Выступление на региональном семинаре "Российское казачество: через историю в современность" - 2014 год
статья по теме

Каримова Ольга Анатольевна

Чвще всего представления наших детей о русских традициях, обрядах и культуре отрывочны и поверхностны. Статья рассказывает о том, каким образом можно разжечь в детях огонек познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья36.62 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на региональном семинаре

«Российское казачество: через историю в современность»

1 марта 2014г.

Вступительная сценка.

Оксана: Саша, здравствуй! Что ты делаешь?

Саша: Да! Только уберу вещи на бабушкином чердаке. Давай встретимся через час.

Оксана: Хочешь, я тебе помогу?

Саша: Давай.

Саша: Вот решил тут комнату себе оборудовать, поставлю компьютер, повешу плакаты (показывает)

Оксана: Здорово!

Саша: Только вот весь этот хлам нужно выбросить на помойку. Показывает на кучу старых вещей.

Оксана: А что это?

Саша: Да, всякие там старинные вещи. Держи мешок, я буду складывать.

Оксана: Ты собрался это выбрасывать?

Саша: А зачем они нужны? Сейчас нужны телевизоры, компьютеры, сотовые телефоны. А этим уже никто не пользуется.

Оксана: А ты знаешь, сколько интересного могут рассказать эти вещи: как жили люди, чем занимались.

Саша: И что тут интересного?

Оксана: Представь себе, что происходило в этом доме сто лет назад.

        В доме жила крестьянская семья. Мать топила печь и готовила вкусный обед. Ей нужны были чугуны и ухваты (достает из кучи вещей). Для каждого чугунка был свой ухват. «Жар загребала» хозяйка кочергой.

Хозяин дома занимался мужской работой – чинил обувь или плел лапти.  

По вечерам крестьянка при свете керосиновой лампы пряла пряжу. Хозяйка привязывала кудель, пряла и тихо напевала песню.

Малые детки играли самодельными игрушками.

Саша: Ну и что, зато вот у меня дома и миксер есть, и стиральная машина, а на даче газонокосилка. Легко и удобно.

Оксана: Не торопись выбрасывать все эти предметы.  Я хочу показать тебе наш школьный музей и познакомить тебя с ребятами, которые занимаются в музейном кружке «Исследователи неизвестного». Я приглашаю тебя в наш музей, а уже после ты решишь для себя, как быть с бабушкиным чердаком!

Саша: Я не против.

Ольга Анатольевна: Спасибо ребятам из кадетского отряда «Сокол» за выступление.


        Я думаю, вам приходилось сталкиваться с подобным явлением в жизни, когда люди не ценят того, что у них осталось от предков.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Чаще всего представления наших детей о русской культуре  отрывочны и поверхностны. Эти пробелы восполнятся участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - посещением краеведческих экспозиций. Однако, дети сельского населенного пункта не всегда могут посетить большой музей, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. А как донести до понимания детей-горожан особенности крестьянского быта? 

Музей - это не просто подборка мёртвых экспонатов, которые стоят годами и пылятся.  Музей – это беседа истории с современностью, а экспонаты – только иллюстрация к этой беседе. Одной из наиболее эффективных форм работы являются музейные занятия..  Это интерактивные занятия, требующие  серьёзной творческой подготовки и  активности. Формы уроков разнообразны: видео-урок, сюжетно-ролевая игра, турнир,  викторина,  конференция, практикум,  урок-путешествие, урок-презентация. Их цель: превратить ученика из пассивного потребителя информации и авторитетных стереотипов в зрителя-соучастника, сопереживателя и сотворца, развить непосредственное творческое восприятие. Можно привести в качестве примера  такие занятия, которые по сути дела иногда даже превращаются в спектакли или экскурсии для  родителей, гостей, жителей села. Например,  детям очень нравится музейное занятие «Секреты предметов русской избы».

Входят дети в музей под русскую народную песню «Ах, вы сени, мои сени», вспоминают правила поведения в музее.

        -В гости ко мне пришли? Заходите, заходите ко мне в музей, я в нем хозяюшка. Садитесь на лавочки, а я вас всех разгляжу, про ребят потешку скажу (хожу около детей, глажу их по головам, некоторых вывожу на середину комнаты, а затем, сказав потешку, провожаю на место):

Наша Дашенька в саду

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду,

Сладко яблочка в саду!

У Ванечки руки в бок, глазки в потолок.

Пошел за порог – упал поперек…

И не заплакал!

Встал и пошел, вот как хорошо!

