельности военно - патриотическое направление «Я – гражданин России» для _1-4 классов

Рабочая программа  внеурочной деятельности военно - патриотическое  направление  «Я – гражданин России» для _1-4 классов...

Рабочая программа внеурочного курса «Я - Гражданин» для 4 класса

Настоящая рабочая программа внеурочного курса «Я – Гражданин» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.В современной России подрас...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я - гражданин России".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «О...

Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"

В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса  «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...