Формирование духовно-нравственной личности младшего школьника в системе Л.В.Занкова.
статья по теме

Палазова Жанна Фёдоровна

       Почему духовность постепенно уходит из нашей жизни? С экранов телевизоров она практически ушла. Нам постоянно показывают примеры безнравственных поступков, малодушие, бездуховность, т.е. преобладание материальных интересов над нравственными и интеллектуальными. Поэтому перед учителем современной школы стоит очень трудная задача: противопоставить негативной информации, льющейся с экранов телевизоров, информацию позитивную, жизнеутверждающую, направленную на укрепление духовно – нравственного здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_dukhovno-nravstvennoy.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственной

 личности в системе Л.В.Занкова

                                             Автор статьи: Палазава Жанна Федоровна,

учитель МОУ «СОШ № 12 с УИОП»

города Губкин Белгородской области

       Почему духовность постепенно уходит из нашей жизни? С экранов телевизоров она практически ушла. Нам постоянно показывают примеры безнравственных поступков, малодушие, бездуховность, т.е. преобладание материальных интересов над нравственными и интеллектуальными. Поэтому перед учителем современной школы стоит очень трудная задача: противопоставить негативной информации, льющейся с экранов телевизоров, информацию позитивную, жизнеутверждающую, направленную на укрепление духовно – нравственного здоровья.

        Педагоги издавна считали природу вечным источником мыслей и добрых чувств детей и поэтому в школьной практике необходимо использовать воспитательные и познавательные возможности общения с природой. Л.В.Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека – гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

     Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально – чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

      На уроках окружающего мира дети воспитываются на примере людей, сыгравших важную роль в истории Руси,  горячо любивших свое Отечество, выдающихся Российских государственных деятелей: князя  Владимира, Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана  Грозного, Петра 1, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.  

      Для нынешних младших школьников Великая Отечественная война – историческое событие. Поэтому для полноценного восприятия материала о войне активизирую и обогащаю жизненные представления детей.

     . На уроках,  посвященных Великой Отечественной войне рассказываю, что каждая морщинка на лице прабабушки и прадедушки имеет историю. Одна ниточка – морщинка полегла, может быть, в первый день войны. А сколько их появилось, когда враг топтал нашу землю! На одном  из таких уроков я предложила ребятам заглянуть в семейный альбом и подготовить свой рассказ о своих родственниках, ставших свидетелями этих страшных событий. Дети узнавали и открывали в своих прабабушках и прадедушках замечательных героических людей,  прониклись к ним глубоким уважением и гордостью.

       Так состоялась очень интересная встреча с дедушкой Оксаны Меркуловой Николаем Константиновичем Маренковым – ребенком военного времени, автором рассказов о войне, поэм, стихотворений. Это человек, вобравший в себя целую эпоху и испытавший все, что можно испытать на свете. В результате не было в классе ученика, который бы остался равнодушным к встрече, каждый прочитал не один рассказ Николая Константиновича, ведь они читали произведение дедушки своей одноклассницы.

       Используя вызванный у ребят интерес к военным и  трудовым  подвигам родственников, я предложила им организовать такие встречи непосредственно в классе или, если это возможно, на производстве, где трудятся папы и мамы. С этой просьбой я обратилась и к самим родителям. Вначале дали согласие лишь несколько человек. Так ребята встретились с папой Панарина Андрея – работником милиции, с бабушкой Шаповаловой Маши – администратором гостиницы «Лебедь». Родители приносили на эти встречи свои награды, фотографии, подробно рассказывали о своей профессии, о качествах характера, которые необходимо в себе воспитывать со школьной скамьи. Дети же нередко добавляли к их рассказу подробности о том, как хорошо трудятся их родственники, каким уважением пользуются они на работе.

           Позже родители, не пожелавшие или не имевшие возможности сначала принять участие во встречах с детьми, рассказали, что дома только и разговоров было о родственниках тех одноклассников, которые приходили к нам в гости и выступали перед нами. И столько было интереса и уважения к этим «чужим» родителям, столько просьб и уговоров со стороны своих детей, что многие родители, не верившие в необходимость проведения таких встреч или испытавшие неуверенность в себе или сомнения в значимости своей профессии, стали также приходить к нам в класс. Некоторые родители приглашали нас к себе на производство: мы побывали в  магазине, ателье, на почте.

       Дети поняли, что подвиги можно совершать не только на войне. Героями не рождаются, к подвигу человека подготавливает весь уклад его жизни, строй его мыслей и чувств, все его поступки, которые и в большом, и в малом должны быть неизменно благородны и мужественны.

        Погружение в богатую, разнообразную природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к истории, к людям Земли, любовь к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Литература

1. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. – М., 1994

2. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В.Занкова. – Самара: «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 320 с., С. 164

3. Н.К.Маренков. Григорич. – Губкин, 2004

4. Н.Е.Кожанова. Знакомьтесь: ваши родители //Начальная школа.

– 1990. – 10. – С. 75-76

5. Л.П.Клеопатрова, С.В.Хрипункова. Изучение краеведения в курсе «Окружающий мир» по системе Л.В.Занкова. Занковские чтения на Белгородчине. – 2007.- С. 341-351.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

Формирование духовно – нравственных качеств личности младших школьников в урочной деятельности

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Данная презентация поможет разъяснить родителям ва...

Презентация «Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника»

Региональная научно-практическая конференция«Проблемы воспитания младших школьников в образовательном пространстве школы» Благовещенск 2014 год....