Жестокое обращение с детьми.
консультация по теме

Кочевцева Ольга Алексеевна

В настоящей брошюре содержится информация о признаках насилия и жестокого обращения с детьми.

Сборник предназначен для руководителей образовательных и лечебно-профилактических учреждений, педагогических и медицинских работников, специалистов социально-психологических служб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyura_po_zhestokomu_obrashcheniyu_s_detmi.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Служба по устройству детей в замещающую семью и сопровождению замещающих семей

ТОГБОУ «ДЕТСКИЙ ДОМ «АИСТЁНОК»

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

С ДЕТЬМИ

МИЧУРИНСК

2014

В настоящей брошюре содержится информация о признаках насилия и жестокого обращения с детьми,

Сборник предназначен для руководителей образовательных и лечебно-профилактических учреждений, педагогических и медицинских работников, специалистов социально-психологических служб.



Содержание

Введение ……………………………………..

5

1.

Определение общих понятий ..........................

7

1.1.

Понятие жестокого обращения с детьми .........

7

1.2.

Виды насилия …………………………….…...

7

2.

Признаки насилия и жестокого обращения с детьми ………………………………………….

9

2.1.

Специфика физического насилия ....................

9

2.1.1.

Психологические признаки физического насилия у детей разных возрастных групп ….

9

2.1.2.

Особенности взрослых, использующих физическое насилие над ребенком ………….

11

2.2.

Специфика психологического (эмоционального) насилия …………………..

12

2.2.1.

Признаки психологического (эмоционального) насилия у детей разных возрастных групп …………............................

12

2.2.2.

Особенности взаимодействия родитель — ребенок при психологическом (эмоциональном) насилии .....................................................................

13

2.3.

Специфика сексуального насилия ...................

14

2.3.1.

Психологические признаки, проявляющиеся на разных стадиях реагирования жертвы на сексуальное насилие ….....................................

14

2.3.2.

Психологические и поведенческие особенности взрослых, совершающих сексуальное насилие над детьми ……….….

15

3.

 Представления о пренебрежении нуждами ребенка................................................................

18

3.1.

Последствия пренебрежения основными нуждами ребенка ………...................................

19

4.

Литература…………….……………………….

26


Введение

В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме жестокого обращения с детьми значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики видов и поиска более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Все это стимулирует вовлечение более широкого круга специалистов – психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков.

Говоря о насилии по отношению к детям, часто  употребляют два основных понятия: собственно насилие над детьми (англ. аbuse – насилие, злоупотребление) и жестокое обращение с детьми (англ. мaltreatment – плохой, недостаточный уход). Эти термины применяются в X Международной квалификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных учреждений в России.

В России нет единого подхода к определению понятий «насилие» и «жестокое обращение», более того, существует большое количество других понятий, используемых при описании одной и той же проблемы. Например, злоупотребление, принуждение, эксплуатация, синдром опасного обращения с детьми, управление и манипуляция их поведением. Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие и не считают это насилием, потому что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека, то есть попадают по действие уголовного кодекса.

В самом общем виде под насилием понимают форму принуждения со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (отдельному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания  политического, экономического и любого другого господства.

Любой вид жесткого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно - ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни, не говоря уже о нарушении прав ребенка.

Многие годы считалось, что дети - привилегированный класс в нашем обществе. Лишь совсем недавно мы нашли в себе силы и мужество признать, что это совсем не так. Оказалось, что признать и поверить в широкое распространение проституции, наркомании, рост уголовной преступности значительно легче, чем согласиться с горьким выводом о широком распространении жестокого обращения.

Отказавшись от полного отрицания существования насилия над детьми в России, мы сделали первый важный шаг. Как показывает опыт США, Великобритании и других стран, для точной оценки распространенности жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами, для оказания помощи пострадавшим семьям необходимы специальные службы.

Конечно, жестокое обращение - это социальная проблема, но не только. Имеем ли мы права дожидаться ослабления социально-политической напряженности и экономического кризиса, наступления того момента, когда государство сможет взять на себя гарантию прав детей и создать каждому из них наиболее благоприятные условия для психического и физического развития?

