РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»
рабочая программа по теме

Шеина Светлана Анатольевна

Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»
 «Развитие познавательных способностей» (РПС). Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного, «красивого» мышления.
Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy_1-4_kl.sheina.docx48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нехаевский филиал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»

 Принята на заседании                                                                                                                                       Утверждена:

 педагогического совета                                                                                                                                    директор школы:__________ Т.В. Меринова

 Протокол №_____ от________2013 г                                                                                                              Приказ №____ от _________2013г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального  направления

«Умники и умницы»

на 2012-2016 учебный год

                                                                                        Разработала: Шеина С.А.        

                                                                                           учитель начальных классов                                    

                                                                                           первой категории

        2012г.

Пояснительная  записка 

 

  

«Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле».

Сенека младший, римский писатель и философ.

 

Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»

 «Развитие познавательных способностей» (РПС). Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного, «красивого» мышления.

Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.

Дополнительные сведения из различных областей жизни, включённые в методическое пособие и рассказанные взрослым, существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.

Для проведения занятий по РПС предлагается учебно-методический комплект, состоящий из:

а) двух рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся на каждое полугодие;

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетради;

в) программы курса РПС

Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

 

Познавательный аспект.

 

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

 

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

 

Развивающий аспект.

 

          Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

          Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как  умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

           Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

           Развитие двигательной сферы.

 

Воспитывающий аспект.

 

          Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я - концепции»).

 

Общая характеристика учебного курса

Данный курс создан на основе личностно- ориентированных, деятельностно - ориентированных  принципов,  основной целью которой является формирование функционально грамотной личности  готовой к активной деятельности, владеющей системой математических,грамматических и литературных знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач..

Важнейшей отличительной особенностьюданного курса с точки зрения содержания является выработка привычки думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению, правильно оценивать ситуацию. Эти качества обязательно потребуются ребёнку, чтобы добиться успеха в жизни. «Делайте себя сами сегодня и каждый день!» - вот основная идея специального курса Р П С.

 

       Наиболее подходящей формой проведения занятий по Р П С является проведение специально выделяемых в сетке школьного расписания уроков. Достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объём, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. На каждое занятие по курсу РПС отводится 45 минут. Периодичность занятий -1 раз в неделю.

 

Формы и приемы работы:

  • игра;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • игра-путешествие;
  • рассматривание;

чтение художественной литературы

Описаниеценностныхориентировсодержанияучебногокурса.

Ценность истины– это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человекакак разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствования

Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма– одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

  

Результаты обученности по курсу «Умники и умницы»

Предметные

*развитие внимания (произвольного, непроизвольного)

*развитие восприятия

*развитие памяти (зрительной и слуховой)

*развитие мышления:

-способность устанавливать связи (аналогия)

-способность к анализу (закономерности)

-способность рассуждать

-способность сравнивать 

 

Личностные

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося и формирование личностного смысла учения
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

 

Метапредметные

*формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

*формирование умения понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности

*освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

*овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

*готовность слушать собеседника и вести диалог

*умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

 

 

Содержание учебного курса

 

Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будем обучать на занятии):

Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.

Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.

Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.

Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

КлассификацияЦель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются».

  

 

Тематическое планирование занятий  "Умники и умницы" в 1 классе

 

Месяц

№ занятия

Развиваемые способности

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

2

Развитие концентрации внимания.

Графический диктант.

