Жизнь ребенка и его успехи в школе Материал для проведения родительского собрания в 1 классе (беседа).
материал (1 класс) на тему

Магафурова Зайтуна Биктимировна

проведения родительского собрания в 1 классе (беседа).

Без должного участия семьи не может быть продуктивно решена задача обучения, воспитания младшего школьника. Содружество семьи и школы является гарантией результативности коррекционно – развивающего обучения. С этой целью для каждого родителя заготавливают вопросы теста и методику анализа. Анкетирование проводится индивидуально, его результаты публично не обсуждаются. После этого родителям было предложено высказать свое отношение к тесту, к такой форме просвещения. Сам тест остается у родителей, как некоторая памятка продуктивной стратегии воспитания ребенка в семье.

Тест: Жизнь ребенка и его школьные успехи.

Инструкция: на каждое утверждение надо дать ответ «Да» или «Нет».

1)   Я развиваю в ребенке положительное восприятие его возможностей, способностей.

2)   Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребенка.

3)   Я приучаю ребенка самостоятельно готовить уроки (или с минимальной помощью).

4)   Я показываю ребенку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу и др.)

5)   Я никогда не отказываю ребенку в просьбе почитать.

6)   Я постоянно беру ребенка в поездки, путешествия, экскурсии и т.д.

7)   Я приветствую игры и общение моего ребенка с друзьями.

8)   Я часто выполняю вместе с ребенком одно и то же дело.

9)   Я забочусь о физическом здоровье ребенка (питание, закаливание, зарядка, занятия спортом).

10) Я слежу, чтобы ребенок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и тоже время, имел 

       часы для занятий, прогулок и т.д.

Оценка теста:  посчитать количество баллов (ответ «Да». Каждый положительный ответ оценивается  в один балл). Разделив полученную сумму на десять (количество вопросов), получаем среднеарифметическое число.                                                                                                  

1-й уровень (1-0,7 балла)

Вы правильно организуете школьную жизнь ребенка. Ребенок имеет разносторонние  интересы, подготовлен к общению со взрослыми и товарищами. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении.

 

2-й уровень (0,6-0,4 балла)

У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребенка. Задумайтесь, не являетесь ли вы сами чрезмерно активными, не блокируете ли «поле свободы» ребенка, достаточно ли времени ребенок общается со сверстниками? Уверена, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания.

 

3-й уровень (0,3-0 балла)

В вашем опыте прослеживается главная ошибка – чрезмерная опека ребенка, подмена его усилий собственной активностью. Вы недостаточно даете ребенку общаться со сверстниками, лишаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесет успех в воспитательной стратегии.

Ваш ребенок пошел в школу! Сколько новых забот, тревог, переживаний связаны с этим событием и у взрослых, и у самого ребенка! Как лучше организовывать первые дни пребывания ребенка в школе, чтобы естественный страх перед новым, неизвестным был не таким острым, разрушительным? Известно, что состояние тревоги, напряжения блокирует восприятие, мышление и память, искажает поведение ребенка, снижает результативность его деятельности. Родители должны быть готовы к этим неожиданностям. Одни дети чрезвычайно заторможены, отвечают с трудом, избегают контактов с учителем, товарищами. Другие, наоборот, становятся чрезмерно подвижными, суетливыми, даже агрессивными. Понимая особенность этого этапа в жизни ребенка (поступление в школу), родители могут помочь своим детям безболезненно, более естественно войти в школьный режим. Например, первое время особо стеснительные «домашние» дети могут взять в школу любимую игрушку или амулет. Заслуживает внимания прием, когда учитель договаривается с родителями, и они дают ребенку фотографию близкого человека: мамы, папы, бабушки. Возможность посмотреть на родное лицо, мысленно пообщаться с ним позволяет снять психотравмирующую  остроту страха, одиночества.

        В отдельных случаях, если дети чрезвычайно беспокойны, родители могут находиться в стенах школы и встречаться с тревожным ребенком. При этом  надо иметь в виду, что нервозность самого взрослого может негативно повлиять на ребенка, тогда как спокойствие и уверенность взрослого более благоприятны в этой ситуации.

        Теперь остановимся на таком важном вопросе: как помогать ребенку в его учебных занятиях? Многие родители ориентированы только на непосредственную помощь. В учебной работе ребенка они берут на себя функции планирования, анализа, контроля. Помощь осуществляется с установкой «делай, как я!». Такая стратегия лишает ребенка опыта, права на ошибку, задерживает формирование учебных умений.