Реализация прав ребенка, защиты их от любых форм насилия, счастье каждого ребенка в значительной степени зависит от нас самих, нашего отношения к ущемлению прав детей.

     


1. Определение общих понятий

1.1. Понятие жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/лиц, их замещающих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Пренебрежение нуждами детей – это неисполнение родителем или лицом, его заменяющим, обязанностей по надзору, защите и обеспечению основных потребностей ребенка, наносящее значительный вред нормальному развитию ребенка или создающее серьезный риск этому.

Различают пренебрежение физическими потребностями (потребность в пище, одежде, приюте, недостаток присмотра или защиты от опасности), пренебрежение медицинскими нуждами, пренебрежение потребностью в образовании и психологическое пренебрежение (невыполнение родителем или лицом, его заменяющим, минимальной потребности ребенка в поддержке, внимании и любви).

1.2. Виды насилия

Насилие чаще всего трактуется как физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.

Физическое насилие – это нанесение физических повреждений ребенку или риск таких повреждений. Физическое насилие включает в себя такие действия, как удары кулаком, избиение, удары ногой, «трясение», кусание, поджигание, погружение в горячую воду, вызывающие внешние (синяки, переломы костей, шрамы, ожоги, кровоизлияния сетчатки) или внутренние повреждения.

Психологическое насилие – это постоянно повторяющиеся унижения, оскорбления, издевательства или терроризирования (угрозы, подвергание опасности) ребенка. Часто психологическое насилие обозначают как эмоциональное насилие (по направленности на эмоциональную сферу психического) и вербальное насилие (по способу нанесения травмы). Эмоциональное и вербальное насилие характеризуется присвоением кличек, оскорблением, угрозой физической расправы или ущерба, криком и проявлением гнева, отказом во взаимоотношениях (эмоциональная и вербальная изоляция), давлением или принуждением выполнять то, что человек выполнять не хочет.

Сексуальное насилие – это сексуальное поведение взрослого, вовлекающего в сексуальные действия ребенка, или сексуальная эксплуатация ребенка. Сексуальное насильственное поведение может включать другие действия, кроме изнасилования. Его диапазон широк и включает нежелательные сексуальные комментарии и взгляды; словесные оскорбления и скабрезные замечания; эксгибиционизм (демонстрация половых органов); нежелательные прикосновения и ощупывания частей тела; вуайеризм (систематическое подглядывание); обман (особенно в отношении детей и подростков) и запугивание, шантаж и принуждение к близости через физический вред или угрозу вреда семье, друзьям; настойчивое давление и принуждение к проституции; сообщение информации, несоответствующей возрасту, и инцест; демонстрация порно и развратные действия, а также непристойные телефонные звонки. Крайней степенью сексуального насилия является изнасилование.

Принципиально важным при определении сексуального насилия является тот факт, что при сексуальном насилии вовлечение ребенка в ситуацию производится взрослым человеком или кем-то значительно старшим по возрасту или положению, находящимся в позиции власти или доверия. Ребенок не способен осознанно дать согласие на какие-либо сексуальные отношения со взрослым и часто не воспринимает ситуацию сексуального насилия как насильственную. Более того, многие взрослые люди, например, считают, что если нет физического ущерба ребенку и если ребенок сам согласился на сексуальные действия со взрослым, то такие случаи не относятся к сексуальному насилию.


2. Признаки насилия и жестокого обращения

с детьми

2.1. Специфика физического насилия

2.1.1. Психологические признаки физического насилия у детей разных возрастных групп

Возраст до 6 месяцев:

  • малоподвижность;
  • безразличие к окружающему миру;
  • отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;
  • редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.

Возраст 6 мес. – 1,5 года:

  •  боязнь родителей;
  •  боязнь физического контакта со взрослыми;
  • постоянная настороженность;
  • плаксивость, печальный вид;
  • испуг, подавленность при попытке взрослых взять на руки.

Возраст 1,5 – 3 года:

  • боязнь взрослых;
  • редкие проявления радости;
  • реакция испуга на плач других детей;
  • крайности в поведении: от агрессивности до безучастности;
  • стремление быть незаметным.