3

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

4

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

6

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

7

Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу

8

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

9

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

10

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

11

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

12

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

13

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

14

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу

15

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

16

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графические диктанты

Я

Н

В

А

Р

Ь

17

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

18

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

19

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

20

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

21

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Рисуем по образцу

22

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

23

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

24

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

М

 

А

 

Р

 

Т

25

Тренировка слуховой памяти

Развитие мышления

Графический диктант

26

Тренировка зрительной памяти

Развитие мышления

Графический диктант

27

Развитие аналитических способностей

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант

28

Совершенствование воображения

Задания по перекладыванию спичек

Рисуем по образцу

А

П

Р

Е

Л

Ь

29

Развитие логического мышления

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант

30

Развитие концентрации внимания

Развитие мышления

Графический диктант

31

Тренировка внимания

Развитие мышления

Графические диктанты

32

Тренировка слуховой памяти

Развитие мышления

Графический диктант

М

 

А

 

Й

33

Тренировка зрительной памяти

Развитие мышления

Графический диктант

34

Развитие аналитических способностей

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант

35

Развитие логического мышления

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант

36

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

 

 

Тематическое планирование занятий  "Умники и умницы" во 2 классе

 

 

Месяц

№ занятия

Развиваемые способности

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Н

О

Я

Б

Р

Ь

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Я

Н

В

А

Р

Ь

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

23

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

 

М

 

А

 

Р

 

Т

25

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

26

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

27

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей

28

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек

А

П

Р

Е

Л

Ь

29

Развитие быстроты реакции

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

30

Развитие концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

31

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

32

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

 

М

 

А

 

Й

33

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

34

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей

35

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления

Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

36

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

 

 

Тематическое планирование занятий  "Умники и умницы" в 3 классе

 

 

Месяц

№ занятия

Развиваемые способности

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

4

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Н

О

Я

Б

Р

Ь

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Я

Н

В

А

Р

Ь

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

23

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

М

 

А

 

Р

 

Т

25

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

26

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

27

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

28

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек

А

П

Р

Е

Л

Ь

29

Развитие быстроты реакции, мышления

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

30

Тренировка концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

31

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

32

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

 

М

 

А

 

Й

33

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

34

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

35

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления

Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

36

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

 

 

 

Тематическое планирование занятий  "Умники и умницы" в 4 классе

 

 

Месяц

№ занятия

Развиваемые способности

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

4

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Н

О

Я

Б

Р

Ь

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Я

Н

В

А

Р

Ь

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

23

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

М

 

А

 

Р

 

Т

25

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

26

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

27

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

28

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек

А

П

Р

Е

Л

Ь

29

Развитие быстроты реакции, мышления

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

30

Тренировка концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

31

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

32

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

 

М

 

А

 

Й

33

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

34

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

35

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления

Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

36

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

 

 

Система оценивания по курсу

 

Способ проверки результатов работы:обобщающие занятия после каждого раздела и 2 диагностики (промежуточная (январь) и итоговая (май)) уровня усвоения операций логического мышления.

Критерии диагностики:

  • Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
  • Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.
  • Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
  • Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Программа предназначена для работы с детьми 7-11 лет, которые по результатам педагогической диагностики имеют уровень развития мышления не ниже среднего.

Критерии оценки усвоения программы:

Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Средний уровень:Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

                                                  Методическое обеспечение

 

 

1)О. Холодова. Печатные тетради «Юным умникам и умницам» (курс «РПС»), Москва, 2010, РОСТкнига в двух частях (1 – 4 класс).

2)О. Холодова. Методическое пособие «Юным умникам и умницам» (курс «РПС»), Москва, 2010 (1 - 4класс)

3)Н. Истомина. «Учимся решать комбинаторные задачи»,       

 

                                               Литература

 

        Айзенк Г. Проверьте свои способности. – СПб.:1996.

        Винокурова Н. К. Подумаем вместе: Развивающие задачи, упражнения, задания. – М.: РОСТ,    1999.

        Зак А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. – Ярославль: 1998.

        Левитас Г. Г. Нестандартные задачи по математике. – М.: Илекса, 2002.

        Разумовская О. К. Игры со словами в школе и дома. – М: ТЦ Сфера, 2002.

        Русанов В. Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1995.

        Эдигей В. Б. Увлечение чтением. – М.: УЦ Перспектива, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Умники и умницы"

Данная программа может быть рекомендована педагогам начальной школы....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"  4 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 3 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" в 3 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Умники и умницы»

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Умники и умницы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...