        Необходимо дать ребенку возможность самостоятельно решать свои учебные задания. Возможные неудачи мобилизуют его внимание в школе, повысят его ответственность. Только в отдельных случаях родители могут оказывать непосредственную помощь (если ребенок не был в школе или обратился с четко сформулированными затруднениями). Но и тогда начинать надо с наводящих вопросов, чтобы ребенок приложил максимум своих усилий. Не следует брать на себя обязанности ребенка по приготовлению рабочего места, по сбору учебных вещей и принадлежностей для занятий в школе. Приобщить ребенка к чтению, воспитать любовь к книге – также задача семьи.

        К сожалению, у многих родителей сложилась порочная практика: как только ребенок поступает в школу, они перестают ему читать книги, рассуждая при этом (часто с подачи учителя) так: ребенок должен читать сам, повышать технику чтения. Эта формула справедлива только для учебного материала. Литературно – познавательные тексты читаются взрослыми столько, насколько выражена у ребенка  потребность удовлетворять познавательный интерес. Более того, чтение взрослыми пробуждает этот интерес, поддерживает любознательность ребенка. Совместное чтение обеспечивает единение взрослого и малыша, рождает духовную близость. Часто ребенок обращается к матери с просьбой почитать не для того, чтобы получить информацию, а чтобы пополнить свою энергетическую силу: физический контакт – глазами, телом – имеет большое значение для психологического здоровья ребенка.

        Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если родители заботятся о расширении кругозора ребенка. В этом плане большое значение имеет посещение театров, музеев, экскурсии по городу, знакомство с памятными местами, прогулки и пр. они должны заполнять досуг семьи. Организуя семейное времяпрепровождение, надо помнить, что интерес у детей к сугубо семейному общению очень короткий – 10-12 лет. Затем они начнут тянуться к себе подобным, в компанию детей. Это закон развития человеческого общества, поэтому нельзя терять этого благодатного времени.

        Общение в семье должно приносить радость близости и понятности. Желательно, чтобы содержание семейного досуга (чтение, просмотр спектаклей, телепередач и т.д.) обсуждалось с ребенком. Беседы о прочитанном, увиденном формируют культуру речи, мышления. При этом, что важно подчеркнуть, необходимо соблюдать товарищеский тон общения, искренне делиться своими чувствами, мыслями. Доброжелательный тон общения продуктивен для общего и социального развития ребенка.

        Важной задачей семьи является забота о раскрытии у ребенка индивидуальных задатков, склонностей, способностей. Ребенок должен осознавать черты своей неповторимости. Рисование, пение, танцы, спорт, рукоделие и т.п. способствует общему развитию ребенка, помогают самоутвердиться, повысить самооценку. Осознание этих качеств помогает ему найти свое место в школьной жизни.

        Большое значение для развития имеет домашний труд. Полезно, когда школьники имеют свою долю труда, необходимого в семье. Это может быть покупка продуктов, уборка жилья, уход за одеждой, забота о животных. Важно почаще выполнять домашние дела вместе с родителями. В ходе совместного труда обсуждается план, уточняется технология, отдельные операции, оценивается результат. Воспитанное в бытовой деятельности чувство ответственности проецируется на любую деятельность, в том числе на учебную. В ежедневном, посильном труде у детей формируются общедеятельностные умения – планирование работы, готовность к преодолению трудностей, доведение начатой работы до конца, самоконтроль.

        Семья ответственна за физическое здоровье ребенка. Родители заботятся о питании детей, помогают реализовать двигательную активность ребенка, закаливают, знакомят с различными видами спорта. Все эти факторы увеличивают работоспособность ребенка, способствуют бодрому, радостному настроению, развивают ловкость, сноровку, осознание своего физического здоровья. Если у ребенка есть отклонения в здоровье, правильное воспитание не фиксирует внимание ребенка на этих дефектах, избавляет его от ненужных комплексов.

         Большое значение для успеха в учении имеет соблюдение ребенком режима дня. Рациональная организация жизни ребенка – полноценный сон, активный отдых, умственный и физический труд – укрепляют нервную систему, способствуют успешности его обучения.

