Путешествие по сказкам Д.Н.Мамина-Сибиряка
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Дрожжина Галина Алексеевна

Представленное занятие является итоговым в цикле занятий, посвящённых знакомству с биографией  писателя Д.Н.Мамина -Сибиряка и его произведениями. Материал содержит конспект занятия и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon конспект занятия10.92 КБ
Файл презентация к занятию2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в группе продлённого дня в 2 классе.

Тема: знакомство с Д.Н. Маминым - Сибиряком и его сказками

Цель: актуализация и расширение знаний учащихся о Д.Н. Мамине-Сибиряке и его произведениях.

Задачи:

-образовательные:

1. расширять знания о Д.Н. Мамине-Сибиряке;

2. актуализировать и расширять знания о сказках писателя;

3. формировать и развивать связную речь;

4. формировать умение работать в подгруппах и в коллективе;

5. формировать  коммуникативные навыки общения.

- воспитательные:

1. способствовать  установлению доброжелательных взаимоотношений между участниками  образовательного процесса;

2. воспитывать  чувство дружбы и взаимопомощи;

3. развивать  эстетический вкус;

4. приобщать к взаимодействию между участниками  образовательного процесса во внеурочной деятельности.

5. воспитывать нравственные качества детей.

- развивающие:

1. развивать представления об окружающем мире и характерах людей;

2. развивать понимание значимости взаимопомощи;

3. развивать мелкую моторику.

- коррекционные:

 

 1.развивать внимание;

 2. развивать  воображение, мышление;

 3. актуализировать и развивать словарный запас.

Оборудование: видео аппаратура (заранее подготовленная презентация), лист ватмана с изображение озера и леса, силуэты героев сказок Мамина-Сибиряка.

Время проведения занятия: 30-35 минут.

Ход занятия:

Деятельность                                           воспитателя

Деятельность

учащихся

Примечание

1. Организационный момент

Воспитатель предлагает детям поздороваться с гостями и сесть за парты.

2. Объявление темы

Воспитатель загадывает детям загадку:

«Он большой, густой, зелёный
Представляет целый дом
В нём найдут приют и птицы
Зайки, волки, кабаны».

Воспитатель: «Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие по лесным сказкам

Д.Н. Мамина-Сибиряка».

Воспитатель обращает внимание, что класс поделен на две команды  и представляет их.

3. Работа над темой занятия

А. Рассказ о Д.Н. Мамине – Сибиряке

Воспитатель предлагает учащимся посмотреть на экран.

Воспитатель объявляет задание: «На экране представлены 4 предложения. Первая команда читает предложение, а вторая – с помощью моего слова подсказки составляет вопрос. Первая команда отвечает на этот вопрос. Только, ребята, вы отвечаете не всей командой одновременно, а отвечает один из участников. Всем понятно задание?»

Воспитатель хвалит детей за правильно составленный вопрос и ответ и рассказывает детям дополнительную информацию, показывает портрет писателя.

Такая  работа  же продолжается с предложениями:

1. Мамин-Сибиряк родился в 19 веке.

2. Родина писателя – Пермская область.

3.Будущий писатель мечтал стать ветеринаром.

4. Он любил изучать лкружающую природу и наблюдать заживотными - составлению вопросов к ним с помощью слов подсказок Где…?Кем.?

Что любил…? и ответов на них.

Воспитатель задаёт вопрос о том, для кого писал свои произведения Мамин-Сибиряк.

Воспитатель хвалит детей за ответы и просит назвать детей, какие произведения они вместе читали.

Б. Физкульминутка

Воспитатель читает стихотворение и выполняет движения.

Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)
Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед — «ищем пропажу».)
Колпачок был непростым
Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)
Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)
Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)

В. Кроссворд

Воспитатель говорит, что пришло время отправится в путешествие по прочитанным сказкам Мамина-Сибиряка, и предлагает детям разгадать кроссворд (уточнение значения слова кроссворд).

Для каждой команды задаётся вопрос, если после совещания ответ правильный, то ответивший участник подходит к воспитателю, и наклеивает героя сказки на коллаж.

(Герой из той сказки, к которой был задан вопрос).

Вопросы:

  1. Где лёг спать медведь в сказке о Комаре Комаровиче?

  1. Кого не узнал индюк в сказке «Умнее всех»?

  1. На каком предмете сидел заяц, когда к нему подкрался волк в сказке про Зайца-хвастуна?

     4.Что было повреждено у Серой шейки?

    5.Кого не могли поделить Ёрш Ершович и Воробей Воробеевич?

   

    6. Куда попалась канарейка в сказке про Воронушку?

Воспитатель обращает внимание детей, что после разгадывания кроссворда получилось слово АЛЁНУШКА.

Воспитатель рассказывает о том, что так звали дочь писателя, и именно она являлась героиней его многих сказок.

4. Подведение итогов занятия

Воспитатель спрашивает о том, что они делали на занятии, о чём говорили, рассматривают коллаж.

Воспитатель раздаёт простые карандаши и кружки из белой бумаги. Просит нарисовать лицо (весёлое, грустное или нейтральное), соответствующее настроению.

Воспитатель: «Как и любая сказка наше занятие подошло к концу. Спасибо вам за ваши знания, проявленную активность и ответы. Надеюсь, что вы не остановитесь на этом в своём путешествии по миру сказок, а продолжите его. Желаю вам удачи».

Дети стоят около своих парт, здороваются с гостями, и после разрешения они садятся.

Дети отгадывают: «Лес».

Дети слушают.

Дети отвечают: «Да».