Баю-баю, баиньки,

Купим Лене валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет Леночка ходить,

Новы валенки носить!

А у Катеньки коса —

Всему городу краса.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, коса, не путайся,

Катя, маму слушайся!

Всех я разглядела, на всех полюбовалась, теперь вы оглядитесь в моем музее.

- Что такое музей? (Это место, где собирают, изучают и хранят редкие предметы)

- Предметы и вещи в музее называют …….    экспонатами.

- Человека, который проводит экскурсии и знакомит с экспонатами называют   ……..экскурсовод.  Я – экскурсовод, а кто вы?....... (посетители, экскурсанты, гости).

В данном случае музей пришел к нам. Не всегда в школах есть музей, поэтому можно на занятие принести некоторые предметы.

        - Современные технологии сейчас позволяют увидеть то, что уже почти не сохранилось. Экран наглядно объяснит, как и что выглядело  раньше и сейчас.

        - Мы с вами сегодня побываем в удивительном месте. Ребятам предлагается посмотреть мультфильм, где действие происходит в избе. После просмотра задаются вопросы.

        - Догадались ли вы, о чем мы с вами будем говорить? (о русской избе, о предметах крестьянского быта). Сегодня мы побываем в необычном, удивительном месте – русской крестьянской избе. “Двор, что город, изба – что терем”.

Давайте мысленно войдем в крестьянское жилище.

        Первое, на что падал взор входящего – это красный угол. Входящий в дом, перед иконами обязательно накладывал на себя крестное знамение.

        Сама комната называлась клетью, в нее можно было попасть через низкую дверь с высоким порогом. Окна в русской избе были маленькими, обычно их было три с передней стороны и одно сбоку.

- Как вы думаете, что ещё было в доме самым главным? (ответы детей)

- Правильно, печка. Да, без печи нельзя себе представить избу. Ведь на ней готовили еду, она обогревала дом, на ее лежанке отдыхали после тяжелого трудового дня.

- А как вы думаете, какие опасности таит в себе печка? (ответы детей)

- Да, ребята, при неосторожном обращении с печкой мог возникнуть пожар. А что нужно сделать, чтобы уменьшить риск пожара? (печь обязательно обмазывали глиной, так  как глина не горит. Еще печь  белили, ведь на белом фоне хорошо видны все трещинки. Хозяева могли их вовремя увидеть и устранить неисправности)

        Чем больше была печь, тем больше тепла она давала, кроме того, в печи готовили пищу, на ней спали старики и дети.        

        - Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.

(“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди” )

Физминутка. Ой, как у печки тепло. А за окном снежок. Это неделя масленичная. Мы масленицу провожали, в русской печи блины пекли, колядовали, хороводы водили, песни пели.  Вставайте в круг. И мы с вами поиграем в русскую народную игру «Кострома». Предлагаю желающим выйти в круг поиграть.

Играющие встают кругом. В центре «Кострома». Дети  идут по кругу, поют. Кострома отвечает на вопросы детей, показывает движения. Дети повторяют движения.

Ах, где Кострома, где сударыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома.

-что делаешь?

- нитки пряду.  

-клубки мотаю.

- поработала-пообедаю.

- легла, да уснула.

- проснулась-попрыгаю.

В русской избе обычно была одна комната. Рядом с печкой находился так называемый «бабий угол». Здесь женщины готовили пищу, занимались рукоделием, хранили посуду. Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

        Я к вашему приходу уже и каши наварила – вот она, в чугунке. Чугунок горячий, до него не дотронешься! Ухвачу-ка я его вот этим ухватом и на стол отнесу. (Показывает) Пусть немножко остынет, тогда можно и гостей угощать.

        Физминутка. А это кто? мой котик Васенька. А вот и он пришел с вами поиграть. Иди, иди сюда, Васенька, не бойся, детки тебя не обидят. Ребятки, позовите котика ласково, а то он боится. Кто котика ласково позовет, к тому он в гости придет. (Дети зовут котика. Учитель подносит к ним котика-игрушку.) Погладьте котика, вон какая у него шубка!

        Пусть котик полежит, да послушает вас.

К нашему занятию ребята готовили домашнее задание: нужно было найти и запомнить информацию об экспонатах музея. Заслушиваются сообщения учащихся о чугунке, ухвате, сундуке. После - идет обсуждение о назначении этих предметов.

        Чугунок - это посуда из чугуна для приготовления в печи каши и щей. Пища, приготовленная в чугунках, получалась очень вкусной. В печь чугунок ставили при помощи ухвата. На смену чугункам пришла новая посуда. Она красивее и удобнее. Но бабушки часто вспоминают вкус пищи, приготовленной в русской печи в чугунке.