         Родители должны предоставить ребенку возможность игр, общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте решается проблема поиска близкого друга, родственной души. Семье необходимо преодолеть свой эгоцентризм, страх перед чужим влиянием, не подменять целиком собой нужные ребенку социальные связи. Ребенок на этом этапе жизни учится воспринимать индивидуальность другого, постигает законы терпимости, дружбы, преданности, а в отдельных случаях учится себя защищать. Родители должны помочь ребенку разобраться в ситуациях, где имеют место жадность и хулиганство, недоразумение и хамство, когда уместна та или иная модель поведения. Дать совет, проанализировать ситуацию – вот в чем состоит мудрость взрослого.

        В заключении беседы уместно еще раз подчеркнуть, что главная помощь семьи в учении ребенка – это забота о его духовной жизни, о добрых мыслях и поступках, расширении кругозора, насыщенности и радости бытия, осознания своего психического и физического здоровья. По подобию этого родительского собрания могут быть проведены и другие. Например, на тему «Какая у вас семья?» с использованием контрольной для взрослых (тест – рисуночная проба «Моя семья»). Дети выполняют тест, а родители с помощью психологического ключа индивидуально анализируют рисунок своего ребенка и получают соответствующую информацию.

        Темами собрания могут быть «Стили воспитания», «Занятия и игры в жизни детей», «Творчество детей в школе и дома», «Я есть! Я - человек!» (о возрастных особенностях ребенка 6-7 лет). В ходе родительских собраний основной упор делается на дискуссии, беседы, групповые занятия, ролевые игры. Содружество школы и семьи выражается также в том, что родители вникают в дела класса, в его жизнь, участвуют в оформлении интерьера, быта детей.

        Учитель ориентирует родителей на проведение совместных с детьми мероприятий, в которых укрепляется взаимопонимание, духовное единство. Это совместные с детьми родительские собрания, где родители и дети на равных обсуждают классные проблемы, семейные домашние задания: выставки, праздники; где родители и дети  являются равноправными участниками. Родители нуждаются в помощи школы, им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско – родительских отношений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_rebenka_i_ego_uspekhi_v_shkole.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь ребенка и его успехи в школе

Материал для проведения родительского собрания в 1 классе (беседа).

Без должного участия семьи не может быть продуктивно решена задача обучения, воспитания младшего школьника. Содружество семьи и школы является гарантией результативности коррекционно – развивающего обучения. С этой целью для каждого родителя заготавливают вопросы теста и методику анализа. Анкетирование проводится индивидуально, его результаты публично не обсуждаются. После этого родителям было предложено высказать свое отношение к тесту, к такой форме просвещения. Сам тест остается у родителей, как некоторая памятка продуктивной стратегии воспитания ребенка в семье.

Тест: Жизнь ребенка и его школьные успехи.

Инструкция: на каждое утверждение надо дать ответ «Да» или «Нет».

  1. Я развиваю в ребенке положительное восприятие его возможностей, способностей.
  2. Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребенка.
  3. Я приучаю ребенка самостоятельно готовить уроки (или с минимальной помощью).
  4. Я показываю ребенку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу и др.)
  5. Я никогда не отказываю ребенку в просьбе почитать.
  6. Я постоянно беру ребенка в поездки, путешествия, экскурсии и т.д.
  7. Я приветствую игры и общение моего ребенка с друзьями.
  8. Я часто выполняю вместе с ребенком одно и то же дело.
  9. Я забочусь о физическом здоровье ребенка (питание, закаливание, зарядка, занятия спортом).

10) Я слежу, чтобы ребенок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и тоже время, имел  

       часы для занятий, прогулок и т.д.

Оценка теста:  посчитать количество баллов (ответ «Да». Каждый положительный ответ оценивается  в один балл). Разделив полученную сумму на десять (количество вопросов), получаем среднеарифметическое число.                                                                                                  

1-й уровень (1-0,7 балла)

Вы правильно организуете школьную жизнь ребенка. Ребенок имеет разносторонние  интересы, подготовлен к общению со взрослыми и товарищами. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении.

2-й уровень (0,6-0,4 балла)

У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребенка. Задумайтесь, не являетесь ли вы сами чрезмерно активными, не блокируете ли «поле свободы» ребенка, достаточно ли времени ребенок общается со сверстниками? Уверена, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания.

3-й уровень (0,3-0 балла)

В вашем опыте прослеживается главная ошибка – чрезмерная опека ребенка, подмена его усилий собственной активностью. Вы недостаточно даете ребенку общаться со сверстниками, лишаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесет успех в воспитательной стратегии.