Участник первой команды читает предложение: «Мамин-Сибиряк родился в 19 веке».

Участник с помощью слова подсказки на доске Когда…? составляет вопрос : «Когда родился Мамин- Сибиряк?»

Участник первой команды отвечает: «Мамин-Сибиряк родился в 19 веке».

Дети читают предложения, составляют вопросы и отвечают на них.

Дети отвечают, что Мамин-Сибиряк писал для детей.

Дети называют:

1.Сказка о зайце-хвастуне

2. Сказка о Ерше Ершовиче и Воробье Воробеече

3 Сказка «Умнее всех»

4.Сказка «Серая шейка»

5.Сказка о воронушке

6.Сказка о Комаре Комаровиче

Дети повторяют только движения.

Ответы детей:

  1. Болото (картинка с медведем)

     2. Ёж (ёж)

  3.Пенёк (заяц)

  1. Крылышко (утка)

  1. Червяк (воробей)

    6. Сетка (ворона)

Дети отвечают.

Дети рисуют, после чего проходит обсуждение, почему было нарисовано именно такое лицо, что понравилось или не понравилось на занятие.

1-2 минуты

3 минуты

Слайд № 1.

20 минут

Слайд №2

Слайд № 3

Слайды № 4, 5, 6.

Слайд № 7.

Слайд № 8.

Слайд № 9

Слайды № 10-15.

Слайд № 16

Слайд № 17



Подписи к слайдам:

«Лесные сказкиД.Н. Мамина-Сибиряка»
Он большой, густой, зелёный Представляет целый дом. В нём найдут приют и птицы Зайки, волки и лисицы.
Лес
1. Мамин-Сибиряк родился в 19 веке.2. Родина Мамина-Сибиряка – Пермская область.3. Будущий писатель мечтал стать ветеринаром.4. Он любил наблюдать за животными и изучать окружающую природу.5. Многие лесные зверьки стали героями его сказок для детей.
Д.Н. Мамин - Сибиряк родился в 19 веке,6 ноября 1852 года, ровно 160 лет назад.

Дмитрий Наркисович родился в Пермской области в посёлке Висимо-Шатанском.
Будущий писатель мечтал стать ветеринаром.
Ветеринар – врач, который лечит животных.
Мамин-Сибиряк любил изучать окружающую природу и наблюдать за животными. Дмитрий Наркисович совершил много поездок по Уралу.
Многие лесные зверьки стали героями его сказок.Дмитрий Наркисович писал для детей.
Путешествие по сказкам Д.Н. Мамина-Сибиряка
Кроссворд «Путешествие по лесным сказкам Д.Н. Мамина-Сибиряка». 4
5
6
1
3
2
4
5
6
1 Б
3
О
Л
2
О
Т
О
4
5
6
1 Б
3
О
Л
2 Ё
О
Ж
Т
О

4
5
6
1 Б
3 П
О
Е
Л
2 Ё
Н
О
Ж
Ё
Т
К
О

4 К
5
Р
6
Ы
1 Б
3 П
Л
О
Е
Ы
Л
2 Ё
Н
Ш
О
Ж
Ё
К
Т
К
О
О

4 К
5 Ч
Р
Е
6
Ы
Р
1 Б
3 П
Л
В
О
Е
Ы
Я
Л
2 Ё
Н
Ш
К
О
Ж
Ё
К
Т
К
О
О

4 К
5 Ч
Р
Е
6 С
Ы
Р
Е
1 Б
3 П
Л
В
Т
О
Е
Ы
Я
К
Л
2 Ё
Н
Ш
К
А
О
Ж
Ё
К
Т
К
О
О

4 К
5 Ч
Р
Е
6 С
Ы
Р
Е
1 Б
3 П
Л
В
Т
О
Е
Ы
Я
К
А
Л
2 Ё
Н
У
Ш
К
А
О
Ж
Ё
К
Т
К
О
О
1 вопрос : Где лёг спать медведь в сказке о Комаре Комаровиче?
Ответ: Болото
2 вопрос : Кого не узнал индюк в сказке «Умнее всех»?
Ответ: Ёж
3 вопрос : На каком предмете сидел Заяц, когда к нему подкрался волк, в сказке про Зайца-хвастуна?
Ответ: Пенёк
4 вопрос : Что было повреждено у Серой Шейки? (Сказка о Серой Шейке)
Ответ: Крылышко
5 вопрос : Кого не могли поделить Воробей Воробеич и Ёрш Ершович?
Ответ: Червяк
6 вопрос : Куда попалась Канарейка в сказке про Воронушку?
Ответ: Сетка
Алёнушка и её отец Дмитрий-Наркисович

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по литературному чтению "Произведения - юбиляры. "Аленушкиным сказкам" Д.С.Мамина-Сибиряка 110 лет"

По данным социологов: за годы реформ в 1,5 раза выросла доля тех, кто вообще не читает, а в 2 раза – тех, кто не читает книг; в 3 раза - -не читающих периодические издания . Цель проекта : ...

Литературная викторина по сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

Литературная викторина по сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»...

Урок литературного чтения по сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка "Серая шейка"

Тема урока: «Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Д.Н.Мамина - Сибиряка «Серая Шейка». II частьЦель урока: создание условий для художественного анализа текста и эмоционально-нрав...

Путешествие по сказкам Д. Н. Мамина-Сибиряка

Разработка интеллектуально-познавательной игры, проверяющей знание  "Алёнушкиных сказок" уральского писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка. К разработке прилагается презентация для проведения и...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу&raq...