- для чего использовали чугунок? (        Для приготовления в печи каши и щей).

- с помощью чего ставили чугунок в печь?  (с помощью ухвата).

        ухват— приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь горшки и чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата — рогач.

        В избе было не так уж много мебели: стол, лавки вдоль стен, на которых не только сидели, но и спали, небольшой открытый шкаф для посуды. А это что за предмет такой? (сундук). О сундуке и его назначении нам ________(слушание сообщения)

        Сундук – это ящик с крышкой и с замком. Сундук всегда прятал какие-то тайны. В нем хранились фотографии, документы, вещи , сюрпризики для детей. Говорят, что от сундука пошла вся другая мебель. Сундук очень простая и нужная вещь. Можно сказать, что он появился везде и сразу. У нас в России сундук считается русским предметом быта. Раньше была даже профессия укладчиков одежды в сундук.

Далее задается вопрос: А что хранили в сундуках? (одежду, лапти).

         Основными видами обуви в старину были лапти и сапоги. Лапти являлись древней народной обувью. Название происходит от слова «лапа», то есть стопа. Плели их из лыка липы. Лапоть привязывался к ноге шнурками. Одной пары лаптей хватало на неделю.

Предлагается детям примерить лапоточки и пройтись по дорожке.

- есть желающие в аудитории одеть лапти? (одевают лапти и ходят под музыку).

Почти в каждой избе имелся ткацкий станок, на нем женщины ткали.

Полы покрывались вязаными или сотканными половиками, половики – дорожки, постеленные в направлении от двери к передним окнам, - представляли путь-дорогу.

        1.Котик поел, умылся лапочкой – и на печку отдыхать. Ну и мы отдохнем, посидим да загадки поотгадываем, а отгадки – вот они, все здесь, в нашем музее. Далее работа построена в группах. Учитель загадывает загадки, дети ищут картинку и предмет-отгадку, называют характерные особенности предмета.

  • То она печет блины, то показывает сны (печка)
  • Из русской печи

Кашу из печи тащи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил … (ухват)

  • Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (чугунок)

  • Прячет бабушка там вещи

сапоги, кафтан, сюртук..

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут ...(сундук).

  • Привяжешь – пойдут,

Отвяжешь – останутся (лапти)

  • Ни хвоста, ни головы,

А четыре ноги. (стол)

Физминутка. А что это: под лавочкой да с хвостиком? (Пробует поднять за нитку клубок.)

Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь! (Клубок)

Правильно, это клубок! Только как он под лавкой оказался? А-а, догадалась…

Наш коток-воркоток

Укатил клубок.

Клубок катится,

Нитка тянется.

Игра: «Клубок катится».

        Дети образуют  шеренгу. Под песню один конец шеренги закручивается вокруг другого – неподвижного его конца – наподобие нитки, сматываемой в клубок. Когда «клубок» смотан, его начинают разматывать. Песня повторяется несколько раз.

        Клубок катится,

        Нитка тянется,

        Клубок дале, дале, дале,

        Нитка доле, доле, доле,

        Клубок дале, дале, дале,

        Нитка доле, доле, доле,

        Укатился клубок

        За ракитовый кусток.

2. Далее для закрепления предлагается игра «Сундучок». В сундучке слова. Дети по очереди  под музыку передают сундучок по кругу, как только музыка останавливается, дети открывают сундучок и достают любое слово, читают его и этот предмет находят в музее, берут его, выстраиваются в одну шеренгу.

В конце занятия подводится итог:

- Какое у вас настроение?

- О каких предметах вы узнали на занятии?

- Что  вам больше всего запомнилось?

Самооценку можно провести по жетонам. Выдаются жетоны с настроением разного цвета:

Зеленый – мне все понравилось, было интересно, я все запомнил.

Желтый – было интересно, но не всё понятно.  

Красный – мне не понравилось, было трудно.

Обязательно в конце занятия необходимо похвалить ребят. Для них в сундуке находятся сюрпризики.

        Вывод:

Итак, музейное занятие – это интерактивная форма работы. Она сочетает элементы экскурсии, лекции, игры, беседы. Все музейные занятия для младших школьников построены на игровых методиках. Игра для ребенка – это не просто развлечение, а естественный способ общения с окружающим миром.