Возраст 3 – 6 лет:

  • отсутствие сопротивления;
  • пассивная реакция на боль;
  • чрезмерная уступчивость, заискивающее поведение;
  • псевдовзрослое поведение;
  • агрессивность к себе или окружающим;
  • чувство вины и порочности;
  • лживость, воровство;
  • жестокость к животным.

Младший школьный возраст:

  • стремление скрыть причину повреждений и травм;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • боязнь и нежелание идти домой после школы;
  • панический страх перед плохими оценками, замечаниями и т.д.;
  • педантичность, страх утраты вещей, предметов, канцелярских принадлежностей;
  • привычка грызть ногти;
  • боязнь смотреть в глаза, высказываться;
  • уверенность, что их никто не любит;
  • невротические реакции (энкопрез, энурез и др.).

Подростковый возраст:

  • жестокость, агрессивность;
  • побеги из дома;
  • суицидальные попытки;
  • девиантное поведение;
  • употребление алкоголя, психоактивных веществ, наркотиков;
  • ненависть к родителям, неприязнь к родственникам;
  • представления о любви, неизменно связанной со страданиями и болью.

2.1.2.Особенности взрослых, использующих физическое насилие над ребенком

У взрослых, использующих физическое насилие над ребенком, можно выявить психологические и поведенческие особенности, которые с высокой долей вероятности будут указывать на факт физического насилия или риск совершения насильственных действий в будущем. Эти взрослые, как правило, отличаются следующими особенностями:

  • убеждены в пользе физических наказаний;
  • у них отсутствует эмоциональный контакт с ребенком;
  • сообщают о высоком уровне нарушений поведения ребенком, что часто объективно не подтверждается;
  • хуже осознают положительное в поведении ребенка;
  • демонстрируют нереалистичные и преждевременные ожидания от ребенка;
  • демонстрируют трудности в разграничении серьезности разных поступков;
  • в отношениях с ребенком мало используют положительных взаимодействий;
  • нередко, обращаясь к врачу или другому специалисту по поводу ребенка, переводят разговор на себя, на свои проблемы;
  • отказ родителя от медицинской помощи, необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за помощью в медицинское учреждение;
  • противоречивые показания о происхождении повреждений или история несовместима с физическими травмами;
  • часто повторяющаяся госпитализация ребенка в различные учреждения для лечения травм или получение повторных подозрительных травм;
  • родители переносят ответственность за травму на других лиц;
  • родители объясняют, что ребенок сам виноват в полученных повреждениях.

2.2. Специфика психологического

(эмоционального) насилия

2.2.1. Признаки психологического (эмоционального) насилия у детей разных возрастных групп

Для детей от 3 до 6 лет характерны:

  • расстройства сна;
  • утрата аппетита;
  • беспокойство и апатичность;
  • неумение играть;
  • задержка психоречевого развития;
  • привычка сосать палец, край одежды.

Для младших школьников характерны:

  • проблемы с обучением;
  • отсутствие навыков общения, что вызывает отвержение со стороны сверстников;
  • плохие социальные навыки;
  • жестокость к животным.

У детей 10-12 лет наблюдаются:

  • уходы из дома;
  • девиантное поведение;
  • хроническая неуспеваемость;
  • низкая самооценка;
  • неврозы.

У подростков наблюдаются:

  • депрессия;
  • рост агрессивности;
  • саморазрушающее поведение;
  • психосоматические заболевания;
  • девиантное поведение.

             

2.2.2. Особенности взаимодействия родитель — ребенок при психологическом (эмоциональном) насилии

К психическому (эмоциональному) насилию относятся ложь, обман ребенка взрослыми, постоянное невыполнение своих обещаний со стороны родителей (в результате чего он теряет доверие ко взрослому), а также  предъявление к ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям. Отвержение ребенка, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, негативное оценивание, акцентирование внимания исключительно на отрицательных чертах характера ребенка, фрустрация основных нужд и потребностей ребенка (длительное лишение ребенка любви, заботы и безопасности со стороны родителей, принуждение к одиночеству) также относится к эмоциональному насилию.

