Внеклассная работа.
статья по теме

Калягина Марина Ивановна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnaya_rabota.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детство – важнейший период  человеческой

жизни, не подготовка к будущей жизни,

а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая

жизнь. И от того,  как прошло детство, кто вёл

ребёнка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

               Я – классный руководитель. Дети, как и все мы, взрослые,  очень разные. Вот классный руководитель и должен заботиться о том, чтобы каждому ребёнку в школе было хорошо, чтобы каждый хотел идти в школу. И в этом нам поможет воспитательная работа, где от ребёнка потребуются совсем другие качества: заботливость, активность, ответственность, самостоятельность, где каждый может проявить себя в другой деятельности, отличной от учебной.

                    Перед каждым педагогом, классным руководителем, воспитателем сейчас стоят практически одни и те же вопросы: как воспитывать сегодня? какую цель перед собой поставить? какие методы воздействия сегодня могут стать полезными, а какие, наоборот, пойдут во вред? Сейчас есть много проблем, которые так или иначе касаются нашей работы: девальвируются нравственные ценности, усиливается ощущение духовной пустоты подрастающего поколения, огромного разрыва поколений. Существует проблема психологической неустойчивости молодежи.

        Тем более, сейчас,  как никогда важно формирование жизнестойкой, жизнеспособной личности. Поэтому цель моей работы, как классного руководителя: создание активной воспитывающей среды и положительного психологического климата, для успешного развития индивидуальности каждого ребёнка

             Можно любить свою работу, очень много знать, быть невероятно работоспособным и творческим, но если не складываются отношения с детьми и родителями, то вся работа идёт насмарку. Самым важным принципом своей работы я считаю установление товарищеских отношений между классным руководителем, ребятами и их родителями.

Это требует много сил, пристального наблюдения и анализа складывающихся ситуаций. Я внимательно изучаю детей и родителей (используя различные методы: анкеты, беседы, посещение семьи на дому),  стараюсь, как можно больше с ними общаться, чтобы найти в каждом ребёнке изюминку, помочь раскрыться и почувствовать себя личностью. Чтобы найти правильный подход, быть уверенным, что, то или иное мероприятие в классе будет иметь успех и надолго останется в их памяти, оставит след в их душах, чтобы сияли радостью глаза, с лица не сходила восторженная улыбка, учащенно билось сердечко – детям нужен праздник. Город детства – это счастливое время постоянных открытий, удивительные встречи со сказкой, с новыми людьми, это время радостного познания окружающего мира, всеобщей любви и заботы окружающих людей. Праздники милы нам тем, что наступают из года в год в чётко обозначенный день и мы предаёмся исполнению установленных ритуалов. Если Масленица – то это блины, если день рождения – то пирог со свечами и подарки для именинника, Новый год – то подарки под ёлкой. Но ведь, если заглянуть в календарь, то праздников на весь год приходится не так уж и много.

1 четверть: Здравствуй, школа!

                    Бродит осень у ворот

2 четверть: День Матери.

                    Приключения у Новогодней Ёлки

3 четверть: Рыцарский турнир (ко дню Святого Валентина)

                    Солдатами не рождаются

                     Мамин праздник!

4 четверть:  Салют, Победа!

                     Вот и стали мы на год взрослей (по окончании учебного года)

И как правило, каждый на празднике испытывает чувство радости, желание проявить себя, побыть в окружении весёлых людей, окунуться с головой в фейерверк общения, сюрпризов и игр.

В первом классе в каждой четверти мы собираемся на день рождения осенних детей – «Листопадничков», зимних детей – «Снегурят и Морозят», весенних детей – «Капелек» и летних детей – «Солнышек». В подготовке таких праздников помогают мои ученики, которые теперь учатся в 5 классе, они играют роли сказочных героев: кота Базилио и Лису Алису, почтальона Печкина, Золушку, Фею, Буратино и Мальвину. А во 2 – 4 классах дни рождения мы отмечаем немного по – другому. Накануне дня рождения одного из учеников, я напоминаю об этом остальным, те готовят имениннику подарки, поздравления. Как приятно, когда тебя ждёт сюрприз, интересные поздравления в стихах, поют песни, вручают подарки, сделанные от всего сердца. Именинник угощает друзей пирогом, конфетами, фруктами.