На таких занятиях дети знакомятся с утварью и убранством  избы, пополняют интерьер помещения, приносят семейные реликвии, старинные предметы быта. Всё, что попадает в избу, тщательно изучается, описывается.

Говоря об избе, можно продолжить занятия на такие темы:

  1. «Как строили дома казаки. Обряды при постройке дома и новоселье. Воспитание казачат в старину. Украшение дома (резьба, изготовление утвари)»

На практическом занятии можно сделать модель дома (пятистенок), вырезать из бумаги наличники.

2. «Как стать хранительницей очага. Воспитание казачки и женское рукоделие. Как готовили приданое к свадьбе»

На практическом занятии можно выполнить самостоятельный рисунок «Казачка прошлых столетий».  Провести пробные занятия по плетению, вышиванию, ткачеству.

3.        Следующая тема «Семья - семь «я».

Можно поговорить о взаимоотношениях старших и младших. Как преодолевать трудности семейной жизни. Семейно-бытовые обряды: родины, крестины, похороны. Воспитание детей. Как научиться любить и жалеть самых маленьких и старых.

Попрактиковаться можно в пестовании (пеленание, баюканье, игра с куклой «ребенком»).

4.        Следующая тема: Дом рассказывает сказки.

Мифологические существа русского дома (домовой). Символическое и ритуальное значение предмета домашней утвари: горшок, кувшин, дежа, квашня, нож, решето и сито, ступа и пест. Какую роль играют предметы в сказках - помощники или враги. Викторина по сказкам.

На практическом занятии: лепка  из  теста  предметов утвари,   посуды.   Роспись  по дереву. Рисунок «Где живет сказка».

5.        «Игрушка - небалушка»

Игровая культура детства. Игра, как репетиция роли взрослого. Игрушечные промыслы России. История игрушек. Современные игрушки -забава или пагуба?

Практикум: мастер-класс по изготовлению куклы, лепка свистульки по выбору.

6.        «Сшей мне, матушка красный сарафан»

Русская народная одежда: детская, взрослая. мужская, женская. Ритуальное значение рубахи, вышивка пояса, головного женского убора.

Практикум:    модель    традиционного    народного    костюма. Занятия проводятся с учетом возраста и подготовленности учащихся.    

 7.   Традиции и обряды казачьей  кухни.

 «Щи да каша – пища наша», «Хлеб – батюшка». История картофеля. Детские лакомства и старинные напитки.

Практикум: лепка из теста. Викторины по теме.

8.         Беседы о чае.

Откуда пришел к нам чай. История самовара. Чайный этикет. Кто, как и с чем пил чай.

Практикум: как правильно устроить чаепитие: заварить чай, подать, угостить. Чем отличается званый чай и деловое чаепитие. «Чайные» истории.

9.    Участие в театрализации календарных праздников.

Разучивание календарной фольклорной  песни. Основы православной культуры; Праздничные посиделки (на масленицу, на святки).

Практикум: раскрашивание яиц. Пасхальные и рождественские открытки. Ангелочки (из бумаги, ткани, нитей, бисера).

10. Участие детей в народных гуляньях по подготовленным сценариям:

- Рождество Христово (Колядки, Святочные гадания)

- Масленица

- Пасхальное Воскресенье

- Троица

Народный быт и культура обладают глубокой преемственностью. Шагнуть  вперед можно лишь оттолкнувшись от чего- либо, поэтому так велик интерес к тому, что волновало предков наших. Их опыт, нравственный и культурный, необходим сегодня нам, завтра будет необходим нашим детям и внукам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональных курсах при Институте непрерывного педагогического образования по теме «Игра - как средство воспитания и обучения школьников».

Игра имеет большое значение для развития личности ребенка. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма. Игры создают положительный эмоциональный фон. В игре не только проявля...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА"

Современный урок - это урок, где видна совместная деятельность учителя и учащихся, урок, на котором каждый учащийся не остается посторонним и способен пережить ситуацию успеха, урок, на котором ребенк...

Проект: модная профессия стилист-парикмахер «Варвара-краса, длинная коса» 4 «б» класса в рамках реализации регионального проекта «Обучение через предпринимательство».

Цель:раскрытие смысла деятельности     парикмахера;воспитание уважения к профессии парикмахер. Задачи:иметь представление:об истории возникновения иразвития парикмахерск...

Выступление на региональном практическом семинаре «Актуальные направления работы с родителями в контексте формирования культуры семейного воспитания»

«Деятельность духовно-просветительского центра по поддержке семейных и родительских объединений, содействующих формированию нравственных ценностей у детей и подростков»...