Признаками психологического (эмоционального) насилия со стороны родителя могут:

  • доминантность;
  • аффективность;
  • непредсказуемость;
  • непоследовательность;
  • неадекватность;
  • непринятие.

Психологическое (эмоциональное) насилие практически всегда сопровождает другие виды насилия. Наиболее сложными для диагностики являются ситуации, когда ребенок подвергается исключительно эмоциональному насилию.

Как психологическое насилие можно рассматривать и ту ситуацию, в которой оказывается ребенок в семье с аддиктивным поведением (семьи алкоголиков, наркоманов). У большинства детей, живущих в таких семьях, имеются признаки задержки физического, нервно-психического, речевого развития.

    Такие условия не позволяют ребенку чувствовать себя в безопасности, испытывать безусловную любовь, вести себя спонтанно, результатом такой формы родительского отношения исследователи называют хрупкость и проницаемость границ «Я», обесценивание чувств (и утрату способности их выражать) и нарушение способности к установлению эмоциональной близости.

2.3. Специфика сексуального насилия

2.3.1. Психологические признаки, проявляющиеся на разных стадиях реагирования жертвы на сексуальное насилие

1 стадия – первичная реакция:

  • посттравматические стрессовые расстройства (бессонница, утрата аппетита и др.);
  • эмоциональные признаки (депрессия, отношение к себе как грязному, ущербному, утрата ценностей семьи, близких, жизни, резкая смена поведения);
  • когнитивные нарушения (заторможенность, тревога, нарушения концентрации внимания, восприятия и др.);
  • нарушение психического состояния (панический страх, кошмары и др.).

2 стадия – аккомодация:

  • обеспечение максимальной безопасности (нежелание ложиться спать, оставаться наедине с насильником и др.);
  • использование определенного положения тела для уменьшения болевых ощущений;
  • повышение температуры, рвота, различные приступы и болезненные состояния;
  • неадекватная реакция на конфеты, подарки и т.д. (если таковые являлись «подарками» после насилия).

3 стадия – отдаленные последствия:

  • эмоциональные расстройства (беспокойство, страхи, паника, ночные кошмары, депрессивные состояния, неконтролируемые вспышки агрессивности, гнев);
  • посттравматические расстройства (регресс в развитии, «вспышки»,  «провалы в памяти» и др.);
  • поведенческие проблемы;
  • личностные расстройства;
  • расстройство познавательной сферы.

2.3.2. Психологические и поведенческие особенности взрослых, совершающих сексуальное насилие над детьми

Существует множество трюков, способов, заманиваний и стратегий, которые использует преступник, чтобы совершить акт насилия по отношению к детям. Сначала взрослый пытается создать условия, чтобы остаться наедине с ребенком, вначале это может быть случайно, затем насильник стремится повторить ситуацию. Главная цель насильника на этом этапе – расположить к себе ребенка и убедить его в том, что ничего необычного в их отношениях нет. Он обычно говорит ребенку: «Это будет игра», «Обычно взрослые делают это со своими детьми», «Я буду учить тебя сексу». Таким образом, ребенок оказывается в опасном контакте с человеком, которому он доверяет.

Постепенно насильник подводит к тому, чтобы ребенок воспринимал это как нечто естественное. Процесс развивается по нарастающей: от невинных прикосновений – к ласкам интимного характера. В конце концов интимные ласки переходят в половой акт. И здесь насильник может менять стратегии, но чаще всего это предъявление обвинения жертве: «Я бы никогда не сделал этого, если бы у тебя не были такие прекрасные волосы».

Потом, завладев жертвой, преступник должен применить стратегии, чтобы жертва хранила молчание, установить контроль над сохранением секрета. Насильник должен оказать на ребенка такое давление, чтобы тот ни при каких обстоятельствах не раскрыл тайны происходящего. В подавляющем большинстве случаев это удается. Преступник часто говорит жертве: «Если ты расскажешь, никто не поверит тебе. Я очень солидный мужчина, и общество скорее поверит мне, а не ребенку». Дети могут быть запутаны как угрозами физической расправы, так и моральной угрозой стать причиной бед и несчастий, вплоть до разрушения семьи. Один из самых изощренных приемов – это угроза: «Тебя не будет любить мама, папу посадят в тюрьму» и т.п.