                   Самой распространённой и любимой формой работы с классом являются интеллектуальные игры, такие как «Алфавит», «Поле чудес», «Сто к одному», «Счастливый случай», «Крестики – нолики», «Эти забавные животные», «Звёздный час» и другие. Высокая эффективность достигается, если такая работа ведётся систематически, а не от случая к случаю. Данные игры способствуют не только интеллектуальному и психическому развитию, но и обогащают детей эмоционально, формируют навыки работы в коллективе.

                   Очень важно «дойти до каждого», поэтому действую через работу в микроколлективе. Только там, где собрано 5 – 6 человек, есть возможность каждому высказать своё мнение и каждому побыть командиром. Дети сами выбирают, какие поручения нужны: «цветоводы», «дежурные», «редакторы», «помощники учителя», «спортсмены», «санитары», «организаторы досуга». В течение месяца ребята выполняют свои поручения, под руководством командира, потом подводится итог и микроколлектив меняет поручения и выбирает нового командира.  Различные дела так же удобно готовить  маленьким коллективам, тогда на празднике всегда и для всех будут сюрпризы,  и не будет праздников, на которых все дети знают весь сценарий наизусть.

        Немаловажным в своей работе считаю, все, что происходит в коллективе, должно сразу же появляться в уголке, – 1-2 классы, тогда у детей не пропадёт интерес к общим делам, да и родители будут владеть полной информацией о происходящих делах в  классе.              

                  Через совместные дела со своими детьми родители могут увидеть, как учится и живет их ребенок в коллективе, а иногда и открыть очень много нового в себе и в своем ребенке. Только с помощью совместных дел: тематических классных часов, КВНов между учениками и родителями, походов и литературных вечеров – родители могут стать нам союзниками, так как перестанут относиться к школе как посторонние наблюдатели. Только в этом случае можно говорить о целостном подходе в воспитании ребенка. Через коллективные творческие дела вырабатывается культура общения: умение вести дискуссию, умение слушать собеседника, говорить, сопереживать, корректировать свое поведение, а иногда и менять расстановку приоритетов лично для себя. Немаловажным фактором при проведении подобных мероприятий является присутствие не только матерей, но и отцов, так как учитываются не только возрастные, но и половые особенности развития детей. Такая связь поколений, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность.

Родители должны осознать, что с ребенком необходимо общаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы, относиться к нему, как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.

Здесь мне бы хотелось вспомнить  высказывание Ш. А. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей,  чтобы быть гуманным педагогом».

В начале первого класса родители были лишь зрителями, неохотно шли на мои предложения подготовить и провести совместное мероприятие, а  сейчас – родители наши единомышленники, которые не просто присутствуют, но участвуют наравне с ребятами в праздниках, классных часах, поездках, походах. Совместно с родителями прошли  конкурсы  «Мама, папа, я – читающая семья», «Мы за чаем не скучаем», спортивные соревнования между родителями и детьми, конкурс «Минута Славы».

                      Следующий момент внеклассной работы – поездки, экскурсии, походы, встречи с интересными людьми. Конечно,  я учитываю желания детей и предложения родителей, но в первую очередь руководствуюсь собственным планом воспитательной работы. Я стремлюсь к тому, чтобы дети в начальной школе как можно больше увидели, познали окружающий мир. Эти познания мы начинаем со школьного музея, районного музея, затем выезжаем в г. Владимир: это театр кукол и драматический театр им. Луначарского, Планетарий и музей природы, Золотые Ворота и детский музейный центр. В зимние каникулы обязательно едем в театр на Новогодние представления. Маленькие дети живут эмоциями, и мы, взрослые, должны опираться на эту особенность, развивать их духовный мир. Кроме познания, впечатлений, дети общаются друг с другом, открывают в каждом новые черты, качества, учатся слушать и слышать друг друга.

