Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя
проект по теме

Митрофанова Елена Георгиевна

Выступление на тему "Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesber_tekhn.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Московский государственный областной социально-гуманитарный институт

Факультет повышения квалификации педагогических и руководящих работников

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

Выполнила слушательница

Группы АИ 9-13,

учитель начальных классов

МБОУ Масловской ООШ

Митрофанова Елена Георгиевна

Научный руководитель:

к.п.н. доцент

Мухорина Наталья Борисовна

Коломна

2013 г.


Оглавление

Введение        

Основная часть.        

Вывод        

Заключение.        

Список литературы.        

Введение.

«Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее».

Президент РФ Д.А. Медведев

В настоящее время в вопросе образования и воспитания школьников реально существует проблема: ухудшение здоровья школьников.

Факторы, влияющие на здоровье человека

И в связи с этим одним из важнейших разделов в  работе учителя и классного руководителя является здоровьесберегающая работа. Тема, которую я постараюсь раскрыть в этой работе, является в данный момент актуальной и обсуждается на разных уровнях, начиная школой и заканчивая Министерством образования и правительством РФ.

Актуальность изучения проблемы здоровья выходит далеко за рамки медицинской ответственности. Здоровье выступает как мера качества жизни и счастья. Дети поступают в школу с большими отклонениями: осанка, гастриты, зрение, общая усталость, переутомление. Отсюда, нервозное состояние, пассивность на уроках, плохое запоминание, посадка, агрессивность и т.д.

Я заметила, что дети работают на уроке первые 20 минут, а далее отвлекаются или просто отдыхают- ложатся на парту, играют. На переменах детям нужно куда - то деть скопившуюся за урок энергию, поэтому они бегают, прыгают, мальчики устраивают драки и.т.д.- им нужно много двигаться, это их особенность. Особенность моего класса - гиперактивные мальчики. По итогам анкетирования - любимое занятие класса - спорт. Мы неоднократно занимали 1 место в спортивных соревнованиях среди начальных классов. Поэтому, их физическое совершенство нужно развивать.

Очень много уделяется внимания этому вопросу в материалах ФГОС, а так же в документах СанПиН.

Целью данной работы является:

* обеспечить школьнику  возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

* сформировать у него необходимые ЗУН здорового образа  жизни;

* научить учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни;

* повышать у детей мотивацию к двигательной активности.

Для этого необходимо каждому педагогу, классному руководителю владеть методикой практической деятельности  по этому вопросу.

Ожидаемые результаты применения этой технологии следующие:

  • Создание положительного эмоционального фона и атмосферы  психологического комфорта, ситуации успешности, укрепляющих уверенность в своих силах;
  • Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
  • Сохранение и укрепление физического здоровья детей;
  • Повышение приоритета здорового образа жизни.

Основная часть.

Подходы к здоровьесбережению

  1. Системный подход.
  • Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка.
  • Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.
  1. Деятельностный подход.
  • Культура в области здоровья и здорового образа жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.
  1. Принцип «Не навреди!».
  • Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.
  1. Принцип гуманизма.
  • В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
  • Приоритетным направлением воспитания в области здоровья должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способности чувствовать себя счастливыми, верить в собственные силы и доверять миру.

Для создания здоровьесберегающей среды на начальной ступени необходимо:

  • Создание условий, позволяющих избежать переутомления учащихся.
  • Разработка комплексных мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка в условиях массового обучения.
  • Активизация защитных сил организма учащихся.
  • Выработка устойчивой правильной осанки.
  • Укрепление и развитие зрительного анализатора, профилактика близорукости.
  • Формирование готовности и умения вести здоровый образ жизни.
  • Чтобы данная программа была рациональной, необходимо хорошо знать здоровье детей, следить за изменениями в состоянии их здоровья, видеть проблемы, поэтому 2 раза в год надо проводить мониторинг состояния здоровья учащихся.

Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий "Не навреди!" Да, важно дать школьнику максимальный объём знаний, но важно уметь соблюдать оптимум для каждого ученика, в каждых конкретных условиях.

Принцип сознательности - нацеливает на формирование глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности - проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.

Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативности и творчества.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.

В своей работе использую современные образовательные технологии Ковалько Валентины Николаевны и Смирнова Николая Константиновича. В ходе изучения данного вопроса познакомилась с методикой В.Ф. Базарного.

Принципы конструирования учебной деятельности на основе сохранения здоровья (методика динамических поз, экологический «Букварь», методика коллективных и индивидуальных сенсорных тренажей и др.) были предложены доктором медицинских наук В. Ф. Базарным еще в 70-80 годах прошлого века.

Методика Базарного не затрагивает материалы учебного процесса. Дети все так же учатся читать, писать, считать, а после получают более глубокие знания по всем предметам, содержащимся в обычной общеобразовательной программе. Меняется подход к обучению.

Для психологического комфорта и лучшей адаптации программного материала в методиках Базарного рекомендуется отдельное обучение мальчиков и девочек. Это не «школы монастырского типа», отнюдь. Они могут общаться на переменах, общешкольных линейках или праздниках. Но учиться – только в разных классах.