Преступник применяет другую стратегию, когда ребенок, пытаясь сохранить связь между матерью и отцом, прибегает ко лжи. Тогда он может сказать ребенку: «Если ты расскажешь, то тебя выгонят. У тебя больше не будет мамы» и т.п. Это очень сильная угроза для ребенка. Ребенок оказывается перед выбором между наказанием (утратой) и «наградой» за секс. Обычно фаза секретности длится долго, иногда до нескольких лет.

Как только ребенок становится старше, увеличивается количество стратегических приемов. Для преступника характерно искажать реальность. Но ребенок начинает все больше и больше понимать, что случившееся с ним – это не норма. Он получает знания о сексе в школе. Хорошее сексуальное образование должно обязательно включать знания о спектре касания – от естественного касания до насильственного касания.

Нередко преступник использует более сильную стратегию: «Я убью тебя». Многие дети испытывают угрозы смерти. Но наиболее мощная угроза, как известно, угроза потери родителя.

В соответствии с мотивацией сексуального акта выделяется несколько типов преступников: ситуативных насильников и насильников, имеющих определенные предпочтения.

     Ситуативных насильников разделяют на несколько типов:

  1. Регрессивные. Они отличаются низким уровнем собственного достоинства, а также низкой способностью контролировать импульсы. По этим причинам в условиях доступности собственных детей власть над ними провоцирует их к совершению насилия;
  2. Морально неразборчивые. Они жестоко обращаются со всеми близкими людьми, кто находится в их власти и зависим от них: женой, родственниками, друзьями, подчиненными. В конце концов объектом насилия становится ребенок, при этом, как правило, насильник этого типа принуждает вступать с ним в сексуальный контакт, используя физическую силу;
  3. Сексуально неразборчивые. Это люди, для которых не существует границ и правил удовлетворения собственных сексуальных потребностей;
  4. Неадекватные. К этому типу относят социопатов – людей, социально не вписывающихся в рамки общества, для которых дети не имеют никакой ценности, и посему они считают себя вправе делать с ними все, что захотят;
  5. Предпочитающие детей – это исключительно те, чья сексуальная ориентация направлена на детей, то есть педофилы. Для удовлетворения своих потребностей они не останавливаются ни перед чем, поэтому количество жертв данном случае значительно больше, чем у ситуативных насильников.

Предпочитающих насильников разделяют на следующие типы:

1) Соблазнители. Они умеют находить контакт с ребенком, общаться с ним, слушать, разговаривать. Вовлечение в сексуальные действия происходит постепенно, сопровождается проявлением внимания по отношению к ребенку, ухаживанием и дарением подарков;

 2)  Интроверты. Этот тип не обладает такими же навыками общения и обольщения, как соблазнитель, поэтому установление длительного контакта с ребенком, позволяющего вступать в сексуальные отношения, для него не простая задача. В связи с этим его сексуальный опыт кратковременен и не редко сопровождается физическим насилием;

3) Садисты. Их меньше всего – 2%  из предпочитающих насилие. В этих случаях сексуальные действия сопряжены с потребностью причинить боль, вплоть до убийства.


3. Представления о пренебрежении нуждами ребенка

Причинами безразличного отношения к нуждам своих детей могут быть личностные особенности родителей, наличие случаев применения насилия в прошлом, стрессы, испытываемые личностью и связанные с финансовыми проблемами, потерей работы, состоянием здоровья, взаимоотношениями в семье и т. д. Во многом взаимоотношения детей и родителей зависят и от социального статуса семьи.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Пренебрежение нуждами ребенка (ПНР) имеет место не только в случае, когда в семье отсутствуют материальные средства. Иногда родители или лица, их заменяющие, ведут себя так, злоупотребляя своими права и пользуясь беззащитностью и зависимым положением ребенка.

Формы ПНР:

  • оставление ребенка без присмотра;
  • непредоставление ребенку питания, одежды, жилья;
  • непредоставление медицинской помощи ребенку;
  • отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);
  • отсутствие возможности получения адекватного образования и др.