                        Одной из распространённых форм  работы классного руководителя являются классные часы. Они предполагают более близкое общение классного руководителя с ученическим коллективом. Любой коллектив держится традициями. И классный час у нас традиционен. Любой классный час превращается в интересную и увлекательную работу ума, души и сердца. Многие классные часы составляю таким образом, чтобы  в подготовке к ним участвовали не только дети, но и члены их семей. Для этого мы предлагаем родителям рисунки и письма благодарности, дети составляют список своих проблем, над которыми они работают вместе с родителями. Дети должны видеть, что их мысли, мнения, творчество, нужны и важны! Это учит их активной самореализации, помогает увидеть себя и своих друзей со стороны. Здесь возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями… Посвящён классный час, может быть и решению текущих проблем, и  дискуссии на интересующую тему, здесь может быть и игра и конкурс рисунков, и коллективное творческое дело.  Я руководствуюсь тем, что, чем разнообразнее виды деятельности, в которые я вовлекаю своих воспитанников, тем активнее идёт развитие учащихся. Последний классный час на тему: «О мальчиках и девочках», на котором дети не только читали стихи, беседовали, рассматривали картины художников, но и, поработав в группах, составили кластер, на котором отобразили, какие качества хотели бы видеть девочки в мальчиках, и наоборот, мальчики в девочках.          

           Результативность и эффективность моей работы позволяет определить диагностика.

Огромную пользу в изучении личности школьника, его нравственных взглядов и позиций играют ситуации свободного выбора, когда ребёнок, выбирая ответ, выражающий его отношение к предмету исследования, тем самым проявляет реальное поведенческое действие. Мини – сочинения помогают мне изучить нравственные стороны мировосприятия ребёнка, в определённой степени познакомиться с внутренним миром ученика, его переживаниями. Для изучения и формирования нравственной позиции ребят я предлагаю продолжить прерванный сюжет, выбрав наиболее оптимальную на их взгляд концовку. Во 2 классе сочинив свою сказку про Колобка, только 12 ребят из 25, т.е. 48% оставили Колобка живым. В 3 классе написав своё окончание рассказа «Полосатая палка» Ю. Яковлева уже 19 ребят – 76% сделали его счастливым. В 4 классе   сочиняли продолжение к рассказу В. Крапивина «Путешественники не плачут», где 92% учеников  оставили в живых собаку, которая уже казалось, погибла. Исследуя результаты, я пришла к выводу, что в процессе воспитания и обучения повысился уровень нравственности, дети стали гуманнее. Процесс воспитания и обучения повлиял на морально – нравственные качества личности. Дети стали больше проявлять сострадание героям произведений и отвергать гибель героев, придумывая своим произведениям счастливый конец.

          Для того чтобы изучить детский коллектив и взаимоотношения в нём достаточно успешно использую различные социометрические исследования. Они мне дают возможность выяснить предпочтения детей во взаимоотношениях в коллективе, определить учащихся, которые пользуются уважением сверстников и тех, кого детская среда отвергает. Зная особенности учащихся своего класса, стараюсь таким образом организовать и выстроить работу, чтобы дать возможность каждому ребенку проявить и развить свои способности и задатки. А если вижу, что ребенок тянется к чему-то, но это не очень получается, то стараюсь помочь, создавая ситуацию успеха, что оказывает влияние в последствии на формирование самооценки человека.

            Независимо оттого, что я 13-ый год работаю по системе Л. В. Занкова и 31-ый год учителем начальных классов,  и многие мероприятия, праздники, КТД, поручения - по названию – уже были, но для всех они – и для меня тоже – всё равно новые.  Ведь планируют, готовят и проводят их другие люди. А мой опыт даёт мне возможность избегать некоторых ошибок или кое – что предугадывать. Надо помнить, что творчество – это не одна сплошная импровизация. Чтобы творить успешно, надо обладать знаниями, каждое дело тщательно планировать, готовить, продумывать все возможные ситуации и, конечно, же анализировать. Кроме того, огромное значение имеет воздействие личности учителя на весь творческий процесс воспитания и обучения учащихся и педагогического взаимодействия  с родителями.

Дети, как известно, наша радость, боль, забота и счастье и воспитать из них людей можно только вместе учителям, родителям при активном самовоспитании учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Применение здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности и внеклассной работе ( из опыта работы)

В работе описала, как применяю здоровьесберегающие технологии на практике в процессе учебной деятельности и внеклассной работе....

Отчет о работе классного руководителя 2 класса по внеклассной работе

отчет по  воспитательной  работе за 1 полугодие...

"Воспитание творческой личности ребёнка через внеклассную работу" работа по самообразованию классного руководителя

Как через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...