Ваш ребенок пошел в школу! Сколько новых забот, тревог, переживаний связаны с этим событием и у взрослых, и у самого ребенка! Как лучше организовывать первые дни пребывания ребенка в школе, чтобы естественный страх перед новым, неизвестным был не таким острым, разрушительным? Известно, что состояние тревоги, напряжения блокирует восприятие, мышление и память, искажает поведение ребенка, снижает результативность его деятельности. Родители должны быть готовы к этим неожиданностям. Одни дети чрезвычайно заторможены, отвечают с трудом, избегают контактов с учителем, товарищами. Другие, наоборот, становятся чрезмерно подвижными, суетливыми, даже агрессивными. Понимая особенность этого этапа в жизни ребенка (поступление в школу), родители могут помочь своим детям безболезненно, более естественно войти в школьный режим. Например, первое время особо стеснительные «домашние» дети могут взять в школу любимую игрушку или амулет. Заслуживает внимания прием, когда учитель договаривается с родителями, и они дают ребенку фотографию близкого человека: мамы, папы, бабушки. Возможность посмотреть на родное лицо, мысленно пообщаться с ним позволяет снять психотравмирующую  остроту страха, одиночества.

        В отдельных случаях, если дети чрезвычайно беспокойны, родители могут находиться в стенах школы и встречаться с тревожным ребенком. При этом  надо иметь в виду, что нервозность самого взрослого может негативно повлиять на ребенка, тогда как спокойствие и уверенность взрослого более благоприятны в этой ситуации.

        Теперь остановимся на таком важном вопросе: как помогать ребенку в его учебных занятиях? Многие родители ориентированы только на непосредственную помощь. В учебной работе ребенка они берут на себя функции планирования, анализа, контроля. Помощь осуществляется с установкой «делай, как я!». Такая стратегия лишает ребенка опыта, права на ошибку, задерживает формирование учебных умений.

        Необходимо дать ребенку возможность самостоятельно решать свои учебные задания. Возможные неудачи мобилизуют его внимание в школе, повысят его ответственность. Только в отдельных случаях родители могут оказывать непосредственную помощь (если ребенок не был в школе или обратился с четко сформулированными затруднениями). Но и тогда начинать надо с наводящих вопросов, чтобы ребенок приложил максимум своих усилий. Не следует брать на себя обязанности ребенка по приготовлению рабочего места, по сбору учебных вещей и принадлежностей для занятий в школе. Приобщить ребенка к чтению, воспитать любовь к книге – также задача семьи.

        К сожалению, у многих родителей сложилась порочная практика: как только ребенок поступает в школу, они перестают ему читать книги, рассуждая при этом (часто с подачи учителя) так: ребенок должен читать сам, повышать технику чтения. Эта формула справедлива только для учебного материала. Литературно – познавательные тексты читаются взрослыми столько, насколько выражена у ребенка  потребность удовлетворять познавательный интерес. Более того, чтение взрослыми пробуждает этот интерес, поддерживает любознательность ребенка. Совместное чтение обеспечивает единение взрослого и малыша, рождает духовную близость. Часто ребенок обращается к матери с просьбой почитать не для того, чтобы получить информацию, а чтобы пополнить свою энергетическую силу: физический контакт – глазами, телом – имеет большое значение для психологического здоровья ребенка.

        Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если родители заботятся о расширении кругозора ребенка. В этом плане большое значение имеет посещение театров, музеев, экскурсии по городу, знакомство с памятными местами, прогулки и пр. они должны заполнять досуг семьи. Организуя семейное времяпрепровождение, надо помнить, что интерес у детей к сугубо семейному общению очень короткий – 10-12 лет. Затем они начнут тянуться к себе подобным, в компанию детей. Это закон развития человеческого общества, поэтому нельзя терять этого благодатного времени.

        Общение в семье должно приносить радость близости и понятности. Желательно, чтобы содержание семейного досуга (чтение, просмотр спектаклей, телепередач и т.д.) обсуждалось с ребенком. Беседы о прочитанном, увиденном формируют культуру речи, мышления. При этом, что важно подчеркнуть, необходимо соблюдать товарищеский тон общения, искренне делиться своими чувствами, мыслями. Доброжелательный тон общения продуктивен для общего и социального развития ребенка.

        Важной задачей семьи является забота о раскрытии у ребенка индивидуальных задатков, склонностей, способностей. Ребенок должен осознавать черты своей неповторимости. Рисование, пение, танцы, спорт, рукоделие и т.п. способствует общему развитию ребенка, помогают самоутвердиться, повысить самооценку. Осознание этих качеств помогает ему найти свое место в школьной жизни.