Но это для нашей школы не подходит по ряду причин.

Методику В.Ф. Базарного я не беру за основу, а использую лишь некоторые элементы. Например, упражнение с помощью траекторий на плакате.

Для выполнения этого упражнения используется плакат размером примерно 1 м2, на котором изображена схема зрительно-двигательных траекторий (рис. 1). Различные по форме траектории окрашены в разные цвета. Стрелками указано направление, по которому должен двигаться взгляд ребенка.

Методика выполнения упражнения.

1. Дети выстраиваются напротив плаката на расстоянии не менее 2 м от него.
2. Дается инструктаж, в каком направлении должен двигаться взгляд ребенка, по траектории какого цвета, как должен выполнять ребенок это упражнение (следить за движением указки, не поворачивая головы, следить одними глазами).
3. Исходное положение: указка преподавателя в центре плаката.
4. Выполняется в следующем порядке:
- влево - вправо;
- вверх - вниз;
- по часовой стрелке и против часовой стрелки;
-по восьмерке.
5. Каждая траектория прослеживается

Технология Ковалько В.И. и Смирнова В.И. заключается в следующем - создание здоровьесберегающей среды на уроках и внеклассных мероприятиях:

1. Ребёнок должен как можно больше двигаться.

Обязанность взрослых - не ограничивать естественную свободу детей. Помните, движение что воздух. Нет воздуха - мы задыхаемся. Нет движения - тело увядает, мысль не работает, психика угасает.

2. Не усади!

Для обеспечения сообразного природе ребёнка режима работы необходимо не усаживать его с раннего детства за стол, а предоставить ему возможность работать, жить, в режиме телесной вертикали. Для этого следует использовать конторки.

3. Никакой преграды глазу ребёнка!

Ребёнку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире.

4. Да здравствует рукотворчество!

Ребёнок должен постоянно творить свой мир своими руками (лепка, рисование, конструирование и т.д.)

5. "Нам песня строить и жить помогает"

Если вы хотите, чтобы Ваш ребёнок вырос здоровым, психически устойчивым, нравственно защищённым, пусть он как можно чаще поёт!

6. Образы управляют миром.

Ребёнок должен постоянно совершенствоваться в художественно-образной речи.

Результаты работы учителя:

  1. Уровень утомляемости учащихся соответствует требованиям СанПиНа.
  2. Наблюдается раскрепощенность суждений учащихся.
  3. Умственная деятельность учащихся активизировалась.

Вывод

Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует: 

  • Созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;
  • Повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
  • Сохранению и укреплению физического здоровья детей.

Заключение.

Итак, в результате использования здоровьесберегающих технологий в работе со своими учащимися я, как классный руководитель и учитель, соблюдала гигиенические и психологические требования при проведении уроков и внеклассных мероприятий, проводила занятия активно-двигательного характера (динамические паузы, зарядку, уроки физкультуры, спортивные мероприятия, прогулки и экскурсии и др.)

Музыкальные паузы, физкультминутки, релаксирующая музыка помогают моим ученикам предупреждать утомление, снимать мышечное и психологическое напряжение.

На всех уроках дети могут проверить правильность своей осанки. Выполнение гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики утренней зарядки, спортивные мероприятия и др. – все это создает отличную эмоциональную атмосферу в классе, детей настраивает на успех, помогает им поверить в свои силы и, следовательно, у каждого из них появляется шанс улучшить свою успеваемость. А здоровый образ жизни становится жизненно-необходимым условием для детей и родителей.

Список литературы.

  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе». М.:АРКТИ,2005г.
  2. Базарный В.Ф. http://hrono.ru/proekty/bazarny/
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии.1-4 классы. Издательство «ВАКО» 2004г. Для создания здоровьесберегающей среды на начальной ступени необходимо:
  4. Савинов Е.С. Стандарты второго поколения. Программа Института стратегических исследований в образовании РАО. А.М.Кондаков, Л.П. Кезина. Раздел 2.10.(п.1,2,3.) 2008г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

здоровьесберегающие технологии в работе кл.руководителя

Как сделать урок и мероприятие здоровьесберегающим....

Опыт использования компьютерных технологий в работе классного руководителя

В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновацио...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе классного руководителя и воспитателя группы продленного дня

В статье приведены технологии, которые способствуют сохранению здоровья воспитанников....

Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя НОО в рамках ФГОС.

Презентация к выступлению на заседании круглова стола  районного методического объединения учителей в рамках августовской конференции....

Презентация Здоровьесберегающие технологии. В копилку классного руководителя

Презентация Здоровьесберегающие технологии В копилку классного руководителя...

Практическая работа к теме 3.4. Педагогические технологии в работе классного руководителя. Проектирование фрагмента занятия «Разговоры о важном».

Классный час посвящён Дню Матери.Тема " Материнское сердце чаще бьётся" (для обучающихся 3-4 классов)....