       Статистика ПНР показывает, что пренебрежение нуждами ребенка наиболее распространено в младшей возрастной группе — 23 % случаев касались детей в возрасте от рождения до двух лет. Плохой уход, ПНР чаще исходит от женщин (61 %), чем от мужчин (39 %).

Безразличное отношение к своим детям может быть вызвано не только уже приводившимися причинами (личностные особенности родителей, наличие случаев применения насилия в прошлом, стрессы, испытываемые личностью), но его причиной также может являться специфическое отношение к ребенку: он нелюбимый, нежеланный и т. д. Во многом взаимоотношения родителей и детей зависят от социального статуса семьи.

3.1. Последствия пренебрежения основными нуждами ребенка.

 

У детей до 1 года:

  • низкий вес;
  • повторные инфекционные заболевания;
  • сыпь;
  • опрелости;
  • обезвоженность организма;
  • частые госпитализации;
  • задержка развития;
  • нарушения привязанности;
  • безучастность.

У детей дошкольного возраста:

  • малый рост и вес;
  • задержка речевого развития;
  • эмоциональная незрелость;
  • неусидчивость;
  • рассеянность внимания;
  • агрессивность;
  • импульсивность;
  • неразборчивая привязанность;
  • кража пищи;
  • постоянный голод или жажда;
  • стремление любыми способами привлечь внимание взрослых.

У детей младшего школьного возраста:

  • малый рост и вес;
  • трудности в обучении;
  • трудности в общении;
  • неуверенность;
  • незрелость;
  • агрессивность;
  • склонность к уединению;
  • социальная изоляция;
  • энурез, энкопрез
  • деструктивное поведение;
  • жестокость к животным, младшим детям.

У детей подросткового возраста:

  •  низкий рост, малый вес или ожирение;
  • наличие хронических заболеваний;
  • задержка полового развития;
  • неуспеваемость в школе;
  • пропуск занятий;
  • курение, употребление психоактивных веществ, алкоголя;
  • побеги из дома;
  • воровство;
  • ложь;
  • деструктивное поведение;
  • мастурбация.

К обобщенным характеристикам детей, страдающих от пренебрежения их основными нуждами, можно отнести: существенное отставание в развитии, проблемы в обучении, многочисленные эмоциональные и поведенческие проблемы, низкую самооценку, пассивность, высокий уровень агрессивности, низкий уровень эмпатии, низкий социальный интеллект.


Литература

1. Асанова Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми: учебное издание для психологов, детских психиатров, студентов педагогических ВУЗов. – М: Владос, 1997.

2. Григович И.Н. Синдром жесткого обращения с ребенком. Общие вопросы и физическое насилие: учебное пособие для студентов и врачей. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2001.

3. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М: Генезис, 2006.

4. Защита детей от жестокого обращения. По ред.: Е.Н.Волковой. – С.- Петербург: Питер, 2007.

5.Н.Б.Буйло, Т.В.Касимова, Л.А.Вановская, О.А.Третьякова, О.В.Литвинова, Н.А.Ирицкая, И.А.Голуб, О.А.Долбачева, А.А.Чеботарева Реализация модели профилактики социального сиротства и предотвращения жестокого обращения с детьми в городе Тамбове.- Тамбов, Комитет образования администрации города Тамбова, 2008.-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми - это одна из основных опасностей для благополучия общества, которая вызывает все большую озабоченность. Дети, безусловно, являются наиболее незащищенной категорией населен...

Жестокое обращение с детьми.

Памятка для родителей. Жестокое обращение с детьми - порочный круг насилия....

Родительское собрание "О жестоком обращении с детьми"

Материалы для прведения родительского собрания...

Презентация "Система мер по профилактике жестокого обращения с детьми в условиях ОУ"

Данная презентация открывает вопросы жестокого обращения с детьми. Разговор о важности ранней профилактики по данной проблеме. Материал предоставлен для педагогов....

Презентация "ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ"

Данная презентация может использоваться педагогом-психологом как материал для выступления на педагогических советах и родительских собраниях...

Профилактика жестокого обращения с детьми

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ре...

Родительское собрание "Профилактика жестокого обращения с детьми"

“Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”....