        Большое значение для развития имеет домашний труд. Полезно, когда школьники имеют свою долю труда, необходимого в семье. Это может быть покупка продуктов, уборка жилья, уход за одеждой, забота о животных. Важно почаще выполнять домашние дела вместе с родителями. В ходе совместного труда обсуждается план, уточняется технология, отдельные операции, оценивается результат. Воспитанное в бытовой деятельности чувство ответственности проецируется на любую деятельность, в том числе на учебную. В ежедневном, посильном труде у детей формируются общедеятельностные умения – планирование работы, готовность к преодолению трудностей, доведение начатой работы до конца, самоконтроль.

        Семья ответственна за физическое здоровье ребенка. Родители заботятся о питании детей, помогают реализовать двигательную активность ребенка, закаливают, знакомят с различными видами спорта. Все эти факторы увеличивают работоспособность ребенка, способствуют бодрому, радостному настроению, развивают ловкость, сноровку, осознание своего физического здоровья. Если у ребенка есть отклонения в здоровье, правильное воспитание не фиксирует внимание ребенка на этих дефектах, избавляет его от ненужных комплексов.

         Большое значение для успеха в учении имеет соблюдение ребенком режима дня. Рациональная организация жизни ребенка – полноценный сон, активный отдых, умственный и физический труд – укрепляют нервную систему, способствуют успешности его обучения.

         Родители должны предоставить ребенку возможность игр, общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте решается проблема поиска близкого друга, родственной души. Семье необходимо преодолеть свой эгоцентризм, страх перед чужим влиянием, не подменять целиком собой нужные ребенку социальные связи. Ребенок на этом этапе жизни учится воспринимать индивидуальность другого, постигает законы терпимости, дружбы, преданности, а в отдельных случаях учится себя защищать. Родители должны помочь ребенку разобраться в ситуациях, где имеют место жадность и хулиганство, недоразумение и хамство, когда уместна та или иная модель поведения. Дать совет, проанализировать ситуацию – вот в чем состоит мудрость взрослого.

        В заключении беседы уместно еще раз подчеркнуть, что главная помощь семьи в учении ребенка – это забота о его духовной жизни, о добрых мыслях и поступках, расширении кругозора, насыщенности и радости бытия, осознания своего психического и физического здоровья. По подобию этого родительского собрания могут быть проведены и другие. Например, на тему «Какая у вас семья?» с использованием контрольной для взрослых (тест – рисуночная проба «Моя семья»). Дети выполняют тест, а родители с помощью психологического ключа индивидуально анализируют рисунок своего ребенка и получают соответствующую информацию.

        Темами собрания могут быть «Стили воспитания», «Занятия и игры в жизни детей», «Творчество детей в школе и дома», «Я есть! Я - человек!» (о возрастных особенностях ребенка 6-7 лет). В ходе родительских собраний основной упор делается на дискуссии, беседы, групповые занятия, ролевые игры. Содружество школы и семьи выражается также в том, что родители вникают в дела класса, в его жизнь, участвуют в оформлении интерьера, быта детей.

        Учитель ориентирует родителей на проведение совместных с детьми мероприятий, в которых укрепляется взаимопонимание, духовное единство. Это совместные с детьми родительские собрания, где родители и дети на равных обсуждают классные проблемы, семейные домашние задания: выставки, праздники; где родители и дети  являются равноправными участниками. Родители нуждаются в помощи школы, им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско – родительских отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Надо ли ругать за двойку? Материал для проведения родительского собрания

Материал для проведения родительского собрания в 1 или 2 классе....

Лекторий «Изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников». Материал для проведения родительского собрания в начале учебного года.

 Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. С этого возраста дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Известный ...

Материал для проведения родительского собрания.

Мудрые советы по поводу воспитания детей....

В ПОМОЩЬ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ЛИСТОК УСПЕШНОСТИ " МЫ ВМЕСТЕ "Прилежание.1. Я стараюсь в учебе.2. Я внимателен.3. Помогаю другим и сам обращаюсь за помощью.4. Мне нравится самообслуживание в школе и дома.МЫРОДИТЕЛИУЧИТЕЛЯ...

Родительское собрание "Жизнь ребенка и его успехи в школе"

Обучение в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане....

Трудности адаптации первоклассников к школе. Материал для проведения родительского собрания

Тема родительского собрания № 1  «Трудности адаптации первоклассников к школе»Цели1. Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения2. Дать прак...